В современной педагогике и психологии вопросы защиты ребенка от негативного информационного воздействия проработаны недостаточно глубоко. Теоретическим основам информационной безопасности школьников в глобальной сети Интернет уделяется не достаточно внимания. Также отсутствуют педагогические условия обеспечения информационной безопасности школьника в системе образования.
Сегодня остро встает вопрос о необходимости формирования компетентности педагогов в области информационной безопасности личности учащихся, как закономерный ответ на информационные угрозы. Педагог должен формировать у подрастающего поколения навыки информационной безопасности и медиаграмотности, которые позволили бы учащемуся самостоятельно оценивать опасность тех или иных ресурсов, противостоять возникающим в глобальной сети Интернет новым угрозам и рискам, самостоятельно организовывать учебную деятельность в условиях функционирования информационной среды дистанционного обучения [2, c.69].
В целях обеспечения информационной безопасности участников образовательного процесса актуальной становится задача не только расширения содержания подготовки педагогов, но и выработки практических рекомендаций для таких групп как родители и сами учащиеся. Родители зачастую отстают в информационной компетентности от своего ребенка, не могут обеспечить его информационную безопасность и часто не осознают всёй глубины проблемы.
Государством и обществом осознаётся наличие проблемы обеспечения безопасного доступа детей, учащихся к информационным ресурсам. В «Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы» указано на несоответствие современной системы обеспечения информационной безопасности детей новым рискам, связанным с развитием сети «Интернет» и информационных технологий, нарастающему вредоносному контенту [1, c.4].
Требуется разработать единую концепцию, описывающую все аспекты безопасного взаимодействия школьника с Интернет средой с учетом региональных особенностей. К таким аспектам можно отнести: модель угроз информационной безопасности детей в глобальной сети Интернет, психологические риски в глобальной паутине, модель организации информационной безопасности в образовательном учреждении.
В современную Интернет-эпоху необходимо иметь целостное представление о процессе обеспечения информационной безопасности школьников, а для этого необходимо выявить исторические, региональные, психолого-педагогические и социальные предпосылки проблем информационной безопасности.
Для более детальной разработки теоретических и практических основ информационной безопасности школьников в глобальной сети Интернет необходимо:
1. Разработать комплексную модель школьника в информационном пространстве сети Интернет. Данная модель должна содержать совокупность взаимосвязанных профилей школьника для доступа к различным сервисам сети Интернет. Анализ подобной модели позволит сделать обоснованные выводы об интересах школьника во всемирной паутине, получить представление о его предпочтениях и мотивах. Модель школьника в сети Интернет можно дополнить загружаемым, скачиваемым и порождаемым им контентом, который может включать в себя текстовые, графические, аудио и видео материалы.
2. Выполнить анализ угроз информационной безопасности школьников в сети Интернет. В ходе анализа будут выявлены основания для классификации и описание всех угроз, имеющих значение в рамках изучения данной проблемы, в разрезе выделенных классификационных оснований.
3. Детально изучить существующие проблемы интернет-зависимости школьников во всех аспектах. Здесь можно выделить актуальные примеры интернет-зависимости: от социальных сетей, от сайтов развлекательной направленности, от социальных сетей, от видеохостингов, от онлайн-игр.
4. Исследовать основные принципы организации защиты детей от вредной информации в сети Интернет. Изучить позитивный и негативный опыт в России и в зарубежных странах.
5. Изучить рынок современных аппаратных и программных средств обеспечения информационной безопасности детей в сети Интернет. Выполнить их сравнение и проанализировать эффективность использования.
6. Выявить региональные аспекты информационной безопасности в сети Интернет школьников дома и в образовательном учреждении. Проанализировать и определить текущее состояние проблемы.
7. Описать концепцию системы контентной фильтрации в образовательных учреждениях как центрального элемента системы обеспечения информационной безопасности школьников в сети Интернет. Проанализировать ее эффективность и определить текущий уровень развития.
В предметную подготовку будущих педагогов (бакалавров и магистров направления «Педагогическое образование») следует внедрить инвариантные модули содержательной линии информационной безопасности школьников. Разработать методическую систему формирования у будущих учителей компетентности в области информационной безопасности. Вопросы информационной безопасности школьников можно разбирать со студентами в рамках дисциплин «Информационные технологии в образовании» и «Методика обучения и воспитания» [3].
Детальное изучение теоретических и практических основ информационной безопасности школьников в глобальной сети Интернет позволит выработать список мер для органов управления образования, образовательных учреждений, родителей, учащихся позволяющий значительно повысить уровень информационной безопасности школьников в сети Интернет.
Библиографический список
- Богатырева, Ю. И. «Организация безопасного информационного пространства школьников в Интернете: методические рекомендации для бакалавров и магистров направления 050100 Педагогическое образование, учителей, учащихся и их родителей». – Тула: Издательство ТулГУ, 2013. – 96 с.
- Голубев О.Б., Никифоров О.Ю. Особенности инновационной архитектуры учебного взаимодействия в цифровой школе. – Инновационный Вестник Регион. 2012. № 4. – С. 68-72.
- Голубев О.Б., Никифоров О.Ю. Использование облачных сервисов при обучении информатике. В сборнике: «Системные стратегии: наука, образование, информационные технологии». – Вологодский государственный педагогический университет. Вологда, 2013. – С. 44-47.