ОРГАНИЗАЦИЯ БЕЗОПАСНОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА ШКОЛЬНИКОВ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ

Голубев Олег Борисович1, Никифоров Олег Юрьевич1
1Вологодский государственный университет

Аннотация
В данной статье раскрываются вопросы, связанные с организацией безопасного информационного пространства школьников в сети Интернет. Сегодня остро стоит проблема интернет-зависимости детей. Особое внимание авторы уделяют разработке теоретических и практических основ информационной безопасности школьников в сети Интернет.

Ключевые слова: безопасная работа в сети Интернет, интернет, контентная фильтрация, региональные аспекты информационной безопасности


SECURING INFORMATION SPACE SCHOOLCHILDREN ON THE INTERNET

Golubev Oleg Borisovich1, Nikiforov Oleg Yurievich1
1Vologda State University

Abstract
This article presents issues related to the organization secure information environment students on the Internet. Today, the acute problem of Internet addiction children. They focus on the development of theoretical and practical foundations of information security students on the Internet.

Keywords: information security, Internet


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Голубев О.Б., Никифоров О.Ю. Организация безопасного информационного пространства школьников в сети Интернет // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 8. Ч. 2 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2014/08/37284 (дата обращения: 05.11.2024).

В современной педагогике и психологии вопросы защиты ребенка от негативного информационного воздействия проработаны недостаточно глубоко. Теоретическим основам информационной безопасности школьников в глобальной сети Интернет уделяется не достаточно внимания. Также отсутствуют педагогические условия обеспечения информационной безопасности школьника в системе образования.

Сегодня остро встает вопрос о необходимости формирования компетентности педагогов в области информационной безопасности личности учащихся, как закономерный ответ на информационные угрозы. Педагог должен формировать у подрастающего поколения навыки информационной безопасности и медиаграмотности, которые позволили бы учащемуся самостоятельно оценивать опасность тех или иных ресурсов, противостоять возникающим в глобальной сети Интернет новым угрозам и рискам, самостоятельно организовывать учебную деятельность в условиях функционирования информационной среды дистанционного обучения [2, c.69].

В целях обеспечения информационной безопасности участников образовательного процесса актуальной становится задача не только расширения содержания подготовки педагогов, но и выработки практических рекомендаций для таких групп как родители и сами учащиеся. Родители зачастую отстают в информационной  компетентности от своего ребенка, не могут обеспечить его информационную безопасность и часто не осознают всёй глубины проблемы.

Государством и обществом осознаётся наличие проблемы обеспечения безопасного доступа детей, учащихся к информационным ресурсам. В «Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы» указано на несоответствие современной системы обеспечения информационной безопасности детей новым рискам, связанным с развитием сети «Интернет» и информационных технологий, нарастающему вредоносному контенту [1, c.4].

Требуется разработать единую концепцию, описывающую все аспекты безопасного взаимодействия школьника с Интернет средой с учетом региональных особенностей. К таким аспектам можно отнести: модель угроз информационной безопасности детей в глобальной сети Интернет, психологические риски в глобальной паутине, модель организации информационной безопасности в образовательном учреждении.

В современную Интернет-эпоху необходимо иметь целостное представление о процессе обеспечения информационной безопасности школьников, а для этого необходимо выявить исторические, региональные, психолого-педагогические и социальные предпосылки проблем информационной безопасности.

Для более детальной разработки теоретических и практических основ информационной безопасности школьников в глобальной сети Интернет необходимо:

1. Разработать комплексную модель школьника в информационном пространстве сети Интернет. Данная модель должна содержать совокупность взаимосвязанных профилей школьника для доступа к различным сервисам сети Интернет. Анализ подобной модели позволит сделать обоснованные выводы об интересах школьника во всемирной паутине, получить представление о его предпочтениях и мотивах. Модель школьника в сети Интернет можно дополнить загружаемым, скачиваемым и порождаемым им контентом, который может включать в себя текстовые, графические, аудио и видео материалы.

2. Выполнить анализ угроз информационной безопасности школьников в сети Интернет. В ходе анализа будут выявлены основания для классификации и описание всех угроз, имеющих значение в рамках изучения данной проблемы, в разрезе выделенных классификационных оснований.

3. Детально изучить существующие проблемы интернет-зависимости школьников во всех аспектах. Здесь можно выделить актуальные примеры интернет-зависимости: от социальных сетей, от сайтов развлекательной направленности, от социальных сетей, от видеохостингов, от онлайн-игр.

4. Исследовать основные принципы организации защиты детей от вредной информации в сети Интернет. Изучить позитивный и негативный опыт в России и в зарубежных странах.

5. Изучить рынок современных аппаратных и программных средств обеспечения информационной безопасности детей в сети Интернет. Выполнить их сравнение и проанализировать эффективность использования.

6. Выявить региональные аспекты информационной безопасности в сети Интернет школьников дома и в образовательном учреждении. Проанализировать и определить текущее состояние проблемы.

7. Описать концепцию системы контентной фильтрации в образовательных учреждениях как центрального элемента системы обеспечения информационной безопасности школьников в сети Интернет. Проанализировать ее эффективность и определить текущий уровень развития.

В предметную подготовку будущих педагогов (бакалавров и магистров направления «Педагогическое образование») следует внедрить инвариантные модули содержательной линии информационной безопасности школьников. Разработать методическую систему формирования у будущих учителей компетентности в области информационной безопасности. Вопросы информационной безопасности школьников можно разбирать со студентами в рамках дисциплин «Информационные технологии в образовании» и «Методика обучения и воспитания» [3].

Детальное изучение теоретических и практических основ информационной безопасности школьников в глобальной сети Интернет позволит выработать список мер для органов управления образования, образовательных учреждений, родителей, учащихся позволяющий значительно повысить уровень информационной безопасности школьников в сети Интернет.


Библиографический список
  1. Богатырева, Ю. И. «Организация безопасного информационного пространства школьников в Интернете: методические рекомендации для бакалавров и магистров направления 050100 Педагогическое образование, учителей, учащихся и их родителей». – Тула: Издательство ТулГУ, 2013. – 96 с.
  2. Голубев О.Б., Никифоров О.Ю. Особенности инновационной архитектуры учебного взаимодействия в цифровой школе. – Инновационный Вестник Регион. 2012. № 4. – С. 68-72.
  3. Голубев О.Б., Никифоров О.Ю. Использование облачных сервисов при обучении информатике. В сборнике: «Системные стратегии: наука, образование, информационные технологии». – Вологодский государственный педагогический университет. Вологда, 2013. – С. 44-47.


Все статьи автора «Никифоров Олег Юрьевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: