ФОРМИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННЫХ СТРАТЕГИЙ ТЕРРИТОРИАЛЬНО-ЛОКАЛИЗОВАННЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ МЕЗОУРОВНЯ

Тхакушинов Эдуард Китович
Майкопский государственный технологический университет
доктор экономических наук, профессор

Аннотация
Данная статья посвящена инвестиционной региональной политике, нацеленной на интегрирование отдельных управленческих решений в оптимальную комбинацию управленческих воздействий, обеспечивающих комплексное развитие экономики мезоуровня, которое базируется на систематизации и учете максимально полного спектра условий-факторов позитивного и негативного воздействия на инвестиционные процессы.

Ключевые слова: инвестиционные риски, региональная экономика, социально-экономическое развитие, стратегия, территориально-локализованные экономические системы мезоуровня., управление


FORMATION OF INVESTMENT STRATEGY TERRITORIAL THE LOCALIZED ECONOMIC SYSTEMS OF MESOLEVEL

Tkhakushinov Eduard Kitovich
Maikop state technological university
Ph.D. (doctor) in economics, professor

Abstract
This article is devoted to the investment regional policy aimed at integration of separate administrative decisions in an optimum combination of administrative influences, providing complex development of economy of mesolevel which is based on systematization and the accounting of the most full range of conditions factors of positive and negative impact on investment processes.

Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Тхакушинов Э.К. Формирование инвестиционных стратегий территориально-локализованных экономических систем мезоуровня // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 8. Ч. 2 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2014/08/36918 (дата обращения: 19.04.2024).

Решение проблемы управления региональными инвестиционными рисками остается необеспеченным адекватным инструментарием, учитывающим специфику конкретной территории протекания инвестиционных процессов, что существенно ограничивает прикладные возможности имеющихся походов к решению данной проблемы.

Необходимость формирования нового, регионального, подхода к управлению рисками инвестирования в границах территориально-локализованных экономических систем мезоуровня подтверждается также объективно существующей «неравномерностью и непропорциональностью территориального социально-экономического развития страны и соответствующим наращиванием центро-периферийных градиентов с гиперконцентрацией ресурсов и властных полномочий в ее «центре», а также выстраиванием государственной вертикали на фоне последовательного и все более тотального контроля над мезоэкономическими системами» [1, с. 19].

В соответствии с макроэкономическими прогнозами, проблемы экономического развития России в ближайшие годы будут определяться ее способностью к привлечению инвестиционных ресурсов для ускоренного роста. Исчерпание конъюнктурных факторов (таких как свободные мощности, «мягкие» ресурсные ограничения, благоприятная мировая конъюнктура) выдвигает на первый план задачу количественного и качественного роста производственного капитала, ориентированного на выпуск продукции, обеспеченной спросом внутреннего и внешнего рынков.

Качественная, ориентированная на инновационный вектор развития, трансформация национальной экономики, структуру которой составляют саморазвивающиеся территориально-локализованные образования (регионы), в значительной мере определяется размерами синергетического эффекта от соорганизации отдельных хозяйственных субъектов в единое целое – территориальное хозяйство. Это подтверждается тем, что практика регионального построения российской экономики «… в своем динамическом аспекте носит спонтанный характер, поскольку неизменно дополняется многоаспектными изменениями регионально-локализационных параметров и характеристик производительных сил, сопровождаемых адекватными преобразованиями производственных, территориальных, а также производственно-территориальных отношений, включая реструктуризацию уже сложившейся системы меж- и внутрирегиональных экономических связей, становление новых таксономических уровней экономического регионализма и т.п.» [2, с. 143], а также межтерриториальным перераспределением инвестиционных факторов инновационного экономического роста.

Результатом экономических преобразований и структурной перестройки экономики России явилась существенная дифференциация территорий, проявляющаяся в усилении межрегиональных различий в уровне жизни населения, динамике производственных показателей, финансовой ситуации, инвестиционного климата и т.д. Произошло расслоение регионов по основным параметрам, характеризующим социально-экономическую ситуацию и глубину экономических реформ, проявились скрытые каналы территориального перераспределения ресурсов (в первую очередь, инвестиционных и финансовых), в результате чего низкий экономический статус одних регионов может выступать условием ускоренного развития относительно более благополучных территорий.

Такая в целом негативная тенденция «усиления дифференциации уровней социально-экономического развития регионов связана, во-первых, с включением механизма рыночной конкуренции, разделившего регионы по их конкурентным преимуществам и недостаткам, различной адаптацией к рынку регионов с разной структурой экономики и разным менталитетом населения и власти. Во-вторых, значительно ослабла регулирующая роль государства, что выразилось в сокращении государственных инвестиций в региональное развитие, отменен большинства региональных экономических и социальных компенсаторов. В-третьих, сказалось фактическое неравенство различных регионов в экономических отношениях с центром. Чрезмерная и увеличивающаяся межрегиональная социально-экономическая дифференциация имеет свои неизбежным следствием расширение ареалов депрессивности и бедности, ослабление механизмов межрегионального экономического взаимодействия, нарастание межрегиональных противоречий. Все это затрудняет проведение эффективной общероссийской политики социально-экономических преобразований» [3, с. 276].

В сложившемся макро- и мезоэкономическом контексте инвестиции можно рассматривать в качестве приоритетного инструмента механизма регионального производства и распределения результатов производственно-хозяйственной деятельности в социальных целях. Это, наряду с целым комплексом институциональных детерминант территориального характера, инициирует рост инвестиционной активности не столько в центре, сколько в регионах (территориальных образованиях, экономическая локализация которых определяется административными границами), а также в крупных корпоративных объединениях (территориально-производственных кластерах), обладающих значительным экономическим и инновационным потенциалом и приобретающих в силу этого самостоятельный статус крупных территориально-локализованных экономических систем мезоуровня.

Сопряженный с общей положительной макроэкономической динамикой рост инвестиций в российскую экономику, несмотря на постепенное выравнивание межотраслевых пропорций, остается крайне неравномерным в разрезе отдельных регионов. Осуществляемая в соответствии с этими тенденциями идентификация инвестиционного потенциала и структурного качества инвестиционной политики базируется, прежде всего, на оценке инвестиционной привлекательности и инвестиционной активности региона. Детерминируемые складывающимися реалиями, современные научные разработки по данной проблеме приобретают качественно новый методический аспект и сориентированы на теоретический синтез разноаспектных категорий инвестиционной проблематики, выявление методических основ релевантных критериев оценки инвестиционного потенциала, структурный анализ составляющих инвестиционного потенциала, инвестиционного климата и инвестиционных рисков.

Теоретически обосновано и практически выверено, что реальная деформация межотраслевых пропорций воспроизводства, равно как и реальное инвестиционное насыщение сферы материального производства и обращения, происходят на региональном уровне. Региональные особенности экономического развития становятся первичным фактором, учет которого позволяет априори определить общую направленность и особенности развития процессов воспроизводства и обращения в рамках экспериментально заданного или научно обоснованного в качестве наиболее приемлемого уровня инвестиционной активности в отраслевой структуре региона.

Сказанное выше делает продвижение рыночных реформ напрямую детерминированным как масштабами накопления инвестиций на региональном уровне (поскольку их концентрация за счет различных источников финансирования позволяет региону решать наиболее значимые и неотложные для него задачи), так и формированием в регионе адекватной институциональной среды, способствующей активизации привлечения и эффективного использования инвестиций.

В то же время, большая часть исследований, посвященных данной проблематике, методически завязана на решении общеэкономических проблем поиска путей стабилизации экономического развития регионов, рассмотрении универсальных инструментов наиболее полного и интенсивного использования их инвестиционного потенциала. При этом инвестиционный климат отдельно взятого региона рассматривается как обобщающая характеристика инвестиционных процессов в субъектах Российской Федерации, неизбежно оставляя на себе печать, связанную с игнорированием особенностей функционирования региональной рыночной инфраструктуры. На важность учета такого рода априорных допущений указывает, в частности, активное развитие научных методик, позволяющих идентифицировать тип инвестиционного климата региона на фоне крайней неоднородности инвестиционного пространства России.

Действующая в настоящее время федеральная целевая программа «Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов РФ в 2002 – 2010 годах и до 2015 года, утвержденная постановлением Правительства РФ от 11 октября2001 г., в контексте инвестиционной проблематики объективно требует сглаживаний инвестиционных различий между субъектами федерации. Единообразная и целеориентированная систематизация усилий в этой области должна быть построена на реализации дифференцированного подхода в региональной экономической политике, приземленного на учет как эволюционно устоявшихся (долгосрочных), так и прогнозируемых особенностей инвестиционного климата региона. В то же время стержневым компонентом инновационных моделей модернизации российской экономики в настоящее время является тесная увязка целевых ориентиров, обозначенных в федеральных и региональных программах социально-экономического развития, с традиционными и новыми инструментами инвестиционной политики. Действенность такого подхода заключается в возможности максимально полного приближения к балансу целей и средств (включая важнейшую их компоненту – инвестиционную) посредством согласования и синхронизации направлений, форм и масштабов аккумулирования инвестиционных ресурсов в проектах, ориентированных на решение экономических, научно-технических и социальных задач развития территории.

Современную логико-методологическую основу новых моделей формирования региональных стратегий и в их составе – адаптивных вариантов мотивации инвестиционной активности в границах конкретной территории образует парадигма: «экономика России – не монообъект, а пространственный (многорегиональный) организм, функционирующий на основе вертикальных (центр – регионы) и горизонтальных (межрегиональных) экономических взаимодействий и входящий в систему мирохозяйственных связей. В соответствии с таким «пространственным подходом», приоритетную роль в формировании национальной инвестиционной стратегии и инвестиционных стратегий отдельных территориально-локализованных экономических систем мезоуровня, приобретает сопряженность инвестиционной системы с реалиями российского экономического регионализма. Это принципиально для России, поскольку данный подход отражает, с одной стороны, разнообразие природных, геополитических, экономических, демографических, этнокультурных и других условий на различных ее территориях, с другой – необходимость создания условий для эффективного функционирования национальной экономики в направлении ее интеграции в мировое экономическое пространство.

Кроме того, в условиях отмеченной дифференциации региональных экономик наблюдается, с одной стороны, огромная неудовлетворенная потребность в инвестициях, а с другой стороны, потенциальные инвесторы при обеспечении гарантий готовы вкладывать капитал и идеи в отечественную экономику с целью получения дополнительных доходов в будущем. В рамках такой парадигмы представляется очевидной дифференциация управленческих стратегий в отношении инвестиционных процессов и сопряженных с ними инвестиционных рисков в границах отдельных территориально-локализованных экономических систем мезоуровня.

В соответствии с этим определение действенных вариантов инвестиционной региональной политики, нацеленной на интегрирование отдельных управленческих решений в оптимальную комбинацию управленческих воздействий, обеспечивающих комплексное развитие экономики мезоуровня, должно базироваться на систематизации и учете максимально полного спектра условий-факторов позитивного и негативного воздействия на инвестиционные процессы. В значительной степени это связано также с тем фактом, что современная российская экономика требует существенных вливаний иностранных инвестиций, что, в свою очередь, актуализирует своевременный запуск механизма учета стратегий и интересов инвестора при формировании и развитии инвестиционного имиджа региона.

Последовательность изучения инвестиционного рынка для принятия решения об инвестировании и управлении инвестиционной деятельностью включает в себя:

- оценку и прогнозирование макроэкономических показателей развития инвестиционного рынка;

- оценку и прогнозирование инвестиционной привлекательности отраслей и подотраслей экономики региона с позиционированием в их составе полюсов роста и лимитирующих компонентов;

- оценку и прогнозирование инвестиционной привлекательности корпоративных агентов региональной экономики и региона в целом;

- оценку инвестиционной привлекательности сегментов инвестиционного рынка и отдельных инвестиционных проектов;

- комплексную оценку инвестиционных рисков;

- разработку стратегии инвестиционной деятельности инвестора;

- формирование эффективного инвестиционного портфеля, включающего реальные, финансовые и инновационные инвестиции;

- управление инвестиционным портфелем.

В соответствии с этим эффективность развития региональной экономики определяется не только и не столько инвестиционными вливаниями в развитие отраслей и сфер экономики территориальной системы, являющихся полюсами роста, сколько своевременными результативными управленческими воздействиями в отношении инвестиционных вложений в их лимитирующие компоненты, выступающие в качестве ограничителей поступательной динамики мезоэкономических трансформаций.

Кроме того, рассмотрение роли, места и значения инвестиций в мезоэкономической системе предполагает учет того обстоятельства, что практически все сложноструктурированные поликомпонентные социально-экономические системы, к числу которых относится система региональной экономики, характеризуются высокой степенью неопределенности поведения и реакции на управленческие воздействия, что обусловлено невозможностью точного прогнозирования реакции активной системы на управленческое решение, наличием конфликтов и противоречий, которые не могут быть разрешены в пользу тех или иных элементов системы, необходимостью ориентации управления на достижение ее желаемого состояния.

Немаловажную роль при этом играет тот факт, что выработка управленческих воздействий региональными органами государственной власти, выступающими в роли субъекта управления по отношению как к системе региональной экономики в целом, так и ее отдельным подсистемам и компонентам, носит более прикладной и действенный характер, а также имеет меньший лаг запаздывания реализации принятых управленческих решений по сравнению со скорее институциональной ролью федеральных структур, задающих общие правила, условия и направления функционирования хозяйствующих субъектов и рыночной системы в целом.

Таким образом, в настоящее время при анализе инвестиционных процессов в экономике страны актуализируется важность исследования их территориальной локализации, то есть рассмотрения региона как мезообъекта инвестиционной активности. Регион, являясь административной единицей, осуществляет регулирование и контроль экономической деятельности на данной территории, в частности, инвестиционной, и следовательно, представляет собой систему генерации и локализации инвестиционных рисков. Осуществляемая со сформулированных выше методологических позиций систематизация теоретических и прикладных подходов к управлению инвестиционными рисками в системе региональной экономики методами горизонтального (трендового) и вертикального (структурного) анализа необходима для разработки эффективного механизма принятия согласованных управленческих решений хозяйствующими субъектами и органами власти территории, инкорпорируемых в общий вектор управления регионом.


Библиографический список
  1. Джурбина Е.М. Развитие региональной экономики на основе реализации выравнивающей и развивающей функций межбюджетных трансфертов: условия, приоритеты, механизмы.-Автореф.докт.дис.-Ростов-н/Д,2007, с.61.
  2. Ионов А.Ч. Регионализация агропромышленной сферы в рыночно-траснформационной среде: факторы, тенденции, модели, механизмы.-Ростов-н/Д: Изд-во СКНЦ ВШ.- 2004, с. 269.
  3. Стратегии макрорегионов России: методологические подходы, приоритеты и пути реализации/ Поде ред А.Г. Гранберга.- М.: Наука, 2004, с.720.

 



Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «vthctltc»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация