В последнее время можно наблюдать рост количества работ посвященных киберпространству, социальным сетям, презентации себя в интернет пространстве и категоризации других. Кроме того в последнее время существует ряд работ посвященных особенностям презентации различных социальных групп. Так в работе В.П. Гловеню и Л. Танггаард рассматривается особенности самопрезентации творческих личностей [14]. В своей работе они рассматривают особенности самопрезентации ведущих ТВ в интернет пространстве, и разработана социо-культурная теория идентичности творческих личностей, в которой авторы отмечают, что творческие личности необходимо изучать более внимательно как в сравнительном анализе с людьми не творческих профессий, так и в зависимости от вида их творческой деятельности. Основываясь на данном положении в качестве объекта исследования мы выбрали музыкантов (с опытом концертной деятельности, для которых музыкальная деятельность является основным средством заработка) и не-музыкантов (люди без опыта концертной деятельности).
В работе F. T. McAndrew, H. S. Jeong [16] показали, что женщины чаще чем мужчины используют фотографии для управления впечатлением о себе, используют большее количество фотографий и проводят большую часть времени изучая страницы лиц мужского пола. В отличии от молодых людей, которые в самоотчетах указывают, что не используют фотографии для управления впечатлением и тратят меньше времени на изучение чужих страниц.
В 2013 году сотрудники Оксфордского университета, назвали selfie словом года, в связи ростом использования термина. В русском варианте его называют «самощелк» или «авторпортрет». Особенность данного автопортрета заключается в том, что чаще всего он выполняется с расстояния вытянутой руки или через зеркало, и является способом самопрезентации себя в интернет пространстве и таких социальных сетях как facebook, vk, myspace и instagram. Заголовки зарубежных изданий, таких как NewYork Magazine, Time и другие, все чаще обращаются к данному феномену, описывая его как яркое проявление нарциссизма, а также одиночества человека (у него нет друга, который мог бы сделать его портрет). Так J.Wortham отмечает, что selfie – это борьба человека за то, что бы предъявить себя окружающему миру, при этом, важно именно отразить себя «здесь и сейчас», донести до зрителя определенный момент своей жизни и свое отношение к нему, поскольку «фотография зачастую лучше любого текста» [17]. Кроме того N. Berlatsky [12] отмечает, что selfie, являясь автопортретом, по сути всего лишь жанр фотографии, который, как и любой жанр не может быть плохим или хорошим, но может быть выполнен плохо или хорошо; и также как и любой популярный жанр не может быть симптомом для какого либо диагноза человека, но может быть симптомом для определения современной культуры и социума.
Другой аспект, связанный с автопортретом в целом и феноменом selfie связан именно с аспектом презентации себя для Другого, это запечатленный невербальный образ, связанный с рассказом другим (друзьям, знакомым, не знакомым людям) о себе и о событиях свой жизни. Как отмечают О.А. Герасимова и В.А. Лабунская [1] «конструирование внешнего облика, трактуемое как конструирование образа для других или переконструирование образа о себе у других и у самого себя о себе, является всегда связанным с определенными жизненными событиями». Авторы отмечают, что внешний облик не только формирует социально-психологический образ человека, раскрывает его гендерную, возрастную идентичность другим, указывает на стратификационные характеристики, но отраженный самим субъектом, интерпретируемый и оцениваемый им, внешний облик раскрывает «Я» личности для нее самой, а отношение к своему внешнему облику, его оценка становятся показателями отношения к себе личности, показателями ожидаемых отношений со стороны. Как отмечает В.А. Лабунская [3], «внешний облик – становится одним из важнейших средств построения типологий, выделения и распознания определенных социальных групп, страт, описания стилей жизни. … Внешний облик человека становится способом визуальной коммуникации и стратификации». Кроме того существует определенная потребность в преобразовании внешнего облика и его презентации во вне [7]. Исходя из этого мы можем считать и презентацию себя в форма авто-фотопортрета – одним из способом визуальной коммуникации, способом рассказа о себе, а также регуляции взаимодействия с другими членами виртуального сообщества. А также как составляющая «фотовизуализации жизненных событий», которая дает возможность создания «визуальной социально-психологической» истории отдельного человека[4, 5, 6, 7, 9].
Как мы отмечали ранее [8, 10, 11], в процессе формирования образа Я в виртуальном пространстве мужчины и женщины искажают информацию о себе с целью изменить, откорректировать свой образ или с целью скрыть свой настоящий облик. Однако, наиболее интересным, на наш взгляд, является тот факт, что мужчины чаще, чем женщины, искажают информацию о себе, в тоже время женщины чаще являются объектами исследований посвященных телесному перфекционизму и формированию телесного облика (диеты, пластическая хирургия и т.д.). Таким образом, можно говорить о том, что виртуальное пространство и самопредъявление себя в этом пространстве мало изучено именно с позиции гендерных особенностей представления себя и формирования самовосприятия мужчинами.
Профессиональная деятельность музыканта имеет определенную специфику, ее основной особенностью является то, что в своей повседневной жизни музыкантам приходится часто выступать на концертах и мероприятиях. Основываясь на теоретическом анализе, мы можем предполагать, что концертная деятельность, может выступать как специфический вид деятельности и форма самовыражения музыкантов, в которой они презентируют себя через музыку, при этом данный вид деятельности может реализовывать их потребность в самопрезентации и потребность в публичности. А “не музыкантам” необходимо реализовывать себя в интернет-пространстве через фотографии, селфи ит.д. чтобы реализовать потребность в публичности.
Исходя из всего вышесказанного, мы предполагаем, что особенности презентации будут различаться у музыкантов и не музыкантов. Что бы проверить выдвинутую гипотезу, мы провели анализ 200 анкет– 100 музыкантов анкет (50 мужчин, 50 женщин) и 100 анкет не музыкантов (50 мужчин, 50 женщин), представленных в пространстве социальной сети vk.com, возраст респондентов от 19 до 24 лет (средний возраст 22 года). На первом этапе мы проанализировали количество фотографий в целом, количество портретов и портретов-селфи. Как мы уже отмечали ранее, портрет селфи – это автопортрет выполненный на камеру мобильного телефона с расстояния вытянутой руки или через отражение в зеркале. Данный термин (селфи) был введен в оксфордский словарь в 2013 году, и является специфическим видом экспресс-презентации в виртуальном пространстве. В среднем на страницах социальных сетей размещено 330 фотографий, из них 133 портрета и 43 селфи-портрета (среднее по всей выборке).
На первом этапе нами был проведен корреляционный анализ, который показал прямую корреляционную связь между возрастом и количеством портретов (r=0,145; при p< 0,05), Кроме того имеется прямая корреляционная связь между количеством фотографий и количеством портретов (r=0,61; при p< 0,05), количеством фотографий и селфи (r=0,63; при p< 0,05), а также количеством портретов и селфи (r=0,48; при p< 0,05). Исходя из этого, мы можем говорить, что чем больше фотографий на странице пользователя, тем больше у него портретов и селфи-фотографий. Кроме того мы можем говорить о том, что чем старше пользователь, тем больше у него фотографий с его изображением, но не фотографий в целом или селфи-портретов.
Мы сравнили группу музыкантов и не музыкантов при помощи Т-критерия Стьюдента и выявили, что существуют значимые различия в количестве портретов, размещенных на страницах в социальных сетях (t=2,56; при p< 0,05) при этом у не музыкантов значительно больше портретов, чем у музыкантов. На следующем этапе мы сравнили данные в группе девушек музыкантов и не музыкантов и не обнаружили значимых различий. В тоже время, при анализе группы мужчин музыкантов и не музыкантов нами были получены значимые различия. Так нами было выявлено, что у мужчин не музыкантов значимо больше фотографий, чем у мужчин-музыкантов (t=2,18; при p< 0,05), а также значимо больше селфи-портретов (t=2,28; при p< 0,05). Таким образом, у не музыкантов мужчин больше портретов и селфи, чем у мужчин музыкантов.
Проанализировав полученные данные, мы частично подтвердили нашу гипотезу и выявили, что мужчины не музыканты размещают больше портретов и селфи-портретов, чем мужчины музыканты. И чем больше фотографий в целом размещено на странице в социальных сетях, тем больше у него размещено портретов и селфи-портретов.
Основываясь на теоретическом и практическом анализе проблемы, в дальнейшем мы планируем более подробно проработать данный аспект, как с позиции теоретического анализа в российской и зарубежной психологии, так и провести эмпирическое исследование, включающие различные социально-психологические аспекты презентации в интернет пространстве.
Кроме того, основываясь на работах Q.Yang, C. Li [18] и G.Larsen, R. Lawson, S. Todd [15] мы считаем, что необходимо учитывать не только визуальную самопрезентацию, но и другие аспекты, такие как музыкальные пристрастия, количество аудиотреков и видео на странице, а также частоту обновления страницы. Таким образом мы планируем расширить границы исследуемых способов самопрезентации в интернет пространстве и создать более полную картину особенностей самопредставлений музыкантов и не музыкантов.
Библиографический список
- Герасимова О.А., Лабунская В.А. Влияние выраженности феминности-маскулинности на самооценки компонентов внешнего облика на различных этапах жизненного пути //Северо-кавказский психологический вестник. № 2. 2004. стр. 131 – 137.
- Конфедерат О. В. Модификации «Я» в экранном образе и проблема фотографического автопортрета // Вестник Челябинского государственного университета. Филология. Искусствоведение. Вып. 72. № 36 (290). 2012. С. 82–88.
- Лабунская В.А. «Видимый человек» как социально-психологический феномен // Социальная психология и общество. № 1/2010, стр. 26-39.
- Лабунская В.А., Шкурко Т.А. Развитие личности методом танцевально-экспрессивного тренинга // Психологический журнал. 1999. № 1. С. 31.
- Лабунская В.А. Интерпретация невербального поведения в межличностном общении // автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора психологических наук / Москва, 1989
- Лабунская В.А., Наровская Я.Б. Типы преобразования внешнего облика как отражение направленности преобразовательной активности субъекта в социальном общении // Мир психологии. 2006, №4. С. 96-104.
- Лакосина Н.В. Динамика удовлетворенности жизнью в результате фотовизуализации жизненных событий // Российский психологический журнал. Т.6, №3, 2009. С. 65-67.
- Погонцева Д.В., Гринькова Е.А. Selfie – как способ самопрезентации музыкантов и не музыкантов // Психология, социология и педагогика. – Апрель 2014. – № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2014/04/2974 (дата обращения: 25.05.2014).
- Погонцева Д.В. Презентация в социальной сети как создание виртуальной татуировки // Философские проблемы информационных технологий и киберпространства. 2013. № 1. С. 92-98.
- Погонцева Д.В. Самопрезентация в киберпространстве // Философские проблемы информационных технологий и киберпространства. 2012. № 2 (4). С. 66-72.
- Погонцева Д.В. Формирование впечатления средством виртуального общения // Научно-методический электронный журнал “Концепт”. 2013. № 1 (17). С. 135-141.
- Berlatsky N. Selfies are art // The Atlantic, Nov 22 2013 [Электронный ресурс] http://www.theatlantic.com/entertainment/archive/2013/11/selfies-are-art/281772/ (дата обращения: 25.05.2014).
- Garber M. And Now There Is a «National Selfie Portrait Gallery» //The Atlantic, Oct 17 2013 [Электронный ресурс] http://www.theatlantic.com/technology/archive/2013/10/and-now-there-is-a-national-selfie-portrait-gallery/280651/
- Glăveanu V. P., Tanggaard L. Creativity, identity, and representation: Towards a socio-cultural theory of creative identity // New Ideas in Psychology Volume 34, August 2014, Pages 12–21
- Larsen G., Lawson R., Todd S. The consumption of music as self-representation in social interaction // Australasian Marketing Journal (AMJ), Volume 17, Issue 1, May 2009, Pages 16–26
- McAndrew F. T., Jeong H. S. Who does what on Facebook? Age, sex, and relationship status as predictors of Facebook use// Computers in Human Behavior Volume 28, Issue 6, November 2012, Pages 2359–2365
- Wortham J. My Selfie, Myself // NY Times, Oct 20 2013 [Электронный ресурс] http://www.nytimes.com/2013/10/20/sunday-review/my-selfie-myself.html?pagewanted=all&_r=0 (дата обращения: 25.05.2014).
- Yang Q., Li C. Mozart or metallica, who makes you more attractive? A mediated moderation test of music, gender, personality, and attractiveness in cyberspace // Computers in Human Behavior Volume 29, Issue 6, November 2013, Pages 2796–2804