Определение показателей функциональных резервов растущего организма – составная часть характеристики физического развития (ФР) и обязательный критерий комплексной оценки здоровья детей и подростков [1]. Чекалова Н.Г. и др. (2010) характеризуют функциональные резервы организма детей и подростков в виде совокупности показателей физиологических функций, определяющих процессы созревания и характеризующих уровень активности функциональных систем организма с учетом особенностей жизнедеятельности и состояния работоспособности. При изучении функциональных резервов во взаимосвязи с работоспособностью, их следует определять как совокупность функций и качеств организма, несущих наибольшую нагрузку для обеспечения жизнедеятельности ребенка. Поэтому определение физического здоровья индивида проводится по данным реактивности физиологической системы организма с использованием различных физических нагрузок – функциональных проб, и составляющих, таким образом, функциональные резервы организма [2,3,4].
Физиометрические показатели информативно характеризуют функциональные резервы организма: при равных условиях они будет лучше у того ребенка, у которого их величины выше, указывая таким образом на хороший уровень физической дееспособности относительно сверстников [5,6].
Материалы и методы. В ходе исследования провели скрининг диагностику уровня функциональных резервов (УФР) 964 сельских школьников (СШ) Нижегородской области по двум информативным пробам (Штанге и Генчи), полученные результаты сравнили с результатами измерений 1967/68 гг. [7,8]. Для оценки качества кислородного обеспечения организма и рецепиентности мышечной ткани изучили показатели экскурсии грудной клетки, жизненного (ЖЕЛ/МТ – жизненная емкость легких/масса тела) и силового индексов (ДПК/МТ – динамометрия правой кисти/масса тела) [9,10].
Результаты исследования и их обсуждение. Экскурсия грудной клетки у СШ характеризуется статистически значимым снижением ее показателей за прошедшие 45 лет во всех возрастно-половых группах (рис.1; 2) при сохранении гендерных различий у 10-11, 13 и 15-летних школьников с преобладанием наибольших значений (на 0,42-1,74 см) у девочек 1968 года в возрасте 11, 13-15-лет (р<0,05). Среди современных детей и подростков показатели экскурсии грудной клетки наоборот выше у мальчиков 10-13 лет и юношей 15-17 лет на 0,67-1,56 см (р<0,05), в отличие от своих сверстниц.
Примечание: во всех возрастных группах различия между мальчиками статистически достоверны, р<0,001
Рис.1. Динамика экскурсии грудной клетки сельских мальчиков с 1968 г. по 2012 г.
Примечание: во всех возрастных группах различия между девочками статистически достоверны, р<0,001
Рис.2. Динамика экскурсии грудной клетки сельских девочек с 1968 г. по 2012 г.
Исследовали жизненный индекс, характеризующий мощность аппарата внешнего дыхания, и силовой индекс, определяющий степень развития мышечной силы кисти в соотношении с массой тела. Индексы свидетельствуют о способности растущего организма адаптироваться к данным условиям существования и реализовать программу развития [5,9,10].
Жизненный индекс современных сельских мальчиков, в отличие от такового 1968 года, имеет меньшие значения на протяжении всего периода школьного возраста, кроме детей 7 лет (рис.3).
Примечание: во всех возрастных группах (кроме 7 лет) различия между мальчиками статистически достоверны, р<0,05,
Рис.3. Динамика показателей жизненного индекса сельских мальчиков с 1968 г. по 2012 г.
У девочек существенные изменения произошли в возрасте 7-13 лет в направлении снижения, у девушек 15-17-лет потенциал респираторной системы относительно сверстниц прошлого столетия практически не изменился (рис.4).
Примечание: во всех возрастных группах (кроме 10, 15-17 лет) различия между девочками статистически достоверны, р<0,05
Рис.4. Динамика показателей жизненного индекса сельских девочек с 1968 г. по 2012 г.
Таблица 1. Нормативы жизненного индекса (ЖЕЛ/МТ, мл/кг) у сельских мальчиков
возраст, лет |
Стат. показатели: |
Центили: |
||||||||
min-max |
M |
±s |
С5 | С10 | С25 | С50 | С75 | С90 | С95 | |
7 |
32,1-87,6 |
60,2 |
12,07 |
42,5 |
46,3 |
52,1 |
59,3 |
67,8 |
73,3 |
79,1 |
8 |
32,7-94,7 |
60,1 |
12,97 |
39,0 |
44,9 |
50,9 |
59,6 |
66,9 |
77,0 |
86,2 |
9 |
31,8-86,1 |
61,0 |
12,94 |
39,5 |
46,9 |
52,6 |
60,9 |
68,2 |
76,1 |
83,3 |
10 |
32,5-95,5 |
59,2 |
12,36 |
40,6 |
42,5 |
51,1 |
58,8 |
68,2 |
73,8 |
81,3 |
11 |
28,6-99,4 |
59,6 |
13,89 |
36,0 |
42,0 |
49,6 |
58,5 |
69,9 |
77,0 |
82,1 |
12 |
29,9-98,3 |
58,9 |
12,41 |
37,8 |
42,8 |
50,5 |
58,6 |
66,6 |
74,8 |
79,3 |
13 |
30,6-92,7 |
57,4 |
12,28 |
35,3 |
40,9 |
49,4 |
57,6 |
65,8 |
71,7 |
78,6 |
14 |
34,6-97,7 |
60,5 |
10,72 |
40,5 |
45,4 |
53,6 |
60,8 |
67,5 |
72,3 |
78,0 |
15 |
32,0-87,7 |
61,4 |
9,94 |
47,4 |
49,4 |
54,2 |
61,8 |
67,9 |
72,8 |
78,9 |
16 |
35,9-86,3 |
62,9 |
10,63 |
46,0 |
48,6 |
56,7 |
63,0 |
69,5 |
77,1 |
81,1 |
17 |
32,8-93,1 |
64,9 |
9,65 |
49,8 |
52,8 |
58,9 |
65,0 |
71,0 |
76,7 |
79,4 |
У мальчиков отметили возрастное увеличение показателей жизненного индекса (60,2-64,9 мл/кг) со снижением его значений в период пубертата (в 12-13 лет до 57,4 мл/кг) (табл.1).
Выявленные изменения можно объяснить гетерохронностью онтогенетического развития, когда изменение функциональных возможностей систем не успевает за темпом их роста.
У девочек младшего школьного возраста происходит поступательное увеличение жизненного индекса (55,1-59,6 мл/кг), а с началом интенсивных ростовых процессов наблюдается его незначительное снижение (до 51,8 мл/кг), характеризуя изменение функциональных возможностей девочек в пределах стабильного распределения (табл.2).
Таблица 2. Нормативы жизненного индекса (ЖЕЛ/МТ, мл/кг) у сельских девочек
Возраст, лет |
Стат. показатели: |
Центили: |
||||||||
min-max |
M |
±s |
С5 | С10 | С25 | С50 | С75 | С90 | С95 | |
7 |
23,5-91,4 |
55,1 |
12,51 |
36,3 |
40,4 |
45,9 |
54,3 |
63,6 |
71,4 |
88,9 |
8 |
22,8-82,6 |
57,1 |
13,19 |
38,3 |
42,6 |
47,9 |
55,4 |
65,4 |
73,3 |
80,7 |
9 |
28,1-80,4 |
59,6 |
12,98 |
38,9 |
42,5 |
50,7 |
59,0 |
66,8 |
76,0 |
82,2 |
10 |
25,4-79,6 |
58,5 |
11,16 |
40,2 |
44,7 |
50,0 |
58,3 |
66,1 |
71,8 |
80,2 |
11 |
23,9-83,0 |
55,4 |
13,02 |
35,8 |
39,5 |
46,1 |
56,3 |
63,0 |
72,0 |
77,8 |
12 |
22,2-81,9 |
52,6 |
11,75 |
33,0 |
37,8 |
44,1 |
52,1 |
61,6 |
68,3 |
71,1 |
13 |
22,1-88,9 |
51,8 |
11,64 |
33,5 |
38,1 |
44,9 |
51,6 |
58,1 |
65,7 |
74,9 |
14 |
29,4-78,8 |
52,5 |
10,15 |
36,4 |
40,0 |
45,9 |
53,7 |
58,6 |
65,3 |
68,0 |
15 |
26,5-88,8 |
52,6 |
9,94 |
35,6 |
40,1 |
45,7 |
53,9 |
58,7 |
64,8 |
67,9 |
16 |
27,5-84,6 |
55,0 |
10,26 |
36,5 |
41,9 |
48,6 |
54,7 |
61,6 |
68,6 |
74,2 |
17 |
29,0-82,1 |
53,4 |
9,95 |
35,9 |
40,5 |
46,7 |
54,6 |
59,9 |
64,7 |
68,9 |
Размах минимальных и максимальных значений жизненного индекса у мальчиков составляет от 28,6 до 99,4 мл/кг, а у девочек – от 22,1 до 91,4 мл/кг. Средние значения у лиц мужского пола преобладают (57,4-64,9 мл/кг) над таковыми у противоположного пола (51,8-59,6 мл/кг), р<0,05.
Силовой индекс в возрастном аспекте имеет поступательный рост, при этом более интенсивно обозначенный среди мальчиков (46,2-59,4 кг/кг), характеризуя равномерное наращивание у них функциональных резервов (табл.3). У девочек возрастное изменение силового индекса определено в пределах 41,3-44,3 кг/кг (табл.4).
Распределение центильных оценок показателей жизненного и силового индексов имеет тенденцию левостороннего смещения (табл.1-4), указывая, таким образом, на преобладание заниженных значений, как среди мальчиков, так и среди девочек.
Таблица 3. Нормативы силового индекса (ДПК/МТх100, кг/кг) у сельских мальчиков
Возраст, лет |
Стат. показатели: |
Центили: |
|||||||||
min-max |
M |
±s |
С5 | С10 | С25 | С50 | С75 | С90 | С95 | ||
7 |
17,1-94,2 |
46,2 |
13,35 |
29,4 |
30,7 |
37,0 |
45,2 |
52,8 |
61,5 |
68,2 |
|
8 |
21,9-95,2 |
48,7 |
12,68 |
28,5 |
31,7 |
41,1 |
48,8 |
55,6 |
65,4 |
69,3 |
|
9 |
18,5-81,3 |
48,2 |
12,61 |
28,5 |
32,8 |
39,3 |
46,8 |
56,5 |
66,8 |
71,4 |
|
10 |
25,8-99,3 |
50,5 |
11,96 |
32,9 |
35,8 |
40,9 |
49,5 |
57,8 |
65,3 |
71,7 |
|
11 |
23,9-85,1 |
49,7 |
12,85 |
28,4 |
33,3 |
40,7 |
50,4 |
58,5 |
65,9 |
71,0 |
|
12 |
19,9-81,9 |
50,1 |
11,50 |
29,4 |
35,6 |
44,3 |
49,7 |
56,7 |
65,3 |
68,6 |
|
13 |
18,9-84,3 |
51,5 |
13,34 |
28,4 |
32,6 |
43,6 |
52,3 |
60,4 |
68,3 |
72,2 |
|
14 |
21,8-85,9 |
54,8 |
11,41 |
34,4 |
41,1 |
48,8 |
53,9 |
62,3 |
68,9 |
74,2 |
|
15 |
20,1-80,1 |
56,2 |
12,26 |
37,0 |
42,0 |
48,3 |
56,3 |
62,8 |
73,5 |
75,2 |
|
16 |
23,3-88,1 |
61,1 |
12,78 |
39,6 |
43,3 |
53,5 |
62,5 |
68,8 |
79,7 |
82,1 |
|
17 |
29,7-87,7 |
59,4 |
11,98 |
38,6 |
44,4 |
52,3 |
59,9 |
66,9 |
74,2 |
79,3 |
|
Шкала минимальных и максимальных значений силового индекса у мальчиков составляет от 17,1 до 99,3, а у девочек – в пределах 13,9-87,6. Средние значения силового индекса у лиц мужского пола (46,2-61,1) преобладают над таковыми у противоположного пола (40,8-45,3), р<0,05.
Возраст, лет |
Стат. показатели: |
Центили: |
|||||||||
min-max |
M |
±s |
С5 | С10 | С25 | С50 | С75 | С90 | С95 | ||
7 |
16,7-82,9 |
41,3 |
13,37 |
22,3 |
25,5 |
32,4 |
40,0 |
48,5 |
57,8 |
64,6 |
|
8 |
20,2-72,8 |
40,8 |
11,71 |
25,0 |
28,0 |
32,6 |
38,6 |
47,8 |
58,1 |
63,0 |
|
9 |
18,4-79,0 |
42,8 |
12,11 |
24,0 |
28,5 |
34,3 |
42,0 |
48,9 |
59,3 |
64,9 |
|
10 |
18,5-72,4 |
43,1 |
11,09 |
25,6 |
28,5 |
35,3 |
42,9 |
51,1 |
59,2 |
62,1 |
|
11 |
14,0-87,6 |
41,0 |
12,14 |
23,2 |
26,5 |
32,1 |
39,0 |
48,6 |
56,6 |
62,7 |
|
12 |
14,3-85,9 |
43,0 |
10,57 |
24,9 |
29,7 |
37,0 |
43,2 |
50,7 |
56,0 |
60,1 |
|
13 |
13,9-76,1 |
44,4 |
12,94 |
19,7 |
26,9 |
36,7 |
45,1 |
54,0 |
60,3 |
63,0 |
|
14 |
14,8-73,2 |
44,1 |
10,98 |
23,2 |
28,6 |
37,4 |
44,7 |
52,1 |
57,8 |
60,1 |
|
15 |
17,1-76,4 |
45,3 |
11,56 |
25,2 |
31,1 |
37,1 |
45,5 |
54,0 |
59,1 |
63,1 |
|
16 |
16,7-81,3 |
43,9 |
11,00 |
27,0 |
29,6 |
35,6 |
43,7 |
51,1 |
58,6 |
62,7 |
|
17 |
14,1-74,9 |
44,3 |
10,86 |
28,9 |
32,5 |
36,6 |
42,7 |
51,6 |
59,8 |
64,0 |
|
Таблица 4. Нормативы силового индекса (ДПК/МТх100, кг/кг) у сельских девочек
Максимальное значение силового индекса у юношей определено в 16 лет – 61,1, а у девушек – в 15 лет, равное 45,3.
Сравнение значений силового индекса у школьников1968 г. и2012 г. показало его снижение у современных детей и подростков, более значимое в младшем и среднем школьном возрасте (рис.5; 6).
Примечание: во всех возрастных группах различия между мальчиками статистически достоверны, р<0,05,
Рис.5. Динамика силового индекса сельских мальчиков с 1968 г. по 2012 г.
Примечание: во всех возрастных группах (кроме 17 лет) различия между девочками статистически достоверны, р<0,05,
Рис.6. Динамика силового индекса сельских девочек с 1968 г. по 2012 г.
Результаты ранее проведенных нами исследований выявили, что морфофункциональный статус современных детей характеризуется разнонаправленными изменениями ЖЕЛ и ДПК на фоне значительных темпов прибавки МТ, что в общем итоге привело к снижению значений жизненного и силового индексов, являющихся критериями качества функциональных резервов детского организма. У девушек 15-17 лет изменения слабо выражены.
Для суждения о кислородном обеспечении организма проведены функциональные пробы на задержку дыхания – функциональная нагрузка с задержкой дыхания после вдоха (проба Штанге) и после выдоха (проба Генчи).
Различия в показателях пробы Штанге у детей 7-15 лет, обследованных в 1968 и 2012 годах указывают на статистически значимое снижение устойчивости современных школьников к гипоксии, р<0,05 (кроме школьников 7 и 11 лет). Значения пробы у мальчиков снизились в пределах 8,3-15,1 сек, р<0,05 (рис.7).
ПРИМЕЧАНИЕ: * – различия между мальчиками достоверны для р<0,05
Рис.7. Показатели проб Штанге и Генчи сельских мальчиков 1968 г. и 2012 г.
Графическое изображение результатов пробы Генчи показывает незначительное их изменение у школьников2012 г. (рис.7; рис.8). Статистически достоверное снижение выявлено только у мальчиков 11,13 лет (на 2,9-5,9 сек) и у девочек 10,14-15 лет (на 3,5-4,3 сек), р<0,05.
У девочек за период с1968 г. по2012 г. также выявлено снижение показателей пробы Штанге в возрастных группах 9-10 и 12-15 лет на 7,0-16,8 сек. (рис.8).
ПРИМЕЧАНИЕ: * – различия между девочками достоверны для р<0,05
Рис.8. Показатели проб Штанге и Генчи сельских девочек 1968 г. и 2012 г.
Возрастное наращивание функциональных возможностей, в соответствии с характеристикой дыхательных проб, происходит неравномерно: значения пробы Штанге с возрастом (7-17 лет) увеличиваются почти в 2 раза, свидетельствуя о возрастании функциональных возможностей респираторной системы организма сельских школьников. Увеличение значений показателей пробы Генчи за период школьного обучения происходит в 1,5 раза, указывая на рост устойчивости организма современных школьников к гипоксии.
Таким образом, проведенный анализ результатов функциональных параметров показал, что современные школьники, в отличие от сверстников 70-х годов прошлого столетия, имеют более низкие значения показателей функциональных возможностей, обусловленные снижением результатов пробы Штанге, жизненного и силового индексов, при этом показатели пробы Генчи снизились незначительно.
Выявленные изменения показателей функциональных резервов произошли на фоне значительного увеличения тотальных параметров тела и эпизодически разнонаправленного изменения жизненной емкости легких и динамометрии, что, возможно, привело к получению сниженных значений изучаемых индексов и проб.
По полученным в ходе исследования материалам разработаны и представлены нормативы для определения функциональных резервов сельских школьников по показателям жизненного и силового индексов, а также по результатам проб Штанге и Генчи.
Библиографический список
- Приказ МЗ РФ № 621 от 30.12.2003 «О комплексной оценке состояния здоровья детей». URL: http://www.worklib.ru/ Дата обращения: 04.11.2012.
- Функциональные резервы организма детей и подростков. Методы исследования и оценки: учебное пособие / Н.Г. Чекалова [и др.]. - Н.Новгород: Издательство НижГМА, 2010. – 164 с.
- Димитриев Д.А., Карпенко Ю.Д. Современные проблемы изучения физиологии развития организма // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Естественные науки. 2011. № 2. С. 26-31.
- Шайхелисламова М.В., Ситдиков Ф.Г., Зефиров Т.Л. Нервные и гормональные механизмы регуляции мышечной деятельности школьников. – Казань: Отечество, 2012. – 202с.
- Балыкин М.В., Зайнеева Р.Ш., Каманина Т.В., Платонов А.С. Влияние гипоксической тренировки на кислородтранспортную функцию крови у лиц первого и второго зрелого возраста // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Биология и экология. 2013. № 29. С. 18-28
- Островский М.А., Зефиров А.Л., Нигматуллина Р.Р. Избранные лекции по современной физиологии // Российский физиологический журнал им. И.М. Сеченова. – 2009. – Т. 95. № 6. – С. 667-669.
- Физическое развитие и некоторые функциональные показатели сердечно-сосудистой системы у сельских школьников: методические указания. – Горький: издательство «Правда», 1971. – 46 с.
- Методы исследования и оценки функциональных резервов организма детей и подростков: методические указания / Н.Г. Чекалова [и др.]. - Н.Новгород: Издательство НижГМА, 2009. – 88 с.
- Апанасенко, Г.Л. Эволюция биоэнергетики и здоровье человека / Г.Л.Апанасенко. – СПб.: «Петрополис», 1992. – 123 с.
- Оценка физического развития детей, подростков и студентов. – URL: http://www.health-control.ru. Дата обращения:13.05.2014.