От скорости и качества информирования (обслуживания) клиентов в настоящее время зависит имидж, а соответственно благополучие и успешность компании [1-5]. Для поиска информации и коммуникации сегодня миллионами пользователями активно используется сеть Интернет [6-10]. Web-представительство даёт компании возможность расширения поля рекламной деятельности и привлечения дополнительных клиентов, предоставляя им в любое время суток наглядную и полную информацию о имеющихся услугах [11].
К основным видам деятельности филиала «Распределительные сети» ОАО «Сахалинэнерго» относятся: транспортировка электроэнергии, эксплуатация, ремонт и строительство кабельных линий. Главными целями предприятия являются эффективная транспортировка электроэнергии и качественное обслуживание абонентов электросетей [12].
C клиентами предприятия работает персонал центральной оперативной диспетчерской службы (ЦОДС) филиала «Распределительные сети» ОАО «Сахалинэнерго». При внедрении web-представительства филиала «Распределительные сети» ОАО «Сахалинэнерго» появляется дополнительный канал для приёма заявок и информирования потребителей электроэнергии, что способствует снижению нагрузки на персонал ЦОДС предприятия и позволит обеспечить потребителей актуальной информацией о текущем состоянии электроснабжения области.
Информационные потоки центральной оперативной диспетчерской службы в нотации IDEF0 представлены на рисунке 1.
Основной задачей операторов центральной оперативной ЦОДС является прием заявок от населения об аварийных отключениях, а так же оповещение населения о планируемых отключениях электроэнергии. Отделом информационных технологий, который входит в состав ЦОДС, была разработана информационная система «Учет заявок», для обработки заявок от потребителей, которая включает в себя:
- модуль для регистрации заявок операторами оперативно-диспетчерской службы изображенный;
- модуль обработки SMS сообщений от потребителей для регистрации заявок об аварийных отключениях электроэнергии и массового оповещения абонентов о причинах аварий, в обратных сообщениях;
- модуль составления отчетов для оперативной бригады;
- базу данных MSSQL.
На основе анализа деятельности филиала «Распределительные сети» был выявлен ряд проблем, требующих решения:
- обращение огромного количества потребителей электроэнергии, в связи с аварийными отключениями, которые возникают по ряду причин (погодные условия, гололедообразование, обрывы, загнивание опор, перегрузка электросетей и т.д.), каналы связи перегружены, операторы, отвечающие на звонки абонентов, не справляются с нагрузкой в период аварийных отключений;
- передача информации в ЦОДС по отключенным трансформаторным подстанциям и социально значимым объектам из удаленных районов производится с помощью e-mail сообщений, после чего диспетчер собирает эти данные в общий excel документ, который в последствии передается в вышестоящие организации, это занимает много времени и повышает риск ошибок;
- информационная система «Учет заявок» не может обслуживать потребителей использующих сеть Интернет, что значительно ограничивает охват потребителей;
- в связи со стихийными бедствиями 2013 года на Дальнем востоке, руководство РАО ЕЭС России потребовало от региональных поставщиков электроэнергии предоставлять информацию о текущих перебоях электроснабжения, количестве обесточенных социально-значимых объектов;
- обработка одной заявки по телефонной линии занимает в среднем 4-7 минут.
Для устранения данных проблем было принято решение о создании web-представительства организации.
Были сформулированы основные цели создания web-представительства:
- повысить качество обслуживания потребителей электроэнергии;
- снизить нагрузку на оперативно-диспетчерскую службу;
- дополнить существующую систему обработки заявок новыми возможностями для потребителей и сотрудников предприятия;
- предоставлять информацию о текущем состоянии электросетей вышестоящим организациям.
Также были сформулированы основные направления, на которые будет ориентировано web-представительство для достижения поставленных целей:
- размещение информации об аварийных отключениях;
- размещение новостной ленты предприятия;
- предоставление потребителям возможности подачи заявок об авариях в сетях электропередач через сеть Интернет;
- отображение текущего состояния электрификации районов на карте острова.
Для разработки структуры и информационного наполнения web-представительства был проведен анализ сайтов:
- ОАО «Сахалинэнерго» г. Южно-Сахалинск;
- ОП «Энергосбыт» ОАО «Сахалинэнерго» г. Южно-Сахалинск;
- ОАО «РАО Энергетические Системы Востока» г. Владивосток.
Итоги анализа web-представительств представлены в таблице 1.
Таблица 1 – Итоги анализа web-представительств
Критерии
|
Web-представительство «Сахалинэнерго»
|
Web-представительство ОП «Энергосбыт»
|
Web-представительство РАО Энергетические Системы Востока
|
Информация об организации |
+
|
+
|
+
|
Новости |
+
|
+
|
+
|
Дополнительная информация |
+
|
+
|
+
|
Информационные баннеры |
+
|
||
Обратная связь |
+
|
+
|
+
|
Обратная связь через дополнительные сервисы |
+
|
+
|
|
Подписка на новости |
+
|
||
Личный кабинет пользователя |
+
|
На основе проведенного анализа можно сделать вывод: web-представительства РАО Энергетические Системы Востока и ОП «Энергосбыт» с интересными техническими решениями являются наиболее информативными и ориентированными на работу с потребителями, поэтому их вполне можно использовать в качестве образца при создании собственного web-представительства и при его дальнейшем развитии.
Создание web-представительства для исследуемого предприятия позволит устранить существующие в настоящее время недостатки.
Web-представительство филиала «Распределительные сети» будет рассчитано на следующие категории пользователей:
- потребители электроэнергии;
- сотрудники предприятия;
- вышестоящие организации.
В гостевом режиме потребители электроэнергии будут иметь возможность ознакомиться с информацией об аварийных и запланированных отключений, получить контактные данные организации, после регистрации пользователи смогут подать заявку об аварийном отключении из личного кабинета.
Сотрудники предприятия в режиме администратора, с помощью системы управления сайтом смогут размещать необходимую информацию на web-представительстве в режиме администратора.
Вышестоящие организации в любое время смогут получить информацию об общем состоянии электросетей области, количеству отключенных социально значимых объектов, подстанций, потребителей.
Основные цели и задачи, для которых создается web-представительство:
- избавиться от заполнения лишней документации, сбора информации с удаленных районов по Email;
- обеспечить потребителей электроэнергии возможностью в любое время беспрепятственно получать данные о текущем состоянии электроснабжения области;
- обеспечить вышестоящие организации информацией о текущем состоянии электроснабжения области, о количестве отключенных от электросети социально-значимых объектов (больницы, школы, правительственные здания и прочие);
- стать инструментом распространения информации о филиале, о его деятельности. Интернет-сайт компании предоставляет всем пользователям материалы (документы, аудио-, фото-, видеоматериалы), необходимые для формирования правильного представления о деятельности компании;
- предоставлять потребителям бланки нормативных документов необходимых для технологического присоединения к распределительным сетям;
- предоставить возможность потребителям электроэнергии оставлять заявки об аварийном ограничении электроснабжения с помощью сети Интернет;
- обеспечить круглосуточное предоставление информации.
Для web-представительства филиала «Распределительные сети» используется реляционная модель данных. База данных web-представительства филиала реализована в формате MySQL. Диаграмма потоков данных в нотации DFD (Data Flow Diagrams) представлена на рисунке 2.
Рисунок 2 – Диаграмма потоков данных
Основные разделы сайта (рис. 3) – новости, отключения (содержит информацию о планируемых отключениях электроэнергии), карта (карта острова с отображением количества обесточенных социально-значимых объектов и потребителей), о нас (информация об организации), регистрация (возможность регистрации на сайте), войти (возможность войти под имеющимся логином и паролем). Данные разделы представлены на карте сайта.
В личном кабинете отображается полный список заявок сделанных от авторизованного пользователя (рис.4).
Выходная информация об отключениях социально значимых объектов представлена в виде карты острова с населенными пунктами, такая информация необходима для вышестоящих организаций ОАО «Сахалинэнерго» и ОАО «РАО энергетические системы востока», что бы в любой момент, не прибегая к лишним запросам, можно было оценить общее состояние электросетевого хозяйства острова (рис. 5).
Разработанное web-представительство содержит новостную ленту, систему управления контентом и личный кабинет пользователя, позволяет потребителям подавать заявки об аварийных отключениях и получать необходимую информацию в любое время и так как web-представительство поддерживает масштабирование для различных типов устройств, делать это можно с любого устройства имеющего выход в сеть Интернет.
С помощью системы управления контентом, сотрудники предприятия могут оперативно добавлять информацию на страницы web-представительства.
Было произведено тестирование и сделана установка разработанного сайта на хостинг провайдера, с которым был заключен договор на предоставление услуг размещения файлов web-представительства на сервере.
Библиографический список
- Баженов Р.И., Корнилков А.П., Лопатин Д.К. Проектирование web-ориентированной информационной системы университета на основе клиент-серверных технологий // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2014. – №4. – С. 68-71.
- Баженов Р.И., Мохно Д.Е. О разработке информационной системы по учету оценочных средств в университете // Современные научные исследования и инновации. 2014. Т. 1. № 5 (37). С. 24.
- Баженов Р.И., Глухова А.А. Разработка информационной системы учета заказов в компьютерной мастерской // Современные научные исследования и инновации. 2014. Т. 1. № 6 (38). С. 30.
- Кийкова Е.В. Совершенствование деятельности обеспечивающих подсистем вуза на базе информационных технологий // Сборник научных трудов Sworld. 2012. Т. 31. № 4. С. 29-32.
- Кийкова Е.В. Ресурсное обеспечение деятельности вуза // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 6. С. 395.
- Слугина Н.Л., Панюта Д.Ю. Web-представительство компании, занимающейся продажей сельскохозяйственной продукции как средство повышения эффективности ее работы/ Сборник научных трудов Sworld. 2012. Т. 23. № 3. С. 5-11.
- Слугина Н.Л., Трофимов М.В. Повышение уровня подготовки специалистов в области Web-программирования с учетом потребностей рынка труда/ Современные проблемы науки и образования. 2013. № 3. С. 224.
- Дашутина А.В., Кийкова Е.В. Разработка web-представительства ателье-мод “Эксклюзив”// Современные научные исследования и инновации. 2014. Т. 1. № 6 (38). С. 41.
- Кийкова Е.В., Янковой М.В. Web-представительство компании, занимающейся перетяжкой и тюнингом салонов автомобилей как средство повышения эффективности ее работы // Сборник научных трудов Sworld. 2014. Т. 7. № 2. С. 8-12.
- Баркова Л.А., Лаврушина Е.Г. Обоснование для разработки web-представительства риэлторского агентства// Современные научные исследования и инновации. 2014. Т. 1. № 6 (38). С. 42.
- Слугина Н.Л., Кийкова Е.В., Мурадова Я.В. Разработка типового шаблона web-представительства гостиничного комплекса// Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 4; URL: http://www.science-education.ru/118-13885 (дата обращения: 26.07.2014).
- ОАО «Сахалинэнерго» г. Южно-Сахалинск филиал “Распределительные сети” /[Электронный ресурс] / http://www.sahen.elektra.ru/page.php?id=67