В настоящее время на предприятиях промышленности строительных материалов Пензенской области с целью обеспечения их конкурентоспособности на российском рынке и полной реализации их организационно-экономического потенциала требуются существенные изменения.
Организационно-экономический потенциал предприятий промышленности строительных материалов Пензенской области остается не очень высоким из-за большой доли изношенности оборудования, в связи с этим при оценке потенциала и разработке мер по его повышению, в первую очередь необходимо учитывать существующие особенности развития потенциала.
Проведенный SWOT-анализ предприятий промышленности строительных материалов Пензенской области (табл.1) свидетельствует, что особенностями развития организационно-экономического функционирования предприятий промышленности строительных материалов Пензенской области являются: низкое качество выпускаемой продукции, недозагруженность производственных мощностей, низкая квалификация работников, оторванность от местной минерально-сырьевой базы, управление производственным процессом без учета его стабильности и воспроиводимости [1,2].
Таблица 1. SWOT-анализ предприятий промышленности строительных материалов Пензенской области
Сильные стороны |
Слабые стороны |
-благоприятное географическое положение;
-наличие транзитных магистральных газопроводов и трубопроводов федерального значения, транспортной сети широкая производственная линейка; -низкая стоимость рабочей силы; -наличие вузовской науки, имеющей разработки; -наличие свободных производственных площадей |
-низкая загруженность производственных мощностей
- недостаток финансовых средств (оборотных и для осуществления стратегических инициатив) - непостоянство денежного потока из-за большого периода оборота дебиторской задолженности. -низкая конкурентоспособность продукции; -высокая степень износа основных фондов; -высокая стоимость энергоресурсов; -ограниченная собственная сырьевая база; - региональная зависимость от поставщиков электроэнергии |
Возможности |
Угрозы |
-повышение инвестиционной привлекательности области;
-увеличение обществом объемов производства; - повышение уровня конкурентоспособности продукции, в том числе посредством расширения ее ассортимента; - улучшение производственно-технической базы предприятия; - повышение уровня квалификации работников;
|
-сворачивание производства;
-появление новых конкурентов общества; - снижение уровня качества продукции; - увеличение ставок и появление новых видов налогов и сборов, взимаемых с общества; - снижение платежеспособности потребителей продукции; - ухудшение политической и демографической ситуации в Пензенской области; - повышение цен и тарифов на товары (работы и слуги), потребляемые обществом. |
Одной из особенностью предприятий промышленности строительных материалов Пензенской области является недозагруженность производственных мощностей, что характеризуется данными в табл. 2.
Таблица 2. Объем выпускаемой продукции некоторыми предприятиями промышленности строительных материалов Пензенской области
Наименование предприятия |
Наименование выпускаемой продукции |
Ед.изм. |
Мощность предприятия |
Объем выпущенной продукции |
Соотношение имеющейся мощности к объему выпущенной продукции, % |
ОАО «ЖБК-1» |
ж/б изделия |
тыс.м3 |
36,0 |
36,5 |
101,4 |
ОАО «Домостроитель» |
ж/б изделия |
тыс.м3 |
40 |
14 |
35 |
ООО «Стеновые материалы» |
Кирпич глиняный |
млн.шт.усл.кирп |
60 |
30,1 |
50,7 |
ОАО «Яснополянские строительные материалы» |
Кирпич силикатный |
млн.шт.усл.кирп |
90 |
72,54 |
80,6 |
ООО «Иссинский КСМ» |
Нерудные материалы |
тыс.м3 |
305 |
391,9 |
128,5 |
ОАО «Карьероуправление» |
Нерудные материалы |
тыс.м3 |
488 |
240,1 |
49,2 |
Как видно из табл.2, средней уровень загрузки производственных мощностей составляет 55%, при этом большинство оборудования на предприятиях промышленности строительных материалов давно устарело, требуется большое количество затрат труда, материалов, энергии. Все это влияет на уровень организационно-экономического потенциала предприятий. В связи с этим необходимо изыскивать внутренние резервы на предприятиях, воздействуя на которые можно повысить потенциал предприятия.
В настоящее время предприятия промышленности строительных материалов Пензенской области ориентированы в своем развитии по принципу приближения к потребителю, где имеются кадры, инфраструктура и т.д. Это приводит к увеличению транспортных расходов на перевозку сырья, увеличению импорта строительных материалов из других регионов, повышению себестоимости продукции. Все вышеперечисленное приводит к стагнации местной промышленности строительных материалов и удорожанию жилья для конечных потребителей [3].
В качестве рекомендации по решению одной из проблем, а именно увеличению уровня загрузки производственных мощностей предприятий промышленности строительных материалов является, использование местной сырьевой базы, что будет способствовать снижению стоимости продукции, созданию рабочих мест, снижению социальной напряженности в регионе и решению жилищной проблемы, а также повышению организационно-экономического потенциала предприятий.
Однако при применении местной минерально-сырьевой базы следует учитывать влияние сырья на качество процесса производимой продукции. Показатели качества сырья, даже если они находятся в пределах поля допуска в соответствии с действующей нормативной документацией, оказывают значительное влияние на показатели качества будущей продукции и состояние технологического процесса ее производства [4,5].
Предлагается в качестве эффективной методики, позволяющей описать процесс аудита поставщика, использовали методологию структурного анализа и проектирования SADT (рис.1, 2).
Рис. 1.
Рис. 2. Обобщающая диаграмма
Процедура аудита поставщика начинается с формулирования цели аудита с учетом требований ГОСТ ISO 9001-2011, ГОСТ ISO 19011-2012 и требований заказчика (требования проверяющей организации) к поставщику с точки зрения обеспечения стабильности и воспроизводимости процессе производства будущей продукции. При формировании плана аудита, а также при проведении проверки входами являются процессы, осуществляемые в организации поставщика. На стадии сбора информации, основанной на анализе существующих процессов в организации поставщика, члены комиссии в соответствии с разработанным планом и с применением соответствующих методов собирают свидетельства аудита.
Полученная информация анализируется в соответствии с установленными критериями оценки, формируются выводы и оформляется отчет, а также план корректирующих и предупреждающих действий, выполнение которого является обязательным с позиций соответствия требований СМК и проверяющей организации к поставщику.
Предложенная методика будет способствовать повышению качества и конкурентоспособности конечной продукции, что непосредственно влияет на организационно-экономический потенциал предприятий.
Библиографический список
- Хрусталев, Б.Б.Формирование организационно-экономического механизма управления потенциалом конкурентоспособности предприятий промышленности строительных материалов [Текст] / Б.Б.Хрусталев, В.И.Логанина, Т.В.Учаева //Региональная архитектура и строительство.– 2013. – №1. – С. 33-36.
- Адлер Ю.П., Хунузиди Е.И., Шпер В.Л. Количественные оценки роли статистического мышления в принятии решений // Методы менеджмента качества. – 2007.- №1.- С.35-39
- Стратегия развития строительного комплекса Пензенской области на 2006-2010 годы и на период до 2015 года (концепция, подходы, пути реализации: монография/Под ред. А.И. Еремкина, Б.Б.Хрусталева, С.М.Саденко.-Пенза:ПГУАС,2007.-367с.
- Андрейчиков А.В., Андрейчикова О.Н. Анализ, синтез принятие решений. Учебник для студентов высших учебных заведений. – М.: Финансы и статистика, 2000. – 200с.
- Новиков М.В. Маркетингово-экономическая модель аттестации поставщиков [Электронный ресурс] // Корпоративный менеджмент. – Режим доступа http//www.cfin.ru/management/manufact/allest_sup.shtml