ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАБОТКИ РЕЗУЛЬТАТОВ УРОВНЕЙ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СОЦИОКОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ПРОФИЛЬНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ

Василенко Надежда Владимировна
Винницкий областной институт последипломного образования педагогических работников, Украина
профессор кафедры методологии и управления образованием Заслуженный учитель Украины, доктор пед. наук, доцент

Аннотация
Подаются основные результаты педагогического эксперимента: развитие уровней профессиональной социокоммуникативной компетентности руководителей профильного общеобразовательного учебного заведения.

Ключевые слова: педагогический эксперимент, профессиональная социокоммуникативная компетентность, профильное общеобразовательное учебное заведение, руководитель


PROCESSING TECHNOLOGY RESULTS LEVELS OF PROFESSIONAL COMPETENCE SOCIOCOMMUNICATIVE LEADERS PROFILED GENERAL EDUCATIONAL INSTITUTION

Vasilenko Nadezhda Vladimirovna
Vinnytsia Regional Institute of Postgraduate Education, Ukraine
Professor of the Department of methodology and management education Honoured teacher of Ukraine, doctor of pedagogical Sciences, associate Professor

Abstract
Served main results of pedagogical experiments: development levels of professional competence sociocommunicative leaders profiled general educational institution and technology of their results.

Keywords: educational experiment, head, professional sociocommunicative competence, profile of secondary schools


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Василенко Н.В. Технология обработки результатов уровней развития профессиональной социокоммуникативной компетентности руководителей профильного общеобразовательного учебного заведения // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 7 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2014/07/36755 (дата обращения: 11.12.2024).

Постановка проблемы. Проводя диагностирование участников экспериментальной и контрольной групп за критериально-ориентированными тестами мы рассмотрели несколько вариантов обработки данных [2]. Один из вариантов нами было использовано. Мы ввели набранные баллы к компьютерной базе данных для обработки в программе Exсel. Для сравнения результатов диагностирования в контрольных и экспериментальных группах использовали критерии согласия Пирсона χ2 [2, с. 91-96]. Вычисление значения критерия χ2 (хи-квадрат) проводилось за формулой Пирсона.

Целью статьи является показать методику обработки результатов уровней развития профессиональной коммуникативной для социокомпетентности руководителей ПЗНЗ в условиях проведения педагогического эксперимента.

Изложение основного материала. В исследовании рассматривалась динамика повышения уровней развития профессиональной коммуникативной для социокомпетентности руководителей ПЗНЗ за каждым из определенных нами критериями (мотивационно-ориентированным, социально деятельным, предметно-личностным и конструктивно-поведенческим) в конце эксперимента.

Уровни развития профессиональной коммуникативной для социокомпетентности руководителей ПЗНЗ по каждому определенному критерию определялись с помощью критериально-ориентированных тестов. Результаты соответственно представлены в таблицах 1,2,3,4,5 [1].

Как видно из таблицы 1 в экспериментальной группе количество исследуемых с технологическим уровнем развития профессиональной коммуникативной для социокомпетентности руководителей ПЗНЗ по мотивационно-ориентированному критерию уменьшились на 9,14 %, с креативным – уменьшилась на 10,8 %, зато с творческим – увеличилась на 15,83 %, а из акмеологическим – увеличилась на 3,76 %. В контрольной группе состоялись такие изменения: количество исследуемых с технологическим уровнем развития профессиональной коммуникативной для социо компетентности руководителей ПЗНЗ по мотивационно-ориентированному критерию уменьшились на 2,23 %, с креативным уменьшилась на 2,23 %, творческим – уменьшилась на 2,4 %, из  акмеологическим – увеличилась на 2,5 %.

Установили значимость изменений, применив критерии χ2. Сформулировали нулевую гипотезу H0: если в процесс развития профессиональной коммуникативной для социокомпетентности руководителей ПЗНЗ внедрить определенные нами педагогические условия относительно развития перманентного менеджмента, то показатели их квалификации по мотивационно-ориентированному критерию не изменятся. Альтернативная гипотеза H1 : если в процесс развития профессиональной коммуникативной для социокомпетентности руководителей ПЗНЗ внедрить определенные нами педагогические условия, то показатели их квалификации по мотивационно-ориентированному критерию значительно изменятся. Применим формулу Пирсона.

Таблица 1. Динамика повышения уровня развития профессиональной коммуникативной для социокомпетентности руководителей ПЗНЗ по мотивационно-ориентированному критерию в начале и в конце эксперимента

Группы

Уровни

технологический

креативный

творческий

акмеологический

К-сть

 %

К-сть

 %

К-сть

 %

К-сть

 %

ЭГ – начало експерим.

104

22,58

136

36,56

94

25,27

58

15,59

ЭГ – конец експерим.

70

13,44

96

25,81

154

41,10

72

19,35

КГ – начало експерим.

126

23,66

160

35,71

112

25,00

70

15,63

КГ – конец експерим.

116

21,43

150

33,48

112

27,23

80

17,86

Согласно условиям применения двухпостороннего критерия для одной степени свободы (k=4-1=3) и уровня значимости α=0,05 найдем Ттабл=7,814. Получено Тспост= 11,818 сравним из Ттабл, Тспост>Ттабл (11,818>7,814). Согласно правилу принятия решений для критерия χ2 [3] полученный результат дает достаточные основания для отклонения нулевой гипотезы и принятия альтернативной.

Уровень развития профессиональной коммуникативной для социокомпетентности руководителей ПЗНЗ за социально-деятельным критерием определялся с помощью критериально-ориентированных тестов. Результаты представлены в табл. 2. Как видно из табл. 2, в экспериментальной группе количество исследуемых с технологическим уровнем развития профессиональной коммуникативной для социокомпетентности руководителей ПЗНЗ за социально-деятельным критерием уменьшилась на 5,38 %, с креативным – уменьшилась на 11,29 %, творческим – увеличилась на 8,7 %, а из  акмеологическим – увеличилась на 8,6 %. В контрольной группе состоялись такие изменения: количество исследуемых с технологическим уровнем развития профессиональной коммуникативной для социокомпетентности руководителей ПЗНЗ за социально–деятельным критерием уменьшилась на 1,34 %, с креативным – повысилась на 1,34 %, творческим – повысилась на 2,68 %, а из  акмеологическим – увеличилась на 2,68 %.

Установили аналогичную значимость изменений, применив критерии χ2. Сформулируем нулевую гипотезу H0: если в процесс развития профессиональной коммуникативной для социокомпетентности руководителей ПЗНЗ внедрить определенные нами педагогические условия, то показатели их уровней за социально-деятельным критерием не изменятся. Альтернативная гипотеза H1: если в процесс повышения уровня профессиональной коммуникативной для социокомпетентности руководителей ПЗНЗ внедрить определенные нами педагогические условия, то показатели их квалификации за социально-деятельным критерием значительно изменятся. Применим формулу Пирсона.

Согласно условиям применения двухпостороннего критерия для одной степени свободы (k=4-1=3) и уровня значимости α=0,05 найдем Ттабл=7,814. Получено Тспост= 16,868 сравним из Ттабл, Тспост>Ттабл (16,868>7,814). Согласно правилу принятия решений для критерия χ2, полученный результат дает достаточные основания для отклонения нулевой гипотезы и принятия альтернативной.

Таблица 2. Динамика повышения уровня профессиональной коммуникативной для социокомпетентности руководителей ПЗНЗ за социально-деятельным критерием в начале и в конце эксперимента

Группы

Уровни

технологический

креативный

творческий

акмеологический

К-сть

%

К-сть

%

К-сть

%

К-сть

%

ЭГ – начало експерим.

56

9,68

86

23,12

172

46,24

78

20,97

ЭГ – конец

експерим.

32

4,30

44

11,83

204

54,84

108

29,03

КГ – начало експерим.

64

9,82

108

24,11

202

45,09

94

20,98

КГ – конец

експерим.

58

8,48

114

25,45

190

42,41

106

23,66

Уровни развития профессиональной коммуникативной для социокомпетентности руководителей ПЗНЗ по предметно-личностному критерию определялись с помощью тех же критериально-ориентированных тестов. Результаты представлены в табл. 3.

Как видно из табл.3, в экспериментальной группе количество исследуемых с технологическим уровнем развития профессиональной коммуникативной для социокомпетентности руководителей ПЗНЗ по предметно-личностному критерию уменьшились на 4,3 %, с креативным – уменьшилась на 10,22 %, творческим – увеличилась на 5,91 %, а из  акмеологическим – увеличилась на 8,6 %. В контрольной группе состоялись такие изменения: количество исследуемых с технологическим уровнем развития профессиональной коммуникативной для социокомпетентности руководителей ПЗНЗ по предметно-личностному критерию уменьшились на 0,89 %, с креативным – снизилась на 1,34 %, творческим – повысилась на 0,9 %, а из  акмеологическим – увеличилась на 1,34 %.

Таблица 3. Динамика повышения уровней развития профессиональной коммуникативной для социокомпетентности руководителей ПЗНЗ по предметно-личностному критерию в начале и в конце эксперимента

Группы

Уровни

технологический креативный творческий акмеологический
К-сть  % К-сть  % К-сть  % К-сть  %

ЭГ – начало

експерим.

36

4,84

122

32,80

180

48,39

52

13,98

ЭГ – кон. експерим.

4

0,54

84

22,58

202

54,30

84

22,58

КГ -начало

експерим.

42

4,91

150

33,48

216

48,21

60

13,39

КГ – конец

експерим.

38

4,02

144

32,14

220

49,11

66

14,73

Установили значимость изменений, применив критерии χ2. Сформулируем нулевую гипотезу H0: если в процесс повышения уровня профессиональной коммуникативной для социокомпетентности руководителей ПЗНЗ внедрить определенные нами педагогические условия, то показатели развития профессиональной коммуникативной для социокомпетентности по предметно-личностному критерию не изменятся. Альтернативная гипотеза H1: если в процесс развития профессиональной коммуникативной для социокомпетентности руководителей ПЗНЗ внедрить определенные нами педагогические условия, то показатели их уровней по предметно-личностному критерию значительно изменятся. Применим формулу Пирсона.

Согласно условиям применения двухпостороннего критерия для одной степени свободы (k=4-1=3) и уровня значимости α=0,05 найдем Ттабл=7,814. Получено Тспост= 12,342 сравним из Ттабл, Тспост>Ттабл (12,342>7,814). Согласно правилу принятия решений для критерия χ2, полученный результат дает достаточные основания для отклонения нулевой гипотезы и принятия альтернативной.

Уровни развития профессиональной коммуникативной для социокомпетентности руководителей ПЗНЗ за сверхпредметным критерием определялся с помощью критериально-ориентированных тестов. Результаты представлены в табл. 4.

Таблица 4. Динамика уровней развития профессиональной коммуникативной для социокомпетентности руководителей ПЗНЗ по конструктивно-поведенческому критерию в начале и в конце эксперимента

Группы

Уровни

технологический креативный творческий акмеологический
К-сть  %

К-сть

 % К-сть  % К-сть  %

ЭГ – начало експерим.

76

15,05

116

31,18

138

37,10

62

16,67

ЭГ – конец

експерим.

56

7,53

196

28,49

146

39,25

92

24,73

КГ – начало експерим.

86

14,73

144

32,14

166

37,05

72

16,07

КГ – конец

експерим.

80

13,39

150

33,48

178

39,73

60

13,39

Как видно из табл. 4, в экспериментальной группе количество исследуемых с технологическим уровнем развития профессиональной коммуникативной для социокомпетентности руководителей ПЗНЗ по конструктивно-поведенческому критерию уменьшились на 7,52 %, с креативным – снизилась на 2,69 %, творческим – повысилась на 2,15 %, зато из  акмеологическим – увеличилась на 8,06 %. В контрольной группе состоялись такие изменения: количество исследуемых с технологическим уровнем развития профессиональной коммуникативной для социокомпетентности руководителей ПЗНЗ по сверхпредметному критерию уменьшились на 1,34 %, с креативным – повысилась на 1,34 %, с творческим – увеличилась на 2,68 %, а из  акмеологическим – уменьшилась на 2,68 %.

Установили значимость изменений, применив критерии χ2. Сформулируем нулевую гипотезу H0: если в процесс развития профессиональной коммуникативной для социокомпетентности руководителей ПЗНЗ внедрить определенные нами педагогические условия, то показатели их развития по конструктивно-поведенческому критерию не изменятся. Альтернативная гипотеза H1: если в процесс повышения уровня профессиональной коммуникативной для социокомпетентности руководителей ПЗНЗ внедрить определенные нами педагогические условия, то показатели их уровней по конструктивно-поведенческому критерию значительно изменятся. Применим формулу Пирсона.

Согласно условиям применения двухпостороннего критерия для одной степени свободы (k=4-1=3) и уровня значимости α=0,05 найдем Ттабл=7,814. Получено Тспост= 11,121 сравним из Ттабл, Тспост>Ттабл (11,121>7,814). Согласно правилу принятия решений для критерия χ2, полученный результат дает достаточные основания для отклонения нулевой гипотезы и принятия альтернативной.

Следовательно, во время диагностики были получены суммарные показатели, которые позволили определить уровни развития профессиональной коммуникативной для социокомпетентности руководителей ПЗНЗ после эксперимента.

Обобщение результатов диагностики руководителей ПЗНЗ экспериментальной и контрольной групп на завершающем этапе исследования позволило представить динамику повышения уровней развития профессиональной коммуникативной для социокомпетентности руководителей ПЗНЗ по результатам внедрения педагогических условий на начало и конец эксперимента (см. табл. 5).

Таблица 5. Динамика повышения уровней развития профессиональной коммуникативной для социокомпетентности руководителей ПЗНЗ по результатам внедрения педагогических условий в начале и в конце эксперимента

Группы

Уровни

технологический

креативный

творческий

акмеологический

К-сть

 %

К-сть

 %

К-сть

 %

К-сть

 %

ЭГ –поч.

експерим.

68

13,04

116

30,91

146

39,25

62

16,80
ЭГ – конец

експерим.

44

6,45

82

22,05

176

47,31

90

24,19
КГ –поч.

експерим.

89

13,39

140

31,20

174

38,90

74

16,51
КГ – конец

експерим.

74

12,00

140

31,20

178

39,50

78

17,30

,,Технологическим” уровнем развития профессиональной коммуникативной социокомпетентности владеют 6,45 % руководителей ПЗНЗ в экспериментальной группе и 12,00 % руководителей ПЗНЗ в контрольной группе.

,,Креативный” уровень развития профессиональной коммуникативной социокомпетентности имеют 22,05 % руководителей ПЗНЗ в экспериментальной группе и 31,20 % руководителей ПЗНЗ в контрольной группе.

На ,,творческом” уровне находятся 47,31 % руководителей ПЗНЗ в экспериментальной группе и 39,50 % руководителей ПЗНЗ в контрольной группе.

,,Акмеологическим” уровнем развития профессиональной коммуникативной социокомпетентности владеют 24,19 % руководителей ПЗНЗ в экспериментальной группе и 17,30 % руководителей ПЗНЗ в контрольной группе.

Как видим из табл. 5, в экспериментальной группе количество руководителей ПЗНЗ технологического уровня уменьшились на 6,59 %, с креативным – уменьшилась на 8,86 %, творческим – увеличилась на 8,06 %, а из  акмеологическим – увеличилась на 7,39 %; в контрольной группе состоялись такие изменения: количество исследуемых с технологическим уровнем развития ПСК уменьшились на 1,39 %, с креативным – не изменилась, с творческим – увеличилась на 0,6 %, а из  акмеологическим – увеличилась на 0,79 %.

Следовательно, проведенные диагностические мероприятия показали, что количество руководителей ПЗНЗ, которые достигли акмеологичного уровня развития профессиональной коммуникативной для социокомпетентности, то есть повысили развитие профессиональной коммуникативной социокомпетентности, в экспериментальной группе (24,19 %) в 1,39 раз больше, чем в контрольной (17,30 %).

Анализ достоверности полученных конечных результатов по критерию χ2 засвидетельствовал, что полученные значения по каждому критерию уровней развития профессиональной коммуникативной для социокомпетентности руководителей ПЗНЗ являются выше от начального уровня существенности (Ттабл=7,814) и являются достоверными со степенью вероятности P, которое приближается до 0,95 при α=0,05. Обсчитывание величины предельной погрешности, дало возможность говорить о значимости полученных результатов экспериментального исследования.

Вывод. Таким образом, обработка результатов проведенного экспериментального исследования дает основания считать, что педагогические условия (ориентация содержания повышения квалификации по современным требованиям к развитию уровней профессиональной коммуникативной для социокомпетентности; личностно ориентированная направленность образовательного процесса; реализация комплексности, интегрированости и инновационности перманентной учебы; использование активных методов учебы с учетом особенностей профильной учебы) является инновацией повышения уровней развития профессиональной коммуникативной для социокомпетентности руководителей ПЗНЗ в системе последипломного образования. Полученные результаты полностью подтвердили гипотезу исследования и свидетельствуют о целесообразности дальнейшего внедрения определенных педагогических условий в процесс повышения уровней развития профессиональной коммуникативной для социокомпетентности руководителей ПЗНЗ в системе последипломного образования.


Библиографический список
  1. Монографія Василенко Н.В. Розвиток професійної соціокомунікативної компетентності керівників профільних загальноосвітніх навчальних закладів у системі післядипломної освіти : [монографія] / Надія Володимирівна Василенко.-Вінниця: ТОВ «Нілан-ЛТД», 2012.-332с.
  2. Василенко Н.В. Формування компетентності керівників ЗНЗ з інноваційної діяльності: особисті якості та мотиви / Н. В. Василенко // Нові технології навчання : наук.-метод. зб. – К., 2009. – Вип. 58. – С. 91-96.
  3. Діагностика успішності учителя / упоряд. Т. В. Морозова – Х. : Веста : Ранок, 2007. – 160с.


Все статьи автора «Василенко Надежда»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: