Постановка проблемы. Проводя диагностирование участников экспериментальной и контрольной групп за критериально-ориентированными тестами мы рассмотрели несколько вариантов обработки данных [2]. Один из вариантов нами было использовано. Мы ввели набранные баллы к компьютерной базе данных для обработки в программе Exсel. Для сравнения результатов диагностирования в контрольных и экспериментальных группах использовали критерии согласия Пирсона χ2 [2, с. 91-96]. Вычисление значения критерия χ2 (хи-квадрат) проводилось за формулой Пирсона.
Целью статьи является показать методику обработки результатов уровней развития профессиональной коммуникативной для социокомпетентности руководителей ПЗНЗ в условиях проведения педагогического эксперимента.
Изложение основного материала. В исследовании рассматривалась динамика повышения уровней развития профессиональной коммуникативной для социокомпетентности руководителей ПЗНЗ за каждым из определенных нами критериями (мотивационно-ориентированным, социально деятельным, предметно-личностным и конструктивно-поведенческим) в конце эксперимента.
Уровни развития профессиональной коммуникативной для социокомпетентности руководителей ПЗНЗ по каждому определенному критерию определялись с помощью критериально-ориентированных тестов. Результаты соответственно представлены в таблицах 1,2,3,4,5 [1].
Как видно из таблицы 1 в экспериментальной группе количество исследуемых с технологическим уровнем развития профессиональной коммуникативной для социокомпетентности руководителей ПЗНЗ по мотивационно-ориентированному критерию уменьшились на 9,14 %, с креативным – уменьшилась на 10,8 %, зато с творческим – увеличилась на 15,83 %, а из акмеологическим – увеличилась на 3,76 %. В контрольной группе состоялись такие изменения: количество исследуемых с технологическим уровнем развития профессиональной коммуникативной для социо компетентности руководителей ПЗНЗ по мотивационно-ориентированному критерию уменьшились на 2,23 %, с креативным уменьшилась на 2,23 %, творческим – уменьшилась на 2,4 %, из акмеологическим – увеличилась на 2,5 %.
Установили значимость изменений, применив критерии χ2. Сформулировали нулевую гипотезу H0: если в процесс развития профессиональной коммуникативной для социокомпетентности руководителей ПЗНЗ внедрить определенные нами педагогические условия относительно развития перманентного менеджмента, то показатели их квалификации по мотивационно-ориентированному критерию не изменятся. Альтернативная гипотеза H1 : если в процесс развития профессиональной коммуникативной для социокомпетентности руководителей ПЗНЗ внедрить определенные нами педагогические условия, то показатели их квалификации по мотивационно-ориентированному критерию значительно изменятся. Применим формулу Пирсона.
Таблица 1. Динамика повышения уровня развития профессиональной коммуникативной для социокомпетентности руководителей ПЗНЗ по мотивационно-ориентированному критерию в начале и в конце эксперимента
Группы |
Уровни |
|||||||
технологический |
креативный |
творческий |
акмеологический |
|||||
К-сть |
% |
К-сть |
% |
К-сть |
% |
К-сть |
% |
|
ЭГ – начало експерим. |
104 |
22,58 |
136 |
36,56 |
94 |
25,27 |
58 |
15,59 |
ЭГ – конец експерим. |
70 |
13,44 |
96 |
25,81 |
154 |
41,10 |
72 |
19,35 |
КГ – начало експерим. |
126 |
23,66 |
160 |
35,71 |
112 |
25,00 |
70 |
15,63 |
КГ – конец експерим. |
116 |
21,43 |
150 |
33,48 |
112 |
27,23 |
80 |
17,86 |
Согласно условиям применения двухпостороннего критерия для одной степени свободы (k=4-1=3) и уровня значимости α=0,05 найдем Ттабл=7,814. Получено Тспост= 11,818 сравним из Ттабл, Тспост>Ттабл (11,818>7,814). Согласно правилу принятия решений для критерия χ2 [3] полученный результат дает достаточные основания для отклонения нулевой гипотезы и принятия альтернативной.
Уровень развития профессиональной коммуникативной для социокомпетентности руководителей ПЗНЗ за социально-деятельным критерием определялся с помощью критериально-ориентированных тестов. Результаты представлены в табл. 2. Как видно из табл. 2, в экспериментальной группе количество исследуемых с технологическим уровнем развития профессиональной коммуникативной для социокомпетентности руководителей ПЗНЗ за социально-деятельным критерием уменьшилась на 5,38 %, с креативным – уменьшилась на 11,29 %, творческим – увеличилась на 8,7 %, а из акмеологическим – увеличилась на 8,6 %. В контрольной группе состоялись такие изменения: количество исследуемых с технологическим уровнем развития профессиональной коммуникативной для социокомпетентности руководителей ПЗНЗ за социально–деятельным критерием уменьшилась на 1,34 %, с креативным – повысилась на 1,34 %, творческим – повысилась на 2,68 %, а из акмеологическим – увеличилась на 2,68 %.
Установили аналогичную значимость изменений, применив критерии χ2. Сформулируем нулевую гипотезу H0: если в процесс развития профессиональной коммуникативной для социокомпетентности руководителей ПЗНЗ внедрить определенные нами педагогические условия, то показатели их уровней за социально-деятельным критерием не изменятся. Альтернативная гипотеза H1: если в процесс повышения уровня профессиональной коммуникативной для социокомпетентности руководителей ПЗНЗ внедрить определенные нами педагогические условия, то показатели их квалификации за социально-деятельным критерием значительно изменятся. Применим формулу Пирсона.
Согласно условиям применения двухпостороннего критерия для одной степени свободы (k=4-1=3) и уровня значимости α=0,05 найдем Ттабл=7,814. Получено Тспост= 16,868 сравним из Ттабл, Тспост>Ттабл (16,868>7,814). Согласно правилу принятия решений для критерия χ2, полученный результат дает достаточные основания для отклонения нулевой гипотезы и принятия альтернативной.
Таблица 2. Динамика повышения уровня профессиональной коммуникативной для социокомпетентности руководителей ПЗНЗ за социально-деятельным критерием в начале и в конце эксперимента
Группы |
Уровни |
|||||||
технологический |
креативный |
творческий |
акмеологический |
|||||
К-сть |
% |
К-сть |
% |
К-сть |
% |
К-сть |
% |
|
ЭГ – начало експерим. |
56 |
9,68 |
86 |
23,12 |
172 |
46,24 |
78 |
20,97 |
ЭГ – конец експерим. |
32 |
4,30 |
44 |
11,83 |
204 |
54,84 |
108 |
29,03 |
КГ – начало експерим. |
64 |
9,82 |
108 |
24,11 |
202 |
45,09 |
94 |
20,98 |
КГ – конец експерим. |
58 |
8,48 |
114 |
25,45 |
190 |
42,41 |
106 |
23,66 |
Уровни развития профессиональной коммуникативной для социокомпетентности руководителей ПЗНЗ по предметно-личностному критерию определялись с помощью тех же критериально-ориентированных тестов. Результаты представлены в табл. 3.
Как видно из табл.3, в экспериментальной группе количество исследуемых с технологическим уровнем развития профессиональной коммуникативной для социокомпетентности руководителей ПЗНЗ по предметно-личностному критерию уменьшились на 4,3 %, с креативным – уменьшилась на 10,22 %, творческим – увеличилась на 5,91 %, а из акмеологическим – увеличилась на 8,6 %. В контрольной группе состоялись такие изменения: количество исследуемых с технологическим уровнем развития профессиональной коммуникативной для социокомпетентности руководителей ПЗНЗ по предметно-личностному критерию уменьшились на 0,89 %, с креативным – снизилась на 1,34 %, творческим – повысилась на 0,9 %, а из акмеологическим – увеличилась на 1,34 %.
Таблица 3. Динамика повышения уровней развития профессиональной коммуникативной для социокомпетентности руководителей ПЗНЗ по предметно-личностному критерию в начале и в конце эксперимента
Группы |
Уровни |
|||||||
технологический | креативный | творческий | акмеологический | |||||
К-сть | % | К-сть | % | К-сть | % | К-сть | % | |
ЭГ – начало експерим. |
36 |
4,84 |
122 |
32,80 |
180 |
48,39 |
52 |
13,98 |
ЭГ – кон. експерим. |
4 |
0,54 |
84 |
22,58 |
202 |
54,30 |
84 |
22,58 |
КГ -начало експерим. |
42 |
4,91 |
150 |
33,48 |
216 |
48,21 |
60 |
13,39 |
КГ – конец експерим. |
38 |
4,02 |
144 |
32,14 |
220 |
49,11 |
66 |
14,73 |
Установили значимость изменений, применив критерии χ2. Сформулируем нулевую гипотезу H0: если в процесс повышения уровня профессиональной коммуникативной для социокомпетентности руководителей ПЗНЗ внедрить определенные нами педагогические условия, то показатели развития профессиональной коммуникативной для социокомпетентности по предметно-личностному критерию не изменятся. Альтернативная гипотеза H1: если в процесс развития профессиональной коммуникативной для социокомпетентности руководителей ПЗНЗ внедрить определенные нами педагогические условия, то показатели их уровней по предметно-личностному критерию значительно изменятся. Применим формулу Пирсона.
Согласно условиям применения двухпостороннего критерия для одной степени свободы (k=4-1=3) и уровня значимости α=0,05 найдем Ттабл=7,814. Получено Тспост= 12,342 сравним из Ттабл, Тспост>Ттабл (12,342>7,814). Согласно правилу принятия решений для критерия χ2, полученный результат дает достаточные основания для отклонения нулевой гипотезы и принятия альтернативной.
Уровни развития профессиональной коммуникативной для социокомпетентности руководителей ПЗНЗ за сверхпредметным критерием определялся с помощью критериально-ориентированных тестов. Результаты представлены в табл. 4.
Таблица 4. Динамика уровней развития профессиональной коммуникативной для социокомпетентности руководителей ПЗНЗ по конструктивно-поведенческому критерию в начале и в конце эксперимента
Группы |
Уровни |
|||||||
технологический | креативный | творческий | акмеологический | |||||
К-сть | % |
К-сть |
% | К-сть | % | К-сть | % | |
ЭГ – начало експерим. |
76 |
15,05 |
116 |
31,18 |
138 |
37,10 |
62 |
16,67 |
ЭГ – конец експерим. |
56 |
7,53 |
196 |
28,49 |
146 |
39,25 |
92 |
24,73 |
КГ – начало експерим. |
86 |
14,73 |
144 |
32,14 |
166 |
37,05 |
72 |
16,07 |
КГ – конец експерим. |
80 |
13,39 |
150 |
33,48 |
178 |
39,73 |
60 |
13,39 |
Как видно из табл. 4, в экспериментальной группе количество исследуемых с технологическим уровнем развития профессиональной коммуникативной для социокомпетентности руководителей ПЗНЗ по конструктивно-поведенческому критерию уменьшились на 7,52 %, с креативным – снизилась на 2,69 %, творческим – повысилась на 2,15 %, зато из акмеологическим – увеличилась на 8,06 %. В контрольной группе состоялись такие изменения: количество исследуемых с технологическим уровнем развития профессиональной коммуникативной для социокомпетентности руководителей ПЗНЗ по сверхпредметному критерию уменьшились на 1,34 %, с креативным – повысилась на 1,34 %, с творческим – увеличилась на 2,68 %, а из акмеологическим – уменьшилась на 2,68 %.
Установили значимость изменений, применив критерии χ2. Сформулируем нулевую гипотезу H0: если в процесс развития профессиональной коммуникативной для социокомпетентности руководителей ПЗНЗ внедрить определенные нами педагогические условия, то показатели их развития по конструктивно-поведенческому критерию не изменятся. Альтернативная гипотеза H1: если в процесс повышения уровня профессиональной коммуникативной для социокомпетентности руководителей ПЗНЗ внедрить определенные нами педагогические условия, то показатели их уровней по конструктивно-поведенческому критерию значительно изменятся. Применим формулу Пирсона.
Согласно условиям применения двухпостороннего критерия для одной степени свободы (k=4-1=3) и уровня значимости α=0,05 найдем Ттабл=7,814. Получено Тспост= 11,121 сравним из Ттабл, Тспост>Ттабл (11,121>7,814). Согласно правилу принятия решений для критерия χ2, полученный результат дает достаточные основания для отклонения нулевой гипотезы и принятия альтернативной.
Следовательно, во время диагностики были получены суммарные показатели, которые позволили определить уровни развития профессиональной коммуникативной для социокомпетентности руководителей ПЗНЗ после эксперимента.
Обобщение результатов диагностики руководителей ПЗНЗ экспериментальной и контрольной групп на завершающем этапе исследования позволило представить динамику повышения уровней развития профессиональной коммуникативной для социокомпетентности руководителей ПЗНЗ по результатам внедрения педагогических условий на начало и конец эксперимента (см. табл. 5).
Таблица 5. Динамика повышения уровней развития профессиональной коммуникативной для социокомпетентности руководителей ПЗНЗ по результатам внедрения педагогических условий в начале и в конце эксперимента
Группы |
Уровни |
|||||||
технологический |
креативный |
творческий |
акмеологический |
|||||
К-сть |
% |
К-сть |
% |
К-сть |
% |
К-сть |
% |
|
ЭГ –поч.
експерим. |
68 |
13,04 |
116 |
30,91 |
146 |
39,25 |
62 |
16,80 |
ЭГ – конец
експерим. |
44 |
6,45 |
82 |
22,05 |
176 |
47,31 |
90 |
24,19 |
КГ –поч.
експерим. |
89 |
13,39 |
140 |
31,20 |
174 |
38,90 |
74 |
16,51 |
КГ – конец
експерим. |
74 |
12,00 |
140 |
31,20 |
178 |
39,50 |
78 |
17,30 |
,,Технологическим” уровнем развития профессиональной коммуникативной социокомпетентности владеют 6,45 % руководителей ПЗНЗ в экспериментальной группе и 12,00 % руководителей ПЗНЗ в контрольной группе.
,,Креативный” уровень развития профессиональной коммуникативной социокомпетентности имеют 22,05 % руководителей ПЗНЗ в экспериментальной группе и 31,20 % руководителей ПЗНЗ в контрольной группе.
На ,,творческом” уровне находятся 47,31 % руководителей ПЗНЗ в экспериментальной группе и 39,50 % руководителей ПЗНЗ в контрольной группе.
,,Акмеологическим” уровнем развития профессиональной коммуникативной социокомпетентности владеют 24,19 % руководителей ПЗНЗ в экспериментальной группе и 17,30 % руководителей ПЗНЗ в контрольной группе.
Как видим из табл. 5, в экспериментальной группе количество руководителей ПЗНЗ технологического уровня уменьшились на 6,59 %, с креативным – уменьшилась на 8,86 %, творческим – увеличилась на 8,06 %, а из акмеологическим – увеличилась на 7,39 %; в контрольной группе состоялись такие изменения: количество исследуемых с технологическим уровнем развития ПСК уменьшились на 1,39 %, с креативным – не изменилась, с творческим – увеличилась на 0,6 %, а из акмеологическим – увеличилась на 0,79 %.
Следовательно, проведенные диагностические мероприятия показали, что количество руководителей ПЗНЗ, которые достигли акмеологичного уровня развития профессиональной коммуникативной для социокомпетентности, то есть повысили развитие профессиональной коммуникативной социокомпетентности, в экспериментальной группе (24,19 %) в 1,39 раз больше, чем в контрольной (17,30 %).
Анализ достоверности полученных конечных результатов по критерию χ2 засвидетельствовал, что полученные значения по каждому критерию уровней развития профессиональной коммуникативной для социокомпетентности руководителей ПЗНЗ являются выше от начального уровня существенности (Ттабл=7,814) и являются достоверными со степенью вероятности P, которое приближается до 0,95 при α=0,05. Обсчитывание величины предельной погрешности, дало возможность говорить о значимости полученных результатов экспериментального исследования.
Вывод. Таким образом, обработка результатов проведенного экспериментального исследования дает основания считать, что педагогические условия (ориентация содержания повышения квалификации по современным требованиям к развитию уровней профессиональной коммуникативной для социокомпетентности; личностно ориентированная направленность образовательного процесса; реализация комплексности, интегрированости и инновационности перманентной учебы; использование активных методов учебы с учетом особенностей профильной учебы) является инновацией повышения уровней развития профессиональной коммуникативной для социокомпетентности руководителей ПЗНЗ в системе последипломного образования. Полученные результаты полностью подтвердили гипотезу исследования и свидетельствуют о целесообразности дальнейшего внедрения определенных педагогических условий в процесс повышения уровней развития профессиональной коммуникативной для социокомпетентности руководителей ПЗНЗ в системе последипломного образования.
Библиографический список
- Монографія Василенко Н.В. Розвиток професійної соціокомунікативної компетентності керівників профільних загальноосвітніх навчальних закладів у системі післядипломної освіти : [монографія] / Надія Володимирівна Василенко.-Вінниця: ТОВ «Нілан-ЛТД», 2012.-332с.
- Василенко Н.В. Формування компетентності керівників ЗНЗ з інноваційної діяльності: особисті якості та мотиви / Н. В. Василенко // Нові технології навчання : наук.-метод. зб. – К., 2009. – Вип. 58. – С. 91-96.
- Діагностика успішності учителя / упоряд. Т. В. Морозова – Х. : Веста : Ранок, 2007. – 160с.