Проведенное авторское исследование регионального развития Южных территорий РФ на примере ЧР позволило сформулировать следующие взаимосвязанные заключения
Инфраструктура, являясь ключевой частью производительных сил и производственных отношений, выступает как совокупность производств, сфер деятельности и отраслей, призванных обеспечивать оптимальные условия для эффективного функционирования производственных комплексов региона (производственная) и рабочей силы (социальная).[1]
Примечательно, и все исследователи с этим согласны, что объекты и элементы инфраструктуры локально привязаны и работают на нужды определенной территории, удовлетворяя потребности регионального бизнеса и населения и является обязательным условием целостности любой экономической и социальной системы, носит вспомогательный, подчиненный характер, обеспечивает бесперебойную производственно-хозяйственную деятельность экономики региона.
На современном этапе экономического развития роль и место инфраструктуры приобретают новое значение. Инфраструктурные объекты все плотнее интегрируются с региональным производственным комплексом и становятся ключевым фактором его функционирования и повышения рентабельности, формирования условий для привлечения инвестиций с целью интенсификации региональной экономики.
Также, отдельные элементы региональной инфраструктуры становятся рентабельными видами деятельности, увеличивая поступления в региональный бюджет: платные автомагистрали, качественное складское обслуживание, современные высококачественные связь и коммуникации (производственная инфраструктура).
Такие же перемены наблюдаются и в сфере социальной инфраструктуры: кинотеатры, пассажирский транспорт, частные лечебные учреждения и т.д. (социальная инфраструктура).
Инфраструктура в качестве комплексной сферы региональной экономики приобрела свои специфические особенности[2]:
- выступает своеобразным «собирательным механизмом», объединяющим разнородные виды деятельности, отрасли и производства;
- ее связь с другими хозяйствующими субъектами и производственными комплексами обеспечивается в основном путем функционального разделения прав и обязанностей;
- на формирование и функционирование элементов инфраструктуры влияют региональные особенности организации производства.
В связи с этим, уровень развития социальной и производственной инфраструктуры, их оптимальное соотношение является одним из основных факторов устойчивого развития региона.
Вся совокупность индикаторов оценки развития региональной инфраструктуры разбивается на следующие группы: 1. Экономические индикаторы. 2. Социальные индикаторы. 3. Экологические индикаторы. 4. Демографические индикаторы. 5. Индикаторы наличия и использования ресурсов.
С учетом вышесказанного, ориентируясь на индикаторы развития региональной инфраструктуры, следует определять основные вектора ее развития, обеспечивающие эффективность функционирования всей цепочки региональной инфраструктуры, т.е. концепций ее развития.
Как мы неоднократно отмечали, мировая наука накопила немалый опыт по формированию и функционированию различных элементов социальной и производственной инфраструктуры, что с небольшими корректировками может быть использовано для определения перспективных направлений формирования и совершенствования региональной инфраструктуры регионов России в текущий период.
Еще в XIX веке русский мыслитель Б. Н. Чичерин (1828 – 1904) писал, что государство должно содействовать частной деятельности в тех отраслях и видах деятельности, где ее (частного бизнеса) интересы недостаточны[3].
В этом направлении экономически развитыми зарубежными странами построена модель совмещения или слияния государственного и частного капитала для решения проблем формирования и эксплуатации социальной и производственной инфраструктур, названная «Рubliс-Рrivаtе Раrtnеrshiр» (Государственно-частное партнерство (ГЧП)).
Современной экономической наукой выделены 10 видов и форм государственно-частного партнерства.
Особую значимость инфраструктурные проекты с использование моделей ГЧП приобретают на местном уровне, так как именно на региональный уровень приходится наибольшая нагрузка по множеству проектов в области транспортной инфраструктуры, социальной инфраструктуры, энергетического хозяйства, охраны окружающей среды, строительства жилья, газообеспечения.
Инфраструктуре Чеченской Республики, в частности производственной, уделяется недостаточно внимания, финансирование осуществляется по остаточному принципу, что четко прослеживается за анализируемый период.
Проведенный анализ состояния реального сектора экономики Чеченской Республики и инфраструктурная составляющая в программах социального экономического развития показал, что проблемам развития и эксплуатации объектов производственной инфраструктуры уделяется ничтожно мало внимания, чем и вызвано их неудовлетворительное состояние.
В Стратегии социально-экономического развития Чеченской Республики до 2020 года предусмотрены меры государственной поддержки предприятиям всех форм собственности, участвующих в реализации федеральных и региональных программ и проектов.
Библиографический список
- Фейгин Г.Ф., Шлафман А.И., Большаков А.С. Стратегический менеджмент в условиях глобализации: монография/Г.Ф. Фейгин, А.И. Шлафман, А.С. Большаков. -СПб.: Изд-во Политехнического ун-та, 2011. -218 с.
- Хольнова Е.Г. Российская практика государственного регулирования устойчивости банка//Мир экономики и права. -2013. -№ 10. -С. 47-61.
- Шлафман А.И. Место и роль государственного регулирования интеграционных процессов предпринимательства в новых экономических условиях//Экономические науки. -2013. -№ 105. -С. 26-28