Вопрос готовности к разнообразным видам деятельности в исследованиях стал встречаться сравнительно недавно (с конца 50-х – начала 60-х годов прошлого века). Однако на сегодняшний день существует значительное число научных работ, прямо или косвенно касающихся проблемы готовности человека к выполнению определенной деятельности.
Состояние готовности к познавательной деятельности изучалось в работах таких авторов, как М.И. Виноградов, М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович, Б.Ф. Ломов, Е.В. Морозова, В.Н. Пушкин, Г.Е. Сенькина, А.А. Ухтомский и др.
Главное, на чем, следует остановить внимание, это то, что готовность при всей ее сложности, интегративной сущности, многоуровневости, динамичности, является целостным образованием. Целостность ее определяется из целостной природы любых систем, а также целостности личности и составляющих ее качеств [1].
В качестве структурных элементов готовности будем рассматривать содержательный, операционный и мотивационный компоненты готовности (Г.Е. Алимухамбетова (Сенькина), 1991) [2].
За основу критериального аппарата замера подготовленности педагогов к применению методов математического моделирования в образовательном процессе возьмем критерии согласно тем компонентам, которые они раскрывают:
- Содержательный (теоретическая подготовленность).
- Операционный (практическая подготовленность).
- Мотивационный (сформированность личностно-потребностной сферы в обучении) (таблица 1). [3]
Таблица 1. Модель подготовленности педагогов к применению методов математического моделирования в образовательном процессе
ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ ПЕДАГОГОВ К ПРИМЕНЕНИЮ МЕТОДОВ МАТЕМАТИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ |
|||||
КОМПОНЕНТЫ |
Содержательный |
Операционный |
Мотивационный |
||
КРИТЕРИИ | Теоретическая подготовленность | Практическая подготовленность | Личная направленность | ||
ПРИЗНАКИ | 1.Знание сущности основных методов математического моделирования (владение понятийно-терминологическим аппаратом).
2. Знание алгоритмов и приемов математического моделирования. 3. Знание сущности содержания моделируемого педагогического объекта. 4. Знание специфики педагогических исследований, влияющей на применение методов математического моделирования. 5. Знание области применимости каждого конкретного метода математического моделирования в педагогике (ориентация в разнообразии, специфике и условиях использования различных методов математического моделирования) |
1. Практическое владение методами математического моделирования.
2. Умение вычленять ведущие компоненты, которые необходимы для построения модели исследуемого объекта. 3. Умение конструировать математические модели педагогических объектов. 4. Умение конструировать различные типы математических моделей педагогического объекта. 5. Умение осуществлять анализ и интерпретацию результатов применения методов математического моделирования. 6. Умение конструировать алгоритмы, необходимые для педагогической деятельности, в том числе для создания систем автоматизированного проектирования. 7. Умение иллюстрировать сущность применения методов математического моделирования на конкретных примерах из области педагогики |
1.Понимание математического моделирования как важного познавательного метода педагогических исследований.
2.Потребность в повышении своей методологической подготовки. 3.Установка на приобретение знаний в области применения методов математического моделирования. 4. Оценивание методов математического моделирования с точки зрения их значимости для повышения качества обучения. 5. Приоритетная ориентация среди применяемых методов на методы математического моделирования |
Достаточная развитость и выраженность этих компонентов и их целостного единства – показатель высокого уровня готовности к деятельности. Недостаточная развитость их свидетельствует о неподготовленности, о средних или низких уровнях подготовленности педагогов к применению методов математического моделирования в обучении.
Библиографический список
- Тимофеева Н. М. Проектирование учебных словарей по педагогическим дисциплинам: дис. … канд. пед. наук / Н.М. Тимофеева. – Смоленск, 2004. – 215 с.
- Алимухамбетова Г.Е. Теория педагогического процесса как основа формирования готовности школьников к познавательной деятельности / Г.Е. Алимухамбетова. – Алматы: Гылым, 1994. – 131 с.
- Киселева О.М. Применение методов математического моделирования в обучении: автореф. дис…. канд. пед. наук. -Смоленск, 2007.