В настоящее время благодаря развитию электронных средств общения происходит интенсификация коммуникационных потоков, человек получает доступ к общению с огромным количеством людей и в любое время, однако такое общение зачастую носит поверхностный характер. Отсутствие эмоциональной включённости, ощущения присутствия собеседника не может быть компенсировано иллюзией связанности с другими людьми, которая обеспечивается благодаря современным средствам коммуникации.
Парадоксальным образом, оставаясь одиноким, современный человек практически лишён уединения. Информационный поток не только мешает ему побыть наедине с самим собой, встретиться с собственной глубиной, но часто становится средством к «бегству от одиночества». Телевидение и Интернет, задуманные как средства коммуникации, стали частью индустрии развлечений, которая помогает людям заполнять своё свободное время и избегать встречи с переживанием изоляции, отчуждения от других людей.
Стремление человека к эмоциональному контакту с другими людьми является одной из составляющих его социальной мотивации. Данная мотивация, наряду с биологической, играет существенную роль в регуляции поведения человека, определяет его действия по установлению межличностных отношений. В современном мире многие люди переживают разрыв старых значимых связей, невозможность приобрести новые, одновременно испытывая в них потребность. Недостаток значимых отношений вызывает острые негативные переживания одиночества. Одинокий человек ‑ это субъект, переживающий трудности в социальном взаимодействии. На субъективном уровне, как правило, одиночество сопровождается глубоким эмоциональным переживанием, которое способно исказить восприятие, понятие времени и характер социальных действий. Таким образом, целесообразно рассматривать одиночество, с одной стороны, через анализ выраженности социальных мотивов поведения (в частности, мотивации аффилиации), с другой – через призму межличностных отношений, которые устанавливает человек.
Нами была осуществлена эмпирическая верификация предположения о содержательной связанности параметров одиночества личности, мотива аффилиации и межличностных отношений.
В исследовании участвовало 68 женщин, в возрасте 36-55 лет, состоящие и не состоящие в браке, проживающие на территории Алтайского края. Выбор данного возраста обусловлен дефицитом исследований одиночества в период зрелости. Как было показано в анализе теоретических и эмпирических исследований по данной проблематике, большинство из них сосредоточены на подростковом, юношеском, а также пожилом возрасте. Однако проблема одиночества не теряет своей остроты в зрелом возрасте, несмотря на большое количество социальных контактов личности. Размер выборки определялся в соответствие с требованиями математико-статистических методов обработки. Сбор данных производился посредством анкетирования.
Итак, одиночество в данном исследовании – эмоциональное состояние человека, связанное с убеждением личности в отсутствии у нее близких, положительных эмоциональных связей с людьми.
Мотив аффилиации – стремление к установлению и поддержанию эмоционально значимых межличностных отношений, основанных на симпатии и уважении.
Межличностные отношения – связи между людьми, возникающие в результате их взаимодействия и сопровождаемые различными эмоциональными переживаниями (симпатиями и антипатиями) индивидов.
В качестве методов исследования выступили: Анкетирование – это психологический вербально-коммуникативный метод, в котором в качестве средства для сбора сведений от респондента используется специально оформленный список вопросов (анкета) [1]. Анкета включала в себя вопросы, касающиеся возраста, пола, семейного положения.
Психологическое тестирование с использованием батареи методик.
- Методика диагностики уровня субъективного ощущения одиночества Д. Рассела, М. Фергюсона предназначена для диагностики субъективного ощущения одиночества [2]. Тест состоит из 20 утверждений, в отношении которых респондент должен вынести суждение по шкале «часто», «иногда», «редко», «никогда». В результате в соответствие с нормами определяется уровень переживания одиночества (низкий, средний, высокий). Данная методика показывает уровень переживания одиночества вне зависимости от фактической изолированности личности, что находится в соответствие с теоретико-методологическими основаниями нашей работы. Одиночество представляет собой субъективную оценку качества и количества социальных контактов.
- Тест-опросник для измерения мотивации аффиляции (методика А. Мехрабиана в модификации М.Ш. Магомед-Эминова) [3] позволяет выявить две составляющие мотивации аффилиации: стремление к принятию окружающими людьми и страх отвержения. Сочетание данных компонентов образует четыре типа мотивов: а) высокий мотив принятия, высокий страз отвержения; б) высокий мотив принятия, низкий страх отвержения; в) низкий мотив принятия, высокий страх отвержения; г) низкий мотив принятия, низкий страх отвержения. Шкала «Стремление к принятию» состоит из 30 пунктов, «Страх отвержения» ‑ из 32 пунктов, в отношении которых испытуемый должен выразить степень своего согласия по шкале от -3 до 3:
+ 3 – полностью согласен;
+2 – согласен;
+ 1 – скорее согласен, чем не согласен;
0 – нейтрален;
-1 – скорее не согласен, чем согласен;
-2 – не согласен;
-3 – полностью не согласен
- Опросник межличностных отношений А.А. Рукавишникова–В. Шутца [3].Опросник межличностных отношений (ОМО) А.А. Рукавишникова является русскоязычной версией широко известного за рубежом опросника FIRO, разработанного американским психологом В. Шутцем. Опросник позволяет выявить выраженность трех параметров, определяющих характер межличностных отношений: включения, контроля и аффекта в двух аспектах: реальное поведение и требуемое поведение (соответственно, опросник имеет шесть шкал). Методика состоит из 54 утверждений, в отношении некоторых из них респондент должен высказать степень своего согласия, используя оценки «обычно», «часто», «иногда», «по случаю», «редко», «никогда», в отношении других – «большинству людей», «многим», «некоторым людям», «нескольким людям», «одному-двум людям», «никому».
- Опросник С. Бэм [4]. Методика была предложена Сандрой Бэм для диагностики психологического пола и определяет степень андрогинности, маскулинности и фемининности личности. Опросник содержит 60 утверждений (качеств), на каждое из которых испытуемый отвечает «да» или «нет», оценивая тем самым наличие или отсутствие у себя названных качеств. Опросник содержит две шкалы: «маскулинность» и «фемининность», на основании которых также вычисляется индекс, позволяющий говорить о маскулинность, фемининности или андрогинности личности.
Гендерная идентичность является дополнительным параметром, играющим существенную роль в характере переживания одиночества и построения межличностных отношений.
Для обработки данных использовались следующие математические методы:
- Корреляционный анализ – метод, предназначенный для проверки гипотезы о связи между переменными с использованием коэффициентов корреляции, которые показывают количественную меру взаимосвязи двух переменных [5].
- Критерий Манна-Уитни позволяет сравнивать две независимые выборки по показателям, измеренным в ранговой шкале или в случае, когда признак измерен в интервальной шкале, эмпирическое распределение которой отличается от нормального [5].
Обработка производилась в статистическом пакете SPSS 19.0.
С помощью методики диагностики уровня субьективного ощущения одиночества Д. Рассела и М. Фергюсона, теста-опросника для измерения мотивации аффилиации (методика А. Мехрабиана в модификации М. Ш. Магомед-Эминова) и при помощи непараметрического U-критерия Манна-Уитни, выяснили, что существуют различия в типе переживания одиночества у лиц состоящих и не состоящих в браке, а также профиль мотивации аффилиации. В ходе обработки результатов, были обнаружены значимые различия, при р ≤ 0,05, по методике диагностики уровня субъективного ощущения одиночества Д. Рассела, М. Фергюсона, р = 0, 041, а также по шкалам стремление к принятию, при р = 0,023 и страх отвержения, р = 0,019. Таким образом, можно сказать, о том, что женщины состоящие в браке, считают себя готовыми к сотрудничеству, общительными и предупредительными. Эти характеристики говорят о желании людей с высокой аффилиацией угождать другим людям. А это, в свою очередь, предполагает их более активный подход к межличностным отношениям, который сочетается с потребностью в контакте и поддержке. Индивид, имеющий такое сочетание обоих мотивов, характеризуется сильно выраженным внутренним конфликтом между стремлением к людям и их избеганием, который возникает каждый раз, когда приходится встречаться с незнакомыми людьми. Лица с выраженной потребностью в аффилиации примиряются с противоположным мнением только в том случае, если этот человек привлекателен.
В отличие от данного типа, женщины не состоящие в браке имеющие низкую потребность в аффилиации, характеризуются, как лица не испытывающие ни положительные, ни отрицательные эмоции в ходе общения, при этом чувствуют себя хорошо, как среди людей, так и без них. Можно сказать о том, что данный тип женщин, предпочитает одиночество.
Далее с помощью опросника межличностных отношений (ОМО) А. А. Рукавишникова, В. Шутца при помощи непараметрического U-критерия Манна-Уитни, выяснили, что существует взаимосвязь между типами переживания одиночества и потребностью в аффилиации. В ходе обработки результатов, были обнаружены значимые различия, а именно: включенное выраженное поведение (Ie), р = 0,013, включенное требуемое поведение (Iw), р = 0,044, аффект выраженное поведение (Ае), р = 0,073, аффект требуемое поведение (Aw), р =0, 048. Для лиц с высокими показателями потребности в аффилиации и низким уровнем одиночества характерны более высокие показатели по шкале «включение» (Ie, Iw), и наоборот для лиц с низкими показателями потребности в аффилиации и высоким уровнем одиночества характерны более низкие показатели потребности в аффекте (Ae, Aw). Для лиц состоящих в браке среднее значение по шкалам: (Ie) n = 4,7, (Iw) n = 3,7, (Ae) n= 3,5, (Aw) n = 3,9, для лиц, не состоящих в браке, среднее значение по шкалам: (Ie) n = 3,8, (Iw) n = 3,3, (Ae) n = 3,4, (Aw) n = 3,5. Таким образом, женщины состоящие в браке и имеющие более высокие показатели по шкале включение, активно стремятся принадлежать к различным социальным группам, стремятся поддерживать чувство взаимного интереса, принимают участие в общественной деятельности. Потребность быть включенным трактуется как желание нравиться, привлекать внимание, интерес. Таким образом, получается, что женщины находящиеся в браке, характеризуются, как активные, коммуникабельные личности. Женщины же не состоящие в браке, напротив характеризуются, чрезмерной осторожностью при выборе лиц для установления близких, интимных, эмоциональных отношений.
С помощью методики диагностики уровня субъективного ощущения одиночества Д. Рассела, М. Фергюсона и непараметрического U-критерия Манна-Уитни выявили, что существуют различия в типе переживания одиночества у лиц, состоящих в браке, и не состоящих в браке. По шкале одиночество существуют значимые различия, при р ≤ 0,041.
Таким образом, получается, что существуют различия в типе переживания одиночества, среднее значение для лиц состоящих в браке n = 17,4, а для лиц, не состоящих в браке n = 17,9.
В браке одиночество имеет место, но оно, как правило, возникает по желанию супругов и воспринимается ими как временный “отдых” друг от друга или уединение, необходимое для работы и творчества.
Каждый из супругов время от времени нуждается в восстановительном одиночестве, чтобы “побыть одному”, расслабиться, отдаться своим внутренним размышлениям, ассоциациям и ощущениям. Чтобы можно было ни с кем не разговаривать, никому не задавать вопросов и не отвечать, не думать о настроении другого человека, к которому нужно пристраиваться, не продумывать контексты сказанных слов, не волноваться, не напрягаться и не концентрировать свое внимание.
Женщины всегда тяжелее мужчин переносит одиночество. Именно поэтому проблема одиночества для женщины всегда нечто более очевидное, чем для мужчины. Девочка, а затем девушка готовится стать матерью, и это накладывает печать на ее личность. Идея будущего рождения и материнства внушается девушке с раннего возраста, и поэтому одиночество рассматривается как предвестник трагедии. Женщина всегда подавлена одиночеством. Это подчёркивает и Л.А. Коростылева. Согласно ее утверждению, женщины больше, чем мужчины, мотивированы на создание семьи и потому чаще чувствуют себя одинокими. Таким образом, можно объяснить полученные результаты тем, что женщины находящиеся в браке испытывают низкий уровень одиночества, так как одиночество в браке имеет эпизодический характер, а соответственно у женщин, не состоящих в браке одиночество, носит постоянный, статистический характер, что повышает уровень одиночества.
С помощью опросника межличностных отношений А. А. Рукавишникова, В. Шутца, и корреляционный анализ, выявили, что одиночество, как субъективное переживание взаимосвязано с параметрами самооценивания поведения в межличностных отношениях: включения, контроля и аффекта.
У женщин, состоящих в браке и имеющих низкий уровень ощущения одиночества наблюдается взаимосвязь со шкалами включение: выраженное поведение (R = 0,451; α = 0, 016), контроль: требуемое поведение (R = 0, 526; α = 0, 020), сильная корреляционная взаимосвязь, контроль: выраженное поведение: (R = 0,616; α = 0, 044). При низком уровне одиночества наблюдается низкий уровень контроль: выраженного поведения, требуемого поведения, и включение: выраженного поведения. То есть женщины состоящие в браке избегают принятия решений, и взятие на себя ответственности, стремятся находиться под контролем других, неохотно вступают в различные социальные группы.
У женщин не состоящих в браке и имеющих высокий показатель ощущения одиночества, наблюдается сильная корреляционная взаимосвязь со шкалами: включение: требуемое поведение (R = 0,690; α = 0,003), аффект: выраженное поведение: (R = 0,517; α = 0,045). При высоком уровне одиночества наблюдается высокий уровень включение: требуемое поведение, и аффект: выраженное поведение. Таким образом, женщины не состоящие в браке стараются принимать участие в общественной деятельности, стремятся создавать близкие, интимные отношения, проявлять дружеские, теплые чувства.
Далее при помощи опросника С. Бэм направленного на выявление степени выраженности маскулинных и фемининных характеристик, теста-опросника для измерения мотивации аффилиации (методика А. Мехрабиана в модификации М. Ш. Магомед-Эминова), и непараметрического U-критерия Манна-Уитни, выяснили, что существуют различия в качественных и количественных характеристиках переживания одиночества по гендерному признаку, у лиц, состоящих и не состоящих в браке.
По шкале маскулинность (р = 0, 045) были обнаружены значимые различия, у женщин состоящих в браке значение по шкале маскулинность выше (n = 0,63), чем у женщин не состоящих в браке (n = 0,59). У женщин, состоящих в браке наблюдается проявление самостоятельности, уверенности в себе, стойкость характера, решительность, твердоть. Женщинам, не состоящим в браке присуще проявление мягкости, уступчивости, готовность помочь.
Итак, на основании представленных выше результатов можно сделать следующие выводы: нахождение в браке меняет профиль мотивации аффилиации и тип переживания одиночества: у лиц состоящих в браке уровень переживания одиночества ниже, потребность в аффилиации выше, и наоборот, для лиц не состоящих в браке уровень переживания одиночества выше, потребность в аффилиации ниже. Существует взаимосвязь между типами переживания одиночества и потребностью в аффилиации: для лиц с высокими показателями потребности в аффилиации и низким уровнем одиночества характерны высокие показатели по шкале «включение» (Ie, Iw), и наоборот для лиц с низкими показателями потребности в аффилиации и высоким уровнем одиночества характерны низкие показатели потребности в аффекте (Ае, Аw). Также существуют различия в типе переживания одиночества у лиц, состоящих в браке, и не состоящих в браке: у лиц, состоящих в браке, переживания одиночества ниже, чем у тех, кто не состоит в браке, не имеет постоянного партнера. Женщины находящиеся в браке испытывают низкий уровень одиночества, так как одиночество в браке имеет эпизодический характер, а соответственно у женщин, не состоящих в браке одиночество, носит постоянный, статический характер, что повышает уровень одиночества.
Одиночество, как субъективное переживание взаимосвязано с параметрами самооценивания поведения в межличностных отношениях: включения, контроля и аффекта. А также существуют различия в качественных и количественных характеристиках переживания одиночества по гендерному признаку, у лиц состоящих и не состоящих в браке.
Библиографический список
- Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. СПб.:Питер, 2002. – 320 с.
- Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. – Самара: БАХРАХ-М, 2002. – 664 с.
- Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М., 2002. – 490 с.
- Реан А.А. Психология изучения личности: Учебное пособие. – СПб., 1999. – 288 с.
- Наследов А.Д. Математические методы психологического исследвания. Анализ и интерпретация данных. СПб.: Речь, 2004. – 388 с.