РОЛЬ ЛИЧНОСТНОГО КОМПОНЕНТА ИНДИВИДА В ВОСПРИЯТИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ИМИДЖА ПСИХОЛОГА

Стефанков М.Ю.1, Пантюшина О.И.1
1НОО ВПО НП «Тульский институт экономики и информатики» (Тула)

Аннотация
Профессиональный имидж, являясь компонентом профессиональной культуры, функционально обеспечивает связь между профессиональными знаниями и личностным развитием, определяет конкурентоспособность в профессиональной среде. Теоретическое обоснование и экспериментальное изучение проблемы роли личностного компонента индивида в восприятии профессионального имиджа психолога.

Ключевые слова: профессиональный имидж, психолог


THE ROLE OF PERSONAL COMPONENT IN THE PERCEPTION OF THE INDIVIDUAL PSYCHOLOGIST'S PROFESSIONAL IMAGE

Stefankov M.Y.1, Pantyushina O.I.1
1NOU VPO NP "Tula Institute of Economics and Informatics" (Tula)

Abstract
Professional image, being a component of professional culture, functionally provides a link between professional knowledge and personal development, defines competitiveness in professional srede.Teoreticheskoe substantiation and experimental study of the role of the personal problems of the individual components in the perception of the professional image of the psychologist.

Рубрика: 19.00.00 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Стефанков М.Ю., Пантюшина О.И. Роль личностного компонента индивида в восприятии профессионального имиджа психолога // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 6. Ч. 3 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2014/06/35774 (дата обращения: 08.12.2024).

Актуальность исследования. Понятие «имидж» стало предметом повышенного общественного внимания в конце 80-х годов в связи с новыми социально-экономическими условиями жизни общества. Причем это понятие рассматривалось как средство манипулирования массовым сознанием.

Первоначально понятие «имидж» возникло в сфере предпринимательства как основное средство психологического воздействия на потребителя. Позже имидж стал одной из основных психологических категорий паблик рилейшенз – связей с общественностью, прочно вошел с общественную и политическую жизнь.

Профессиональный имидж – черты облика человека как субъекта деятельности, отражающие степень его профессиональной успешности; стимулирует рост авторитета; расширяет перспективы профессиональной карьеры, профессионального призвания; выступает условием профессиональной самореализации, достижения профессиональных вершин [5,15].

В общественном сознании все более закрепляется представление об имидже как об определенной ценности, от которой зависит успешность деятельности любого индивида, любой организации. Это понятие активно используется в средствах массовой информации, в системе маркетинга, рекламы и связей с общественностью. Чаще всего говорят об индивидуальном имид­же человека — политического лидера, государственного деятеля, кинозвезды. Почти столь же часто можно слышать об имидже фир­мы, организации, политической партии, общественного движе­ния или ином проявлении корпоративного имиджа [4,35].

Профессиональный имидж, являясь компонентом профессио­нальной культуры, функционально обеспечивает связь между профессио­нальными знаниями и личностным развитием, определяет конкурентоспо­собность в профессиональной среде.

Профессиональный имидж – важная составная часть имиджа. Интервальная жизненная стратегия нацеливает человека на достижение жизненного успеха в трудовой сфере. Профессиональная карьера в значительной мере зависит от уровня развития позитивного профессионального имиджа.

Исследуемая проблема имеет многовековые гносеологические корни: мыслители древности пытались понять истоки и детерминанты, определяющие предназначение человека, смысл его жизни, жизненный успех как её цель и апофеоз, жизненный путь как достижение счастья. Эти вопросы рассматривались как с точки зрения обусловленности внешними факторами (судьбой, роком), так и с позиции, что человек в состоянии влиять на свою судьбу, изменять её своими поступками.

Исходя из всего вышесказанного, можно говорить о том, что профессиональный имидж отражает образ специалиста. Однако насколько и как его воспринимает потенциальный клиент, и какие детерминанты в этом восприятии присутствуют, однозначного ответа в современной имиджелогии нет. Именно поэтому для нас явилось актуальным посмотреть, есть ли какие либо взаимосвязи между восприятием профессионального имиджа психолога-консультанта и личностью его потенциального клиента. В данной статье нами представлен блок исследования, в котором отражены особенности восприятия профессионального имиджа психолога у людей с преобладанием различных ценностей [3,20].

Цель исследования:  теоретическое обоснование и экспериментальное изучение проблемы роли личностного компонента индивида в восприятии профессионального имиджа психолога.

Объект исследования: профессиональный имидж психолога.

Предмет исследования: роль личностного компонента индивида в восприятии профессионального имиджа психолога.

Гипотеза: люди с преобладанием различных ценностей ставят разные приоритеты в восприятии профессионального имиджа психолога-консультанта.

Методики: модифицированная методика Л.Б. Филонова «Пять качеств» (авторский вариант); морфологический тест жизненных ценностей (авторы В.Ф.Сопов и Л.В. Карпушина).

Выборка: В качестве испытуемых были выбраны 100 респондентов в числе которых 62 девушки и 38 парней в возрасте от 18 до 28 лет.

Мы поделили всю выборку на подгруппы в зависимости от степени выраженности жизненных ценностей. У нас получилось 2 подгруппы:

  1. Группа с эгоистическо-престижными ценностями – 48 респондентов
  2. Группа с духовно-нравственными ценностями – 52 респондента.

Провели качественный анализ (по средним баллам) особенностей восприятия имиджа психолога. В описании данного анализа мы выделили только позитивные и отвергаемые качества в профессиональном имидже психолога.

В итоге мы сделали следующие выводы:

В группе, с преобладанием эгоистически-престижных ценностей, наблюдается следующее: в категории «внешний облик»:  к отвергаемым качествам относятся такие как: с яркими выраженными женственными качествами (1,96), к позитивным качествам в этой категории относятся такие как: вежливый (4,50), имеющий приятный голос (4).

В категории «социальное оформление личности» к позитивным качествам в этой категории относятся такие как: хорошо одетый (4,08), опрятный (4,33), одетый в деловом стиле (3,88).

В категории «индивидуально-психологические особенности личности» к позитивным качествам в этой категории относятся такие как: находчивый (4), искренний (4,29), честный (4,46), справедливый (4,33), надежный (4,41), ответственный (4,54), открытый (4,04) ), оптимист (3,88), рациональный (3,83), сдержанный (3,96).

В категории «особенности профессионального общения» к позитивным качествам относятся такие как: не агрессивный (4,29), вежливый (4,46), владеющий профессиональной терминологией (4,13), всегда со всеми дружелюбен (4,38), располагающий к общению (3,95), умеющий удерживать тему беседы в русле консультации (3,83), бесконфликтный в общении (4).

В категории «особенности профессиональной деятельности психолога» к позитивным качествам в этой категории относятся такие как:  способный к сотрудничеству,  взаимопомощи (4,29), великодушен и терпим к недостаткам (4,08), умный (4,50), образованный (4,33), организованный (4,21), помогающий мне (4,38), терпеливый к недостаткам людей (3,92), терпимый к людям (4,08), не зависимый от других (4,13), не зависимый от меня (3,96), не конфликтующий с окружающими (4,17), полезный мне (4,25), не конкурирующий со мной (3,92) , старается утешить каждого (4,13).

Таким образом, для группы респондентов, с преобладанием эгоистическо-пристижными ценностями, при оценке идеального образа психолога-консультанта в большей степени важны его профессиональные качества, образование, организованность, на сколько он может помочь, на сколько он умный.  Также важно чтобы он был с ними честный, справедливый, ответственный, искренний.

В профессиональном общении для потенциального клиента важно чтобы он был вежлив и, несмотря на свое настроение и обстоятельства, всегда со всеми дружелюбен.

При этом мы выявили, что меньше всего для респондентов важны качества отражающие внешность и социальное положение психолога. Но для них психолог,  имеющий приятный голос и опрятный также был бы предпочтительней.

Также нами определено, что при выборе психолога для потенциальных клиентов в данной группе очень важно чтобы специалист не имел ярко выраженные женственные качества, потому что людям будет не комфортно общаться с таким человеком и это будет мешать в ходе занятий.

В группе, с преобладанием духовно-нравственных ценностей, наблюдается следующее: в категории «внешний облик» к отвергаемым качествам относятся такие как: астенического (худого) телосложения (1,81), к позитивным качествам в этой категории относятся такие как: вежливый (4,46), имеющий приятный голос (4,04).

В категории «социальное оформление личности»: к отвергнутым качествам относятся такие как: богатый (1,69), дешево одетый (1,88), к позитивным качествам в этой категории относятся такие как: хорошо одетый (3,92), опрятный (4,23).

В категории «индивидуально-психологические особенности личности» к отвергнутым качествам относятся такие как: робкий (1,96), к позитивным качествам в этой категории относятся такие как: находчивый (4,19), искренний (4,46), честный (4,35), справедливый (4,42), надежный (4,54), ответственный (4,42), открытый (4,27), оптимист (4).

В категории «особенности профессионального общения» к позитивным  качествам в этой категории относятся такие как: не агрессивный (4,15), вежливый (4,31), владеющий профессиональной терминологией (4,27), всегда со всеми дружелюбен (3,88), располагающий к общению (4,08), умеющий удерживать тему беседы в русле консультации (3,88), бесконфликтный в общении (3,81).

В категории «особенности профессиональной деятельности психолога» к позитивным качествам в этой категории относятся такие как:  способный к сотрудничеству,  взаимопомощи (3,88), великодушен и терпим к недостаткам (3,88), умный (4,38), образованный (4,69), организованный (4,54), помогающий мне (4,31), терпеливый к недостаткам людей (4,15), терпимый к людям (4,35), не зависимый от других (4,19), не зависимый от меня (4,15), не конфликтующий с окружающими (3,96), полезный мне (4,08).

Таким образом, для группы респондентов, с духовно-нравственными ценностями, при оценке идеального образа психолога-консультанта в большей степени важно демонстрация особенности его профессиональной деятельности. Именно поэтому люди при выборе психолога ориентируются на его профессиональные качества, образование, опыт работы какими техниками и технологиями владеет и т.д.  При этом чуть менее, но также важны его индивидуально-личностные качества, чтобы он был с ними честный, справедливый, ответственный, искренний, заряжал оптимизмом.

В профессиональном общении для потенциального клиента психолога-консультанта значимо чтобы он был вежлив и, несмотря на свое настроение и обстоятельства, всегда со всеми дружелюбен.

Также видно, что в меньшей степени для респондентов важны качества отражающие внешность и социальное положение психолога. Однако для них будет приятно обратиться к психологу имеющему приятный голос и выглядящего опрятным. При этом мы выяснили, что такие критерии как худое телосложение, проявление материального благосостояния, хорошо одетый человек, а также робость, совершенно не приемлемы для людей данной группы при выборе психолога, так как это может влиять на ход занятий, на духовно-эмоциональное состояние людей, вызывать сильный дискомфорт.

В целом можно сказать, что все 2 подгруппы свои оценки, при выборе психолога, распределили на 3 важные в той или иной степени для них критерия: «особенности профессиональной деятельности психолога» (28 оценок), «индивидуально – психологические особенности специалиста» (18 оценок), «особенности профессионального общения» (14 оценок), это все говорит о том, что в целом, люди при выборе психолога, в зависимости от степени выраженности жизненных ценностей, важными критериями считают: профессиональные качества, то как специалист ведет занятия, а также на индивидуальные качества специалиста для каждого респондента.

Следовательно мы можем утверждать, что у респондентов  с эгоистически-престижными и духовно-нравственными ценностями наблюдается следующее: данные люди при выборе психолога  свой выбор остановили на таком критерии как «особенности профессиональной деятельности психолога», это говорит о том, что данным людям важны профессиональные качества специалиста, его образованность, организованность, на сколько он может помочь в ситуации. При этом для них важны в той или иной степени при выборе психолога–консультанта и то как специалист ведет беседу, на сколько он вежлив, какие методики применяет в работе, а также его индивидуальные особенности.

Однако  у респондентов  с духовно-нравственными ценностями, в отличие от группы с эгоистически-престижными ценностями, на последнем месте одинаково находятся внешность специалиста и его социальное положение, это говорит о том, что потенциальным клиентам было бы приятней обратиться к опрятному, имеющему приятный голос специалисту.

Также существуют и те критерии, которые не приемлемы для потенциальных клиентов: в группе с эгоистически-престижными ценностями это люди с ярко выраженными женственными качествами, а в группе с духовно-нравственными ценностями это специалист худого телосложение, проявляющий свое материальное благосостояние, хорошо одетый, а также робкий специалист. Наличие этих критериев существенно повлияет на выбор людей, так как им важно чувствовать себя комфортно на занятиях, не получать отрицательные эмоции, чувствовать себя на ровне со специалистом.

Следовательно мы можем утверждать, что у людей с преобладаниями разных ценностей наблюдаются разные приоритеты в восприятии профессионального имиджа психолога-консультанта.


Библиографический список
  1. Андриенко, Е. В. Социальная психология: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Е. В. Андриенко. М. : Академия, 2000. – 264 с.
  2. Бозаджиев В.Л. Имидж психолога. – М.: Издательство «Академия Естествознания», 2009.-219 с.
  3. Володарская Е.А. Имидж науки как социально-психологический феномен. Монография.- М.: ИИЕТ РАН им. С.И. Вавилова, 2006. 140 с.
  4. Панасюк А.Ю. Формирование имиджа: Стратегия, психотехники, психотехнологии. – М.: Омега-Л, 2007 – 266 с.
  5. Татаринова, H. В. О понятии «имидж» и его отличии от сходных с ним понятий «образ», «репутация», «стереотип» Текст. / Н. В. Татаринова* // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2009: – № 2 (4) -С. 252-255.


Все статьи автора «staimand89»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: