Научный руководитель: Серочудинов Евгений Сергеевич, дoцeнт кaфeдpы НЭМ
Согласно ст.273 Трудового Кодекса (ТК) РФ, руководитель организации – это физическое лицо, которое в соответствии с законом или учредительными документами организации осуществляет руководство данной организацией.
Имеется два подхода к определению стилей руководства: [1, с. 32]
1. Первый подход – поведенческий, согласно которому различают авторитарный, демократичный и либеральный стили руководства.
Руководитель, придерживающийся авторитарного стиля, навязывает работникам свою волю. Такой руководитель не учитывает мнение подчиненных, обращается к их низшим потребностям, практически всегда оказывает давление на подчиненных. Руководитель, придерживающийся демократичного стиля, прислушивается к суждениям работников, принимая решения. Такой руководитель обращается к более высоким потребностям людей. При демократичном стиле система контроля обязательна. Руководитель, придерживающийся либерального стиля, предоставляет подчиненным практически полную свободу, чтобы они могли самостоятельно принимать решения, определять цели своей работы и контролировать ее результаты.
Выбранные руководителем стиль и методы руководства, как правило, ориентируется или на задачу, или на отношения [2, с. 210].
2. Ситуационный подход. В данном подходе основное внимание уделяется оценке и учету ситуации, и выделяется три фактора, влияющих на поведение руководителя:
а) отношения между коллективом и руководителем;
б) структурированность задачи;
в) должностные полномочия руководителя.
В одно время были очень популярны лозунги для руководителей по Анри Файолю: «Управлять — значит прогнозировать и планировать, организовывать, руководить командой, координировать и контролировать». В этом лозунге действительно перечислены все классически выделяемые функции руководителя [3, с. 48].
Планирование (прогнозирование) — это главная функция руководителя. Каждый руководитель обязан знать цели своей компании и планировать свою работу и повышать результат деятельности компании.
Организация — здесь руководитель разрабатывает организационную структуру, создает необходимые регламенты, прописывает бизнес-процессы, решает постановку задач, занимается обеспечением предприятия всеми необходимыми ресурсами (сотрудниками, материалами, сырьем).
Руководство (распределение, мотивация) — распределяет и решает постановку задач, закрепляет зоны ответственности, побуждает сотрудников к выполнению своих обязанностей в компании.
Координация — обеспечение согласованной работы предприятия за счет налаживания оптимальных коммуникаций между всеми его звеньями.
Контроль — проверяет людей и их качество выполнения работы для обеспечения плана.
Критериями оценки качества управления являются оперативность, оптимальность и эффективность.
Оперативность – это темы управления, иначе говоря, это время, которое тратится для сбора информации и ее обработки, для принятия и осуществления решений.
Оптимальность – это качество принятых управленческих решений, которые должны быть реалистичными в данных условиях существования организации и должны быть предпочтительнее других вариантов по тем или иным признакам.
Эффективность – это, по сути, результаты производства. Эффективность управленческой системы может оцениваться по количественным либо качественным критериям [4, c. 8].
В настоящее время, ни в российской, ни в зарубежной практике не описан единый подход к проблеме измерения эффективности управленческого персонала. Это объясняется сложностью самого трудового процесса руководителей, который связан с производством и его результатами, социальной деятельностью, экономическим развитием предприятий и со многими другими аспектами.
Тем не менее, отечественной научной школой были выработаны следующие подходы к оценке управленческого труда [5, c. 98]:
1. Метод определения эффективности структуры рабочего дня.
2. Метод оценки использования рабочего времени.
3. Метод экспертного нормирования.
4. Метод экспертных оценок.
Другая сложность связана с количественной оценкой труда управленческого персонала, результаты которого почти всегда определяются показателями деятельности собственно подчиненных.
Итак, эффективность трудовой деятельности руководителя следует подвергать оценке не по количеству составленных отчетов и выданных распоряжений, а по результативности и прогрессивности принимаемых управленческих решений — по их влиянию на результаты деятельности работников, непосредственно занятых производством продукции и услуг.
Проведем оценку эффективности деятельности руководителя дошкольного образовательного учреждения МАДОУ Детский сад «Лучик». Эффективность управленческой деятельности в ДОУ в целом будет определяться индивидуальными характеристиками руководителя и их соответствием возложенным на него функциям.
Личные качества руководителя ДОУ выражаются в стиле управленческой деятельности, в частности, в методах руководства проявляются и взаимоотношения с работниками.
В МАДОУ детский сад «Лучик» руководитель придерживается демократичного стиля управления. Приведем анализ данного стиля в таблице 1.
Таблица 1 – Главные признаки воздействия на персонал демократичного руководителя
Компоненты стиля | Демократичный стиль |
Направленность | Руководитель создает благоприятную обстановку для эффективной работы персонала |
Разделение властных полномочий | Руководитель организует работу так, что все сотрудники обладают достаточными полномочиями для самостоятельного выполнения возложенных на них функций |
Административная власть | Организуя деятельность педагогов, руководитель использует делегирование полномочий, что развивает самоуправление |
Основные методы влияния на подчинённых | Руководитель убеждает сотрудников в необходимости исполнения его требований, поощряет успехи работников, поддерживает их инициативность и самостоятельность |
Ведущие формы делового взаимодействия с подчинёнными | Руководитель предпочитает индивидуальные и групповые формы общения с педагогами. Вопросы и действия обсуждаются и согласуются как в формальной, так и в неформальной обстановке |
Характер межличностных отношений с подчинёнными | Руководитель, решая трудные задачи по управлению действиями педагогов, прибегает к сотрудничеству с ними, уважает их мнение и интересы |
Достоинства стиля | Атмосфера дисциплины и сотрудничества в коллективе, развитие взаимоотношений между педагогами |
Недостатки стиля | Низкая оперативность при принятии решений, низкая эффективность решений в краткосрочном периоде |
Личные качества, необходимые руководителю | Высокая педагогическая и управленческая квалификация, высокие нравственные, коммуникационные и интеллектуальные способности |
Также проведем анализ функций руководителя данного МАДОУ детского сада «Лучик» (см. таблицу 2).
Таблица 2 – Характеристика основных функций руководителя МАДОУ д/с «Лучик»
Функция руководителя ДОУ | Характеристика функции |
Организаторская | Разработка оптимальной организационной структуры в ДОУ, принятие оптимальных и эффективных управленческих решений в процессе деятельности ДОУ. |
Педагогический анализ | Выявление положительных и отрицательных явлений педагогического процесса и их причин с целью влияния на них. |
Планирование | Управленческая функция, заключающаяся в определении системы предстоящих мероприятий, их порядок, последовательность и сроки исполнения. |
Контролирующая | Заключается в измерении отдельных фактических показателей педагогического процесса и сравнении их с нормативными. |
Регулирующая | Управленческая функция, предполагающая внесение поправок в деятельность педагогов для улучшения их работы и воспитательно-образовательного процесса в целом. |
Оценка управленческой деятельности руководителя ДОУ – это процедура установления соответствия уровня профессиональных качеств, количественных и качественных результатов управленческой деятельности заведующего ДОУ требованиям профессиограммы.
Экспертами в следующих методах были: коллеги – зам.директора, методист, главный бухгалтер, и вышестоящие руководители – зам.руководителя Департамента образования.
1. Метод определения эффективности структуры рабочего дня.
Таблица 3 – Структура рабочего дня руководителя МАДОУ д/с «Лучик»
Виды деятельности | Оперативное решение задачи, в часах | Перспективное решение задачи, в часах |
Планирование работы | 1 | |
Встреча с родителями | 2 | |
Собрания | 1 | |
Совещания | 1 | |
Формирование отчетности | 2 | |
Посещение других организаций | ||
Встреча с вышестоящим руководством | 1 | |
Выполнение поручений от вышестоящего руководства | 2 | |
Аттестация подчиненных | 1 | |
Тренинги, обучение подчиненных | 2 | |
Инструктаж подчиненных | 1 | |
Самообразование | 2 | |
Перерывы | 1 | |
Собеседование с кандидатами | 1 | |
Награждение, поощрения, наказания персонала | 1 | |
Итого: | 7 | 12 |
Согласно данным таблицы 3, можно рассчитать эффективность структуры рабочего дня:
Данный показатель можно определить по следующей формуле: Эс = ,
где Эс — эффективность структуры рабочего дня; n — время на решение перспективных задач; О — время на оперативную деятельность.
Эс = =1,7
Данный показатель говорит о том, что руководитель решает непосредственно сразу первостепенные важные задачи, а затем перспективные. Это говорит о его профессиональной компетентности. Здесь можно порекомендовать, использовать свое рабочее время более рационально, ведь уделение внимания перспективным задачам является немаловажным фактором в работе руководителя.
2. Метод оценки использования рабочего времени.
Таблица 4 – Анализ рабочего времени руководителя МАДОУ д/с «Лучик» за период 2 недели
Выполненные работы | Длительность, мин. |
Оперативное совещание по текущим вопросам | 240 |
Оперативное совещание с сотрудниками | 90 |
Телефонные разговоры с руководством | 315 |
Другие деловые телефонные разговоры | 285 |
Участие в разработке мотивационных схем | 75 |
Разбор конфликтов | 105 |
Определение потребности групп | 30 |
Нерегламентированные перерывы | 195 |
Регламентированные перерывы в работе (обед, отдых) | 600 |
Контроль за заключением договоров | 240 |
Составление отчетов, планов и других документов | 180 |
Анализ дебиторской задолженности | 60 |
Прием посетителей по деловым вопросам | 135 |
Служебные разъезды (дорога) | 360 |
Проведение мониторинга показателей д/с | 90 |
Организация корпоративных мероприятий | 270 |
Проведение собеседований с соискателями | 150 |
Взаимодействие с выше поставленным руководством | 300 |
Обход групп | 165 |
Работа над обязанностями сотрудников | 900 |
Аттестация сотрудников | 375 |
Составление плана работы | 90 |
Подведение итогов работы д/с | 150 |
Фонд рабочего времени, итого: | 5400 |
Таким образом, данные таблицы 4 говорят о том, что регламентированные перерывы в работе за период наблюдений составили 600 мин., а нерегламентированные – 195 мин., весь же фонд рабочего времени составил 5400 мин. Можно рассчитать коэффициент экстенсивности:
Кэ =1 – = 1 - = 1-0,15=0,85
Регламентированные перерывы по нормативу, принятому в организации, составляют 70 мин. в день (50 мин. – на обед и 20 мин. – на личные надобности), то есть 700 мин. за весь период наблюдения. Таким образом, максимально возможное значение коэффициента экстенсивности составляет 0,87. Однако по факту затраты времени на обед и отдых ниже нормативных, также имеют место затраты на нерегламентированные перерывы, что нарушает режим труда и отдыха.
Далее следует определить показатели, которые характеризуют потери рабочего времени по различным причинам. В рассматриваемом предприятии, потери рабочего времени составляют 100 минут.
Коэффициент потерь рабочего времени был рассчитан по следующей формуле:
Кпр = = 0,019
Полученное значение отражает незначительные потери, не влияющие на изучаемую проблему.
К потерям рабочего времени, вызывающим нарушение режима работ, можно отнести такие затраты времени, как служебные перемещения (необходимость идти в другой отдел, чтобы распечатать или откопировать документы), являющиеся сдедствием недостаточного оснащения рабочего места необходимой оргтехникой, а также сбои в системе городского транспорта (что вызывает увеличение затрат времени на запланированные служебные разъезды на 100 минут). По данным таблицы 1.4, потери рабочего времени по независящим от руководителя причинам составили 130 минут + 120 минут = 250 минут.
Коэффициент потерь рабочего времени, вызванных причинами, не зависящими от руководиетля, рассчитывается по формуле:
Кпо = = 0,046
Полученное выше значение коэффициента потерь рабочего времени из-за нарушения режима работы невелико, однако говорит о имеющихся недостатках в организации рабочего времени руководителя.
В данном случае, из таблицы 4 видно, что регламентированные перерывы в работе за период наблюдений составили 600 мин. Коэффициент потерь рабочего времени на регламентированные перерывы рассчитывается по формуле:
Кот = = 0,11
По нормативам на регламентированные перерывы в работе должно выделяться 13% рабочего времени. Полученное выше значение коэффициента потерь рабочего времени на регламентированные перерывы ниже нормативного, что указывает на нарушение режима труда и отдыха.
Итак, опираясь на рассчитанные коэффициенты можно утверждать, что у руководителя рассматриваемой организации происходит нарушение режима труда и отдыха, имеют место затраты на нерегламентированные перерывы, которые могут служить резервами для более эффективного использования рабочего времени.
Для определения рациональности использования рабочего времени руководителя проведем сравнение фактических затрат времени с плановыми.
Таблица 5 – Определение затрат по выполнению работ руководителя МАДОУ д/с «Лучик»
Наименование работ | План.затрат времени | % факт. затрат времени | Коэффициент |
Оперативное совещание по текущим вопросам | 2 | 4,4 | 0,024 |
Оперативное совещание с сотрудниками | 2 | 1,7 | 0,003 |
Телефонные переговоры с руководством | 4 | 5,8 | 0,018 |
Другие телефонные переговоры по работе | 4 | 5,3 | 0,013 |
Разработка схем мотивации | 4 | 1, | 0,004 |
Разбор конфликтных ситуаций | - | 2 | 0,02 |
Определение потребностей групп | 1 | 0,6 | 0,004 |
Нерегламентированные перерывы в работе | - | 3,6 | 0,036 |
Регламентированные перерывы в работе (обед, отдых) | 8 | 11,1 | 0,031 |
Контроль за заключением договоров | 3 | 4,4 | 0,014 |
Составление отчетов, планов и других документов | 4 | 3,3 | 0,007 |
Анализ дебиторской задолженности | 1 | 1,1 | 0,001 |
Прием посетителей по рабочим вопросам | - | 2,5 | 0,025 |
Запланированные служебные разъезды | 7 | 6,7 | 0,003 |
Мониторинга показателей | 1 | 1,7 | 0,007 |
Организация корпоративных мероприятий | 4 | 5 | 0,001 |
Проведение собеседований с соискателями | 1 | 2,5 | 0,018 |
Взаимодействие с вышестоящими руководителями (Департамент образования) | 4 | 5,6 | 0,016 |
Обход групп | 2 | 3,1 | 0,011 |
Работа над обязанностями подчиненных | 5 | 16,7 | 0,117 |
Аттестация педагогов | 2 | 7 | 0,05 |
Составление плана работы | 1 | 1,7 | 0,007 |
Подведение итогов работы | 1 | 2,8 | 0,018 |
Итого: | 0,43 |
Рассчитаем коэффициент рациональности использования рабочего времени, на основе данных таблицы 5, предоставленных руководителем МАДОУ д/с «Лучик», т.е. на основе его личного плана работ. Коэффициент рациональности использования рабочего времени рассчитывается по формуле:
Кр=1-0,4=0,6
Полученный показатель Кр не близок к единице, а значит, руководителю следует более тщательно распределять свое время и следовать составленному плану. Общая оценка степени рациональности использования времени может быть представлена показателем, рассчитанным как произведение коэффициента экстенсивности (Кэ) и коэффициент рациональности (Кр):
К и=0,85*0,6 = 0,51
3. Метод экспертного нормирования.
Для того чтобы провести метод экспертного нормирования, необходимо собрать данные о фактических затратах управленческого труда путем анкетирования наименований работ руководителя, которые экспертно определяют размеры затрат труда на решение конкретных задач с помощью специальной анкеты.
Таблица 6 – Оценка экспертного нормирования руководителя МАДОУ д/с «Лучик»
Наименование работ | Затраты труда | Оценка экспертного нормирования, максимум 10 баллов | |
В час. | В % | ||
Оперативное совещание по текущим вопросам | 240 | 4,4 | 8 |
Оперативное совещание с сотрудниками | 90 | 1,6 | 5 |
Телефонные переговоры с руководством | 315 | 5,8 | 9 |
Другие телефонные переговоры по работе | 285 | 5,2 | 5 |
Разработка схем мотивации | 75 | 1,4 | 5 |
Разбор конфликтных ситуаций | 105 | 1,9 | 6 |
Определение потребностей групп | 30 | 0,5 | 9 |
Нерегламентированные перерывы в работе | 195 | 3,6 | 5 |
Регламентированные перерывы в работе (обед, отдых) | 600 | 11 | 6 |
Контроль за заключением договоров | 240 | 4,4 | 10 |
Составление отчетов, планов и других документов | 180 | 3,3 | 9 |
Анализ дебиторской задолженности | 60 | 1,1 | 5 |
Прием посетителей по рабочим вопросам | 135 | 2,5 | 6 |
Запланированные служебные разъезды | 360 | 6,6 | 7 |
Мониторинга показателей | 90 | 1,6 | 8 |
Организация корпоративных мероприятий | 270 | 5 | 6 |
Проведение собеседований с соискателями | 150 | 2,7 | 8 |
Взаимодействие с вышестоящими руководителями (Департамент образования) | 300 | 5,5 | 9 |
Обход групп | 165 | 3,05 | 6 |
Работа над обязанностями подчиненных | 900 | 16,6 | 8 |
Аттестация педагогов | 375 | 6,9 | 6 |
Составление плана работы | 90 | 1,6 | 8 |
Подведение итогов работы | 150 | 2,7 | 8 |
Итого: | 5400 | 100 | - |
Согласно таблице 6, метод экспертного нормирования был проведен с помощью анкеты, где эксперты: коллеги – зам.директора, методист, главный бухгалтер, и вышестоящие руководители – зам.руководителя Департамента образования, дали объективную оценку работам руководителя по 10- балльной шкале, в общем итоге оценка по результатам работ данного руководителя выше среднего балла. Поскольку, мин. оценка была 5 баллов (средняя), а все остальные выше 5. Это говорит о качественной работе руководителя, но стоит обратить внимание на те работы – которым оценка была 5 баллов, например: оперативное совещание с сотрудниками, другие телефонные переговоры по работе, разработка схем мотивации, нерегламентированные перерывы в работе и анализ дебиторской задолженности.
4. Метод экспертных оценок.
Для данного метода, необходимо проанализировать и дать оценку эффективности работ руководителя по следующим характеристикам, представленным в таблице 7.
В ходе опроса экспертов проводится оценка эффективности работы руководителя и имеет пять градаций степени их выраженности и соответствующие числовые коэффициенты: «очень хорошо выражено» +1,0, «хорошо выражено» +0,5, «не систематически выражено» 0,0, «мало выражено» –0,5, «не выражено» –1,0.
Таблица 7 – Экспертная оценка характеристики руководителя МАДОУ д/с «Лучик»
Характеристика руководителя | Оценка эффективности работы |
Компетентность | +1,0 |
Креативность | +0,5 |
Отношение к экспертизе | +0,5 |
Конформизм | +1,0 |
Аналитичность | +1,0 |
Широта и конструктивность мышления | +0,5 |
Самокритичность | +0,5 |
Подведем итоги, проведенного анализа оценки эффективности руководителя МАДОУ д/с «Лучик»:
- руководитель решает непосредственно сразу первостепенные важные задачи, а затем перспективные, что не совсем верно, стоит обратить внимание на этот фактор и рассмотреть другой метод работы руководителя;
- проведенные в данном исследовании расчеты по структуре и использованию рабочего времени руководителем дают основание утверждать, что рабочий процесс выстроен нерационально, то есть, следует заняться его усовершенствованием;
- дана выше среднего балла оценка экспертного нормирования руководителя;
- по методу экспертных оценок, дана положительная оценка по всем характеристикам, что играет важную роль для руководителя.
В организации работы заведующего д/с «Лучик» можно выделить и положительные стороны, как то отсутствие опозданий на работу и пропусков работы по неуважительным причинам, осуществление всех действий в соответствии с должностной инструкцией.
Однако было также выявлено, что фактические затраты времени руководителя на оперативные совещания по текущим рабочим вопросам меньше запланированных. Это может являться следствием демократичного стиля руководств, то есть уверенностью и доверием руководителя подчиненным в сфере выполнениях их обязанностей и приянтия решений.
Также фактические затраты времени руководителя исследуемой организации на регламентированные перерывы в работе меньше, чем нормативные. Данный факт говорит о возможном переутомлении и стрессе руководителя, что, несомненно, будет отражаться на эффективности его управленческой деятельности.
Другие статьи затрат рабочего времени руководителя также следует откорректировать. Для этого следует составлять рациональные недельные и дневные планы и исключать вмешательство в чужие обязанности при наличии собственных невыполненных задач.
В анализе оценки эффективности руководителя выявлены некоторые проблемы, так например, нарушение режима труда и отдыха, затраты на нерегламентированные перерывы в работе. Для решения данного вопроса, можно применить следующие меры:
- выполнять работы в соответствии с их срочностью и стратегической важностью;
- составлять планы рабочего дня;
- вести дневник рабочего времени, хронометраж рабочего дня;
- изучить и применить нормативы режимов труда и отдыха в организации.
Также необходимо сократить затраты рабочего времени, приходящиеся на решение личных вопросов (личные разговоры, посетители по личным вопросам, перерывы на чай, общение с коллегами в рабочее время и т.д.).
Для устранения потерь времени возможно применение следующих мер:
- постановка целей и их достижение;
- расстановка приоритетов целей и задач;
- самодисциплина и самоконтроль;
-формализация отношений с персоналом (соблюдение субординации).
Вариантом решения проблемы с транспортными затратами времени на запланированные служебные разъезды может стать приобретение служебного транспорта.
На эффективность трудовой деятельности руководителя ДОУ воздействуют такие факторы, как:
- расстановка кадров и распределение труда;
- оптимальная организация труда руководителя;
- самоанализ и самооценка эффективности педагогической деятельности;
- развитие демократии и самоуправления за счет делегирования полномочий.
Делегирование полномочий обладает рядом преимуществ. Руководитель освобождается от решения рутинных задач, находит время для принятия более важных решений.
Фактическая актуальная информация – это важный компонент в работе руководителя МАДОУ, и здесь важно правильно составлять:
- годовой календарный учебный график;
- бюджетную заявку, смету бюджетного финансирования и смету расходования средств, полученных дошкольным образовательным учреждением от уставной приносящей доходы деятельности и из иных внебюджетных источников;
- правила внутреннего распорядка ДОУ;
- введение новых методик образовательного процесса и образовательных технологий.
На наш взгляд, МАДОУ д/с «Лучик» работает эффективно, поскольку в основном коллектив и руководитель старается четко выполнять свои обязанности, в данном учреждении присуще четкая координация труда, своевременный контроль на ключевых этапах деятельности и по ее результатам.
В ДОУ руководитель является ключевым звеном его эффективного функционирования и результативности воспитательно-образовательной работы.
Уровень контроля за качеством управления ДОУ обуславливает возможности для профессионального роста руководителя, совершенствовании его знаний, умений и личностных качеств в соответствии с государственными требованиями.
Библиографический список
- Трудовой кодекс Российской Федерации. Закон Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. // информационно-правовая система «Гарант».
- Якокка Ли. Карьера менеджера: деловой бестселлер. Минск: Парадокс, 2011. 210 с.
- Семенова И.И. История менеджмента: учебное пособие. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. 199 с.
- Спирин А.П. О роли личности в компании // Top-manager (журнал для руководителей). 2009. №2. С. 8.
- Попов В.М., Ляпунов С.И., Воронова Т.А. Руководитель: управление, планирование, стратегия: учебно-практическое пособие для вузов. М.: КноРус, 2009. 440 с.