Конкретизировать стремление к определенной сфере инженерной деятельности позволяет методика «Направленность на вид инженерной деятельности» [1, с. 460], разработанная О.Б. Годлиником. Данная методика рассматривает характерные элементы 4 основных видов инженерной деятельности:
1. Научно-исследовательская деятельность;
2. Проектно-конструкторская деятельность;
3. Производственная (эксплуатационная) деятельность;
4. Организаторская деятельность.
Настоящее исследование проводилось в контрольной (традиционные образовательные учреждения) и экспериментальной группах (образовательные учреждения Университетского комплекса) абитуриентов, студентов различных курсов обучения, молодых специалистов.
Проведенное исследование в контрольной и экспериментальной группах начинающих обучение в Пензенском государственном университете архитектуры и строительства дало результаты, представленные в таблице 1.
Таблица 1. Результаты тестовой методики «Направленность на вид инженерной деятельности» в группах начинающих обучение в ПГУАС
Вид деятельности |
Контрольная группа |
Экспериментальная группа |
Научно-исследовательская деятельность |
2% |
4% |
Проектно-конструкторская деятельность |
11% |
14% |
Производственная деятельность |
23% |
74% |
Организаторская деятельность |
64% |
8% |
В экспериментальной группе предпочтение было отдано производственной (эксплуатационной) деятельности. Опрашиваемые выбирали такие высказывания, как: «эксплуатировать машины, механизмы, приборы (управлять, следить, регулировать)», «обеспечивать эффективную, безаварийную работы сложных технических устройств».
В контрольной группе ведущим является организаторский вид инженерной деятельности. Опрашиваемые отдали предпочтение таким высказываниям, как: «организовывать, планировать, координировать производственную деятельность людей», «разрабатывать и внедрять в производство современные формы и методы организации труда».
Аналогичная методика была предложена контрольной и экспериментальной группам выпускников ПГУАС. Были получены следующие результаты:
Таблица 2. Результаты тестовой методики «Направленность на вид инженерной деятельности» в группах выпускников ПГУАС
Вид деятельности |
Контрольная группа |
Экспериментальная группа |
Научно-исследовательская деятельность |
3% |
6% |
Проектно-конструкторская деятельность |
18% |
23% |
Производственная деятельность |
33% |
65% |
Организаторская деятельность |
46% |
6% |
Изменились количественные показатели. Но тенденции ведущих видов инженерной деятельности остались прежними: в экспериментальной группе превалирует производственный вид инженерной деятельности, а в контрольной – организаторский.
Результаты, полученные в ходе опытно-экспериментальной работы по формированию профессиональной мотивации у обучающихся учебных заведений Ассоциации «Университетский учебный комплекс» [2], доказывают, что:
1) Университетский учебный комплекс способствует формированию профессиональной потребности будущих специалистов;
2) Педагогический процесс в Университетском учебном комплексе побуждает учащихся комплекса к проявлению активности в освоении профессиональных знаний, умений, навыков и в приобретении профессионально значимых качеств личности будущего специалиста;
3) В процессе занятий в учебных заведениях Университетского учебного комплекса у обучающихся формируется профессиональная направленность;
4) Университетский учебный комплекс способствует формированию профессиональных умений;
5) Образовательный процесс Университетского учебного комплекса развивает у обучающихся самостоятельность мышления и поступков.
Следовательно, обучение в учебных заведениях, входящих в состав Ассоциации «Университетский учебный комплекс», способствуют более эффективному формированию профессиональной мотивации обучающихся, чем обучение в традиционном учебном заведении.
Библиографический список
- Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы. – СПб.: Питер. – 2002. – 512 с.: ил. – (Серия «Мастера психологии»)
- Каргина, Е.М. Формирование профессиональной мотивации будущих специалистов (на примере Ассоциации «Университетский учебный комплекс»). Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. – Пенза, 2004.