Различные направления развития информационных распределенных систем и их практические приложения создают новое качество обмена данными. Они позволяют принимать решения в реальном масштабе времени, существенно повышают качество процессов физического продвижения и уменьшают расходы . Информационные системы повышают производительность труда , снижают количество ошибок , дают возможность отказаться от огромного количества «бумажных » операций . Однако создание таких многофункциональных интегрированных систем представляет собой чрезвычайно сложное и длительное мероприятие, требующее значительных усилий на изучение и разработку системы под каждый конкретный случай. На это могут решиться только крупные фирмы, обладающие серьезным техническим и финансовым потенциалом.
Добавляет сложности в возможность реализации информационных распределительных систем необходимость интеграции ее с уже действующими на предприятии слабоавтоматизированными информационными системами с неразвитыми интерфейсами взаимодействия . В таких случаях системами часто перекрываются функции друг друга, что приводит к снижению эффективности их взаимного применения.
Основной целью выполнения исследования является разработка адекватной математической модели системы распределенной обработки информации , состав которой позволит использовать ее самостоятельно или в составе с другой информационной системой, самостоятельно планировать свою работу и управлять ею , используя минимальный состав аппаратной и программной составляющей, что приведет к появлению более качественного, но в тоже время экономичного сервиса.
В результате проведенного исследования была разработана структурно-функциональная схема исследуемой системы, которая для более качественного и быстрого обслуживания состоит из трех уровней (рис.1):
1) уровень ядра;
2) уровень исполнительного модуля;
3) уровень ЭВМ управляющих механизмами техники.
Рисунок 1 – Структурно-функциональная схема системы
В «ядре» системы происходит выбор необходимого программного модуля, первичная обработка входных данных в выбранном программном модуле, управления работой исполнительных модулей, обработка запросов поступающих в систему, создание отчета по окончании цикла работы системы.
Входными данными для системы являются: грузовой план, список грузов представленных на загрузку и прошедших контроль, запросы контрагентов порта , а также электронный документ позволяющий начало обработки судна. Все входящие данные поступают в ядро через интерфейс от внешних информационных систем или от ответственных лиц.
В обратном направлении во внешние информационные системы передаются отчеты о выполнении работ и ответы на запросы. Результаты обработки входных данных хранятся в базе данных уровня «ядра». По мере выполнения обработки судна в базу данных вносится информация о времени выполнения той или иной команды. Назначение вышеперечисленных функций данному уровню вызвано требованиями повышенной интегрируемости, масштабируемости и универсальности к информационным системам , применяемым на транспорте.
Уровни « ядра» и исполнительного модуля объединены с помощью трех информационных шин: шина адреса, шина данных и шина управления.
Шина адреса производит выбор исполнительного модуля при передаче данных. Шина данных служит для передачи необходимых данных в исполнительный модуль . Шина управления предназначена для разрешения и прерывания процесса обработки, а также для получения отчетов по мере выполнения команд.
Уровень исполнительного модуля выполняет функции руководителя грузовых работ выполняемых автоматической техникой на терминале. Для этого исполнитель модуль вычисляет необходимое для обработки количество техники, выполняет сортировку полученных от «ядра» данных по соответствующим видам техники, обеспечивает загрузку всех необходимых данных в ЭВМ автоматической техники терминала.
Для возможности корректировки действий исполнительного модуля предусмотрено наличие оператора, который следит за ходом обработки. База данных исполнительного модуля необходима для хранения упорядоченного списка инструкций каждому техническому средству терминала и маршрутов ее передвижения.
Уровень ЭВМ предназначен для интерпретации полученных действий в движения механизмов. ЭВМ перегрузочной техники рассчитывает позицию установки и взятия груза в зависимости от корректировок указанных в разметке, а ЭВМ транспортировщиков выбирает оптимальный маршрут для перемещения груза. На этом уровне происходит обмен оперативными данными.
В дальнейших исследованиях были разработаны временные диаграммы процессов обработки на каждом из уровней и методы взаимодействия между элементами разных уровней, с помощью математического аппарата сетей Петри построена математическая модель системы, учитывающая возможность поступления нового потока данных до завершения процесса обработки и блокирующая второй поток на определенном этапе, построены алгоритмы работы и типичные программные объекты исследуемой информационной системы распределенной обработки.