Перспективы социально-политического развития территорий Севера России определяются качеством стратегических планов и возможностью полноты их реализации в имеющихся сегодня в стране и регионах институциональных условиях. Поэтому формирование методологической основы стратегического планирования перспективных социально-политических и экономических параметров развития общественной системы является ключевым фактором эффективности стратегического процесса [1].
При рассмотрении вопросов стратегического планирования перспективных направлений развития северных территорий страны в науке присутствует дуализм понимания методологии. С одной стороны, речь идёт о методах стратегического планирования [2], с другой – о принципах понимания стратегических процессов и путей перспективного развития [3].
В научной литературе выделяются следующие принципы исследования стратегий управления: системность, комплексность, динамичность, принцип перекрёстной проекции, конструктивность, синергизм [4].
Сегодня, в условиях нарастающей социально-политической и экономической нестабильности в стране и регионах, важным является поиск и учёт альтернативных моделей и путей стратегического развития, способных вывести Россию на уровень жизни и перспективы развитых стран «первого» эшелона. Поэтому сегодня является важным одновременный анализ и выработка всей полноты ключевых конкурентоспособных моделей стратегического развития территорий, что предполагает формирование эффективной системы стратегического планирования как в центре, так и в регионах Севера России. Сегодня в арктических регионах России функционирует ряд ключевых научных центров и университетов, чей потенциал может стать полезен для формирования эффективной системы стратегического планирования процессов развития Севера.
Среди региональных научных центров, чей научный потенциал реализуется на Севере России, следует выделить (см. таб. 1):
Таблица 1. Основные научные центры арктических регионов РФ (Авторский вариант)
№ |
Субъекты РФ |
Научные центры |
1 |
Архангельская область |
Архангельский научный центр УРО РАН |
2 | Красноярский край | Красноярский научный центр СО РАН |
3 | Мурманская область | Кольский научный центр РАН |
4 | Ненецкий автономный округ | Кольский научный центр РАН |
5 | Республика Карелия | Карельский научный центр РАН |
6 | Республика Коми | Коми научный центр УРО РАН |
7 | Республика Саха | Южно-Якутский научный центр РАН |
8 | Чукотский автономный округ | Филиал Дальневосточного отделения РАН |
9 | Ямало-Ненецкий автономный округ | Научный центр изучения Арктики |
Среди основных северных региональных университетов, чей научный потенциал реализуется в Арктической зоне России, следует указать (см. таб. 2):
Таблица 2. Основные университеты, обеспечивающие арктические регионы РФ (Авторский вариант)
№ |
Субъекты РФ |
Основные университеты |
1 | Архангельская область | Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова |
2 | Красноярский край | Сибирский федеральный университет |
3 | Мурманская область | Мурманский государственный гуманитарный университет |
4 | Ненецкий автономный округ | Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова |
5 | Республика Карелия | Петрозаводский государственный университет |
6 | Республика Коми | Сыктывкарский государственный университет |
7 | Республика Саха | Северо-Восточный Федеральный Университет имени М.К. Аммосова |
8 | Чукотский автономный округ | Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина
Тихоокеанский государственный университет |
9 | Ямало-Ненецкий автономный округ | Филиал Северо-Восточного Федерального Университета имени М.К. Аммосова
Тюменский государственный университет |
В целом следует указать на возможность повышения значения центров стратегических исследований и разработок, научных центров РАН, социально-политических лабораторий университетов и институтов северных регионов России в процессе агрегации интересов местного сообщества и анализе его специфических потребностей.
Все возможные модели стратегического развития Севера России могут реализовываться параллельно при общем векторе ключевой модели. Поэтому система стратегического планирования должна быть способна учитывать весь спектр взглядов на социально-политические и экономические факторы развития территорий.
Формирование стратегии развития Арктики предполагает пошаговый процесс разработки перспективных параметров функционирования северных территорий. Стратегический процесс в рамках институциональной методологии, как считают авторы, имеет следующий алгоритм: 1) формирование плана; 2) формирование программ; 3) формирование проектов; 4) ресурсное обеспечение.
В основе рассматриваемой модели лежит принцип создания и реализации инновационных моделей регионального развития. Стратегическое развитие нами рассматривается как управление процессом набора знаний. При этом создание стратегии предполагает как планирование и дизайн процесса, так и инструментов его реализации [5].
Поступающая в процессе формирования и реализации стратегий развития утверждённая преобразующая информация должна сохраняться в полном объёме в проектах стратегического развития (как постоянных, так и разовых). Объём информации должен быть сбалансированно распределён между всеми уровнями структур, участвующих в реализации стратегических программ. Поэтому большое значение имеет возможность оценки качества исполнимости моделей в реальных условиях [6].
Эффективность инновационных концепций зависит от внешних и внутренних условий развития Севера, поэтому важным является возможность системы управления обновлять концепции преобразования в соответствии с направлениями ключевых изменений.
Каждая стратегическая программа развития Севера должна иметь специфические технологии управления, укладывающиеся в общий спектр российских технологий управления инновационным региональным развитием. Поэтому в стратегических программах развития Севера должны быть изначально заложены эволюционные критерии [5], повышающие эволюционный потенциал стратегии и учёт развития новых позиций и идей.
Для стратегии развития арктических территорий России важна необходимость учёта следующих эволюционных критериев: 1) политический (геополитический); 2) военно-стратегический; 3) ресурсный; 4) геологический.
Все указанные эволюционные критерии затрагивают интересы населения арктических и приарктических регионов России. Поэтому важное значение в процессе выработки стратегии развития Арктики должно уделяться учёту влияния социальных групп Севера России; в том числе малочисленных народов (алеуты, долганы, коряки, манси, нанайцы, ненцы, саамы, селькупы, ханты, чукчи, эвенки, эскимосы и др.) и коренных народностей, не относящихся к малочисленным (коми, якуты) [7].
В целом стратегия развития Севера (Арктики) России должна учитывать интересы как отдельного человека, проживающего на Севере, так и значение групп давления (ассоциации коренных народов) и групп формирования общественного мнения в условиях реализации концепций стратегического развития. В современной российской стратегии арктического развития вопросам формирования перспективной системы управления развитием населения Севера уделено незначительное внимание, что, в перспективе, может привести к снижению эффективности учёта социального фактора арктического развития [8].
Таким образом, большое значение для эффективного перспективного развития Севера России имеет создание качественного процесса управления планированием стратегических перспектив. Стратегическое развитие должно учитывать как необходимость планирования и проектирования стратегического процесса, так и инструментов его проведения. Также важным для полноценного развития территорий Севера России является учёт в стратегии эволюционных критериев (политический (геополитический), военно-стратегический, ресурсный, геологический) и ориентация на социальный фактор территориального развития.
Библиографический список
- Шеховцева Л.С. Методология формирования стратегических целей развития региона // Менеджмент в России и за рубежом. №3, 2007.
- Киселенко А.Н. Прогнозирование и планирование.– Сыктывкар: КРАГС и У, 2003. 87с.; Методология прогнозирования и стратегического планирования развития регионов//материалы Второго северного социально-экологического конгресса 19-21 апреля 2006 г., Сыктывкар: КРАГСиУ, 2007. С.65-71.
- Кондраль Д.П., Морозов Н.А. Стратегическое управление процессами пространственно-территориального развития Севера России: проблемы и перспективы: монография. Сыктывкар: Изд-во Сыктывкарского гос. ун-та, 2014. 96 с.
- Голикова Г.В. Методологические аспекты исследования стратегии управления организацией // Современная экономика: проблемы и решения. №9 (9), 2010. С. 106 – 112.
- Markus Schwaninger, A Practical Approach to Strategy Development // Long Range Planning, Vol. 20, No. 5, (74-85). Schwaninger, Markus 1988.
- Седов Е.А. Информационно-энтропийные свойства социальных систем // ОНС, 1995, № 3; Информационные критерии упорядоченности и сложности организации структуры систем // Системная концепция информационных процессов. М., 1988, № 3; Abhijit V. Banerjee, Land Reforms: Prospects and Strategies // Working Paper Department of Economics. Massachusetts Institute of Technology, October. 1999. 40 p.
- Коренные народы Севера // Подкомитет по делам Севера и малочисленных народов Комитета Совета Федерации по федеральному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера. URL: http://www.severcom.ru/nations/ (дата обращения: 18.05.2014)
- Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года. Утверждена Президентом РФ В.В. Путиным 20.02.2013 года, Пр-232 // Консультант Плюс. – URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=142561 (Дата обращения: 18.05.2014).