Введение и постановка проблемы. Разработка и производство сложных наукоемких изделий на современных приборостроительных предприятиях сегодня реализуется с учетом жестких требований рынка к качеству, себестоимости и срокам изготовления продукции. Усиливается индивидуализация заказов, многономенклатурность производства и сменяемость видов изделий. Возникают проблемы обеспечения проектирования устойчивых к производственным изменениям семейств приборов, соблюдения принципа технологичности проектируемых конструкций, выраженного термином «проект, нацеленный на успешное производство» (design for manufacturing, DFM) [1, 2]. Заказчики требуют также обеспечить поддержку и техническое обслуживание приобретенной техники в течение всего срока эксплуатации.
В таких условиях предприятия вынуждены переходить на производство по заказам, что делает актуальной возможность оперативно отслеживать на различных этапах конструирования и технологической подготовки производства изменений в конструкциях приборов, быстрый расчет технологической себестоимости, трудоемкости в изготовлении и технологичности изделий. Непрерывное информационное сопровождение всех этапов жизненного цикла изделий, начиная с раннего проектирования и заканчивая эксплуатацией, позволило бы успешно решать обозначенные задачи в интересах как разработчиков, так и изготовителей изделий. Если предложения об изменениях в конструкции исходят от заказчиков, смежников и других сторонних организаций, то они должны быть проведены в оригинальной конструкторской документации держателя подлинника, т.е. предприятия-разработчика, а затем вноситься во все копии КД. Поэтому для эффективного управления потоками изменений проектов необходимо создать на предприятии базы данных (БД) и электронные архивы конструкторской документации, работающие в интегрированной среде системы PDM (Product Data Management) и внедрять новые инструменты автоматизации процессов внесения изменений.
Поддержка процессов управления изменениями конструкции изделия в среде PDM-системы. Применительно к проблеме управления извещениями на приборостроительном предприятии PDM могут реализовать базовые функции управления данными и хранить следующую информацию, влияющую на процессы принятия решений об изменениях в конструкции:
- структурированные данные о конструкции изделия и его составных частях (заимствованных и покупных), их свойствах (характеристиках);
- документы, относящиеся к изделию и к его составным частям;
- данные о технологических процессах и ресурсах;
- данные о конкретных экземплярах изделий и об их составных частях, включая данные о качестве (результаты измерений и контроля).
Главное достоинство PDM-систем в том, что они могут быть легко настроены под бизнес-процессы, информационные потоки, сложившиеся на конкретном предприятии и эффективно использованы как инструмент выполнения специфических функций, в том числе по проведению изменений в КД. Ведь проведение изменений требует не просто автоматического внесения конструктивных изменений в изделие или его составную часть с целью улучшения технологичности, но и согласование таких изменений с группой специалистов технических и экономических служб предприятия [4, 5]. Причем согласование должно проводиться в соответствии со сложившимся на предприятии сценарием обработки информации и логической цепочкой, имеющей четкую типовую структуру в зависимости от причины появления извещения и его сложности [6, 7].
Практика показывает, что начинать внедрение PDM-системы целесообразно с создания классификаторов и справочников [8]. Это актуально и для баз данных электронной конструкторской документации и выпущенных и проведенных на предприятии извещений на конструкторские изменения. Каждое предприятие может иметь свои характерные особенности этапов жизненного цикла изделий. Поэтому важно при подготовке к внедрению PDM-системы разработать и утвердить регламент процесса введения КД на разрабатываемые изделия в электронный архив. В регламенте должны быть оговорены процедуры приема электронных документов и проведения изменений документации в электронном архиве. В течение переходного периода бумажные и электронные документы могут создаваться и действовать параллельно, а сам регламент при переходе на автоматизированное управление процессами может быть скорректирован и заменен на новый.
В БД PDM-системы приборостроительного предприятия должна накапливаться информация о ранее разработанных изделиях, извещениях об изменениях, данные об организационной структуре, справочники материалов, стандартных и покупных изделий. Таким образом, на ранних этапах конструирования изделий PDM-система может выступать ценным источником архивной и нормативной информации, помогающей поддерживать все этапы жизненного цикла изделий.
При возникновении требований на изменения в конструкции проектируемого изделия PDM-система реализует следующие функциональные возможности:
- поддержка разных версий документов на изделие в виде иерархического дерева в ходе управления внесением изменений;
- привязка к изменению сопроводительных документов в виде спецификаций, перечней, замечаний, расчетов и др.;
- ограничение доступа к документу при внесении в него изменения другим пользователем во избежание параллельных изменений в одном документе;
- ведение БД извещений об изменениях с деталировкой по группам изделий, формирование отчета по учету изменений документов.
Управление данными в PDM-системе реализуется через информационные объекты, в качестве которых выступают объекты БД, описывающие элементы предметной области, в данном случае – проведение и согласование извещений. Это объекты типа «изделие», «классификатор», «документ», связанные между собой ассоциативными отношениями.
В ходе проведения изменений в БД PDM-системы накапливаются сведения об изделии и сопутствующих процессах его конструирования, производства и эксплуатации. Эти данные могут помочь в улучшении качества и конкурентоспособности в системе менеджмента качества, заметно сократить объемы извещений об изменении, упростить внесение конструкторских изменений и ускорить процессы обмена информации между службами и подразделениями предприятия.
Рабочая модель процесса проведения изменений в среде PDM-системы. Типовая модель реализации изменений в конструкторской документации выглядит следующим образом: конструктор может изменить конструкцию проекта лишь после получения от администратора электронных архивов сообщения-разрешения на внесение изменений в действующую иерархическую модель структуры изделия в среде PDM-системы. Изменения проводятся в виде файлов графических форматов, отсканированных или текстовых документов, обычно формата редактора MS Word. Согласно регламенту файлы отсканированных документов заносятся в структуру оператором электронного архива.
Вносимые изменения документов могут быть двух типов:
- не приводящие к изменению спецификации и состава изделия, при этом в иерархической структуре системы автоматически создается следующая версия документа с прикрепленным к ней извещением об изменении в виде отсканированного файла извещения;
- приводящие к изменению спецификации и состава изделия, тогда разработчиком делается запись «Состав изменен» и представляется информация об изменениях по составу, так как при изменении состава изделия происходит изменение исполнения, оператор должен запустить действие «Изменение исполнения».
PDM-система имеет быстрый поисковый аппарат, позволяющий находить документы по первому требованию пользователя с помощью задания разнообразных критериев поиска. По изделиям предприятия можно сформировать и получить в бумажной или электронной форме отчет об учете изменений.
Если при ручном варианте проведения извещений на предприятиях приборостроения затрачивается в среднем 3-4 дня, а то и больше при сложных изменениях, то, как показывает практика предприятий, внедривших автоматизированную технологию проведения изменений, на проведение одного извещения в PDM-системе затрачивается от 30 до 40 минут [9].
Предлагается в типовую модель внести некоторые изменения, позволяющие учитывать специфику извещений, причину их появления, сложность и согласовывать изменения со всеми заинтересованными участниками процесса, т.е. полноценно управлять изменениями.
Для этого целесообразно использовать процессную автоматизацию с помощью инструментария систем класса WorkFlow. Эти системы позволяют документам (извещениям) автоматически проходить заданный заранее маршрут и получать отчеты как по содержанию документов, так и по процессу. Технология WorkFlow эффективно работает в системе управления изменениями в силу следующих обстоятельств: проведение изменений − это типовые повторяющиеся действия, проводимые на предприятиях по сложившимся регламентным процедурам; маршруты движения извещений между исполнителями известны и зависят от причин проведения извещений, группы сложности изменения и необходимости повторной доработки; имеются устойчивые конфигурации связей между исполнителями изменений.
Схема проведения изменений автоматизируется путем создания логической цепочки бизнес-процессов в модуле WorkFlow PDM-системы. Технология WorkFlow позволяет для серийного приборостроительного предприятия-разработчика конструкторской документации на новые изделия проводить изменения в конструкции в соответствии с наделенными правами доступа к документами, статусом и функциональными обязанностями каждого участника процесса согласования.
В ходе проведения изменений по технологии WorkFlow ликвидируется физическое перемещение бумажных документов для согласования изменения среди ответственных исполнителей. Участники процесса будут взаимодействовать по всем вопросам со своих рабочих мест в интерактивном режиме, используя все преимущества технологии WorkFlow.
Заключение. Рассмотрена типовая модель реализации процессов информационного сопровождения изменений в конструкции проектируемых изделий приборостроения в среде PDM-системы. Предложенная рабочая модель использования в этой среде модуля WorkFlow для организации полноценного управления изменениями позволит участникам процесса согласования проводить коллективные обсуждения вносимых изменений, оперативно совершенствовать конструкцию проектируемого изделия.
Библиографический список
- Hong Jun Liu, Xiao Yan Tong, Sheng Li Lv, Qing Ming Fan. Design for Manufacture and Integrated Manufacturability Evaluation System. Advanced Materials Research. Vols. 476-478 (2012), pp 2567-2570.
- Sandberg M. Manufacturability evaluation in early design: On the dependency of businesscommitment. Proceedings of the 5th International Conference on Manufacturing Research, 11-13 September 2007, Leicester, UK.
- Колчин А.Ф., Овсянников М.В., Стрекалов А.Ф., Сумароков С.В. Управление жизненным циклом продукции. – М.: Анахарсис, 2002.
- Ирзаев Г.Х. Оценка преемственности предприятия-изготовителя при освоении нового изделия // Организатор производства. 2008. № 4. С. 50-54.
- Ирзаев Г.Х. Экспертные методы управления технологичностью промышленных изделий. ‒ М.: Инфра-Инженерия, 2010. – 192 с.
- Ирзаев Г.Х. Исследование и моделирование информационных потоков конструкторско-технологических изменений на этапах освоения и серийного производства изделий // Организатор производства. 2012. № 1. С. 130-131.
- Ирзаев Г.Х., Адамов А.П. Исследование системы обработки потоков информации об изменениях в конструкции радиоэлектронных средств на этапах освоения и производства // Современные научные исследования и инновации. – Январь 2014. – № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/01/31329 (дата обращения: 03.05.2014).
- Воронцов А.В., Костюхов В.Д. и др. Проблемы внедрения информационных технологий на производственных предприятиях // Информационные технологии в проектировании и производстве. 2006. № 1. С. 56-63.
- Гущин О.И. Новые подходы к статусу электронного архива технической документации в ОАО РПКБ, созданного на базе системы Lotsia PDM PLUS // САПР и графика. 2005. № 5. С. 14-19.