РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО КУРСА НА ОСНОВЕ MOODLE

Белоусова Ирина Дмитриевна1, Солдатенкова Юлия Борисовна2
1Магнитогорский государственный технический университет имени Г.И.Носова, к.п.н., доцент кафедры информационных систем
2Магнитогорский государственный технический университет имени Г.И.Носова, студентка 5 курса

Аннотация
В данной статье рассматриваются вопросы, связанные с использованием новых технологий в дистанционном обучении, созданием учебного курса в системе Moodle, представлено краткое содержания разрабатываемого курса, цели и ожидаемый результат обучения.

Ключевые слова: дистанционное обучение, информационные технологии, межпредметная интеграция, система Moodle, стандарт SCORM, электронный курс


DEVELOPMENT OF A COURSE BASED ON MOODLE

Belousova Irina Dmitrievna1, Soldatenkova Julia Borisovna2
1Magnitogorsk State Technical University named after G.I.Nosov, assistant professor of information systems
2Magnitogorsk State Technical University named after G.I.Nosov, 5th year student

Abstract
This article discusses issues related to the use of new technologies v distantsionnom training, creation of a training course in the system Moodle, a brief course content developed, objectives and expected learning outcomes.

Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Белоусова И.Д., Солдатенкова Ю.Б. Разработка учебного курса на основе Moodle // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 6. Ч. 3 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2014/06/34744 (дата обращения: 03.12.2024).

Инновация, применительно к педагогическому процессу в высшем образовании, означает введение нового в цели, содержание и обучения, организацию совместной деятельности преподавателей и студентов. Введение дистанционного обучения является одним из видов инноваций в организации профессионального образования.

Дистанционное обучение в России в последнее время завоевывает все большую популярность. Несмотря на то, что взаимодействие преподавателя и студентов реализовано на расстоянии, дистанционное обучение отражает все свойственные учебному процессу компоненты: цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения [1].

Однако дистанционное обучение имеет и свои особенности, например максимальная замена преподавательского контроля самоконтролем студентов, то есть дистанционное обучение – это самостоятельное обучение, а информационные технологии здесь являются ведущим средством [2].

Немаловажным является обеспечение при этом высокого уровня информационной компетентности студента, осуществление процесса обучения с опорой на межпредметную интеграцию, способствующую обогащению и систематизации знаний из различных научных областей [3].

Еще в 1999 году инициативная группа ADL (Advanced Distributed Learning), начала разработку SCORM – сборника спецификаций и стандартов, предназначенного для систем дистанционного обучения. Уже в той версии описывались требования к компьютерной системе управления обучением, позже туда добавились требования к описанию метаданных и к способу упаковки учебных материалов. В 2004 году вышла первая редакция SCORM 1.3, дополненная специальными элементами ADL, используемыми для организации навигации.

Существует около десятка систем управления обучением поддерживающих стандарт SCORM, однако самой распространенной на территории России является LMSMoodle–модульная объектно-ориентированная обучающая среда с открытым исходным кодом.В системе можно создавать и хранить электронные учебные материалы и задавать последовательность их изучения.

Электронный курс, размещенный в системе дистанционного обучения, должен обладать следующими функциональными особенностями:

-          соответствовать требованиям действующих стандартов;

-          иметь чёткую структуру;

-          эффективно управлять деятельностью студентов;

-          иметь качественный контент;

-          быть стабильным и масштабируемым;

-          сочетать в себе различные формы проведения занятий и контроля;

-          определять использование мультимедиа;

-          предоставлять статистику.

Несмотря на то, что Moodleне относят к коммерческим СДО, она предоставляет возможность создавать учебные курсы, обладающие всеми вышеперечисленными свойствами, а потому вполне может конкурировать с платными системами.

В основе стандарта SCORM лежит свойство модульности, что позволяет каждый отдельный взятый элемент курса многократно использовать в составе какого-либо другого учебного курса, также созданного на основе стандарта.Такой подход предполагает, что навигация и упорядочение единиц содержания происходит по правилам, определенным при накоплении учебного материала [4].

Система управления дистанционным обучением Moodle работает согласно определенным правилам организационной структуры, при этом не имея данных об организации самого документа. Это позволяет разработчикам определять правила упорядочения, сохраняя возможность использовать учебный материал многократно и в различных конфигурациях [5].

Физически SCORM-пакет представляет из себя zip-архив, состоящий из:элементов учебного курса, файла структуры курса, файла с метаданными. Структура пакета проста и включает в себя перечень файлов, содержащих информацию, используемую в процессе обучения. Файлы могут, как передаваться посредством протокола http, так и физически находиться в SCORM-пакете.

Чтобы создать курс на основе стандарта SCORM необходимо пройти несколько этапов работы:

-          создать сценарий учебного курса;

-          разбить собранный материал на объекты;

-          создать объекты SCORM;

-          обозначить структуру и метаданные учебного курса;

-          задать правила адаптивного обучения;

-          упаковать и опубликовать курс.

Уже на этапе создания структуры и метаданных необходимо будет задействовать среду разработки, в частности LMS Moodle, так как она поддерживает стандарты в области дистанционного обучения.

С каждым годом процесс обучения меняется, следуя за развитием информационных технологий. Растет список программных и технических средств представления информации, создания учебных курсов и систем дистанционного обучения. Стандарт SCORM был создан, для того чтобы согласовать труд разработчиков и создателей учебных курсов для доступности конечного электронного обучения учащимся. Со временем, когда стандарт будет доработан, увеличится доля систем управления обучением, которые будут с ним работать, тем самым ускорив обмен данными и возможность уделить больше внимания качеству материала. При этом электронный курс, размещенный в системе дистанционного обучения легко встроится в информационно-образовательную среду образовательного учреждения, обеспечивая информационно-методическую поддержку образовательного процесса [6].

Электронный учебный курс – это система учебно-методической  документации, средств обучения и контроля, необходимых для качественной реализации основной образовательной программы по специальности, самостоятельной внеаудиторной работы студентов в соответствии с учебным планом [7].

Электронный учебный курс «Информационные системы в управлении учебным процессом» представляет собой образовательный ресурс, который разрабатывается в системе Moodle. Учебные модули разрабатываются в визуальном редакторе, встроенном в систему Moodle. Разрабатываемый авторами учебный курс состоит из трех модулей.

В первом модуле представлены ключевые понятия курса: понятий «информационная среда», «информационные ресурсы образовательных учреждений», «автоматизированные обучающие системы», а также сведения из истории становления и развития использования информационных технологий в науке и образовании.

Во втором модуле рассматриваются этапы разработки автоматизированных обучающих систем; перспективы развития автоматизированных систем управления образовательным учреждением.

Третий модуль содержит сведения о существующих информационных системах управления в сфере образования, их особенностях, перспективах развития. Спроектированы следующие основные элементы курса: «Рабочая программа», «Теоретический материал», «Практикум», «Контроль знаний», «Глоссарий», «Литература».

Разрабатываемый в системе Moodle электронный курс позволит более эффективно организовать учебный процесс и стать важным средством организации самостоятельной работы студентов, позволяющим комплексно подходить к решению приоритетных дидактических задач, а также систематизировать и обобщать полученные знания.


Библиографический список

 

  1. Мовчан И.Н. Некоторые аспекты использования современных технологий дистанционного обучения в вузе / И.Н. Мовчан // Сборник научных трудов Sworld. – 2013. Т. 27. – № 4. – С. 77-80.
  2. Белоусова И.Д. Дидактические условия внедрения информационных технологий в процесс обучения студентов вуза : автореф. дис. … канд. пед.наук/Белоусова Ирина Дмитриевна; Магнитогорский ГУ . – Магнитогорск, 2006, – 22 с.
  3. Ефимова И.Ю. Использование информационных технологий для осуществления межпредметных связей / Ефимова И.Ю., Веремеенко О.О. // Сборник научных трудов Sworld. – 2013. Т. 27. – № 4. – С. 53-56.
  4. Официальный сайт проекта SCORM http://www.adlnet.org.
  5. Moodle, как платформа организации eLearning и дистанционного обучения. URL: http://www.opentechnology.ru/products/moodle/moodleplatform.
  6. Махмутова М.В. Формирование модели образовательной информационной среды подготовки специалиста / М.В.Махмутова // Сборник научных трудов Sworld.- 2007. Т. 14.- № 4.- С. 85-90.
  7. Савельева Л.А. Мониторинг профессионального самоопределения старшеклассников в общеобразовательной школе : автореф. дис. … канд. пед.наук/Савельева Людмила Александровна; Магнитогорский ГУ . – Магнитогорск, 2005, – 25 с.


Все статьи автора «Белоусова Ирина Дмитриевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: