Наличие и большой удельный вес среднего класса в системе социальной стратификации является одним из существенных признаков развитого цивилизованного общества и гарантом социальной стабильности. Он создает нормы социально-экономического и социокультурного поведения. «Обеспечение конкурентоспособности России связано с решением значительного числа серьезных внутренних задач. Одна из наиболее долгосрочных и в наименьшей степени поддающихся государственному регулированию – это задача формирования массового среднего класса, который определяет качество человеческого потенциала страны и характерные черты общенациональной идентичности, обеспечивает преемственность поколений и жизненных ценностей» [5, с. 6]. Именно поэтому в настоящее время проблема изучения численности и характеристик среднего класса достаточно актуальна.
Существует несколько вариантов определения численности среднего класса, отличающихся содержанием используемых критериев для оценки. Одним из способов является самоидентификация респондента со средним слоем.
В 2013 г. в масштабах населенного пункта средний класс Вологодской области составил 55,8% населения, в масштабах региона 50,9%; в масштабах страны 41,7% (табл. 1). Причем в масштабе «город/село – регион – страна» происходит снижение данного показателя и увеличение значений, характеризующих идентификацию населения с низшими слоями общества. Однако в данном случае население соотносит себя именно со средним слоем, а не со средним классом в классическом его понимании.
Таблица 1 – Распределение ответов на вопрос: «К каким социальным слоям Вы относите себя: в своём городе (селе), в регионе и в масштабе своей страны?»
В настоящей работе численность среднего класса также была определена с помощью данных о материальном достатке, о самоидентификации, а также профессиональном статусе посредством образовательного уровня населения, по методике Л.А. Беляевой,. согласно которой для определения границ среднего класса и его размера в регионе используются три критерия, представленные в анкете Типовой программы: 1) самоидентификация со средним слоем общества; 2) материальный достаток на уровне обеспеченных и зажиточных; 3) уровень образования не ниже среднего специального. Пересечение этих критериев позволяет выделить группу, которая может быть идентифицирована как средний класс [2].
В целом по Вологодской области масштабы среднего класса сравнимы со средним значением по СЗФО (рис. 1). Из общего ряда выбиваются Республика Карелия (численность среднего класса – 40%) и Псковская область (17%). Это обусловлено более высокой самооценкой материального положения и уровнем самоидентификации со средним слоем в Карелии, и соответственно, более низким – в Псковской области.
Наиболее представительный средний слой отмечен в Республике Карелия (40%) и г. Санкт-Петербурге (35%), наименее – в Псковской области (17%) в силу наиболее низких доходов населения. В Вологодской области размер среднего слоя равен среднеокружному значению – 29%.
Однако важно знать не только масштабы, но и социальное самочувствие среднего класса как основы для формирования стабильной активно развивающейся инновационной экономики. Остановимся на некоторых аспектах данного феномена.
При сравнении жизненных ориентиров и социального самочувствия среднего класса с общим массивом населения наблюдаются значительные различия. Удовлетворенность жизнью у среднего класса по сравнению со всем населением значительно выше, причем независимо от масштабов территории (табл. 2). На порядок ниже среди представителей среднего класса и число неопределившихся с ответом на вопрос: «Насколько вы удовлетворены своей жизнью в целом?», что говорит о более четко сформировавшихся взглядах на жизнь (жизненных установках).
Таблица 2 – Удовлетворенность жизнью представителей среднего класса и всего населения в целом, в %
Среди регионов СЗФО выделяется Республика Карелия, где доля удовлетворённых жизнью людей, отнесённых к среднему классу, составляет менее 50% и, соответственно, неудовлетворённых – 32%, и это самые низкие значения (рис. 2). Наиболее удовлетворенные жизнью представители среднего класса проживают в Республике Коми и Калининградской области (75-77%).
Удовлетворенность жизнью является своеобразным комплексным показателем, интегрирующим материальные параметры жизни респондента, состояние здоровья, удовлетворенность социальной средой обитания и т.д. Длительное время в российском обществе фиксировался очень низкий уровень удовлетворенности жизнью большинства населения [1]. В целом Вологодской области удовлетворенность населения жизнью ниже общероссийских показателей и за последние пять лет уменьшилась на 6% (рис. 3). Если же по России в целом количество удовлетворенных в два раза превышает количество неудовлетворенных, то в Вологодской области разрыв между этими группами составляет 1,2 раза. Причем четверть населения затрудняются точно определиться, устраивает ли их та жизнь, которую они ведут, или нет.
Уверенность в будущем среди представителей среднего класса также выше, чем в рамках всего населения (табл. 3), а доля пессимистично настроенных людей – почти в два раза ниже. Однако треть как регионального и окружного сообщества, так и среднего класса затрудняется давать прогнозы относительно своего будущего, что может быть связано с нестабильной экономической и политической обстановкой в регионе и стране в целом. Наименее уверены в своем будущем жители Псковской и Новгородской областей (29%), наиболее – население Республики Коми (54%).
Таблица 3 – Уверенность в будущем представителей среднего класса и всего населения в целом, в %
За последние пять лет доля уверенных в будущем людей в Вологодской области снизилась на 11 п.п., а по стране в целом выросла на 7% (рис. 4). При этом удельный вес неуверенных практически не изменился, в отличие от категории неопределившихся в ответом (2008 г. – 21%, 2013 г. – 32%).
Представители среднего класса также более оптимистично оценивают изменения своего положения в обществе: повышение должности, дохода и социального статуса они отмечают гораздо чаще, чем всё население в целом (табл. 4). Это объясняется тем, что разрыв в уровне жизни и, в частности, в уровне доходов различных слоёв населения за последнее время продолжает сохраняться довольно существенным. Такая ситуация в свою очередь не может способствовать повышению восходящей социальной мобильности. Именно поэтому, как отмечают Е.Н. Данилова и О.А. Оберемко, очень важно наличие массового среднего класса, для которого характерны высокие социальные притязания, которые он способен удовлетворить посредством более высокой социальной мобильности [3].
Таблица 4 – Отметьте изменения, произошедшие с Вашим положением в обществе за последние 5 лет
Таким образом, социальное самочувствие среднего класса является важной его характеристикой, отражающей изменения, происходящие в обществе и государстве. Степень удовлетворенности жизнью и уверенности в будущем у данной категории намного выше, чем у населения в целом, хотя уровень их доходов не является достаточно высоким. Поэтому средний класс выступает в качестве стабилизатора общества, некой «подушки безопасности». В связи с этим необходимо повышать благосостояние населения, чтобы обеспечить возможность перехода индивидов из более низших слоёв в более высокие.
Библиографический список
- Беляева Л.А. И вновь о среднем классе России / Л.А. Беляева // Социологические исследования. – № 5. –2007. – C. 3-13.
- Беляева Л.А. Социальное неравенство как комплексная проблема в социокультурном портрете регионов [Текст] / Л.А. Беляева // Социокультурные портреты регионов России: Опыт комплексной реализации. Сборник материалов IV Всероссийской научно-практической конференции. 18-22 сентября 2008.г., Чебоксары: ЧГИГН, 2008. – С. 38-42.
- Данилова Е.Н. Специфика самоидентификаций и социального самочувствия городского среднего класса России / Е.Н. Данилова, О.А. Оберемко // Мониторинг общественного мнения. – №3(83). – июль-сентябрь 2007. – С. 28-38.
- Шабунова А.А., Соловьева Т.С. Социальная стратификация и социальная мобильность населения Вологодской области // Гуманитарные научные исследования. – Ноябрь 2013. – № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2013/11/5126 (дата обращения: 15.05.2014).
- Средний класс в современной России / отв.ред. М. К. Горшков, Н. Е. Тихонова ; Ин-т социологии РАН. – М. : Ин-т социологии РАН, 2008. – 320 с.