Транспортирование горной массы на добычных и проходческих работах в горной промышленности сопровождается увеличением длины транспортирования вследствие продвижения забоя. Это характерно для проходки как вертикальных выработок (стволов шахт, шурфов), так и для проводимых подземных выработок и отработки взорванных блоков горных пород в карьере.
При расчете эксплуатационных показателей работы транспортных машин на добычных и проходческих работах, характеризующихся перемещением забоя (фронта горных работ), фактический пробег передвижных (самоходных) машин, пройденный путь при подъёма бадей и грейферов возрастает пропорционально числу количеству циклов загрузки кузовов машин. Соответственно увеличивается расход топлива (электроэнергии) и затраты времени на выполнение транспортной работы.
На карьерах это приводит к необходимости увеличения количества машин для достижения производительности и вывозке горной массы в запланированное время и к погрешности определения выполненной работы. Сегодня горняки с помощью маркшейдерских замеров и расчетов определяют объем работы по уборке горной массы (т, м3). При закрытии нарядов эти объёмы как правило отличаются от фактически выполненных, что является предметом спора горняков и транспортников. Справедливости ради надо отметить что объем выполненной работы также зависит от изменения характеристик горной массы (плотность, крупность, степень разрыхления, обводнённость, наличие снега и др.), что точно учесть на практике бывает не всегда возможно. Наибольшее влияние на объём выполненной работы оказывает фактическая загрузка машин и их пробег и оценивается транспортной работой, которая определяется произведением перевезенной горной массы на фактический пробег транспортных машин [ 1 ].
Особенностью формирования транспортной системы, например карьера, с автомобильным транспортом, является то, что принимаемые решения носят долговременный характер и при периодической реконструкции допускают лишь техническое перевооружение действующих на карьере видов транспорта. Поэтому при поэтапном проектировании, даже при выборе вида транспорта и его количества в границах первого этапа, необходимо учитывать последовательность развития транспортной системы карьера до конца его эксплуатации. При прочих неизменных параметрах – важнейшим является длина транспортирования.
Объективным фактором, который необходимо учитывать при проектировании транспортной системы карьера, является ухудшение практически всех показателей ее функционирования с понижением горных работ: увеличиваются энергозатраты на перемещение горной массы, повышается износ оборудования, увеличиваются затраты на устройство и содержание транспортных коммуникаций, снижается производительность транспортного оборудования, ухудшается экологическая обстановка в карьере. Длина транспортирования и здесь будет во многом определять эксплуатационные показатели работы транспортного оборудования.
По мере увеличения расстояния транспортирования и высоты подъема груза изменение параметров рабочей зоны карьера, величины и направления грузопотоков требуют периодического совершенствования транспортной системы карьера, направленного на обеспечение оптимальных условий эксплуатации каждого из применяемых на карьере видов транспорта при их самостоятельном использовании или в комбинации с другими видами транспорта.
Определим общий пробег S (м) машины, который она должна совершить для уборки горной массы из выработки (от забоя, блока, штабеля), расположенной от разгрузочного пункта на расстоянии lотк.
Пусть n – число циклов которое должна совершить транспортная машина для уборки всей горной массы, Si – пробег за i-тый цикл откатки полезного ископаемого (м).
Общий пробег машины определяется :

где




Ввиду малости








Время на проходку выработки можно определить через число циклов:


В свою очередь число циклов можно определить с помощью объема горной массы и объема ковша погрузочной машины Vk, м3:

где kз – коэффициент заполнения грузонесущего органа (кузова, ковша, грейфера).

Расчет производительности машин одного типа с учетом эквивалентного расстояния транспортирования следует производить по формуле:


Оптимальное решение задачи с достижением минимальных затрат на транспортирование при проектировании транспортной системы карьера потребует учёта развития карьерного пространства за длительные периоды разработки с позиций системного подхода, при котором анализируются взаимосвязи транспорта карьера с изменениями горно-технических условий, параметров карьера и смежных технологических процессов за период оптимизации, достаточный для объективной оценки принятого решения.
Приведенные расчетные формулы 5-9 позволяют упростить выполнение расчетов и повышают их точность.
Библиографический список
- Коптев В.Ю., Ланков П.Ю. Уточнение эксплуатационных показателей работы транспортных машин с учетом продвижения забоя Народное хозяйство республики КомиМатериалы 8-ой межрегиональной научн. – практ. конференции «Освоение минеральных ресурсов Севера: проблемы и решения», Россия, Респ. Коми, г.Воркута 7-9 апреля 2010г. с.197-200 Т19№2.
Количество просмотров публикации: Please wait