Научный руководитель:
Жабыко Людмила Ливерьевна, к.э.н., доцент кафедры “Финансы и кредит”
Уровень жизни людей напрямую зависит от проводимой налоговой политики государства, гражданами которого они являются. У каждой страны существуют свои особенности налогообложения, которые, в свою очередь, зависят от экономических, демографических, политических и социальных факторов. В связи с чем, необходимо сравнить страны с разным уровнем жизни и выявить факторы, влияющие на установление такого уровня жизни.
Проблематика данной темы заключается в эффективности федерального, регионального и местного налогообложения и распределения бюджета.
Цель данного исследования – изучить и сравнить системы налогообложения Швеции и Российской Федерации, а также выявить их особенности.
На современном этапе налоговой теории и практики существует множество классификаций налоговой политики государства. С учётом тематики данной статьи мы рассмотрим типы налоговой политики, представленные современным экономистом, профессором Поповой Л.В.[2, c.15]
Первый тип – высокий уровень налогообложения, т.е. политика, характеризующаяся максимальным увеличением налоговой нагрузки.
Второй тип – низкая налоговая нагрузка, когда государство максимально учитывает не только собственные фискальные интересы, но и интересы налогоплательщика.
Третий тип – налоговая политика с достаточно существенным уровнем налогообложения как для корпораций, так и для физических лиц. Компенсируется для граждан страны высоким уровнем социальной защиты, существованием множества государственных социальных гарантий и программ.
Стоит заметить, что в условиях развитой экономики, любой из трёх типов налоговой политики, может быть успешно применен на практике. В рассматриваемых странах используется второй и третий типа налоговой политики (в России – второй, а в Швеции – третий).
В Швеции органом исполнительной власти, осуществляющим контроль за правильностью и своевременностью начисления налогов и сборов, является Swedish Tax Agency (далее STA). Оно осуществляет те же самые функции что и российская Федеральная налоговая служба за исключением одного. Помимо основных своих обязанностей STA так же производит: [3, c.10]
- учет регистрации населения Швеции;
- регистрацию недвижимости физических лиц;
- учет миграции населения;
- выдачу свидетельств о рождении и решает вопросы завещаний.
Следует также отметить, что в России социальные пособия не облагаются налогом, тогда как в Швеции это широко применяется на практике.
Львиная доля поступлений в государственный бюджет Швеции происходит за счёт налога на доходы и прибыль физических лиц (59%), в то время как в России большая часть поступлений в федеральный бюджет идёт от уплаты таможенных пошлин и налога на добычу полезных ископаемых (19%) [5]. Данная ситуация обусловлена отсутствием у Швеции изобилия полезных ископаемых и высокими доходами у населения. В России же экономика страны функционирует большей частью за счёт добычи и экспорта полезных ископаемых, в том числе нефтепродуктов.
Если рассматривать различия налоговых ставок в системах налогообложения данных стран, то различия видны сразу. На основе данных налоговых органов стран, автором был проанализирован налог на доходы физических лиц. В Швеции используется прогрессивная шкала налогообложения без дифференциации по типу доходов, т.е. по мере роста доходов физических лиц, они облагаются большей налоговой ставкой, а именно:
- 0% – от 0 до 18 800 крон;
- 31% (7% государству и 24% муниципалитету) – от 18 800 до 433 900 крон;
- 31% + 20% – от 433 900 до 615 700 крон;
- 31% + 25% – более 615 700 крон.
В тоже время, в России размер ставки составляет в большинстве случаев 13%.
Ставка в размере 9% применяется в отношении доходов:
- от долевого участия в деятельности организаций, полученных в виде дивидендов физическими лицами, являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации;
- в виде процентов по облигациям с ипотечным покрытием, эмитированным до 1 января 2007 года, а также по доходам учредителей доверительного управления ипотечным покрытием, полученным на основании приобретения ипотечных сертификатов участия, выданных управляющим ипотечным покрытием до 1 января 2007 года.
Ставка в размере 30% применяется в отношении всех доходов, получаемых физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации, за исключением доходов, получаемых:
- в виде дивидендов от долевого участия в деятельности российских организаций, в отношении которых налоговая ставка устанавливается в размере 15 процентов;
- от осуществления трудовой деятельности, указанной в статье 227.1 НК РФ, в отношении которых налоговая ставка устанавливается в размере 13 процентов;
- от осуществления трудовой деятельности в качестве высококвалифицированного специалиста в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации”, в отношении которых налоговая ставка устанавливается в размере 13 процентов;
- от осуществления трудовой деятельности участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, а также членами их семей, совместно переселившимися на постоянное место жительства в Российскую Федерацию, в отношении которых налоговая ставка устанавливается в размере 13 процентов;
- от исполнения трудовых обязанностей членами экипажей судов, плавающих под Государственным флагом Российской Федерации, в отношении которых налоговая ставка устанавливается в размере 13 процентов.
Ставка в размере 30% применяется в отношении доходов по ценным бумагам, выпущенным российскими организациями, права по которым учитываются на счете депо иностранного номинального держателя, счете депо иностранного уполномоченного держателя и (или) счете депо депозитарных программ, выплачиваемых лицам, информация о которых не была предоставлена налоговому агенту в соответствии с требованиями статьи 214.6 НК РФ.
Ставка в размере 35% применяется в отношении следующих доходов:
- стоимости любых выигрышей и призов, получаемых в проводимых конкурсах, играх и других мероприятиях в целях рекламы товаров, работ и услуг, в части превышения размеров, указанных в пункте 28 статьи 217 НК РФ;
- процентных доходов по вкладам в банках в части превышения размеров, указанных в статье 214.2 НК РФ;
- суммы экономии на процентах при получении налогоплательщиками заемных (кредитных) средств в части превышения размеров, указанных в пункте 2 статьи 212 НК РФ;
- в виде платы за использование денежных средств членов кредитного потребительского кооператива (пайщиков), а также процентов за использование сельскохозяйственным кредитным потребительским кооперативом средств, привлекаемых в форме займов от членов сельскохозяйственного кредитного потребительского кооператива или ассоциированных членов сельскохозяйственного кредитного потребительского кооператива, в части превышения размеров, указанных в статье 214.2.1 НК РФ.
За последние 10 лет в Швеции наблюдается тенденция к понижению налоговой ставки. За этот период она была снижена на 3%. Причины такой высокой налоговой ставки в Швеции обуславливается многими факторами, в том числе:
- высокий уровень жизни и затраты на поддержание комфортной социальной среды в стране;
- высокий уровень оплаты труда у большей части населения страны.
В таблице 1 представлены абсолютные и относительные показатели НДФЛ по состоянию на 2012 г.[3,6]
Таблица 1. Показатели НДФЛ в России и Швеции в 2012 г.
Показатель |
Россия |
Швеция |
ВВП, млрд долл. США | 2029,812 | 523,804 |
Сумма НДФЛ, млрд долл. США | 73,745 | 89,57 |
Доля НДФЛ в ВВП, % | 3,63 | 17,1 |
Население, млн чел. | 143,056 | 9,556 |
НДФЛ на душу населения, долл. США | 515,5 | 9373 |
Источник: составлено автором на основе статистического ежегодника Швеции и сайта Федеральной службы государственной статистики РФ.
На основе данных таблицы 1 можно сделать вывод о том, что, несмотря на значительную разницу в объемах ВВП (2029,8 млрд долл. США в России и 523,8 млрд долл. США в Швеции) и численности населения (143,056 млн человек и 9,556 млн человек соответственно), показатель собранной суммы НДФЛ в Швеции в абсолютном значении больше, чем в России (89,57 млрд долл. США против 73,745 млрд долл. США), что отражает как высокий уровень доходов шведов, так и высокую налоговую нагрузку, приходящуюся на их доходы. Налогоемкость НДФЛ в Швеции составляет 17,1%, что превышает налогоемкость НДФЛ в России в 5 раз – это свидетельствует о высокой значимости данного налога в Швеции. НДФЛ на душу населения в Швеции также превышает данный показатель в России (9373 и 515,5 долл. США, т.е. в 18 раз), что опять же свидетельствует о высоком уровне доходов населения Швеции. Тем не менее, шведы готовы исправно платить высокие налоги, обеспечивая себе достаточно высокий уровень жизни и социального обеспечения.
Таким образом, можно говорить о том, что типы применяемой налоговой политики в области обложения доходов физических лиц в сравниваемых странах оправданы, исходя из значительной разницы доходов и уровня жизни населения в данных странах.
Библиографический список
- Зарубежный опыт налогообложения и возможности его использования в российских условиях / В.А. Еремина // Вестник КГПУ им. В.П.Астафьева. – 2010г. №3 – C.269-274.
- Налоговые системы зарубежных стран: учеб.-метод. пособие / Л.В. Попова, И.А. Дрожжина,Б.Г. Маслов. – М.: Дело и Сервис, 2010. – 368 с.
- Taxes in Sweden. An English Summary of Tax Statistical Yearbook of Sweden. 2013.
- Сайт Всемирного банка, статистическая отчетность [Электронный ресурс] – Режим Доступа: http://www.worldbank.org.
- Сайт Министерства финансов РФ [Электронный ресурс] – Режим Доступа: http://info.minfin.ru/kons_doh.php.
- Сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс] – Режим Доступа: http://http://www.gks.ru.