Основываясь на определении понятия преемственность: «социально-педагогические предпосылки и условия, обеспечивающие постепенный переход от начального к общему обязательному, полному среднему образованию и профессиональному образованию, способствующие повышению уровня общей образованности и продолжению образования» [1, с.30], действие данного критерия рассматривалось нами на момент проведения констатирующего этапа эксперимента на трех основных уровнях образовательной среды: дошкольное, общее и профессиональное образование.
В ходе эксперимента нами были использованы 2 вида исследований: лонгэтюдное исследование с различными выборками на различных этапах и непрерывное исследование социально-произвольной группы.
Исследование проводилось в традиционных и профильных образовательных учреждениях трех уровней: дошкольного, общего и профессионального образования. Исследовательскую базу составили 2 группы по 50 человек на каждом уровне: контрольная (традиционные учебные заведения) и экспериментальная (учебные заведения, входящие в состав Ассоциации «Университетский учебный комплекс» Пензенского государственного университета архитектуры и строительства как варианта многопрофильного образовательного комплекса).
Рассмотрим эффективность реализации процесса профилизации образовательной среды на основе критерия преемственности педагогического сопровождения в образовании личности на этапе дошкольного образования.
В соответствии с критерием преемственности педагогического сопровождения в образовании личности на всех этапах профилизации образовательной среды были выделены следующие показатели на этапе дошкольного образования: качество проявления интереса к получению профессионально-значимой информации; мотивация к проявлению личностных основ готовности к профессиональному самоопределению; готовность к реализации опыта социального научения в процессе дошкольного образования.
Для каждого показателя были подобраны методики, позволяющие определить эффективность профилизации образовательной среды в соответствии с критерием преемственности в качестве образования личности.
Исследование проводилось в дошкольных образовательных учреждениях, входящих в состав Ассоциации «Университетский учебный комплекс» (детские сады №№15, 71, 111) – экспериментальная группа и в дошкольных образовательных учреждениях, не входящих в состав Ассоциации «Университетский учебный комплекс» (детские сады №№12, 23, 59) – контрольная группа.
В ходе проведенного на основе данных методик исследования в контрольной и в экспериментальной группах были получены следующие результаты: как дети, входящие в состав контрольной группы, так и дети, входящие в состав экспериментальной группы, обладают лишь общей, поверхностной информацией о мире профессионального труда. При проведении игровой методики «Профессия на букву» [2], позволяющей определить у участников уровень знаний о мире профессионального труда и существующих профессиях, дети обеих групп смогли назвать ограниченное число наиболее распространенных профессий, таких как врач, учитель, водитель, воспитатель, продавец. В ходе проведения игровой методики «Самая – самая» [3], направленной на определение степени осознанности детьми типического и специфического в профессиональной деятельности того или иного специалиста, дети как контрольной (28% правильных ответов), так и экспериментальной (32% правильных ответов) групп затруднялись в определении профессии по данной ведущим характеристике, или давали ложные ответы, что свидетельствует об отсутствии у дошкольников объективных знаний о мире профессий и показывает низкое качество проявления интереса к получению профессионально-значимой информации.
Данный вывод подтверждают и итоги игровой методики «День из жизни» [2]: дошкольники как контрольной, так и экспериментальной групп показали низкий уровень (37% и 32% соответственно) знаний типического и специфического в профессиональной деятельности того или иного специалиста, результатом чего стали путанные и сумбурные рассказы о трудовом дне рассматриваемого профессионала.
В ходе применения методики «Изучение мотивов деятельности» [3], позволяющей сделать вывод о значимости того или иного мотива в жизни ребенка, целевым содержанием мотива явилась не трудовая деятельность, не мотив профессионального самоопределения («приготовить заготовки для игры в мастерскую» в качестве целевого содержания мотива выбран лишь 6% дошкольников контрольной группы и 9% в экспериментальной группе), а игровая деятельность (мотив «подготовиться к предстоящей игре со сверстниками» стал доминирующим – 89% в контрольной группе) и семейные отношения (мотив «сделать подарок маме» превалирует в экспериментальной группе – 71%). Данные результаты свидетельствуют о низком уровне сформированности мотивации к проявлению личностных основ готовности к профессиональному самоопределению.
Показатель готовности к реализации опыта социального научения в процессе дошкольного образования был исследован на основе теста «Изучение зрелости детей поступающих в первый класс» [3], включающего в себя четыре методики, направленные на выявление психосоциальной зрелости, уровня развития аналитического мышления и речи, а также школьно-необходимых функций в форме способности к произвольному поведению. Полученные результаты свидетельствуют о преобладании у дошкольников среднего уровня готовности к школьному обучению: 78% в контрольной группе и 84% в экспериментальной.
На основании данных результатов можно сделать вывод о достаточном уровне готовности дошкольников к реализации опыта социального научения в процессе дошкольного, а впоследствии и школьного образования.
Таким образом, подводя итог изучения рассматриваемого критерия на уровне дошкольного образования на момент констатирующего эксперимента, можно сделать вывод о низком уровне проявления показателей: качество проявления потребности в получении профессионально-значимой информации, мотивация к проявлению личностных основ готовности к профессиональному самоопределению, готовность к реализации опыта социального научения.
Библиографический список
- Молчанов, С.Г. Предпрофильное и профильное образование (терминологический словарь): Учебное пособие [Текст] / С.Г. Молчанов, Р.Я. Симонян. – Самара: Издательство «Учебная литература», 2006. – 48 с.
- Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. – М., 1995.
- Ильина М.Н. Подготовка к школе. Развивающие упражнения и тесты. – СПб., 1998.