СФОРМИРОВАННОСТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ПО КОМПОНЕНТАМ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ

Фомина Оксана Вячеславовна
Учреждение образования «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы»
магистр педагогических наук, преподаватель кафедры социальной и коррекционной педагогики

Аннотация
Данная статья посвящена проблеме формирования навыков здорового образа у учащихся младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью. Обоснована необходимость развития представлений о здоровом образе жизни для формирования прочных и правильных умений и навыков соответствующей категории. Приведены данные, отражающие особенности представлений по основным компонентам здорового образа жизни у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью, полученные на основе сравнительного исследования.

Ключевые слова: здоровый образ жизни, интеллектуальная недостаточность, младший школьный возраст, представления о здоровом образе жизни, учащийся


FORMATION OF REPRESENTATIONS ON HEALTHY LIFESTYLE COMPONENTS AT PUPILS OF YOUNGER SCHOOL AGE WITH INTELLECTUAL INSUFFICIENCY

Fomina Oksana Vyacheslavovna
Education "Grodno state university of a name of Janka Kupala"
master of pedagogical sciences, teacher of chair of social and correctional pedagogics

Abstract
This article is devoted to a problem of formation of skills of a healthy image at pupils of younger school age with intellectual insufficiency. Need of development of ideas of a healthy lifestyle for formation of strong and correct skills of the corresponding category is proved. The data reflecting features of representations on the main components of a healthy lifestyle at younger school students with intellectual insufficiency, received on the basis of comparative research are provided.

Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Фомина О.В. Сформированность представлений по компонентам здорового образа жизни у учащихся младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 5. Ч. 2 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2014/05/34259 (дата обращения: 18.04.2024).

Одной из центральных проблем в настоящее время является проблема сохранения здоровья подрастающего поколения. Формирование здорового образа жизни (ЗОЖ) учащихся младшего школьного возраста является важнейшей государственной задачей, что отражено в Кодексе Республики Беларусь об образовании [1], Программе непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь [2]. Необходимость воздействия на образ жизни населения признано одним из самых перспективных и эффективных путей развития и в медицине, что отмечено Всемирной организацией здравоохранения и согласуется с принципом профилактической направленности здравоохранения [3].

Здоровый образ жизни– это типичные и существенные для данной общественно-экономической формации виды, типы, способы жизнедеятельности человека, укрепляющие адаптивные возможности его организма, способствующие полноценному выполнению им социальных функций и достаточно активного долголетия [4, с. 36].

Проблема ЗОЖ касается людей самых разных категорий и значимость исследований в данной области трудно переоценить. Особенно важно изучать образ жизни у учащихся, которые в силу своих особенностей не несут полной ответственности за него и очень зависят от тех условий, в которых происходит их социализация. Учащиеся с интеллектуальной недостаточностью нуждаются в целенаправленном формировании знаний, умений, навыков и привычек, которые позволят им поддерживать и укреплять свое здоровье. Это обусловлено наличием у данной категории учащихся значительного числа сопутствующих заболеваний и большей подверженностью приобретению вредных привычек, трудностями самостоятельного осознания значимости заботы о здоровье.

Формирование ЗОЖ у учащихся с интеллектуальной недостаточностью обеспечивает подготовку школьников к дальнейшей самостоятельной жизни, максимальной адаптации и социализации учащихся в обществе. Именно поэтому, одним из важнейших направлений коррекционно-развивающей работы с учащимися с интеллектуальной недостаточностью является формирование навыков ЗОЖ.

Исследования И.И. Капалыгиной [5], О.Н. Кобцевой [6], В.В. Колбанова [7], Э. Чарлтона [8], В.П. Щербининой [9] доказывают, что для формирования компетентности в сфере ЗОЖ необходимо проводить работу над развитием всех компонентов в структуре ЗОЖ: мотивационно-ориентировочного, содержательно-операционального, деятельностно-волевого (по И.И. Капалыгиной). А это значит, что в основу работы по формированию умений и навыков ЗОЖ должны быть положены правильные, полные, осознанные и системные знания и представления о здоровье и ЗОЖ.

Для изучения сформированности представлений по компонентам ЗОЖ у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью были выделены следующие компоненты: «Режим дня», «Гигиена питания», «Личная гигиена», «Гигиена одежды и обуви», «Гигиена помещения», «Органы чувств. Уход за зрением и слухом», «Профилактика простудных заболеваний», «Профилактика вредных привычек».

Выбор данных компонентов обусловлен требованиями Программы вспомогательной школы с русским языком обучения для I отделения в рамках учебных предметов «Человек и мир», «Социально-бытовая ориентировка» [10]. Экспериментальное исследование было проведено на базе ГУО «Общеобразовательная школа № 12» г. Гродно, ГУО «Вспомогательная школа № 1» г. Гродно. Всего в эксперименте участвовало 36 учащихся: 18 учащихся с сохранным интеллектом (контрольная группа), 18 учащихся с интеллектуальной недостаточностью (8 учащихся III класса, 10 учащихся IV класса) – экспериментальная группа. В соответствии с международной классификацией болезней 10-го пересмотра характер нарушения обозначен кодом F 70 – умственная отсталость легкой степени.

Анализ сформированности представлений по компонентам ЗОЖ в контрольном и экспериментальном классах представлен в таблице 1.

Таблица 1 – Сформированность представлений по компонентам ЗОЖ в контрольном и экспериментальном классах

Компонент ЗОЖ

Контрольный класс

Экспериментальный класс

Режим дня

72%

37%

Личная гигиена

84%

47%

Гигиена питания

68%

43%

Гигиена помещения

43%

19%

Гигиена одежды и обуви

78%

49%

Профилактика простудных заболеваний

66%

46%

Органы чувств. Уход за зрением и слухом

68%

64%

Профилактика вредных привычек

85%

54%

Анализ данных показал, что наиболее сформированными у учащихся младшего школьного возраста с сохранным интеллектом являются представления по компонентам «Профилактика вредных привычек» (85%), «Личная гигиена» (84%). Наименее сформированными оказались представления по компоненту «Гигиена помещения» (43%). Представления по компонентам «Профилактика простудных заболеваний (66%)», «Органы чувств. Уход за зрением и слухом» (68%), «Гигиена питания» (68%), «Режим дня» (72%), «Гигиена одежды и обуви» (78%) оказались на уровне выше среднего.

У учащихся с интеллектуальной недостаточностью наиболее сформированными оказались представления по компоненту «Органы чувств. Уход за зрением и слухом» (64%), что лишь на 4% отличается от учащихся с сохранным интеллектом. По остальным компонентам ЗОЖ учащиеся показали более низкий уровень сформированности представлений, так на 54% сформированы представления по компоненту «Профилактика вредных привычек», на 49% по компоненту «Гигиена одежды и обуви». Наиболее несформированными оказались представления по компонентам «Гигиена помещения» (19%), «Режим дня» (37%).

Охарактеризуем представления по компонентам ЗОЖ у учащихся младшего школьного возраста с сохранным интеллектом и с интеллектуальной недостаточностью.

Особенности представлений по компоненту «Режим дня».У большинства учащихся контрольного и экспериментального классов не сформировано представление о понятии «режим дня» (50% и 72,2% соответственно). Лишь 33,3% учащихся в контрольном классе и 27,8% в экспериментальном дали частично правильный ответ. Данные учащиеся соотносят понятие «режим дня» с некоторыми действиями, входящими в режим дня. Например, Виктория Ж.: «режим дня – это ты проснулся, сделал зарядку, почистил зубы», Даша М.: «режим дня – это ложиться спать в какое-то время», Руслан П. «режим дня – это кушать».

61,1% учащихся контрольного класса, и только 16,7% учащихся экспериментального класса понимают важность режима дня для здоровья человека. 38,9% учащихся контрольного класса, 83,3% учащихся экспериментального класса не знают, какое значение имеет режим дня для здоровья человека. Например, Эрика Н. считает что: «режим дня нужен, чтобы завтракать», Андрей В.: «режим дня нужен, чтобы не болеть», Роман Я.: «режим дня нужен, чтобы не уставать». При этом 88,9% учащихся контрольного класса, и 38,9% учащихся экспериментального класса знают, что надо соблюдать режим дня.

Большинство школьников с сохранным интеллектом знают, для чего надо делать зарядку (83,3%) и как часто ее надо делать (94,4%). Однако на вопрос «Что лучше сделать утром» лишь 66,7% учеников отвечают, что встать пораньше и сделать зарядку. Остальные учащиеся считают, что лучше поспать подольше (22,2%) или посмотреть мультфильм по телевизору (11,1%). В экспериментальном классе были получены следующие данные: 50% школьников понимают значение зарядки, 61,1% знают, что делать ее необходимо ежедневно. В ситуации выбора 55,6% школьники предпочитают сделать зарядку, остальные выбирают посмотреть мультфильм (27,8%) или поспать подольше (16,7%).

Не у всех школьников с сохранным интеллектом сформировано представление о пользе прогулок на свежем воздухе, так из 18 опрошенных школьников, только 9 понимают важность таких прогулок для здоровья, остальные дают неправильный или частично правильный ответ (например, Даша Ш. считает, что человеку нужно гулять на свежем воздухе для того, «чтобы на улице кислород лучше стал», Никита М. «чтобы лучше дышать и отдохнуть»). У школьников с интеллектуальной недостаточностью только 1 учащийся понимает важность прогулок на свежем воздухе, остальные понимают частично (55,6%) или не понимают вовсе (38,9%).

Особенности представлений по компоненту «Личная гигиена».Понятие «личная гигиена» из числа всех опрошенных учеников сформировано только у 33,3% школьников с сохранным интеллектом. Данные ученики смогли дать полное, правильное объяснение на вопрос «Что такое личная гигиена?». 44,4% школьников с сохранным интеллектом, 38,9% школьников с интеллектуальной недостаточностью перечисляли лишь отдельные мероприятия личной гигиены (например, Диана К. «личная гигиена – это мыть руки, чистить зубы», Эрика Н.: «личная гигиена – это мыть руки»). 22,2% школьников с сохранным интеллектом, 72,2% школьников с интеллектуальной недостаточностью дали неправильный ответ, или отказались отвечать.

На вопрос «Когда надо мыть руки?» все учащиеся контрольного класса (100%) ответили, что руки надо мыть перед едой, 88,9% – после посещения туалета, 66,7% – после игры с котом, 22,2% – перед посещением туалета, 16,7% – перед чтением книги. На аналогичный вопрос учащиеся экспериментального класса ответили следующим образом: перед едой 83,3%, после туалета 61,1%, после игры с котом – 27,8%, перед туалетом – 22,2%.

Большинство школьников с сохранным интеллектом (83,3%) знают, что ноги надо мыть каждый вечер. В то время как у школьников с интеллектуальной недостаточностью нет четких представлений по данному вопросу: 33,3% считают, что ноги надо мыть каждый вечер, 38,9% – когда ноги грязные, 27,8% – когда купаешься. На вопрос «Когда надо чистить зубы» в контрольном и экспериментальном классах были получены аналогичные результаты: утром и вечером (88,9%), только вечером (11,1%).

Анализ ответов на вопрос «Какими предметами личной гигиены нельзя ни с кем делиться?» показал, что у школьников с сохранным интеллектом данные представления более полные и точные. Так, из числа данной категории учащихся, 100% отвечают, что нельзя делиться зубной щеткой, 94,4% – мочалкой, 83,3% – полотенцем для тела, носовым платком – 77,8%. Учащиеся с интеллектуальной недостаточностью ответили, что делиться нельзя зубной щеткой (88,9%), мочалкой (27,8%), носовым платком (33,3%), полотенцем для тела (11,1%).

94,4% школьников с сохранным интеллектом знают, что делиться предметами личной гигиены нельзя ни с кем, в то время как только 55,6% школьников с интеллектуальной недостаточностью знают об этом. Остальные 27,8% считают, что можно давать предметы хорошим друзьям, 11,1% – всем.

Особенности представлений по компоненту «Гигиена питания».66,7% школьников с сохранным интеллектом, и 44,4% школьников с интеллектуальной недостаточностью понимают значение еды для жизни человека. Вопрос «Что значит, здоровое питание?» вызывает трудности у учащихся двух групп, так часть учащихся (55,6% в контрольном классе, 27,8% в экспериментальном) перечисляет только еду, которая относится к здоровой. Например, Кирилл К.: «здоровое питание – это рыба, киви, лимон». 38,9% школьников контрольного класса, 72,2% школьников экспериментального класса не смогли дать ответ на предложенный вопрос.

94,4% школьников с сохранным интеллектом и 44,4% школьников с интеллектуальной недостаточностью отвечают, что еда должна быть разнообразной. 33,3% школьников с интеллектуальной недостаточностью – вкусная. 22,2% школьников с нарушениями в развитии, 5,6% школьников с сохранным интеллектом считают, что все равно, что ешь.

100% учащихся контрольного класса знают, что перед едой надо мыть руки, 55,6% школьников экспериментального класса знают, что руки обязательно надо мыть перед едой, остальные (44,4%) отвечают, что руки надо мыть, только если они грязные. При выборе продуктов на завтрак, обед и ужин у учащихся с сохранным интеллектом и с интеллектуальной недостаточностью возникают трудности. Не все учащиеся выбирают полезную для здоровья еду. Особые трудности возникают при выборе продуктов питания на завтрак и ужин.

Особенности представлений по компоненту «Гигиена помещения».11,1% учащихся с сохранным интеллектом дают полный обоснованный ответ на вопрос «Надо ли следить за чистотой в комнате, почему?», остальные 89,9% учащихся важность поддержания чистоты в помещении понимают частично. Учащиеся отвечают, что убирать в комнате надо, однако, почему, объяснить не могут или объясняют неправильно. Например, Илья Г. отвечает, что: «комната должна быть чистая, чтобы было аккуратно», Лиза П.: «комната должна быть чистая, это важно». Большинство учащихся с интеллектуальной недостаточностью (66,7%) не понимают важность уборки для здоровья человека, и считают, что убирать в комнате не надо. Ни один опрошенный ученик не смог дать полный, правильный ответ на вопрос: «Что надо делать, чтобы комната была чистая». 88,9% учащихся с сохранным интеллектом, и 38,9% учащихся с интеллектуальной недостаточностью перечисляют отдельные правила уборки помещения. Например, Андрей В.: «в комнате надо убирать мусор», Кирилл Д.: «комнату надо проветривать».

Не у всех учащихся с интеллектуальной недостаточностью сформировано представление о периодичности уборки в комнатах. Только 27,8% учащихся с интеллектуальной недостаточностью знают, что проветривать комнату надо каждый день (66,7% учащихся с сохранным интеллектом). Мыть полы, предметы сантехники – когда они становятся грязными (72,2% и 61,1% соответственно). Представление у учащихся с сохранным интеллектом по данному вопросу также сформировано недостаточно, лишь 33,3% отвечают, что предметы сантехники надо мыть 1 раз в неделю, 16,7% отвечают, что мыть полы надо 1 раз в неделю.

Особенности представлений по компоненту «Гигиена одежды и обуви».61,1% учеников с сохранным интеллектом (5,6% учеников с интеллектуальной недостаточностью) понимают и дают обоснованный ответ на вопрос о значении ухода за обувью и одеждой для здоровья. 55,6% учеников контрольного класса перечисляют основные мероприятия по уходу за одеждой и обувью, в экспериментальном классе с этим заданием справилось 27,8% школьников.

Большинство учащихся контрольного и экспериментального класса (83,3% и 77,8% соответственно) считают, что чистить свою одежду надо только тогда, когда она становится грязной. При выборе соответствующей одежды и обуви для различных пор года у учащихся с сохранным интеллектом не возникало трудностей и все 100% учащихся дали правильные ответы на вопросы данной группы. Учащиеся с интеллектуальной недостаточностью испытывали трудности при ответе на данные вопросы, и не всегда отвечали правильно. Так, в дождливую погоду только 50% школьников выбирает резиновые сапоги, а в жаркую погоду 66,7% – легкую одежду.

Особенности представлений по компоненту «Профилактика простудных заболеваний». У учащихся с сохранным интеллектом представления по компоненту «Профилактика простудных заболеваний» в целом являются сформированными: 94,4% учащихся знают, что лучше держаться подальше от больных людей, 100% учеников, что во время болезни надо лежать в кровати и выполнять все рекомендации врача, 88,9% называют правильный номер скорой медицинской помощи, 100% учащихся знают, что лекарства должен назначать только врач. При этом представления о закаливании организма у учащихся являются расплывчатыми, так учащиеся не могут дать полного и правильного ответа на вопрос «Что такое закаливание?», не все понимают пользу закаливания для здоровья человека.

У учащихся с интеллектуальной недостаточностью представления по данному компоненту являются более расплывчатыми и фрагментарными, что прослеживается в следующей статистике. Только 44,4% учащихся знают, что лучше держаться подальше от больных людей, 38,9% – что надо лежать в кровати, когда болеешь, 66,7% называют правильный номер скорой помощи. 55,6% учащихся считают, что во время болезни надо ходить на уроки и принимать лекарства. 88,9% знают, что лекарства должен назначать врач. Представления о закаливании у учащихся также являются плохо сформированными, только 27,8% учащихся частично отвечают на вопрос о закаливании, например Владислав П.: «закаливание – это купаться зимой в реке», и понимают важность закаливания для здоровья человека.

Особенности представлений по компоненту «Профилактика вредных привычек». 55,6% учащихся с сохранным интеллектом дают правильное определение понятию «вредная привычка», 94,4% понимают, что вредные привычки портят здоровье, 88,9% могут перечислить некоторые вредные привычки, и 100% учащихся знают, что курение вредит здоровью и портит зубы. У учащихся с интеллектуальной недостаточностью были получены следующие данные: 22,2% учащихся с интеллектуальной недостаточностью могут дать определение понятию «вредная привычка». 61,1% учащихся знают, что вредные привычки вредны для здоровья, 27,8% – могут перечислить некоторые вредные привычки, а 94,4% учащихся знают, что курение вредно для здоровья.

Обобщая полученные результаты о сформированности представлений по компонентам ЗОЖ у учащихся младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью можно отметить следующее. Представления по компонентам ЗОЖ у учащихся младшего школьного возраста отличаются количественным и качественным своеобразием от аналогичных представлений у школьников с сохранным интеллектом. Количественное своеобразие проявляется в отставании развития представлений по всем компонентам ЗОЖ (в скобках указывается отставание в развитии представлений у учащихся с сохранным интеллектом по аналогичному компоненту): Органы чувств. Уход за зрением и слухом (–4%), «Профилактика простудных заболеваний» (–20%), «Гигиена помещения» (–24%), «Гигиена питания» (–25%), «Гигиена одежды и обуви» (–29%), «Профилактика вредных привычек» (–31%), «Режим дня» (–35%), «Личная гигиена» (–37%). Качественное своеобразие проявляется в отсутствии взаимосвязанного комплекса представлений о здоровье и ЗОЖ, фрагментарных, неполных и неточных представлениях о ЗОЖ, трудностях установления причинно-следственных связей.

Экспериментальное исследование доказывает необходимость проведения специальной коррекционно-развивающей работы с учащимися с интеллектуальной недостаточностью по развитию представлений о ЗОЖ.


Библиографический список
  1. Кодекс Республики Беларусь об образовании: с изм. и доп. по состоянию на 12 марта 2012 г. – Минск: Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь, 2012. – 400 с.
  2. Программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь на 2011–2015 годы [Электронный ресурс] – Режим доступа : http://pravo.by/world_of_law/text.asp?RN=W21124085. Дата доступа : 04.01.2014.
  3. Устав (Конституция) Всемирной организации здравоохранения [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://ppt.ru/texts/index.phtml?id=38297– Дата доступа: 02.01.2014.
  4. Торохова Е.И. Валеология : словарь / Е.И. Торохова. – М. : Флинта, 1999. – 248 с.
  5. Капалыгина И.И. Укрепление здоровья и формирование навыков здорового образа жизни младших школьников: теория и практика / И.И. Капалыгина. – Минск: Тесей, 2009. – 198 с.
  6. Кобцева О.Н. Компетентностный подход к формированию здорового образа жизни младших школьников : автореф. дисс. …канд. пед. наук : 13.00.01 / О.Н. Кобцева; Армавирский гос. пед. университет. – Армавир, 2010. – 28 с.
  7. Колбанов В.В. Валеология: основные понятия, термины, определения / В.В. Колбанов. – СПб. : Деан, 2001. – 256 с.
  8. Чарлтон Э. Основные принципы обучения здоровому образу жизни / Э. Чарлтон // Вопросы психологии. – 1997. – № 2. – С. 3–14.
  9. Щербинина, В.П. Формирование здорового образа жизни школьников / В.П. Щербинина // Здаровы лад жыцця. – 2003. – №6. – С. 16–18.
  10. Программы вспомогательной школы с русским языком обучения : I отделение / Ю.Н. Кислякова, Т.Л. Лещинская, Т.В. Лисовская, В.И. Олешкевич. – Минск : Национальный институт образования, 2007. – 193 с.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Фомина Оксана Вячеславовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация