Актуальность. Возросший уровень мировой художественной гимнастики и обострение конкуренции на спортивной международной арене требует постоянного совершенствования тренировочного процесса. Особое внимание в тренировочном процессе уделяется этапу начальной подготовки, эффективность которого определяет приток перспективных резервов в детско-юношеские спортивные школы, а также достижение занимающимися вершин спортивного мастерства. Эта проблема является весьма актуальной в настоящее время, поскольку в занятия художественной гимнастикой вовлекаются девочки пяти- шести летнего возраста. Именно в этом возрасте целесообразно использование игрового и соревновательного методов в учебно–тренировочных занятиях с юными гимнастками. Однако такой аспект рассмотрения игры и соревнования не получил пока достаточного развития, что снижает возможность реализации всех полезных функций этих методов [1; 2. С 18-20; 3; 4, С. 4-5, 61-65]. Существующее положение обусловило цель настоящего исследования, которая заключалась в экспериментальной разработке методики применения игрового и соревновательного методов в учебно-тренировочном процессе юных спортсменок в художественной гимнастике.
Материал и методы исследования. Для решения цели и задач исследования нами был проведен педагогический эксперимент, который проводился на базе детско–юношеской спортивной школы г. Заречный Пензенской области. В педагогическом эксперименте приняли участие 30 гимнасток, занимающихся в группах начальной подготовки. Для составления опытной и контрольной групп было проведено предварительное тестирование с целью определения однородности групп по уровню физической подготовленности и степени овладения двигательными умениями и навыками. В ходе исследования экспериментальные группы занимались по программе детско–юношеской спортивной школы.
Особенность работы в группах заключалась в различии методики обучения. В контрольной группе (n=15) учебно–тренировочный процесс строился на основе использования требований программы, включающих традиционные задания и упражнения. В этой группе игровой метод использовался преимущественно в виде общепринятых подвижных игр с правилами.
В экспериментальной группе (n=15) игровой и соревновательный методы применялись для усвоения и закрепления учебного материала, а также для повышения уровня физической подготовленности. Это осуществлялось с помощью таких соревновательно–игровых заданий, в которых есть сходные элементы по структуре и характеру нервно-мышечного напряжения с изучаемым навыком, а также элементы целостного двигательного действия [5, С.49-51; 6]. В экспериментальной группе при использовании игрового и соревновательного методов в процессе обучения двигательным действиям в зависимости от конкретных задач обучения применялись различные приемы игрового и соревновательного методов [7, С.66–68.]. Педагогический эксперимент продолжался один учебный год. Для получения объективных данных об эффективности разработанной методики анализу подвергалась техника выполнения отдельных двигательных действий, без предмета и с предметами (скакалка, обруч, мяч).
Результаты. Данные, полученные при изучении влияния игрового и соревновательного методов, подтвердили наше предположение о том, что элементы игровой и соревновательной деятельности, включенные в процесс обучения двигательным действиям, дают возможность повысить эффективность учебно-тренировочный процесс юных гимнасток. Так, изучение элемента из упражнения без предмета (поворот на 360º в вертикальном положении) в начале исследования в опытной и контрольной группах не имели существенных различий (p˃0,05). В опытной группе этот показатель в среднем составлял 3,1±0,3 балла, в контрольной–3,0±0,3 балла. По окончании педагогического эксперимента наблюдалось статистически достоверное (p˂0,05) улучшение техники выполнения поворота на 360º в вертикальном равновесии в опытной группе (оно составило 1,4 балла). В контрольной группе также наблюдались небольшие приросты показателей техники выполнения данного двигательного действия (0,7 балла), но они не достигли достоверных величин (p˃0,05).
Статистически достоверные приросты показателей (p˂0,05) в опытной группе наблюдались и при анализе выполнения ряда других двигательных действий: переворот в сторону, бросок со скакалкой, перекат мяча по рукам. В начале педагогического эксперимента техника выполнения выше перечисленных действий находилась на низком техническом уровне в обеих группах. Показатель техники выполнения переворота в сторону составлял 2,9±0,3 балла в контрольной группе и 3,0±0,3 балла в опытной группе, броски со скакалкой–2,8±0,2 балла и в опытной и контрольной группах, перекат мяча по рукам–3,3±0,3 балла в опытной группе и 3,0±0,3 балла в контрольной при отсутствии межгрупповых различий (p˃0,05) (табл. 1).
Табл. 1. Эффективность использования игрового и соревновательного методов для решения задач обучения двигательным действиям
Двигательные действия |
Этапы эксперимента |
Опытная группа n=15 М±σ |
р1 достоверность различий внутри групп |
Контрольная группа n=15 М±σ |
р2 достоверность различий внутри групп |
р3 достоверность различий между группами |
Поворот на 360º |
начало конец |
3,1±0,3 4,5±0,2 |
˂0,01 |
3,0±0,3 3,7±0,2 |
˃0,05 |
˃0,05 ˂0,05 |
Переворот
в сторону |
начало конец |
3,0±0,3 4,2±0,2 |
˂0,01 |
2,9±0,3 3,5±0,2 |
˃0,05 |
˃0,05 ˂0,05 |
Бросок
со скакалкой |
начало конец |
2,8±0,2 4,4±0,1 |
˂0,01 |
2,8±0,2 3,4±0,2 |
˃0,05 |
˃0,05 ˂0,05 |
Перекат мяча
по рукам |
начало конец |
3,3±0,3 4,8±0,2 |
˂0,01 |
3,0±0,3 3,8±0,2 |
˃0,05 |
˃0,05 ˂0,01 |
Бросок обруча с вращением, ловля обруча во вращении |
начало конец |
3,0±0,3 4,2±0,1 |
˂0,01 |
3,1±0,3 3,8±0,2 |
˃0,05 |
˃0,05 ˃0,05 |
После проведения педагогического эксперимента наблюдалось статистически достоверное (p˂0,05) улучшение результатов исследуемых параметров в экспериментальной группе. В контрольной группе улучшения были менее значительными и не достигли статистически достоверных величин (p˃0,05). Заслуживает особого внимания тот факт, что в конце исследования достигнуто достоверное межгрупповое различие (p˂0,05). Темпы прироста результатов в опытной группе были выше, чем в контрольной, что свидетельствует в пользу предложенной методики применения игрового и соревновательного методов на этапе начальной подготовки юных гимнасток. Только при анализе техники выполнения броска обруча с вращением и ловли во вращение не наблюдалось статистически достоверного прироста.
Выводы. Анализ научно-методической литературы показал, что в теории физического воспитания термин «игра» применяется как в философско-мировоззренческом, так и в собственно-предметном смысле В методической литературе нет единого определения понятий «игровой метод», «соревновательный метод», во многих случаях они используются как равнозначные. В нашем исследовании 62% опрошенных тренеров отождествляют эти понятия.
В системе подготовки юных гимнасток игровой метод используется преимущественно в виде традиционных подвижных игр, а соревновательный – в виде соревнования на качественный или количественный результат, что не реализует всех возможностей этих методов. Использование игрового и соревновательного методов направлено на развитие двигательных качеств. На эффективность этих методов для решения данной задачи в нашем исследовании указали 60% опрошенных тренеров.
Применение игрового и соревновательного методов в учебно-тренировочном процессе юных гимнасток повышает качество освоения двигательных умений и навыков.
Включение в учебно-тренировочный процесс юных гимнасток элементов игровой и соревновательной деятельности, адекватных возрастным особенностям спортсменок, улучшает эмоциональный фон тренировки и способствует повышению сознательности и активности девочек. В нашем исследовании на это обстоятельство указали 72% опрошенных тренеров.
Библиографический список
- Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании.–М., Физкультура и спорт, 1978.–223 с.
- Белоусова И.Б., Макаренко В.К. Комплексные методики диагностики и оценки функционального состояния спортсменов. Наука и образование в ХХI веке: Сб. науч. трудов по матер. Междун. научн.-прак. конф. 30 дек. 2013 г. В 8 ч. /М., «АР–Консалт». 2014. Часть I.
- Железняк Ю.Д., Портнов Ю.М., Савин В.П. Спортивные игры.–М., Академия, 2012.–400 с.
- Макаренко В.К. Педагогические средства срочного восстановления в учебно-тренировочном процессе квалифицированных спортсменок в художественной гимнастике.Дисс…канд. пед. наук.–М.,1987.–165 с.
- Боброва Г.А. Игры с элементами художественной гимнастики: Игры с обручем // Физическая культура в школе.–1984.–№ 3
- Колодницкий Г.А. Физическая культура. Ритмические упражнения, хореография и игры.–М., Дрофа, 2003.–56 с.
- Куцаев В.В. Спортивные конкурсы и соревнования // Физическая культура в школе.–2006.–№2.