ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРОВОГО И СОРЕВНОВАТЕЛЬНОГО МЕТОДОВ В УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОМ ПРОЦЕССЕ ЮНЫХ СПОРТСМЕНОК В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКЕ

Макаренко Вера Константиновна1, Белоусова Ирина Борисовна2
1Пензенский государственный университет, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Теоретические основы физического воспитания»
2Пензенский государственный университет, кандидат медицинских наук, доцент кафедры «Теоретические основы физического воспитания»

Аннотация
Данная статья посвящена разработке игрового и соревновательного методов, адекватных возрастным особенностям юных гимнасток. Результаты собственных исследований свидетельствуют об эффективности предложенных средств при построении учебно-тренировочных занятий в художественной гимнастике. Полученные данные могут быть использованы при обучении юных гимнасток двигательным действиям и осуществлении контроля за уровнем физической подготовленности.

Ключевые слова: игровой и соревновательный методы, подготовка, художественная гимнастика, юные гимнастки.


THE EFFICIENCY OF USE OF THE GAMING AND COMPETITIVE METHODS IN THE TRAINING PROCESS OF YOUNG SPORTSWOMEN IN ARTISTIC GYMNASTICS

Makarenko Vera Konstantinovna1, Belousova Irina Borisovna2
1Penza State University, candidate of pedagogical sciences, associate professor the Chair of Theory of Physical Education
2Penza State University, candidate of medical sciences, associate professor the Chair of Theory of Physical Education

Abstract
This article is devoted to the development of the game and competitive methods, adequate age characteristics of young gymnasts. The results of their research demonstrated the effectiveness of the proposed funds in the training process of young sportswomen in artistic gymnastics. The findings can be used in the training of young gymnasts motor actions and monitoring the level of physical fitness.

Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Макаренко В.К., Белоусова И.Б. Эффективность использования игрового и соревновательного методов в учебно-тренировочном процессе юных спортсменок в художественной гимнастике // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 5. Ч. 2 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2014/05/32824 (дата обращения: 13.03.2024).

Актуальность. Возросший уровень мировой художественной гимнастики и обострение конкуренции на спортивной международной арене требует постоянного совершенствования тренировочного процесса. Особое внимание в тренировочном процессе уделяется этапу начальной подготовки, эффективность которого определяет приток перспективных резервов в детско-юношеские спортивные школы, а также достижение занимающимися вершин спортивного мастерства. Эта проблема является весьма актуальной в настоящее время, поскольку в занятия художественной гимнастикой вовлекаются девочки пяти- шести летнего возраста. Именно в этом возрасте целесообразно использование игрового и соревновательного методов в учебно–тренировочных занятиях с юными гимнастками. Однако такой аспект рассмотрения игры и соревнования не получил пока достаточного развития, что снижает возможность реализации всех полезных функций этих методов [1; 2. С 18-20; 3; 4, С. 4-5, 61-65]. Существующее положение обусловило цель настоящего исследования, которая заключалась в экспериментальной разработке методики применения игрового и соревновательного методов в учебно-тренировочном процессе юных спортсменок в художественной гимнастике.

Материал и методы исследования. Для решения цели и задач исследования нами был проведен педагогический эксперимент, который проводился на базе детско–юношеской спортивной школы г. Заречный Пензенской области. В педагогическом эксперименте приняли участие 30 гимнасток, занимающихся в группах начальной подготовки. Для составления опытной и контрольной групп было проведено предварительное тестирование с целью определения однородности групп по уровню физической подготовленности и степени овладения двигательными умениями и навыками. В ходе исследования экспериментальные группы занимались по программе детско–юношеской спортивной школы.

Особенность работы в группах заключалась в различии методики обучения. В контрольной группе (n=15) учебно–тренировочный процесс строился на основе использования требований программы, включающих традиционные задания и упражнения. В этой группе игровой метод использовался преимущественно в виде общепринятых подвижных игр с правилами.

В экспериментальной группе (n=15) игровой и соревновательный методы применялись для усвоения и закрепления учебного материала, а также для повышения уровня физической подготовленности. Это осуществлялось с помощью таких соревновательно–игровых заданий, в которых есть сходные элементы по структуре и характеру нервно-мышечного напряжения с изучаемым навыком, а также элементы целостного двигательного действия [5, С.49-51; 6]. В экспериментальной группе при использовании игрового и соревновательного методов в процессе обучения двигательным действиям в зависимости от конкретных задач обучения применялись различные приемы игрового и соревновательного методов [7, С.66–68.]. Педагогический эксперимент продолжался один учебный год. Для получения объективных данных об эффективности разработанной методики анализу подвергалась техника выполнения отдельных двигательных действий, без предмета и с предметами (скакалка, обруч, мяч).

Результаты. Данные, полученные при изучении влияния игрового и соревновательного методов, подтвердили наше предположение о том, что элементы игровой и соревновательной деятельности, включенные в процесс обучения двигательным действиям, дают возможность повысить эффективность учебно-тренировочный процесс юных гимнасток. Так, изучение элемента из упражнения без предмета (поворот на 360º в вертикальном положении) в начале исследования в опытной и контрольной группах не имели существенных различий (p˃0,05). В опытной группе этот показатель в среднем составлял 3,1±0,3 балла, в контрольной–3,0±0,3 балла. По окончании педагогического эксперимента наблюдалось статистически достоверное (p˂0,05) улучшение техники выполнения поворота на 360º в вертикальном равновесии в опытной группе (оно составило 1,4 балла). В контрольной группе также наблюдались небольшие приросты показателей техники выполнения данного двигательного действия (0,7 балла), но они не достигли достоверных величин (p˃0,05).

Статистически достоверные приросты показателей (p˂0,05) в опытной группе наблюдались и при анализе выполнения ряда других двигательных действий: переворот в сторону, бросок со скакалкой, перекат мяча по рукам. В начале педагогического эксперимента техника выполнения выше перечисленных действий находилась на низком техническом уровне в обеих группах. Показатель техники выполнения переворота в сторону составлял 2,9±0,3 балла в контрольной группе и 3,0±0,3 балла в опытной группе, броски со скакалкой–2,8±0,2 балла и в опытной и контрольной группах, перекат мяча по рукам–3,3±0,3 балла в опытной группе и 3,0±0,3 балла в контрольной при отсутствии межгрупповых различий (p˃0,05) (табл. 1).

Табл. 1. Эффективность использования игрового и соревновательного методов для решения задач обучения двигательным действиям

Двигательные действия

Этапы эксперимента

Опытная группа

n=15

М±σ

р1

достоверность различий внутри групп

Контрольная группа n=15

М±σ

р2

достоверность различий внутри групп

р3

достоверность различий между группами

Поворот на 360º

начало

конец

3,1±0,3

4,5±0,2

˂0,01

3,0±0,3

3,7±0,2

˃0,05

˃0,05

˂0,05

Переворот

в сторону

начало

конец

3,0±0,3

4,2±0,2

˂0,01

2,9±0,3

3,5±0,2

˃0,05

˃0,05

˂0,05

Бросок

со скакалкой

начало

конец

2,8±0,2

4,4±0,1

˂0,01

2,8±0,2

3,4±0,2

˃0,05

˃0,05

˂0,05

Перекат мяча

по рукам

начало

конец

3,3±0,3

4,8±0,2

˂0,01

3,0±0,3

3,8±0,2

˃0,05

˃0,05

˂0,01

Бросок обруча с вращением, ловля обруча во вращении

начало

конец

3,0±0,3

4,2±0,1

˂0,01

3,1±0,3

3,8±0,2

˃0,05

˃0,05

˃0,05

После проведения педагогического эксперимента наблюдалось статистически достоверное (p˂0,05) улучшение результатов исследуемых параметров в экспериментальной группе. В контрольной группе улучшения были менее значительными и не достигли статистически достоверных величин (p˃0,05). Заслуживает особого внимания тот факт, что в конце исследования достигнуто достоверное межгрупповое различие (p˂0,05). Темпы прироста результатов в опытной группе были выше, чем в контрольной, что свидетельствует в пользу предложенной методики применения игрового и соревновательного методов на этапе начальной подготовки юных гимнасток. Только при анализе техники выполнения броска обруча с вращением и ловли во вращение не наблюдалось статистически достоверного прироста.

Выводы. Анализ научно-методической литературы показал, что в теории физического воспитания термин «игра» применяется как в философско-мировоззренческом, так и в собственно-предметном смысле В методической литературе нет единого определения понятий «игровой метод», «соревновательный метод», во многих случаях они используются как равнозначные. В нашем исследовании 62% опрошенных тренеров отождествляют эти понятия.

В системе подготовки юных гимнасток игровой метод используется преимущественно в виде традиционных подвижных игр, а соревновательный – в виде соревнования на качественный или количественный результат, что не реализует всех возможностей этих методов. Использование игрового и соревновательного методов направлено на развитие двигательных качеств. На эффективность этих методов для решения данной задачи в нашем исследовании указали 60% опрошенных тренеров.

Применение игрового и соревновательного методов в учебно-тренировочном процессе юных гимнасток повышает качество освоения двигательных умений и навыков.

Включение в учебно-тренировочный процесс юных гимнасток элементов игровой и соревновательной деятельности, адекватных возрастным особенностям спортсменок, улучшает эмоциональный фон тренировки и способствует повышению сознательности и активности девочек. В нашем исследовании на это обстоятельство указали 72% опрошенных тренеров.


Библиографический список
  1. Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании.–М., Физкультура и спорт, 1978.–223 с.
  2. Белоусова И.Б., Макаренко В.К. Комплексные методики диагностики и оценки функционального состояния спортсменов. Наука и образование в ХХI веке: Сб. науч. трудов по матер. Междун. научн.-прак. конф. 30 дек. 2013 г. В 8 ч. /М., «АР–Консалт». 2014. Часть I.
  3. Железняк Ю.Д., Портнов Ю.М., Савин В.П. Спортивные игры.–М., Академия, 2012.–400 с.
  4. Макаренко В.К. Педагогические средства срочного восстановления в учебно-тренировочном процессе квалифицированных спортсменок в художественной гимнастике.Дисс…канд. пед. наук.–М.,1987.–165 с.
  5. Боброва Г.А. Игры с элементами художественной гимнастики: Игры с обручем // Физическая культура в школе.–1984.–№ 3
  6. Колодницкий Г.А. Физическая культура. Ритмические упражнения, хореография и игры.–М., Дрофа, 2003.–56 с.
  7. Куцаев В.В. Спортивные конкурсы и соревнования // Физическая культура в школе.–2006.–№2.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Белоусова Ирина Борисовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация