Актуальность данной проблемы обусловлена тем, что транспорт, в частности пассажирский – один из основных элементов инфраструктуры любого города, района. И, на наш взгляд, важнейшим показателем технической, экономической и социальной стабильности можно с уверенностью назвать эффективность и надежность функционирования городского транспорта. Поэтому применение инноваций для развития транспортной инфраструктуры является, пожалуй, наиболее важным вопросом на сегодняшний день. Кроме того, известно, что транспорт – одна из наиболее приоритетных отраслей экономики. Социально-экономическое развитие страны определяется в значительной степени развитием транспортной системы. Именно она обеспечивает условия экономического роста, повышение конкурентоспособности экономики страны и отражает качество жизни населения. Поэтому важным стратегическим направлением инновационного развития транспорта в России можно считать его интеллектуализацию. Не можем не согласиться с мнением О.П Алексеева и С.В. Пронина, которые занимаются изучением данного вопроса. Под интеллектуализацией они понимают применение информационных технологий, телематических комплексов, логистического подхода для решения обширного круга проблем, связанных с оптимальной, прогнозируемой и ритмичной работой транспорта. [1]
Раскрывая сущность понятия «интеллектуализация транспорта», важно ответить на главный вопрос: «Какие преимущества будет иметь интеллектуализированный транспорт?» Рассматриваем городской транспорт. Во-первых, отметим, что главная цель внедрения интеллектуальных систем – повышение безопасности пассажирских перевозок. Уровень ДТП и количество травм среди населения с каждым годом растет. Автомобильный транспорт считается одним из наиболее опасных видов транспорта и нередко участниками дорожных происшествий становятся именно маршрутные такси. Поэтому, как нам кажется, необходимо уделять должное внимание данному вопросу.
Во-вторых, благодаря интеллектуальным системам повысится эффективность функционирования городского транспорта.
В-третьих, будут созданы условия для повышения качества жизни и удовлетворения потребностей человека. Кроме того, будет обеспечена экологическая безопасность.
И, наконец, появится возможность дистанционного управления транспортным средством.
Анализ существующий интеллектуальных систем показал, что в настоящее время все чаще интеллектуальные системы находят свое применение в транспортной логистике. Изучением данного явления занимались и занимаются многие авторы, например, А.А.Кизим, О.А.Сивушкина, А.Н. Козлов, Алесинская Т.В. и многие другие. В таблице 1 мы постарались привести некоторые примеры интеллектуальных систем для городского пассажирского транспорта.[2]
Таблица 1. Примеры интеллектуальных систем для городского пассажирского транспорта (составлена авторами статьи)
Поряд-ковый номер |
Название системы |
Характеристика системы |
1 |
ГЛОНАСС | Глобальная навигационная спутниковая система ГЛОНАСС предназначена для определения местоположения, скорости движения, а также точного времени. ГЛОНАСС присущи следующие возможности:
1) В режиме онлайн машины могут отображаться на карте. Это позволяет диспетчеру оперативно оценивать сложившуюся ситуацию на дороге. 2)Используя карту Яндекс.Пробки, данная система позволяет определить оптимальный маршрут движения, чтобы ускорить передвижение автомобилей по городу. 3) Есть возможность использовать контрольные зоны, которые помогают контролировать соблюдение заданных маршрутов движения и расписания. 4)Система позволяет подсчитать количество перевезенных пассажиров – для этого подключают датчик пассажиропотока. Датчик устанавливается на двери транспортного средства. 5)Создание отчета по пробегу. В нем можно увидеть информацию об общем и ежедневном пробеге автотранспорта, причем погрешность измерений составит не более 1.5%. 6)Возможность контролировать расход топлива, а именно можно получать точный отчет по расходу ГСМ. В отчете будет содержаться информация об объеме и местах заправок и сливов топлива. |
2 |
Lift-sharing |
Людям, движущимся в одном направлении предоставляется транспорт (автобус или автомобиль),если они предварительно оставят онлайн-заявку. Инновационная система использует новейшие технологии – интеграция ПО, интернет и специализированные call-центры. Принципы работы: режим реального времени, открытый доступ для всех жителей. |
3 |
Call bus |
Данный сервис предоставляется, если предварительно оставить заказ. Это удобно для жителей средних и небольших городов, а также их окраин, которые характеризуются сильной разбросанностью инфраструктуры. Услуга заказывают не позднее, чем за 1,5 часа до отправления. Мини-автобус забирает своих пассажиров практически возле их дома. Доставка осуществляется в любом направлении. |
4 |
OPTIMA |
Система направлена на обеспечение надежных прогнозов движения в режиме реального времени в полностью авоматизированом режиме, т.е. позволяет оперативно прогнозировать транспортные ситуации и в городах (мегаполисах), и на загородных автострадах. В данном сервисе сочетаются современные методы моделирования транспортных потоков с данными детекторов и данных FCD, непрерывно с дорожной сети с помощью простых GPS/UMTS технологий. Система улавливает и предвидит последствия, которые могут повлиять на изменение времени в пути как от запланированных (например,дорожные работы) так и от непредвиденных событий (таких как аварии). |
Таким образом, применение вышеизложенных инновационных продуктов для развития транспортной инфраструктуры является ключевым моментом технического и экономического обеспечения транспорта города и повышения качества обслуживания населения. Без сомнения, интеллектуализация городского пассажирского транспорта позволит улучшить систему безопасности пассажирских перевозок, а также благодаря таким системам функционирование транспорта станет наиболее эффективным.
Библиографический список
- Алексеев О. П., Пронин С. В. «Интеллектуализация транспортных систем в задачах развития больших городов» URL: http://cyberleninka.ru/article/n/intellektualizatsiya-transportnyh-sistem-v-zadachah-razvitiya-bolshih-gorodov (Дата обращения 25.11.2014)
- Кизим А.А, Сивушкина О,А «Инновации как ключевой вектор развития логистических процессов»URL:http://www.teoria-practica.ru/rus/files/arhiv_zhurnala/2013/1/ ekonomika/ kizim-sivushkina.pdf (Дата обращения 23.11.2014)
- Алесинская Т.В. Основы логистики. Функциональные области логистического управления. (ч. 3). – Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2010. – 116 с.
- Тоискин В.С. Интеллектуальные информационные системы: Учебное пособие, часть 1. – Ставрополь: Изд-во СГПИ, 2009. – 181 с.