Научный руководитель:
Жабыко Людмила Ливерьевна, к.э.н., доцент кафедры “Финансы и кредит”
Через пару лет в России может быть введена новая схема взимания транспортного налога. Если сейчас сбор привязан к мощности двигателей, то с 2015 года его могут начать взимать в зависимости от объема двигателя, кроме того, в расчетной формуле транспортного налога могут появиться коэффициенты, которые будут учитывать экокласс и возраст автомобиля.
По словам зам.министра финансов теоретически такая возможность есть. Но нельзя давать 100% гарантию, что с 2015 года так и будет. Но все таки хотелось бы такое «чем быстрее, тем лучше».
Работа над переводом транспортного налога с «лошадей» на «кубики» велась совместно с Минпромторгом.
К сожалению в этом году ничего не смогли сделать, потому что пришлось посчитать по каждому региону, какие это будет иметь последствия, выйдя на эту новую моделью.
В настоящее время базовая ставка транспортного налога зависит от мощности мотора. В РФ также действуют коэффициенты, повышающие и понижающие, которые устанавливаться в определенных границах региональными властями. Также в настоящее время Налоговый кодекс РФ предусматривает возможность применения корректирующих экологических коэффициентов: т.е. проще говоря чиновники могут обнулять транспортный налог для электрокаров, как сделано, например, в Калужской области.
Дискуссии по введению новой схемы взимания транспортного налога идут в правительстве уже не первый год. Ранее предлагалось обнулить транспортный налог, компенсировав выпадающие доходы повышение акцизов на топливо. Сейчас речь идет лишь о новых критериях. Хотя работа велась и совместно с Минпромторгом, но, «к сожалению, не успели в этом году все сделать».
Превратить транспортный налог в экологический предложили на совещании по развитию автопрома, которое состоялось на ГАЗе в апреле нынешнего года. Тема замены транспортного налога акцизами на бензин муссируется на разных уровнях уже давно, однако президент РФ считает, что «пока мы еще к этому не готовы».
Ранее правительство не поддержало проект федерального закона, освобождающего от транспортного налога легковые автомобили с мощностью двигателя до 150 л.с. Власти полагают, что вопрос о понижении и повышении налогов должны решать сами регионы, а если законопроект принять «сверху», местные бюджеты могут лишиться значительных поступлений.
Депутаты, например, хотят отклонить законопроект, отменяющий транспортный налог с автомобилей мощностью ниже 150 л.с. Основанием стало опасение, что власти страны не смогут компенсировать субъектам Российской Федерации выпадающие доходы.
Как известно, с 2011 года базовые ставки транспортного налога были уменьшены, при этом региональным властям дали свободу менять их путем применения уменьшающих или увеличивающих коэффициентов, но не более чем в 10 раз. Этим правом, снизить ставки, воспользовались всего 7 субъектов Российской Федерации, согласно которым на 1 декабря 2013 года в региональные бюджеты поступило 96 млрд руб. транспортного налога и 264 млрд руб. доходов от акцизов на бензин, дизтопливо и автомасла.
Авторы законопроекта считают, что в условиях экономического спада в стране власти регионов не будут снижать ставки транспортного налога или освобождать от него какие-либо категории граждан, и предложили компромиссный вариант. Признав владельцев автомобилей мощностью до 150 л.с. гражданами с невысокими доходами, депутаты решили, что необходимость платить налог вызывает в этой категории социальную напряженность, отсюда положительный социальный эффект от отмены налога перекроет экономический от пополнения региональных бюджетов.
В свою очередь, некоторые считают, что, если законопроект будет принят, власти не смогут компенсировать выпадающие доходы субъектам Федерации. К тому же, владельцев автомобилей мощностью в 150 л.с., заплативших за свое имущество 700–800 тыс. руб., нельзя отнести к категории малообеспеченных.
Недавно вскрылось то, что за некоторыми депутатами Госдумы числятся многотысячные задолженности по транспортному налогу.
Напомним, что ставка налога увеличена для автомобилей стоимостью более 5 млн рублей. Чтобы точнее узнать о том, попадает ли ваш автомобиль в этот список, нужно ознакомиться с перечнем транспортных средств, составленный Минпромторгом. Этот список обновляется каждый год и публикуется в том числе и в сети Интернет.
Транспортный налог 2015 станет больше и для автомобилей, чей возраст менее 5 лет, а стоимость находится в пределах от 5 до 10 млн. рублей. Еще дороже транспортный налог в РФ обойдется для владельцев автомобилей возрастом от 10 до 20 лет и стоимостью более 15 млн. долларов.
В заключении можно сказать, что вполне возможно, что правительство успеет ввести обновленную систему в транспортный налог, что позволит несколько снизить налоговое бремя владельцев новых автомобилей за счет более высокого экологического класса.
Библиографический список
- Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ (ред. от 28.12.2013) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. № 32. Ст. 3340.
- Авто.Вести.Ru – специальный проект веб-сайта Вести.Ru
- ООО «Мультимедийная Компания «Резонанс», 2005 — 2014
- НК РФ, ст. 357