Сформулированное профессором С.М.Громбахом определение здоровья, как «степени приближения» к полному здоровью, которая позволяет человеку успешно выполнять социальные функции, было дано применительно к здоровью школьников и студентов, для которых главной социальной функцией является учебная деятельность. Важным в этом и других определениях здоровья считается отношение к нему как к динамическому процессу, что допускает возможность целенаправленно управлять им. Широкое международное признание получило определение здоровья, данное Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ):«Здоровье — это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов» (Устав ВОЗ).
Физическое здоровье связано с организмом и зависит от динамического равновесия функций всех внутренних органов, их адекватного реагирования на влияние окружающей среды. Иными словами — это совершенство саморегуляции в организме и максимальная адаптация. Физическое здоровье — уровень роста и развития органов и систем организма. Основу его составляют морфологические и функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции.
Психическое и нравственное здоровье характеризуется высокой устойчивостью человека к психическим и эмоциональным напряжениям, развитием нравственных качеств, высококультурным межличностным общением, уважительным отношением к себе и другим людям, к своей Родине».
Социальное здоровье определяется теми моральными принципами, которые являются основой социальной жизни человека, т.е. жизни в определённом человеческом обществе. Отличительными признаками социального здоровья человека являются, прежде всего, сознательное отношение к труду, овладение сокровищами культуры, активное неприятие нравов и привычек, противоречащих нормальному образу жизни. Физически и психически здоровый человек может быть нравственным уродом, если он пренебрегает нормами морали. Поэтому социальное здоровье считается высшей мерой человеческого здоровья. Нравственно здоровым людям присущ ряд общечеловеческих качеств, которые и делают их настоящими гражданами [1,2].
Здоровый и духовно развитый человек счастлив – он отлично себя чувствует, получает удовлетворение от своей работы, стремится к самоусовершенствованию, достигая неувядающей молодости духа и внутренней красоты.
Целостность человеческой личности проявляется, прежде всего, во взаимосвязи и взаимодействии психических и физических сил организма. Гармония психофизических сил организма повышает резервы здоровья, создает условия для творческого самовыражения в различных областях нашей жизни. Активный и здоровый человек надолго сохраняет молодость, продолжая созидательную деятельность, не позволяя «душе лениться» [3].
Образ жизни включает основную деятельность человека, куда входит его трудовая деятельность, двигательная активность, общение и бытовые отношения. Здоровый образ жизни следует рассматривать как активную и целенаправленную форму поведения, которая обеспечивает сохранение, улучшение и длительное поддержание психического и физического здоровья. При этом показана несостоятельность деления на психическое и физическое здоровье, ибо последнее целиком и полностью зависит от первого. Именно психическим здоровьем детерминируется активность в использовании средств здорового образа жизни.
Формирование ЗОЖ является главным рычагом первичной профилактики в укреплении здоровья населения через изменения стиля и уклада жизни, его оздоровления с использованием гигиенических знаний в борьбе с вредными привычками, гиподинамией и преодолением неблагоприятных сторон, связанных с жизненными ситуациями [1,3].
В соответствии с решением данной проблемы для определения уровня здоровья разработан «Паспорт здоровья студента». Предлагаемый подход к оценке здоровья человека характеризуется конкретностью, осязательностью, доступностью для понимания любого человека, и в этом заключается сила его пропагандистского воздействия. «Паспорт здоровья студента» – совокупность сведений об индивидуальных особенностях функционирования организма человека и его личности в отношении их структурных особенностей и в динамике адаптации к факторам внешней среды, развития и старения.
В основе понятия «Паспорта здоровья студента» – индивидуального социально-психофизиологического портрета студента лежит многокомпонентное описание устойчивых и динамичных особенностей организма [4,5].
Первым уровнемоценки здоровья студента является описание образа жизни в рассматриваемый период жизни, социальное положение, выявление сопутствующих факторов риска развития функциональных расстройств и патологий. Основные методы исследования этого уровня – анкетирование и опрос. Это наиболее общее рассмотрение – качественное, субъективное. Социальный компонент включает в себя вопросы общего типа, предполагающие фрагмент объективной картины социальной дифференциации.
Второй уровень– самоанализ психофизиологических качеств студента, оценка психического статуса, выявление склонностей, способностей студента, возможных нарушений в психической сфере, психических факторов формирования соматических расстройств.
Третий уровень – антропометрическое обследование, дающее информацию о количественных характеристиках соматического компонента здоровья.
Четвертый уровень – оценка функциональных резервов студента по результатам функционального тестирования и показателям индексов.
Реализация «Паспорта здоровья студента» проходит в несколько этапов:
- первый этап – методически обоснованное измерение параметров физического развития и заполнение паспорта здоровья;
- второй этап – использование сведений о физиологических и психических особенностях человека непосредственно для решения задач по обеспечению его здоровья и социальной адаптации.
Обеспечение здоровьяскладывается из оценки, сохранения и развития функциональных возможностей физической и психической сферы студента. Количественная оценка уровня здоровья должна основываться, во-первых, на определении степени соответствия темпов индивидуального развития определенным нормативам (нормативы развития); во-вторых, на основе оценки функциональных возможностей систем организма, выявляемых при использовании тестовых нагрузок. Оценка физического развития производится на основе центильного метода.
Реализация паспорта здоровья позволяет в процессе обучения выработать у студентов четкие представления о сущности и значении «динамического уравновешивания» организма с внешней средой, как залога его нормального функционирования и устойчивого сохранения, а также приумножения здоровья, что достигается совершенствованием процессов адаптации на основе саморегуляции.
Программа многоуровневой системы подготовки будущих учителей предусматривает, что одним из важнейших разделов базовых знаний педагогов всех направлений является изучение компонентов культуры здоровья, когда происходит обобщение и некоторое расширение здоровьеформирующих знаний, приобретенных студентами в предшествующий период. Формирование специальных знаний в области культуры здоровья требует изучение вопросов морфологии и физиологии в широких границах возрастного аспекта, как было отмечено выше, основных направлений общей и возрастной гигиены, вопросов экологии человека в тесном содружестве с комплексом психолого-педагогических дисциплин. Практическое применение полученных знаний должно осуществляться как при изучении названных дисциплин, так и остальных предметов общекультурного и предметного блоков [6,7].
Определенный интерес представляет такой вид исследований, как самоконтроль ряда функций собственного организма студентов с последующим их анализом. Результаты таких самонаблюдений заносятся в «Паспорт здоровья студента», отражающий динамику изучаемых показателей. Такая форма работы позволяет студентам изучить различные аспекты здоровьесбережения, пересмотреть свое отношение к своему здоровью, приобрести систему знаний и навыков по управлению своим здоровьем, контролю и самоконтролю, что в итоге углубляет их знания в области культуры здоровья.
Посредством заполнения «Паспорта здоровья студента» происходит индивидуализация обучения через предлагаемые студентам персональные рекомендации по оздоровлению. «Паспорт здоровья студента» заполняется в течение всего семестра и, следовательно, студент имеет оздоровительную систему на перспективу. Практические навыки по оздоровлению отрабатываются и закрепляются студентами на практических занятиях.
Главное назначение «Паспорта здоровья студента» состоит не в констатации того, насколько «нормальный» (здоров) психически или физически студент (т.е. дать индивидуальный психофизиологический портрет), а в том, чтобы, активно и целенаправленно влияя на форму поведения, содействовать здоровому образу жизни, использовать средства и методы здоровьесбережения для развития, нормализации и поддержания их физического, психического и социального здоровья. Он предназначен помочь осознать смысл понятия «здоровый образ жизни», раскрыть его как идеальную модель активной жизнедеятельности человека, в которой гармонично сочетаются все формы и виды осуществляемой им деятельности, не вызывающие ни физического, ни психического, ни нравственного дискомфорта и не приводящее к деградации личности.
Реализация «Паспорта здоровья студента» оказывает комплексное воздействие на физическое, психическое и социальное здоровье студента, содействует активному развитию его индивидуальных способностей, черт характера и дисциплины поведения, а в целом способствует формированию культуры здоровья.
Библиографический список
- Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: учебное пособие / Сост. Е.А.Калюжный, В.Ю.Маслова, С.В.Михайлова, Н.И.Ниретин, С.Г.Напреев, М.В.Пищаева. – Арзамас: АГПИ, 2009. – 284 с.
- Денисова С.В. Валеологические аспекты современного высшего образования // Состояние биосферы и здоровье людей: Сборник международной научно-практической конференции – Пенза: РИОПГСХА, 2003. – С.138-139.
- Михайлова С.В. Проблемы здоровья современных студентов // Адаптация учащихся всех ступеней образования в условиях современного образовательного процесса: Материалы VІІІ Всероссийской научно-практической конференции с международ.участием / Под общ.ред.В.Н.Крылова. – Арзамас: АГПИ, 2011. – С.134-138.
- Троицкая И.Ю., Денисова С.В. Общеорганизационные аспекты формирования культуры здоровья студентов // Здоровье нации – основа процветания России./Материалы научно-практических конгрессов 3 Всероссийского форума. - Москва, 2007. – С.137-138.
- Денисова С.В. Половая принадлежность и социальные роли.//Образование в России: медико-психологический аспект./ Материалы юбилейной Х научно-практической конференции. Калуга, 2005. – С.174-176.
- Калюжный Е.А., Михайлова С.В., Беганцова И.С. Аспекты психофизиологической адаптации современных студентов // Социально-психологические проблемы современной молодежи: материалы Международной научно-практической конференции. – Арзамас: АГПИ, 2009. – С.375-381.
- Добротворская С.Г. Система педагогической ориентации молодежи на здоровый образ жизни. Казань: Центр инновационных технологий, 2008. – 135 с.