ИЗУЧЕНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ЛИЧНОСТИ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ-ВЫПУСКНИКОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА №4 ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ

Алленова Елена Валентиновна1, Тарасова Екатерина Анатольевна1
1ГБОУ Специальная (коррекционная) школа-интернат №4 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии, педагог-психолог

Аннотация
В статье рассматриваются проблемы научно-обоснованных путей интеграции воспитанников учреждений в общество.

Ключевые слова: личность, социальная реабилитация и адаптация


STUDYING INDIVIDUAL'S VALUE ORIENTATIONS OF OLDER ADOLESCENTS GRADUATE SPECIAL (CORRECTIONAL) BOARDING SCHOOL № 4 FOR ORPHANS AND CHILDREN LEFT WITHOUT PARENTAL CARE WITH DEVELOPMENTAL DISABILITIES

Allenova Elena Valentinovna1, Tarasova Ekaterina Anatolevna1
1Special (correctional) boarding school № 4 for orphans and children left without parental care with developmental disabilities, educational psychologist

Abstract
This article discusses problems of science-based ways of integrating children in institutions in society.

Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Алленова Е.В., Тарасова Е.А. Изучение ценностных ориентаций личности старших подростков-выпускников специальной (коррекционной) школы-интерната №4 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 4. Ч. 2 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2014/04/33662 (дата обращения: 04.12.2024).

В Федеральном законе «О социальной защите инвалидов в Российской федерации» понятие реабилитация рассматривается как система и процесс полного или частичного восстановления способности инвалидов к бытовой, общественной и профессиональной деятельности». Тем же законодательным актом в составе основных направлений реабилитации впервые узаконены социально-педагогическая, социально-психологическая и социально-культурная реабилитация детей-инвалидов, их социально-бытовая адаптация. Поэтому в условиях домов ребенка, детских школ-интернатов необходима выработка научно-обоснованных путей интеграции воспитанников учреждений в общество.  Проф. Лильин Е.Т. предложил объединить их по одним названием – дети – пользователи социальными благами и государственными гарантиями.  По опыту работы в специальной (коррекционной) школе-интернате №4 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии VIII вида это дети из социально и экономически неблагополучных семей, родителей, лишенных родительских прав, дети, от которых отказались матери (зачастую, одинокие) в родильных домах. Отклонения в развитии вследствие  нарушений, связанных со способностью к самообслуживанию, обучению, общению, контролю за своим поведением, трудовой деятельностью в будущем приводят к социальной дезадаптации . Согласно статистическим данным наиболее многочисленную группу составляют заболевания, связанные с двигательными (не менее 30%) и умственными нарушениями ( примерно 25%).

Причинами многих нарушений является эмоциональная депривация в детстве, неполноценная совместная жизнь со взрослыми. Ведь  дети, растущие в семье в процессе общения со взрослыми имеют бытовые и хозяйственные обязанности, помогая в уходе за младшими, играя в различные игры, приобретают неоценимый жизненный опыт в общении с окружающими взрослыми, сверстниками, возможность налаживания стойких коммуникативных связей.

«Социальная адаптация т реабилитация – это комплекс мероприятий, направленных на устранение педагогической и социальной запущенности, правильная подготовка к труду и профессиональная ориентация, проводимые с учетом интеллектуальных, сенсорных, речевых и личностных возможностей детей с отклонениями в развитии, с использованием комплексных возможностей создания предпосылок для их адаптации в обычных жизненных условиях». Проф. Доскин В.А.

Возможности социальной реабилитации детей с отклонениями в развитии находятся в прямой зависимости от характера и тяжести первичных нарушений, наличия дополнительных отклонений, индивидуальных особенностей, организации процесса обучения и воспитания, воздействия ближайшего социального окружения. В том числе учителей,  воспитателей, дефектологов, психологов. Основной задачей психологического сопровождения работы по разработке и внедрению личностно-ориентированного обучения, воспитания и социализации воспитанников явилось создание   в школе условий для развития (по мере взросления) личности, для превращения воспитанника из объекта педагогических воздействий в субъекта самоконтроля и саморазвития, за счет  повышения уровня самосознания, активизации процессов самопознания, самовоспитания, самоопределения.  Развитие личности должно осуществляться исходя из представлений об активном, творческом характере человеческой психики. Это означает, что любые навыки, знания, умения, любые черты личности могут быть сформированы или изменены в результате собственной активности личности. . Поэтому на современном этапе развития общества необходимо, чтобы все подростки, и  особенно, выпускники детских домов и школ-интернатов были мотивированы на  развитие жизненной успешности. В этом направлении была необходима работа по диагностике, анализу результатов, разработке программы по формированию успешности. Как определится в профессии, сделать правильный выбор – эта основная задача молодежи. Воспитаннику необходимо  понять свои склонности, оценить способности. Сейчас для молодых людей важно понять, в каком направлении он может стать успешным в жизни. Работа психолога заключается в правильной оценке воспитанником своих волевых, умственных и творческих способностей.

Изучение ценностных ориентаций личности старших подростков проводилось по методике Е.Б. Фанталовой. Эта методика дает объективную информацию о восприятии подростком своего отношения с реальностью в важнейших жизненных сферах, является инструментом

психо – коррекционной работы с подростками. Полученные данные позволяют оценить систему ценностей для подростка, выбора приоритетов в жизни. Выявляется система ценностей, отмечаются конфликтные сферы подростков, которые определяются несоответствием между значимостью ценности и ее достижимостью в будущем. Наиболее конфликтны ценность «Интересная работа», «Материально-обеспеченная жизнь», «Любовь», «Активная деятельная жизнь».

Итак, отметились следующие дисгармоничные области:

Стремление к материально-обеспеченной жизни и сомнение в его реализации, нежелание планомерно трудиться

Желание здоровья и низкая потребность в его реализации

Доступность работы и отсутствие стремления к ней (особенно у воспитанников контрольной группы.)

Мечты о семейном счастье и отсутствие веры в его реализацию. И если для подростков из экспериментальной группы достаточно значимо понятие «Любовь», то для подростков из контрольной группы наиболее значимо  прозвучала ценность «Наличие хороших друзей».

Таблица 1.  Рейтинг ценностей

Среднее значение показателя Экспериментальная

группа

Контрольная группа
Счастливая семейная жизнь 6,54 6,8 6,28
Наличие хороших и верных друзей 6,98 7,1 6.86
Свобода как независимость в поступках и действиях 7,43 7,8 7,06
Материально-обеспеченная жизнь 7,23 5,9 8,56
Любовь 6,29 5,4 7,18
Здоровье 6,0 5,8 5,2
Уверенность в себе 5,76 8,4 3.12
Интересная работа 5,3 6,1 4,5
Познание нового 5,0 3,8 6,2
Красота природы и искусства 4,01 4,22 3,08
Творчество 3,25 3.75 2.75
Активная, деятельная жизнь 2,98 3.03 2.93

По итогам диагностики  определен круг ценностей, необходимых для выпускника школы-интерната.

- Свобода как независимость…  Это – закрытость всех сфер – интереса, воли, мышления. Эти воспитанники боятся ответственного поведения, они безразличны, бесчувственны, безответственны. У них  слабые морально-нравственные качества, потребительское отношение к обществу.

-Материально-обеспеченная жизнь … Зачастую поведение этих подростков сводится к иждивенчеству  по принципу «Мне государство должно…». Подросток считает, что можно нигде не работать, а общество должно его обеспечивать уже по определению  Я-СИРОТА.

- Наличие хороших и верных друзей. В интерпретации воспитанников – это перекладывание своих проблем и ответственности на тех, кто рядом, неопределенность в жизни, стереотипность мышления, упрямство.

Выводы:

1. К сожалению, результаты нашего исследования показывают, что выпускники школ-интернатов не готовы к самостоятельной ответственной жизни. Они не готовы к созданию семьи, в эмоциональном и интеллектуальном развитии они отстают от сверстников, имеют искаженный эмоциональный профиль.

2. Социальная реабилитация подростков – воспитанников с отклонениями в развитии – должна объединять усилия специалистов разного профиля для достижения единственной цели – включение ребенка в социальную среду, приобщение к общественной жизни и труду на уровне его психофизических возможностей.


Библиографический список
  1. Е.Т.Лильин Детская реабилитология М. «Литтерра», 2011г. 621с
  2. Доскин В.А., Тонкова-Ямпольская Р.В. Новый метод реабилитации детей с различными нарушениями поведения М.  Вопросы современной педиатрии 2003г – №2
  3. Вернер Д. Реабилитация детей-инвалидов М. 1995г


Все статьи автора «Алленова Елена Валентиновна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: