По мнению академика Агаджаняна Н.А. (2006) определение здоровья как способности адаптироваться к условиям окружающей среды отводит теории адаптации ключевое место в учении о здоровье и болезни. В ходе адаптации формируются признаки и свойства, которые оказываются наиболее выгодными для живых существ, благодаря которым организм приобретает способность к существованию в конкретной среде обитания. Адаптация организма к условиям среды может носить самый различный характер и затрагивать все стороны организации и жизнедеятельности человека [1].
Баевский Р.М. и Берсенева А.П. (1997) рассматривают реакции системы кровообращения, как системы, ответственной за адаптацию организма к большому числу разнообразных факторов внешней среды [2]. С точки зрения оценки функционального резерва мобилизация и расходование его оперативных и стратегических резервов, которые мобилизуются на этапах срочной и долговременной адаптации, изучение реакций системы кровообращения дают наиболее наглядные и типичные примеры. Во-первых, хорошо известны и общедоступны измерения уровня функционирования системы кровообращения (частота пульса, артериальное давление, минутный и ударный объем). Во-вторых, чувствительные рецепторные приборы — баро- и хеморецепторы контролируют различные параметры кровообращения в самых разных точках сосудистого русла и в самом сердце и постоянно информируют центральную нервную систему о происходящих изменениях. Это обеспечивает гибкость приспособления сердца и сосудов к непрерывно изменяющимся условиям окружающей среды в результате деятельности весьма совершенных механизмов регуляции [3,4,5].
Здоровье выступает не только как ведущий фактор, который определяет гармоническое развитие студента, но и успешность освоения профессии, плодотворность его будущей профессиональной деятельности. Ежегодный педагогический мониторинг показателей здоровья студентов стал еще более актуален в настоящее время, т.к. количество здоровых студентов, бывших школьников, все больше сокращается [6,7].
Цель исследования. Целью проведенного исследования является изучение показателей функционирования сердечно-сосудистой системы юношей и девушек Арзамасского филиала ННГУ им.Н.И.Лобачевско для определения их уровня адаптационных возможностей.
Материалы и методы. Исследование проведено на основе антропометрического обследования 1820 человек (918 юношей и 902 девушек) 16-21 лет на базе лаборатории «Мониторинга физического развития учащихся всех ступеней образования» Арзамасского филиала ННГУ и Центра здоровья ребенка г.Арзамаса по показателям гемодинамики и кардиоинтервалограммы. Измерялись систолическое (САД) и диастолическое артериальное давление (ДАД) и частота сердечных сокращений (ЧСС) трехкратно: в покое, непосредственно после дозированной физической нагрузки (двадцать полных приседаний за 30 с), на второй и третьей минутах после нагрузки. АД фиксировалось с помощью ручного манометра по методу Короткова. За норму ЧСС принималось 60-85 ударов в минуту (уд.). АД расценивалось как повышенное более 140/90 мм рт ст (гипертензия), как пониженное – ниже 100/60 мм рт ст (гипотензия). Нормативы физиологических показателей приведены согласно традиционным медицинским стандартам [8].
По результатам обследования создана персонифицированная база данных в «EXCEL 1997-2003». Статистическая обработка проводилась средствами параметрического и непараметрического анализа с использованием ППП «STADIAv.6».
Обсуждение результатов.
У юношей средний уровень ЧСС до нагрузки составлял 79,3 уд. ЧСС ниже 60 уд. (брадикардия) имели 1,5% человек. Тахикардия (учащение сердцебиения свыше 85 ударов в минуту) отмечена у 6,9% студентов, из них у 9,0% ЧСС до нагрузки составила более 100 ударов в минуту. Среднее АД зафиксировано на уровне 125,5/74,6 мм рт ст, минимальное – 94/56 мм рт ст, максимальное – 164/97 мм рт ст.
Систолическое давление выше 140 мм.рт.ст имели 2,2%, а у 14,6% оно превышает135 мм рт ст.
После приседаний средний уровень АД составил 136,2/71,6 мм рт ст, минимальное АД у юношей составило 111/52 мм рт ст, а максимальное повысилось до 177/101 мм рт ст, при этом ДАД увеличилось практически вдвое.
ЧСС повысилось соответственно до 142 ударов при среднем его уровне 86,4 удара в минуту. У девушек средний уровень ЧСС до нагрузки был равен 76,4 уд. Среднее АД до нагрузки равнялось 112,1/73,6 мм рт ст. Максимальное АД составляло 144/92 мм рт ст. Минимальное АД- 83/56 мм рт ст.
Систолическое давление менее 100 ммрт ст имели 12,5% девушек. На момент исследования превышения верхней границы нормы зафиксировано не было. У 2,0% девушек систолическое артериальное давление до нагрузки составило 139 ммрт ст. После нагрузки средний уровень ЧСС составил 96,7 уд., среднее АД- 123,3/66,3 мм рт ст. Время восстановления ЧСС и АД до исходного уровня у всех измеренных не превышало трех минут.
Анализ полученных результатов показал половые различия по величине АД. Подтверждаются литературные данные о более высоком его уровне у юношей. Артериальная гипертензия выявлена у 1,4% юношей. У представительниц женского пола артериальной гипертензии не выявлено.
Гипотензия, наоборот, не характерна для обследованных юношей и выявлена у 7,2% девушек. По величине АД было рассчитано пульсовое давление (ПД), равное разности систолического и диастолического артериального давления. В норме у здорового человека ПД равно 30-60 ммрт ст. При повышенном пульсовом давлении (более60 ммрт ст) сердечная мышца качает кровь с большим напряжением, что может привести к ее быстрому износу. При пониженном пульсовом давлении (ниже30 ммрт- ст) сердце качает кровь слабо и в мозг поступает недостаточное количество кислорода, что может отразиться на самочувствии и вызвать головокружение, тошноту, и даже обморок [4].
У 4,7% юношей выявлено ПД выше60 ммрт ст. У девушек, в связи с более низким общим уровнем АД и большей склонностью к гипотензии, всего у 1,4% зарегистрированы повышенные значения ПД. Уровень ПД ниже30 ммрт ст наблюдался у 4,1% студенток.
Проведена оценка адаптационных возможностей методом кардиоинтервалограммы, рассчитан индекс напряжения (ИН) среди студентов, занимающихся в различных физкультурных группах (табл.1)
Таблица-1. Распределение индекса напряжения ИН студентов.
Возраст |
M±m |
Ts |
P |
|
ЮНОШИ |
ДЕВУШКИ |
|||
17лет |
148,1±21,9 |
67,6±7,72 |
3.47 |
0.000 |
18 лет |
102,8±23,8 |
74,3±5,91 |
1.16 |
0.247 |
19 лет |
114,1±35,4 |
63,1±14,5 |
1.33 |
0.184 |
статистика |
F=1,21 cc=2 P=0,310 |
F=0,51 cc=2 P=0,677 |
|
|
Физкультурная группа |
|
|||
основная |
91,9±19,9 |
65,6±11,24 |
1.15 |
0.251 |
подготовительная |
107,7±24,7 |
64,23±12,35 |
1.57 |
0.117 |
специальная |
165,4±38,3 |
99,6±11,99 |
1.64 |
0.103 |
статистика |
F=1,51 cc=2 P=0,294 |
F=4,74 cc=2 P=0,011 |
|
Юноши всех возрастных групп имеют более высокий ИН, чем девушки, но статистически это подтверждается только среди 17-летних студентов (разница составляет 85,5). Отмечается его возрастная тенденция снижения, более выраженная среди юношей.
Проведено сравнение ИН среди студентов, занимающихся в различных физкультурных группах. Определено, что студенты из основной группы имеют ИН ниже, чем студенты подготовительной и ,особенно, специальной группы. Выявленная особенность характерна как для юношей, так и для девушек (табл.1).
Таким образом, выявленные показатели адаптационных возможностей современных студентов свидетельствуют об их соответствии физиологической норме стандартов юношеского возраста. Индекс напряжения показывает усиление симпатического тонуса, в зависимости от распределения студентов по физкультурным группам, что доказывает благоприятное влияние физических упражнений на вегетативный гомеостаз, адаптационные возможности и здоровье в целом.
Библиографический список
- Агаджанян, Н.А. Учение о здоровье и проблемы адаптации / Н.А.Агаджанян, Р.Н.Баевский, А.П.Берсенева. – Ставрополь: Изд-во РУДН, 2006. – 284 с.
- Баевский, P.M. Оценка адаптационных возможностей организма и риска развития заболеваний / Р.М.Баевский, А.П. Берсенева. – М.: Медицина, 1997. – 197 с.
- Ситдиков Ф.Г. Гормональный статус и вегетативный тонус у детей 7-15 лет / Ситдиков Ф.Г., Шайхелисламова М.В.// Монография. – Казань: Изд-во ТГГПУ, 2008. – 148с.
- Вахитов И.Х. «Особенности становления насосной функции сердца детей при мышечных тренировках»» – Казань: ТГГПУ, 2011. – 189 с.
- Шайхелисламова М.В., Ситдиков Ф.Г., Зефиров Т.Л. Нервные и гормональные механизмы регуляции мышечной деятельности школьников. – Казань: Отечество, 2012. – 202с.
- Добротворская С.Г. Система педагогической ориентации молодежи на здоровый образ жизни. Казань: Центр инновационных технологий, 2008. – 135 с.
- Калюжный Е.А., Кузмичев Ю.Г., Михайлова С.В., Маслова В.Ю. Результаты мониторинга физического здоровья студентов на основе активной самооценки // Научное мнение: научный журнал / Санкт-Петербургский университетский консорциум. – СПб., 2012. – №4. – С.133-137.
- Калюжный Е.А., Михайлова С.В., Кузмичев Ю.Г., Поляшова А.С., Погодина Е.В., Жулин Н.В. Оценочные таблицы показателей КИГ детей и подростков // Вестник чувашского государственного университета. – Чебоксары: Чуваш.гос.ун-т, 2011. – С.22-25