ХАРАКТЕРИСТИКА АДАПТАЦИОННЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

Калюжный Евгений Александрович1, Кузмичев Юрий Георгиевич2, Михайлова Светлана Владимировна3, Борзенко Дарья4, Глаголева Кристина5, Норкина Екатерина6, Розина Кристина7, Тремаскина Юля8
1Арзамасский филиал Нижегородского университета им.Н.И.Лобачевского, кандидат биологических наук, доцент, заведующий кафедрой медицинской подготовки и безопасности жизнедеятельности
2Арзамасский филиал Нижегородского университета им.Н.И.Лобачевского, профессор кафедры медицинской подготовки и безопасности жизнедеятельности
3Арзамасский филиал Нижегородского университета им.Н.И.Лобачевского, преподаватель кафедры медицинской подготовки и безопасности жизнедеятельности
4Арзамасский филиал Нижегородского университета им.Н.И.Лобачевского, студентка 1 курса
5Арзамасский филиал Нижегородского университета им.Н.И.Лобачевского, студентка 1 курса
6Арзамасский филиал Нижегородского университета им.Н.И.Лобачевского, студентка 1 курса
7Арзамасский филиал Нижегородского университета им.Н.И.Лобачевского, студентка 1 курса
8Арзамасский филиал Нижегородского университета им.Н.И.Лобачевского, студентка 1 курса

Аннотация
В статье представлены результаты изучения функционирования сердечно-сосудистой системы юношей и девушек Арзамасского филиала ННГУ им.Н.И.Лобачевского и определения уровня адаптационных возможностей по гемодинамическим показателям, данным функциональных тестов и кардиоинтервалографии.

Ключевые слова: адаптационные возможности, гемодинамические показатели, кардиоинтервалография, студенты, функциональная реактивность


FEATURE ADAPTATION CAPABILITIES OF STUDENTS

Kalyuzhny Evgenie Aleksandrovich1, Kuzmichev Jury Georgievich2, Mikhailova Svetlana Vladimirovna3, Borzenko Daria4, Glagoleva Christina5, Norkina Catherine6, Rosina Christina7, Tremaskina Yulia8
1Arzamas branch Nizhny Novgorod State University named N.I.Lobachevsky, Cand.Biol.Sci., senior lecturer, Managing chair of medical preparation and safely-sti ability to live;
2Arzamas branch Nizhny Novgorod State University named N.I.Lobachevsky, Professor, Doctor of Medical Sciences, chair of medical preparation and safely-sti ability to livec
3Arzamas branch Nizhny Novgorod State University named N.I.Lobachevsky, Teacher of chair of medical preparation and health and safety-sti ability to live;
4Arzamas branch Nizhny Novgorod State University named N.I.Lobachevsky, 1st year student
5Arzamas branch Nizhny Novgorod State University named N.I.Lobachevsky, 1st year student
6Arzamas branch Nizhny Novgorod State University named N.I.Lobachevsky, 1st year student
7Arzamas branch Nizhny Novgorod State University named N.I.Lobachevsky, 1st year student
8Arzamas branch Nizhny Novgorod State University named N.I.Lobachevsky, 1st year student

Abstract
The article presents the results of a study of cardiovascular system of students and determine Arzamas branch Nizhny Novgorod State University named N.I.Lobachevsky their level of adaptive capacity to hemodynamic parameters, data and functional tests cardiointervalography.

Рубрика: 14.00.00 МЕДИЦИНСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Калюжный Е.А., Кузмичев Ю.Г., Михайлова С.В., Борзенко Д., Глаголева К., Норкина Е., Розина К., Тремаскина Ю. Характеристика адаптационных возможностей студенческой молодежи // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 4. Ч. 2 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2014/04/33659 (дата обращения: 03.12.2024).

По мнению академика Агаджаняна Н.А. (2006) определение здоровья как способности  адаптироваться к условиям окружающей среды отводит теории адаптации ключевое место в учении о здоровье и болезни. В ходе адаптации формируются признаки и свойства, которые оказываются наиболее выгодными для живых существ, благодаря которым организм приобретает способность к существованию в конкретной среде обитания. Адаптация организма к условиям среды может носить самый различный характер и затрагивать все стороны организации и жизнедеятельности человека [1].

Баевский Р.М. и Берсенева А.П. (1997) рассматривают ре­акции системы кровообращения, как системы, ответственной за адаптацию организма к большому числу разнообразных факторов внешней среды [2]. С точки зрения оценки функционального резерва мобилизация и расходование его оперативных и стратегиче­ских резервов, которые мобилизуются на этапах срочной и долговременной адаптации, изучение реакций системы кро­вообращения дают наиболее наглядные и типичные примеры. Во-первых, хорошо известны и общедоступны измерения уров­ня функционирования системы кровообращения (частота пульса, артериальное давление, минутный и ударный объем). Во-вторых, чувствительные рецепторные приборы — баро- и хеморецепторы контролируют различные параметры кровообращения в самых разных точках сосудистого русла и в самом сердце и постоянно информируют центральную нервную систему о происходящих изменениях. Это обеспечи­вает гибкость приспособления сердца и сосудов к непре­рывно изменяющимся условиям окружающей среды в резуль­тате деятельности весьма совершенных механизмов регуля­ции [3,4,5].

Здоровье выступает не только как ведущий фактор, который определяет гармоническое развитие студента, но и успешность освоения профессии, плодотворность его будущей профессиональной деятельности. Ежегодный педагогический мониторинг показателей здоровья студентов стал еще более актуален в настоящее время, т.к. количество здоровых студентов, бывших школьников, все больше сокращается [6,7].

Цель исследования. Целью проведенного исследования является изучение показателей функционирования сердечно-сосудистой системы юношей и девушек Арзамасского филиала ННГУ им.Н.И.Лобачевско для определения их уровня адаптационных возможностей.

Материалы и методы.  Исследование проведено на основе антропометрического обследования 1820 человек (918 юношей и 902 девушек) 16-21 лет на базе лаборатории «Мониторинга физического развития учащихся всех ступеней образования» Арзамасского филиала ННГУ и Центра здоровья ребенка г.Арзамаса по показателям гемодинамики и кардиоинтервалограммы. Измерялись систолическое (САД) и диастолическое артериальное давление (ДАД) и частота сердечных сокращений (ЧСС) трехкратно: в покое, непосредственно после дозированной физической нагрузки (двадцать полных приседаний за 30 с), на второй и третьей минутах после нагрузки. АД фиксировалось с помощью ручного манометра по методу Короткова. За норму ЧСС принималось 60-85 ударов в минуту (уд.). АД расценивалось как повышенное более 140/90 мм рт ст (гипертензия), как пониженное – ниже 100/60 мм рт ст (гипотензия). Нормативы физиологических показателей приведены согласно традиционным медицинским стандартам [8].

По результатам обследования создана персонифицированная база данных в «EXCEL 1997-2003». Статистическая обработка проводилась средствами параметрического и непараметрического анализа  с использованием  ППП «STADIAv.6».

Обсуждение результатов.

У юношей средний уровень ЧСС до нагрузки составлял 79,3 уд. ЧСС ниже 60 уд. (брадикардия) имели 1,5% человек. Тахикардия (учащение сердцебиения свыше 85 ударов в минуту) отмечена у 6,9% студентов, из них у 9,0% ЧСС до нагрузки составила более 100 ударов в минуту. Среднее АД зафиксировано на уровне 125,5/74,6 мм рт ст, минимальное – 94/56 мм рт ст, максимальное – 164/97 мм рт ст.

Систолическое давление выше 140 мм.рт.ст имели 2,2%, а у  14,6% оно превышает135 мм рт ст.

После приседаний средний уровень АД составил 136,2/71,6 мм рт ст, минимальное АД у юношей составило 111/52 мм рт ст, а максимальное повысилось до 177/101 мм рт ст, при этом ДАД увеличилось практически вдвое.

ЧСС повысилось соответственно до 142 ударов при среднем его уровне 86,4 удара в минуту. У девушек средний уровень ЧСС до нагрузки был равен 76,4 уд. Среднее АД до нагрузки равнялось 112,1/73,6 мм рт ст. Максимальное АД составляло 144/92 мм рт ст. Минимальное АД- 83/56 мм рт ст.

Систолическое давление менее 100 ммрт ст имели 12,5% девушек. На момент исследования превышения верхней границы нормы зафиксировано не было. У 2,0% девушек систолическое артериальное давление до нагрузки составило 139 ммрт ст. После нагрузки средний уровень ЧСС составил 96,7 уд., среднее АД- 123,3/66,3 мм рт ст. Время восстановления ЧСС и АД до исходного уровня у всех измеренных не превышало трех минут.

Анализ полученных результатов показал половые различия по величине АД. Подтверждаются литературные данные о более высоком его уровне у юношей. Артериальная гипертензия выявлена у 1,4% юношей. У представительниц женского пола артериальной гипертензии не выявлено.

Гипотензия, наоборот, не характерна для обследованных юношей и выявлена у 7,2% девушек. По величине АД было рассчитано пульсовое давление (ПД), равное разности систолического и диастолического артериального давления. В норме у здорового человека ПД равно 30-60 ммрт ст. При повышенном пульсовом давлении (более60 ммрт ст) сердечная мышца качает кровь с большим напряжением, что может привести к ее быстрому износу. При пониженном пульсовом давлении (ниже30 ммрт- ст) сердце качает кровь слабо и в мозг поступает недостаточное количество кислорода, что может отразиться на самочувствии и вызвать головокружение, тошноту, и даже обморок [4].

У 4,7% юношей выявлено ПД выше60 ммрт ст. У девушек, в связи с более низким общим уровнем АД и большей склонностью к гипотензии, всего у 1,4% зарегистрированы повышенные значения ПД. Уровень ПД ниже30 ммрт ст наблюдался у 4,1% студенток.

Проведена оценка адаптационных возможностей методом кардиоинтервалограммы, рассчитан индекс напряжения (ИН) среди студентов, занимающихся в различных физкультурных группах (табл.1)

Таблица-1. Распределение индекса напряжения ИН студентов.

 

Возраст

M±m

 

Ts

 

P

ЮНОШИ

ДЕВУШКИ

17лет

148,1±21,9

67,6±7,72

3.47

0.000

18 лет

102,8±23,8

74,3±5,91

1.16

0.247

19 лет

114,1±35,4

63,1±14,5

1.33

0.184

статистика

F=1,21 cc=2  P=0,310

F=0,51 cc=2  P=0,677

 

Физкультурная

группа

 

основная

91,9±19,9

65,6±11,24

1.15

0.251

подготовительная

107,7±24,7

64,23±12,35

1.57

0.117

специальная

165,4±38,3

99,6±11,99

1.64

0.103

статистика

F=1,51 cc=2  P=0,294

F=4,74 cc=2  P=0,011

Юноши всех возрастных групп имеют более высокий ИН, чем девушки, но статистически это подтверждается только среди 17-летних студентов (разница составляет 85,5). Отмечается его возрастная тенденция снижения, более выраженная среди юношей.

Проведено сравнение ИН среди студентов, занимающихся в различных физкультурных группах. Определено, что студенты из основной группы имеют ИН ниже, чем студенты подготовительной и ,особенно, специальной группы. Выявленная особенность характерна как для юношей, так и для девушек (табл.1).

Таким образом, выявленные показатели адаптационных возможностей современных студентов свидетельствуют об их соответствии физиологической норме стандартов юношеского возраста. Индекс напряжения показывает усиление симпатического тонуса, в зависимости от распределения студентов по физкультурным группам, что доказывает благоприятное влияние физических упражнений на вегетативный гомеостаз, адаптационные возможности и здоровье в целом.


Библиографический список
  1. Агаджанян, Н.А. Учение о здоровье и проблемы адаптации / Н.А.Агаджанян, Р.Н.Баевский, А.П.Берсенева. – Ставрополь: Изд-во РУДН, 2006. – 284 с.
  2. Баевский, P.M. Оценка адаптационных возможностей организма и риска развития заболеваний / Р.М.Баевский, А.П. Берсенева. – М.: Медицина, 1997. – 197 с.
  3. Ситдиков Ф.Г. Гормональный статус и вегетативный тонус у детей 7-15 лет / Ситдиков Ф.Г., Шайхелисламова М.В.// Монография. – Казань: Изд-во ТГГПУ, 2008. – 148с.
  4. Вахитов И.Х. «Особенности становления насосной функции сердца детей при мышечных тренировках»» – Казань: ТГГПУ, 2011. – 189 с.
  5. Шайхелисламова М.В., Ситдиков Ф.Г., Зефиров Т.Л. Нервные и гормональные механизмы регуляции мышечной деятельности школьников. – Казань: Отечество, 2012. – 202с.
  6. Добротворская С.Г. Система педагогической ориентации молодежи на здоровый образ жизни. Казань: Центр инновационных технологий, 2008. – 135 с.
  7. Калюжный Е.А., Кузмичев Ю.Г., Михайлова С.В., Маслова В.Ю. Результаты мониторинга физического здоровья студентов на основе активной самооценки  // Научное мнение: научный журнал / Санкт-Петербургский университетский консорциум. – СПб., 2012. – №4. – С.133-137.
  8. Калюжный Е.А., Михайлова С.В., Кузмичев Ю.Г., Поляшова А.С., Погодина Е.В., Жулин Н.В. Оценочные таблицы показателей КИГ детей и подростков // Вестник чувашского государственного университета. – Чебоксары: Чуваш.гос.ун-т, 2011. – С.22-25


Все статьи автора «Михайлова Светлана Владимировна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: