Изменения, происходящие сегодня в обществе, выдвинули целый ряд проблем, одной из которых является проблема воспитания детей, чье поведение откланяется от принятых в обществе стандартов и норм. Актуальность её заключается в том, что с каждым годом отмечается рост детской преступности, алкоголизма, прослеживается тенденция к увеличению числа детей с аддиктивным поведением. Аддиктивное поведение – нарушение поведения, возникающее в результате злоупотребления различными веществами, изменяющими психическое состояние человека, включая алкоголь и табак, до того момента, когда фиксируется факт психической и физической зависимости [2]. Причины отклонений в поведении ребёнка возникают в результате политической, социально – экономической и экологической нестабильности общества, изменений в содержании ценностных ориентаций подростков, неблагоприятных семейно – бытовых отношений, отсутствие контроля за поведением подростка, чрезмерной занятости родителей и т.п. Немаловажное значение в жизни каждого подростка играет школа. Так, многие программы по профилактике аддиктивного поведения сводятся к редким лекциям, охватывающим только старших школьников.
Экспериментальная работа проходила в одной из школ региона. С целью определения отношения к такой вредной привычке, как курение, было проведено тестирование. Тестирование проводилось в одинаковых условиях для всех испытуемых. В нём приняли участие 120 учащихся. В рамках тестирования были поставлены следующие цели: выявить количество курящих учащихся; определить возраст, с которого учащиеся начали курить; причины начала курения; ощущения после курения; влияние курения на здоровье учащихся; выявить отношение к курению в семьях.
Также ставилась цель: узнать, кто проводит или проводил с учащимися профилактическую работу о вреде курения.
В ходе ответов на поставленные вопросы теста было выявлено 19 курящих (15,8%), 25 учащихся, которые пробовали курить (20,8%) и 76 человек (63,4%), которые курить не пробовали. Из 19 учащихся, которые являются курильщиками, 15 человек – это мальчики (79%) и 4 (21%) человека – девочки. Анализ результатов теста показал, что наибольшее количество курильщиков учится в 8 классах, при этом их численность снижается к 10 и 11 классам. Нами были проанализированы причины, из-за которых ребята начинают курить. Большинство учащихся, а именно 7 человек (36,8%) курят, потому что это является нормой в их семье. 4 человека (21,1%) начали курить, т.к. предложили друзья и они не смогли им отказать. 5 курящих (26,3%) отмечают, что причиной начала курения является предложение друзей, при этом курение обыкновенно и в их семьях. 3 человека (15,8%) называют другие причины курения, такие как «из интереса» и «от нечего делать». Согласно литературным источникам, чаще всего причинами начала курения является подражание старшим товарищам, особенно тем, на кого хотелось бы походить (в том числе и родителям), желание казаться взрослым, независимым, желание “быть как все” в курящей компании [1]. Причиной курения подростков в ряде случаев является и строгий запрет родителей, особенно в тех случаях, когда сами родители курят. В нашем случае родители курящих детей также в большинстве своём курят. Ответы учащихся ещё раз подтверждают выводы учёных о том, что причинами курения чаще всего являются иные, нежели любопытство и интерес.
Учащимся необходимо было ответить на вопрос об ощущениях, которые они испытывают после курения. Ребята, которые курят, из всех предложенных вариантов ответа выбирали два, а именно «покой» выбрали 8 человек (42,1%), а вариант «расслабление» – 11 человек (57,9%). Совсем другая картина наблюдается среди ребят, которые пробовали курить, но не стали продолжать. Они выбирали иные варианты ответов. Мы разделили все ощущения на «приятные» и «неприятные». К «приятным» ощущениям мы отнесли покой и расслабление, а к «неприятным» – головная боль, кашель, першение в горле, неприятный вкус во рту. Таким образом, всего 4 человека (19%) испытывали после курения приятные ощущения, 15 человек (71,4%) – неприятные ощущения, и 2 человека (9,6%) не испытывали ничего. В тесте были затронуты и вопросы профилактики курения. Результаты показали, что наибольшую профилактическую работу с учащимися проводят учителя. Так ответили 40,8% всех опрошенных. Семья также играет огромную роль в профилактической работе. Это подтвердили 27% учащихся. В нескольких тестах были даны ответы на данный вопрос, что с ними о вреде курения беседуют друзья – 10,9%. К сожалению, высок процент ответов, что с учащимися никто не проводил профилактику о вреде курения – 21,3% (рис.8).
Рис.1. Процентное соотношение проводящих профилактическую работу с учащимися.
Если проанализировать ситуацию с проведением профилактической работы только у курящих ребят, то процентное соотношение значительно изменится. Больше половины курильщиков, а именно 52,4% отвечали, что никто не проводил с ними профилактической работы. Но небольшие доли всё-таки отводятся на учителей (23,8%), друзей (4,8%) и семью (19%). Таким образом, мы выявили количество курящих учащихся, определили причины начала курения, ощущения после курения, знания учащихся о влияния курения на их здоровье, отношение к курению в семьях. Мы пришли к выводу, что работа по профилактике курения проводится, но её недостаточно для полного успеха.
Следующим шагом по изучению аддикции у курящих школьников было установление аддиктивного статуса. В качестве основы для создания метода комплексной оценки аддиктивного статуса был избран TOBACCO-UDIT (Tobaco Use Disorders Identification Test) — тест, предназначенный для выявления расстройств, связанных с употреблением табака (курения). TOBACCO-UDIT создан на основе AUDIT (Alcohol Use Disorders Identification Test) разработанного Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) для выявления расстройств, связанных с употреблением алкоголя [3].
В результате интерпретации результатов AUDIT теста все учащиеся, которые курят, были распределены на 4 группы, каждая из которых обозначает уровень риска (рис.10.). Большинство учащихся (52,4%) попадают в зону II, где курения является опасным, но всё возможно ещё исправить простыми советами. К сожалению, небольшое количество курящих попали в зоны III (4,8%) и IV(9,5%), где без вмешательства специалиста не обойтись. Необходимо заметить, что эти ребята учатся лишь в 8 классе. Классные руководители были своевременно проинформированы о сложившейся ситуации в их классах.
Рис.2. Процентное соотношение учащихся в группах по уровню риска.
В рамках экспериментальной работы были выявлены педагогические условия профилактики курения подростков, а именно: активное включение подростков во внеклассную работу (занятия в секциях, кружках, реализация проектов и т.п.), работа с родителями и педагогическим коллективом школы.
Библиографический список
- Рожков М.И., Ковальчук М.А., Кузнецова И.В. Воспитание трудного ребёнка. Дети с девиантным поведением//Учебно-методическое пособие. М., Гуманитар.изд.центр «ВЛАДОС», 2006г.239с.
- Словарь по профориентации и психологической поддержке.http://vocabulary.ru/dictionary/27.
- TOBACCO-UDIT (Tobacco Use Disorders Identification Test) — тест для выявления расстройств, связанных с употреблением табака (№ 29606, 27.07.2009).