ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗИТИВНОГО ИМИДЖА ИНСТИТУТА СЕМЬИ В РЕГИОНЕ

Самохвалова Елена Владиславовна
Белгородский государственный национальный исследовательский университет
кандидат социологических наук, доцент кафедры социальных технологий

Аннотация
Данная статья посвящена анализу практики формирования позитивного имиджа семьи на региональном уровне. Автором обосновано понятие имиджа семьи, описаны его составляющие, проанализирована деятельность органов исполнительной власти Белгородской области по формированию позитивного имиджа семьи.

Ключевые слова: государственная семейная политика, позитивный имидж семьи, семья


FORMATION OF POSITIVE IMAGE OF FAMILY´S INSTITUTE IN THE REGION

Samokhvalova Elena Vladislavovna
Belgorod State University
PHD in Sociology (2008), associate professor of the chair of social technologies

Abstract
This article is devoted to the analysis of practice of formation of positive image of family´s institute at regional level. The author proved concept of image of family´s institute, described its components and analyzed government´s activities for formation of positive image of family´s institute of the Belgorod region.

Рубрика: 22.00.00 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Самохвалова Е.В. Формирование позитивного имиджа института семьи в регионе // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 4. Ч. 2 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2014/04/33569 (дата обращения: 14.03.2024).

Одним из перспективных направлений современной науки является исследование семьи, ее проблем и перспектив развития.  Семья – это фундаментальный элемент любого общества. Именно она оказывает непосредственное влияние на его всестороннее развитие путем воспроизводства населения, обогащения материальными и духовными ценностями, воспитания характера и формирования духовного опыта будущих граждан общества. Для любого общества институт семьи и умение поддержать его имеет первостепенное значение, поскольку страны, в которых были крепки моральные и семейные устои процветали также и в экономическом плане.

Традиционно семейная политика рассматривается как часть социальной политики, охватывающая меры воздействия на семью, процессы семейных изменений или семейное поведение. Современные исследователи трактуют данный термин  как «деятельность, имеющая целью развитие семьи, семейного образа жизни, фамилистической культуры, укрепление социальных функций семьи как одного из основных институтов общества» [1]. Таким образом, именно через реализацию семейной политики, формируется образ российской семьи.

Современная российская семья значительно отличается от традиционной и находится, по мнению современных исследователей, в стадии кризиса. Они негативно оценивают утрату либо замещение государственными и общественными институтами ее основных функций, разрушение социокультурных норм многодетной семьи и семейного образа жизни. Кроме того авторы отмечают устранение семейного производства, как преобладающего в общественной экономике, семейного образа жизни, вытеснение всех членов семьи в сферу, наемного труда, замену совместной деятельности родителей и детей индивидуальным самообслуживанием и потреблением, ориентацию деятельности всех социальных институтов на индивида-одиночку. Отчасти, это подтверждают и данные статистики. Согласно данным переписи 2010 года среднестатистической российской семьей является семья с двумя родителями, состоящими в браке и одним ребенком (67%). В последние годы растет число бездетных семей. Каждая третья семья является бездетной. Общее число семей с несовершеннолетними детьми по данным переписи по сравнению с 2002 г. сократилось на 17,7%. На 2,4% снизилось и общее количество семей. В сравнении с 1996г. доля неполных семей выросла в 2,5 раза. Распадается практически каждый второй брак [2]. Статистика 2011 года свидетельствует, что на 1000 браков приходится 509 разводов, в 2012 году – 529. Видимо не найдя должной поддержки на этапе формирования, в том числе и со стороны государства, 60% семей распадаются в первые 5 лет совместной жизни [3]. Преодоление кризиса невозможно без помощи государства.

Важнейшим инструментом эффективной семейной политики является технология формирования позитивного имиджа российской семьи – эмоционально-окрашенного образа-представления, которое содержит стереотипное ядро, объединяющее в себе наиболее значимые характеристики семьи, раскрывающие ее воспитательный потенциал, личностные особенности и эмоциональное восприятие членов семьи, особенности семейной ситуации, потенциал жизнеспособности и социальный статус. Структуру имиджа института семьи можно представить в виде системы компонентов: центральным элементом выступают семейные нормы и ценности, под воздействием которых формируются следующие элементы: состав и структура семьи, уровень жизни семьи, образ жизни семьи, психологический микроклимат.

Конечная цель формирования имиджа института семьи – это закрепление в сознании граждан положительного образа института семьи. Под позитивным имиджем института семьи можно понимать образ семьи, которая функционирует как жизнеспособная система, состоящая из супружеской пары биологических родителей и имеющая не менее двух собственных детей, которым обеспечены адекватные социально-психологические условия развития. Основой функционирования такой системы выступают «традиционные» семейные нормы и ценности: материальная и духовная ответственность мужчины за свою семью, его труд и руководство жизнью семьи; материнство и забота о семейном быте для женщины; приоритет сохранения брака; взаимная любовь и верность супругов; рождение и воспитание детей как первостепенная жизненная задача, стремление к многодетности; уважение детей к своим родителям и к старшим, их ощущение себя продолжателями истории, традиций семьи и народа в целом. Наличие либо отсутствие в сознании граждан такого образа института семьи позволяет сформировать общее представление о том, каков имидж института семьи в настоящее время и какие корректировки необходимо внести в реализуемую семейную политику.

Белгородская область является одним из благополучных регионов по показателям рождаемости, брачности, однако, в настоящее время можно констатировать, что проводимая семейная политика сводится в первую очередь к решению проблем демографии, в то же время  потребностям социально благополучных семей,  популяризации семейного образа жизни уделяется недостаточно внимания. Имидж института белгородской семьи формируется, в том числе, в результате реализации региональной семейной политики. В период серьезных общественных трансформаций (в конце XX века) государственная семейная политика в Белгородской области была ориентирована, скорее, на социальную защиту, включающую минимальный набор «усредненных» социальных услуг, адресованных исключительно подверженным социальным рискам категориям семей. В центре внимания государственных структур находились социально уязвимые и остронуждающиеся категории семей (прежде всего, неполные, многодетные, с детьми-инвалидами, родителями-инвалидами, родителями-безработными, семьи мигрантов и вынужденных переселенцев и т.п.). Остальные семьи «выпадали» из поля зрения органов власти. В сложившихся условиях, целенаправленная работа над формированием имиджа института семьи практически не велась, представление о семье складывалось стихийным образом. А, следовательно, формировался, так называемый, естественный имидж семьи.

В начале нового тысячелетия в Белгородской области было выработано новое стратегическое направление государственной социальной политики, в соответствии с которым понятия «благополучие семьи», «здоровье детей», «социальная стабильность» и «уверенность в будущем» выходят на первый план. В целях укрепления института семьи  и создания благоприятных условий для его устойчивого развития в области создана единая межотраслевая нормативная правовая база, насчитывающая более 100 законодательных и нормативных актов, регулирующих решение комплекса задач поддержки семьи, материнства и детства, охраны здоровья и увеличения продолжительности жизни. Основополагающим документом является Концепция демографического развития Белгородской области на период до 2025 года [4], определяющая цели и задачи региональной демографической и семейной политики. Помимо Концепции, стратегическими документами, определяющими приоритеты развития области в этой сфере, являются «Программа улучшения качества жизни населения Белгородской области», «Стратегия социально-экономического развития Белгородской области на период до 2025 года», Концепция программы «Формирование регионального солидарного общества», а также «Стратегия действий в интересах детей в Белгородской области на 2013-2017 годы [5]. 

В то же время само понятие «имидж семьи», технологии его формирования пока не нашли законодательного закрепления на региональном уровне. Отчасти мероприятия перечисленных документов направлены на формирование образа белгородской семьи. Так, неотъемлемой частью, реализуемой на территории области губернаторской программы улучшения качества жизни населения, является популяризация многодетности, пропаганда крепких семейных отношений, белгородского стандарта семьи «2+3», предложенного Губернатором области. Особое внимание на Белгородчине уделяется женщине-матери и многодетным семьям.

Утверждение Концепции программы «Формирование регионального солидарного общества» является важной вехой в развитии белгородского сообщества, в том числе и в плане реализации семейной политики. В данной концепции институту семьи отводится роль «основного элемента (ядра) системы региональной солидарности». Авторы документа констатируют, что «в течение последних десятилетий ослабла консолидирующая роль семьи, и снизилось значение семейных ценностей, что негативно влияет на демографические показатели» [6]. Очевидно, что перечисленные документы, так или иначе, направлены на формирование ключевых элементов имиджа института семьи. Эталонный стандарт белгородской семьи, транслируемый в их рамках,  можно представить следующим образом. По структуре и составу семьи – это папа, мама и трое детей (2+3). По уровню жизни –  это материально обеспеченная семья, где трудоустроены оба родителя, либо заняты ведением семейного бизнеса. Эталонная семья имеет собственный дом, который со временем станет родовой усадьбой и будет принимать несколько поколений рода. Семье доступна качественная медицина и предоставлены условия для образования детей. По образу жизни – семья Белгородчины  – это активная семья, ведущая здоровый образ жизни, принимающая участие в культурных мероприятиях развивающая духовные ценности. Психологический микроклимат в семье характеризуется «атмосферой доверия, взаимопонимания, поддержки и взаимной ответственности».

Для поддержки этого эталонного образа в Белгородской области реализуется модель социального партнерства. Его смысл заключается во взаимовыгодном взаимодействии в рамках «общественного многогранника», включающего государственные и предпринимательские структуры, православную церковь, общественные организации и гражданское общество.

В целом, разрозненные мероприятия по формированию имиджа, реализуемые в рамках действующих программ и концепций, можно объединить в несколько направлений:

               трансляция информации о наличии в области семей, которые являются эталонами – носителями позитивного имиджа, знакомство с их историей;

               презентация результатов деятельности по государственной поддержке семей Белгородчины, в целях обеспечения возможностей приблизиться к эталону;

               воспитание семейных ценностей у молодежи, пропаганда их среди белгородцев среднего возраста;

               организация непосредственных контактов с семьями – носителями позитивного имиджа, как между собой, так и с другими членами общества, в качестве примера для подражания.

Таким образом, можно констатировать, что имидж белгородской семьи формируется уже не стихийно. Транслируется образ семьи, как оплота солидарности. Подчеркивается ее многодетность. Идет кропотливая работа по развитию нравственных начал семьи и обеспечению сознательного родительства. Создаются условия для материального благополучия семьи.

Однако, стандарт семьи, транслируемый в первую очередь государственными структурами, от реального состояния института белгородской семьи очень далек. Обратимся к статистике, из которой видна крайне негативная тенденция роста числа разводов. В 2012 году по данным Федеральной службы государственной статистики количество зарегистрированных в Белгородской области браков было 12400 единиц. Количество разводов в этом же году – 6 916 единиц [7]. То есть распадается практически каждый второй брак. В результате в области 58,5 тысяч неполных семейных ячеек, состоящих из матери (или отца) и несовершеннолетних детей. Это составляет 31,6% от общего числа семейных ячеек, имеющих детей моложе 18 лет и цифра эта по сравнению 2002 годом возросла примерно на 5%. То есть даже на фоне предпринимаемых региональными органами власти мер, тенденция к разрушению семенных отношений усиливается.

Анализируя приведенные данные можно сделать вывод, что «классическая» семья Белгородчины в реальности  – это семья, состоящая из двух родителей и одного ребенка. Кроме того, достаточно сильны негативные тенденции разрушения брака (распадается каждый второй) и формирования семей одним из родителей (примерно 1/3 семей имеющих несовершеннолетних детей). Данное представление о составе и структуре семьи отличается от эталонного. Мы видим, что на уровне общества идет непринятие стандарта семьи, заложенного органами власти.

Подтверждают данные статистики и результаты проведенного социологического опроса населения Белгородской области [8]. Среди респондентов, участвующих в исследовании – 52,4% состоят в законном браке, 16,2% живут с любимым человеком без регистрации отношений, 14,3% имеют пару (не живут вместе), 11,7% находятся в одиночестве, 5,4% – в разводе. При этом самый распространенный возраст вступления в брак – 20-25 лет (64,3%). Из всех состоящих в браке на данный момент 83,3 % состоят в первом браке, 16,7% – во втором. Среди состоящих в браке 66,7% рады, что вступили в брак, остальные 33,3% затруднились ответить.

Ответы вопрос о желании не состоящих в браке создать собственную семью, вступив в брак, распределились следующим образом: «Да, для меня это главное» ответили 38%, 36% – «Как повезет», 24% затруднились ответить. 12% респондентов не стремятся к созданию семьи, причем среди них только мужчины.

Вполне допустима в сознании людей возможность разрушения брака и многократность создания новых брачных союзов – 29,7% опрошенных (причем мужчины менее склонны к разрушению отношений – 18,2%, чем женщины – 34,6%). Не считают нормой наличие нескольких браков 40,5% респондентов (мужчины 54,5%, женщины 34,6%). Затруднились ответить 29,7%.

Как и предполагалось отношение к рассматриваемому элементу имиджа вытекает из семейных норм и ценностей. Т.е. такая ценность как «приоритет сохранения брака», хотя еще и не утрачена в видении большинства, уже не является бесспорной, при этом для женщин – хранительниц очага в большей степени, чем для мужчин.

Среди опрошенного населения 65,1% имеет детей. При этом 84,6% респондентов, ответили, что это желанные дети. Руководствовались принципом «как получится»  – 8%, затруднились ответить – 7,4%. В семьях опрошенных усыновленные дети отсутствуют.

На вопрос «Вы хотели бы иметь еще детей?» большинство участников опроса ответили «Нет» (53,8%). 23,1% – «Затрудняюсь ответить», 15,4% ответили «Да, одного», 7,7% ответили «Да, двоих». Из приведенных данных видно, что люди уже имеющие детей и столкнувшиеся на практике с опытом воспитания не склонны к многодетности.

При этом более детальную иллюстрацию общего представления о количестве детей в семье дает вопрос о желании иметь детей и их количестве среди бездетных респондентов. Вариант ответа «Да, но не сейчас» выбрали 62,5% опрошенных, «да, в ближайшем времени» – 16,7%. Среди респондентов не оказалось тех, кто не хотел бы иметь детей хотя бы в будущем. Хотели бы иметь троих детей и более 42,1%, одного или двоих детей – по 26,3%. Обратим внимание, что респонденты, не имеющие детей более склонны к многодетности, чем респонденты, уже имеющие детей. Это говорит о том, что после появления детей семьи сталкиваются с определенными сложностями, к которым они не были готовы на стадии «до родительства». А такая традиционная семейная ценность как «рождение и воспитание детей, стремление к многодетности» остается заложенной видимо на «генетическом» уровне в умах достаточного количества белгородцев, хотя желание иметь не более двух детей преобладает.

Самой распространенной причиной отсрочки рождения детей является недостаток материальных средств на воспитание детей – такой вариант выбрали 75% респондентов, отсутствие собственного жилья – 43,8%, недостаточно времени на воспитание – 37,5%. Мужчины и женщины солидарны в выборе ответа по этому вопросу.

В «погоне» за материальным благополучием и решением жилищной проблемы смещается возраст женщины, на который приходится рождение первого ребенка. Население надеется улучшить свое материальное положение до появления детей, чтобы обеспечить им достойное будущее. То есть в наиболее благоприятном для рождения детей возрасте члены семей заняты карьерным ростом и улучшением благосостояния. На заданный вопрос: «В каком возрасте Вы хотели бы родить первого ребенка» – 25% ответили «Не имеет значения», 25% хотят родить в 22-24, 35% – в 25-30 лет, 15% затруднились ответить. Данные результаты совпадают с результатами социологического исследования демографического поведения молодежи, проведенного в 18 регионах России летом 2010 г. Согласно данному исследованию начиная с 2008 г. максимальный уровень рождаемости в нашей стране сместился из возрастной группы 20-24 года к 25-29 годам [9]. 

На важнейший вопрос «Что такое для Вас семья» – более 90% респондентов в своих ответах использовали слова «любовь», «дом», «родные», «поддержка», «понимание», «забота». Однако 8% опрошенных считают, что семья – это «обязанности» или «вынужденная необходимость».

По мнению большинства респондентов, семьи создаются, чтобы любящие люди всю жизнь были вместе (45,9%), для 19,7% «с целью продолжения рода», для 17,4 %  «чтобы не быть одинокими», для 17% «чтобы рядом был стабильный партнер и помощник».

Вопрос «Что для Вас значит законный брак?» выявил, что для 75,7% опрошенных это, прежде всего, наличие любви и доверия между супругами, 48,6% воспринимают брак как обязанность перед детьми, для 16,2% – это пережиток прошлого, бессмысленный штамп в паспорте, для 10,8% – взаимовыгодное сотрудничество (брак по расчету), для 5,4% – лишь желание устроить торжество, для 2,7% – дань родителям, считающим сожительство недопустимым, а 2,7% затруднились ответить на вопрос.

Чтобы определить какая же атмосфера должна царить в семье, представлялось необходимым выяснить, что же важно респондентам в семейных отношениях. Прежде всего (для 45,9%) это любовь, далее следует верность (24,3%), на третьем месте – доверие (21,6%), на четвертом – честность (18,9%), на пятом – взаимопонимание (13,5%), на шестом – готовность идти на уступки (10,8%), далее следуют полноценная сексуальная жизнь (8,1%), поддержка (8,1%) и защита (8%). При совпадении этих взглядов в семье складывается благоприятный психологический микроклимат. Брачный союз имеет все шансы на долговечность.

Как мы видим «верность» является одним из важнейших элементов семейных отношений, но при этом наличие внебрачных связей у супругов в зависимости от семейных обстоятельств допускают 27% опрошенных, считают измену допустимой 5,4%. Большинство измену не допускают.

При этом непростительным (ведущим к разводу) в брачных отношениях является рукоприкладство (81,1%), измена (73%), алкоголизм / наркомания (59,5%).

Залогом крепкого брака, по мнению респондентов, является совпадение принципов и целей у супругов. Это «очень важно» ответили 86,5% опрошенных, «не очень важно» – 5,4%, 8,1% – затруднились ответить.

А главной проблемой современной семьи респонденты считают нежелание членов семьи прислушиваться друг к другу, уступать – 37,8%, далее следует безответственность, поспешное решение о вступлении в брак – 16,2%; материальное неблагополучие – 14,7%, неуважение друг к другу, ложь – 13,5%, желание разнообразия, разврат – также 13,5%; непонимание ценности семьи – 4,3%.

Очевидно, что психологический микроклимат в семье напрямую зависит от разделяемых супругами норм и ценностей. Для кого-то измена является причиной для развода, кто-то ее принимает и оправдывает обстоятельствами. Совпадение взглядов супругов на ценности в семейных отношениях может служить залогом крепкого союза. Все же для большинства опрошенных атмосфера в семье должна складываться из «традиционных» понятий – любовь, верность, доверие. А семья – это дом, родные, взаимопонимание. Наблюдаются и деформации во взглядах на семью – «круг обид», «обязанности», но таких людей меньшинство.

Следует отметить, что большинство опрошенных считает, что государственные власти не принимают участие в формировании семейных ценностей в настоящее время (51,4%), «участвуют в малой степени» – 45,9%, 2,7% затруднились ответить. Важно, ни один из опрошенных не ответил «активно участвуют» или хотя бы «в достаточной степени». Возможно, отчасти это обусловлено низкой осведомленностью граждан о проводимой семейной политике, что подтверждает предположение автора, сделанное ранее.

На открытый вопрос: «Каким образом государство может влиять на состояние института семьи» были выражены следующие мнения: материальная помощь – 23%, контроль и использование СМИ в целях пропаганды семейных ценностей – 20%, исполнение обещаний, изменение отношения государства к своим гражданам – 18%, проведение мероприятий, направленных на укрепление единства и распространение семейных ценностей – 9%, законы, поддерживающие семью – 5%, реформа образования – 3%. Затруднились ответить 22%.

Таким образом, в Белгородской области задача целенаправленного формирования позитивного имиджа института семьи в настоящее время не ставится. При этом имидж формируется не стихийно, транслируется белгородский стандарт семьи 2+3, как основа солидарности общества. Проводимые мероприятия, в той или иной мере формирующие имидж института семьи, можно сгруппировать по несколько направлениям: трансляция информации о наличии в области семей – эталонов; презентация результатов государственной поддержки семей Белгородчины; воспитание семейных ценностей у молодежи, пропаганда их среди белгородцев среднего и старшего возраста; организация непосредственных контактов с семьями – носителями позитивного имиджа, как между собой, так и с другими членами общества. В то же время, на уровне белгородского сообщества идет непринятие стандарта семьи, заложенного органами власти. Подтверждают это и результаты социологического исследования, согласно которому, большая часть респондентов не склонна к многодетности и не считает главным в жизни создание собственной семьи. Способствует этому, в том числе, и низкая информированность граждан о деятельности Правительства региона по поддержке белгородских семей.


Библиографический список
  1. Антонов А.И., Борисов В.А. Динамика населения России в XXI в. и приоритеты демографической политики. М., 2006.
  2. Всероссийская перепись населения: Итоги переписи. URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/perepis2010/croc/perepis_itogi1612.htm (дата обращения: 20.04.2013).
  3. Федеральная служба государственной статистики: Население: Демография. URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/population/demo/demo31.xls (дата обращения: 10.02.2013).
  4. О концепции демографического развития Белгородской области на период до 2025 года : Постановление Правительства Белгородской области от 15 октября 2007 №242-пп // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство».
  5. Основные социально-экономические характеристики Белгородской области. 2012. URL:http://www.belduma.ru/infoobl/4/ (дата обращения: 25.11.2013).
  6. Об утверждении стратегии «Формирование регионального солидарного общества» на 2011-2025 годы : Постановление Правительства Белгородской области от 24 ноября 2011 г. № 435-пп : законы Белгородской области. URL: http://belgorodlaw.ru/ (дата обращения: 30.05.2013).
  7. Федеральная служба государственной статистики: браки и разводы. 2012. URL: http://www.gks.ru/dbscripts/Cbsd/DBInet.cgi (дата обращения: 01.12.2013).
  8. Опрос проведен на территории Белгородской области с декабря 2013 года по январь 2014 года (N= 350).
  9. Архангельский В. Н. Репродуктивное и брачное поведение // Социологические исследования. 2013. № 2. 142-146.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Самохвалова Елена Владиславовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация