ЖИЗНЕННЫЕ СТРАТЕГИИ СТУДЕНТОВ ПГУ ИМ. ШОЛОМ-АЛЕЙХЕМА: ПРАКТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Афанасьева Мария Александровна
Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема
студентка 3 курса факультета математики, информационных технологий и техники

Аннотация
Данная статья посвящена вопросам изучения жизненных стратегий современной молодежи. Проведено исследование жизненных стратегий молодежи в возрасте от 17 до 25 лет на основе опроса студентов Приамурского государственного университета имени Шолом-Алейхема. На основе выявленных стратегий определен план мероприятий, направленных на помощь студентам в определении своих жизненных стратегий.

Ключевые слова: жизненная цель, жизненное благополучие, жизненные стратегии, жизненный успех, молодежь, самореализация


LIFE STRATEGIES STUDENTS OF SHOLOM-ALEICHEM PSU: PRACTICAL ASPECT

Afanasyeva Maria Aleksandrovna
Sholom-Aleichem Priamursky State University
student of the Faculty of Mathematics, Information Technology and Technique

Abstract
This article is devoted to issues of the research of the life strategies of today's youth. A research of the life strategies of young people aged 17 to 25 years, based on an interview of students Sholom-Aleichem Priamursky State University. Based on the identified strategies set out a plan of activities aimed at helping students to identify their life strategies.

Keywords: life strategies, life success, self-realization, vital goal, vital welfare, youth


Рубрика: 22.00.00 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Афанасьева М.А. Жизненные стратегии студентов ПГУ им. Шолом-Алейхема: практический аспект // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 4. Ч. 2 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2014/04/33363 (дата обращения: 14.03.2024).

Современная молодежь не всегда способна поставить перед собой реальные достижимые цели на будущее. А те немногие, кому это удается, не могут составить адекватный план действий, способных привести их к поставленной цели. Большинство молодых людей в настоящее время считают планирование жизни и вовсе ненужным делом, оправдывая это фразой «жить сегодняшним днем». Но, достигая времени окончания учебного заведения и вступления во «взрослую жизнь», полную забот и ответственности, начинают в панике метаться, не в состоянии определить свое место в жизни.

Немалое количество современных трудов по социологии и психологии посвящено именно изучению жизненных стратегий молодежи. И эта тема является актуальной на сегодняшний день благодаря тому, что молодое поколение не может или не хочет пытаться сознательно планировать свое будущее.

Целью данного исследования является изучение жизненных стратегий молодежи на примере студентов Приамурского государственного университета имени Шолом-Алейхема и проектирования в будущем системы работы со студентами для помощи в самопознании, самоопределении, личностной самоорганизации и нахождении жизненной цели и механизмов ее достижения.

Вопросом исследования жизненных стратегий современной молодежи занимаются многие современные социологи, психологи, философы и педагоги. Разумеется, каждый из них интерпретирует возможные жизненные стратегии, их возникновение и достижение по-своему. Так, например, К.А. Абульханова-Славская, известный психолог и философ, в своей книге «Стратегия жизни» [1] рассматривает жизненные стратегии личности с двух сторон: как способ структурирования, организации жизни с одной стороны, и оценивания, осмысления – с другой. Она говорит также об инициативности, как жизненной стратегии личности, которая достигается только, когда человек постоянно расширяет круг жизненных занятий, дел, общений.

Американский психолог К. Хорни определила три типа жизненных стратегий, или личностных ориентаций: 1) «движение к людям: любовь является единственной целью людей с такой ориентацией, а все другие дела подчинены желанию заслужить эту любовь; 2) движение против людей: система ценностей людей с такой ориентацией построена на философии «джунглей» – борьба за существование является жизнью; 3) движение от людей: потребность в независимости и неприкосновенности отвращает таких людей от всякого проявления борьбы»[2].

Швейцарский психолог и философ К. Юнг считал, что наиболее важной целью индивида является «обретение себя». По его мнению самая главная жизненная цель человека – это полное раскрытие его собственного «я» [3].

Ю.М. Резник и Т.Е. Резник в статье «Жизненные стратегии личности» [4] говорят о социологическом смысле понятия «стратегия жизни». Они вводят понятие «идеальность стратегии», которое, по их мнению, проявляется с двух сторон: «с одной стороны, субъективно, как нечто содержащее уникальные и неповторимые, ситуативно возникающие и надситуативные личностные смыслы и цели, другой – объективно, как нечто, включающее культурно обусловленные образцы, стандарты, нормы и ценности, усвоенные человеком в процессе социализации». Иначе говоря, объективная идеальность стратегии формируется под влиянием внешних факторов, таких, как культура, в то время, как субъективная связана непосредственно с сознанием индивида, она формируется на основе прошлого опыта и целей, зачастую архетипически присущих человеку. Также авторы говорят о третьем социальном измерении жизненных стратегий, возникающим на пересечении объективной и субъективной идеальности – «в сфере так называемой интерсубъективности, образующейся на основе согласования взаимных представлений и ожиданий». Но идеальность стратегии авторы тесно связывают с ее реальностью, так как в реальность стратегии жизни входит внешняя форма выражения жизненной стратегии, т. е. механизмы ее достижения. Среди основных жизненных стратегий Ю.М. Резник выделяет: стратегию жизненного успеха, стратегии жизненного благополучия, стратегии самореализации.

Принимая во внимание теоретические посылы, было проведено исследование в виде опроса студентов Приамурского государственного университета имени Шолом-Алейхема. В нем участвовало 100 студентов различного возраста, обучающихся на разных специальностях и направлениях. Участникам предлагалось выбрать не более трех целей, которые они ставят перед собой на ближайшие 5-10 лет, и способы достижения этих целей (табл.1).

Таблица 1 – Результаты опроса

Варианты ответов

Отношение ответивших к  опрошенным, %

Профессиональный успех

55

Материальное обеспечение

71

Карьерный рост, продвижение по службе

36

Создание семьи

47

Образование

43

Статус, положение в обществе

8

Связи, деловые знакомства

14

Собственный бизнес

15

В ходе опроса были выявлены три основные жизненные стратегии молодежи, согласно типологии Ю.М.Резника: стратегия жизненного успеха, стратегия жизненного благополучия, стратегия самореализации. Это подтверждается результатами опроса: 71% респондентов выбрали своей целью на ближайшие 5-10 лет материальное обеспечение (стратегия жизненного благополучия), 55% профессиональный успех (стратегия жизненного успеха) и 47% создание семьи. В качестве механизмов достижения студентами были выбраны получение образования (64%), установление связей, деловых знакомств (31%) и достижение социального статуса (25%). Позитивным является устремление к жизненной цели через образование.

Участники опроса, обучающиеся на первом курсе, приоритетными целями ставят материальное обеспечение (76%), профессиональный успех (57%) и образование (50%), что отличается от общего мнения всех опрошенных (третья позиция – создание семьи) и объясняется возрастными приоритетами. А вот, начиная с третьего курса, приоритеты респондентов меняются местами: на первом месте все так же стоит материальное обеспечение (78%), образование (56%) – на втором, а профессиональный успех – (53%) на третьем.

Студенты-выпускники исключают образование из списка приоритетных целей – всего 18% выпускников выбрали образование; для 65% главенствующим выступает создание семьи, 59% разделяют материальное обеспечение и карьерный рост, 47% опрошенных выпускников желают добиться профессионального успеха. Таким образом, можно увидеть вполне объяснимую тенденцию – студенты, которые заканчивают свое обучение в вузе, считают необходимым обустроить свою семейную жизнь в первую очередь, а затем – удовлетворять свои профессиональные притязания.

Однако студенты-магистранты из числа опрошенных главными целями для себя ставят профессиональный успех (78%) и материальное обеспечение (78%), что вполне объяснимо, поскольку почти 100% магистрантов – работающая молодежь. И только 44% из опрошенных магистрантов планируют создать семью в ближайшие 5-10 лет – настораживающий фактор, в сравнении с выпускниками пятых курсов малообъяснимый. Еще 33% своей целью ставят получение образования.

Из проведенного анализа однозначно вырисовываются стабильные приоритеты – материальное обеспечение, профессиональный успех, создание семьи и образование  (рис.1).

 Рисунок 1 – Сравнительная диаграмма ответов

Рассматривая ответы студентов, классифицированных по различным направлениям в обучении, можно увидеть, что никаких существенных различий между общим мнением респондентов и мнением отдельной группы студентов того или иного направления нет (рис.2). Так, например, студенты технических, естественно-научных и гуманитарных направлений приоритетными для себя ставят материальное обеспечение, профессиональный успех и создание семьи.

Рисунок 2 – Диаграмма распределения целей студентов ПГУ им. Шолом-Алейхема

Исключение представляют собой только студенты творческих профессий. 62% из них поставили на первое место профессиональный успех и создание семьи, а материальное обеспечение выбрали своей целью только 52%. Просматривается значимость творческой профессиональной самореализации.

Студенты, обучающиеся на специальностях и направлениях подготовки естественно-научного цикла, в отличие от остальных респондентов опустили цель создание семьи на третий по приоритету уровень, сочтя более предпочтительным в ближайшие 5-10 лет получить образование и достичь профессионального успеха.

Сравнение в третьей классификации респондентов – юноши и девушки – показало несколько интересных различий: 60% юношей своей целью выбрали материальное обеспечение, 58% – профессиональный успех, 50% – карьерный рост, продвижение по службе (рис. 3). Из данных явно видно, что юноши университета стремятся достичь благополучия в ближайшие 5-10 лет, причем за счет совершенствования в профессиональной сфере и продвижения по карьерной лестнице.

Рисунок 3 – Диаграмма распределения целей у юношей ПГУ им. Шолом-Алейхема

А девушки, в свою очередь, выделяя на первое место так же материальное обеспечение (87%), на второе место поместили профессиональный успех (58%) и создание семьи (58%), на третьем месте – образование (55%). И только 28% девушек выбрало своей целью – карьерный рост, продвижение по службе (рис.4) .

Рисунок 4 – Диаграмма распределения целей у девушек ПГУ им. Шолом-Алейхема

Интересно, что на вопрос «Каким образом респонденты планируют добиваться своих целей?» из 17%, выбравших пункт «Переезд в другой город/страну», 15% – девушки.

Анализируя полученные данные, можно сформулировать следующие выводы:

  • студенты младших курсов, пока не задумываясь о семейной жизни, для них более значимы учеба и работа;
  • студенты-выпускники, в свою очередь, созданию семьи отдают первую позицию, а все остальные цели – вторичные. Это связано с тем, что большинство из опрошенных выпускников уже работают и обеспечивают себя материально;
  • большинство опрошенных магистрантов уже имеют семью, в силу этого на первое место вновь выходит материальное обеспечение и профессиональный успех;
  • студенты творческих профессий (дизайн) в отличие от остальных отодвигают материальное обеспечение на задний план, выдвигая своей целью профессиональный успех и создание семьи.
  • юноши стремятся достичь материального обеспечения путем успешного продвижения по карьерной лестнице, а девушки карьерному росту предпочитают все же создание семьи и образование.

На вопрос «Каким образом Вы планируете достижение своих целей?» 64% респондентов ответили «Продолжение обучения», 31% – «Установление деловых связей, знакомств» и 25% – «Достижение социального статуса». А вот вариант «Устроиться на работу» выбрало всего 3% опрошенных, хотя уже имеют постоянную работу лишь 27% респондентов. Отсюда возникает вопрос – каким образом остальные 41% студентов, ставя перед собой цель достижения материального обеспечения, но не имея работы и не планируя ее найти, собираются добиваться своей цели?

Парадоксальным выглядит ведущая позиция стратегии благополучия в ущерб профессиональному успеху и образованию. Однако, следует констатировать, что потребительские тенденции становятся нормой дня в молодежной среде.

На основе проведенного исследования и анализа полученных данных была разработана система мероприятий в Приамурском государственном университете имени Шолом-Алейхема с целью помощи студентам университета в вопросах выбора жизненной стратегии.

Система включает в себя несколько видов мероприятий:

  • проведение открытых бесед с успешными людьми г. Биробиджана и Еврейской Автономной области для того, чтобы из первых уст услышать о том, как люди ставят перед собой цели и идут к ним, придерживаясь выбранной жизненной стратегии;
  • проведение практических занятий при содействии сотрудников Центра социальной адаптации и поддержки психологического здоровья ПГУ им. Шолом-Алейхема в виде помещения студента в смоделированную реальную жизненную ситуацию с целью анализа его поведения, способности быстро и четко планировать свои действия и идти к достижению намеченной цели;
  • проектирование и реализация дисциплин по выбору обучающегося, направленных на самопознание, самоопределение и личностной самоорганизации студента;
  • организация творческих студий, спортивных секций и научных кружков, помогающих студентам реализовать свои способности в отличных от учебы видах деятельности;
  • проведение выездных семинаров и форумов молодых лидеров на базе детского оздоровительного лагеря «Солнечный», проведение форума «Карьера» для выпускников ПГУ им. Шолом-Алейхема.

Кроме того, в качестве мер по сопровождению становления адекватных механизмов реализации жизненных стратегий можно рекомендовать предложения Н.Г.Баженовой [5, 6].

Таким образом, были определены основные жизненные стратегии студентов ПГУ имени Шолом-Алейхема по классификации Ю.М.Резника: стратегия жизненного успеха, стратегия жизненного благополучия, стратегия самореализации. После изучения жизненных стратегий студентов университета был разработан комплекс мероприятий, позволяющий студентам научиться оценивать свои возможности и способности, ставить перед собой реальные жизненные цели на определенный срок, и обеспечивающий самореализацию и уверенность в себе молодежи.


Библиографический список
  1. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. 299 с.
  2. Хорни К. Невроз и развитие личности. М.: Смысл, 1996. 239 с.
  3. Юнг К. Психологические типы. М.; СПб.: АСТ: Унив. кн., 1996.
  4. Резник Т. Е., Резник Ю. М. Жизненные стратегии личности // Социологические исследования. 1995. №4. С. 100-105.
  5. Баженова Н. Г. Самоорганизация и студенческое самоуправление в университете в социологическом измерении // Социально-гуманитарные знания. 2013. №5. С. 129-139.
  6. Баженова Н. Г. Теоретические основания конструирования студенческого самоуправления // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. 2011. №3. С. 94-97.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Афанасьева Мария Александровна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация