ИНТЕГРАЦИОННАЯ ОСНОВА КАЧЕСТВЕННЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОЦЕССА ПРОФИЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

Каргина Елена Михайловна
Пензенский государственный университет архитектуры и строительства
кандидат педагогических наук, доцент кафедры "Иностранные языки"

Аннотация
В статье рассматривается интеграционная основа качественных характеристик процесса профилизации образовательной среды. Приводятся показатели результативности профилизации образовательной среды. Анализируются закономерности реализации рассматриваемого процесса: закономерности цели профилизации образовательной среды, ее структуры, содержания, методов, форм и средств, управления, самоопределения личности в процессе профилизации образовательной среды.

Ключевые слова: интеграционная основа, качественные характеристики, качество образования, образовательная среда, профилизация


INTEGRATION BASIS OF QUALITATIVE CHARACTERISTICS OF PROCESS OF THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT PROFILISATION

Kargina Elena Mikhaelovna
Penza State University of Architecture and Construction
PhD in Pedagogical Science, Assistant Professor of the Foreign Languages Department

Abstract
In the article the integration basics of qualitative characteristics of process of the educational environment profilisation are covered. Indicators of productivity of a profilisation of the educational environment are given. Regularities of realization of considered process are analyzed: regularities of the purpose of the educational environment profilisation, its structure, the contents, methods, forms and means, managements, self-determination of the personality in the course of the educational environment profilisation.

Keywords: educational environment, integration basis, profilisation, qualitative characteristics, quality of education


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Каргина Е.М. Интеграционная основа качественных характеристик процесса профилизации образовательной среды // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 4. Ч. 2 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2014/04/33330 (дата обращения: 03.10.2024).

Качество образования основано на качественных характеристиках образовательной среды. Образовательная среда составляет диалектическое  единство своих пространственно-предметных и социальных компонентов, тесно связанных между собой и взаимообусловленных. Качество образовательной среды определяется как качеством пространственно-предметного содержания данной среды, так и качеством социальных отношений в данной среде, а также качеством связей между пространственно-предметным и социальным компонентами этой среды  (А.И. Наймушин).

Основываясь на положениях Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, одним из основных приоритетов социальной и экономической политики РФ в области развития человеческого потенциала является структурная и технологическая модернизация образования и других отраслей социальной сферы, обеспечивающая доступность качественных социальных услуг для населения [1, с.20].

В условиях изменяющегося рынка труда возникает потребность в повышении качества образования и его важнейшей составляющей – подготовки молодежи к социально-профессиональному самоопределению.

Повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина признано стратегической целью государственной политики в области образования [1, с.42].

Анализ научной психолого-педагогической литературы свидетельствует о том, что реализация данных приоритетных задач повышения доступности качественного образования, определенных в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, возможна в условиях профилизации образовательной среды, предусматривающей усиление практической и профессионально-ориентированной направленности образования при сохранении основ его фундаментальности.

Качественные характеристики профилизации образовательной среды раскрывают совокупность концептуально-обоснованных предпосылок рассматриваемого процесса, процесс его моделирования, внедрение, условия и программу профилизации образовательной среды.

Интеграционная основа качественных характеристик процесса профилизации образовательной среды проявляется в его результативности, сущность которой характеризуется следующими показателями:

1. Разработана система дифференциации типов и видов образовательных учреждений, потоков, профилей, предпрофилей на основе личностной и профессиональной ориентированности участников образовательного процесса;

2. Разработана и реализована программа мониторинга профессионального самоопределения обучающихся профильных образовательных учреждений на основе разработанной модели профилизации образовательной среды;

3. Разработана система критериев и показателей результативности процесса профилизации образовательной среды, взаимодействия участников образовательного процесса, личностных показателей;

4. Разработана и реализована модель самореализации участников образовательного процесса;

5. Определена структура профильного образовательного процесса;

6. Разработана и реализована модель управления и менеджмента образовательного процесса в условиях профилизации образовательной среды;

7. Определено содержание профильного образовательного процесса;

8. Выявлены инновационные основы развития профильного образовательного процесса на уровне образовательного учреждения, взаимодействия участников образовательного процесса, личностного развития.

Данные показатели взаимосвязаны со свойствами и закономерностями профилизации образовательной среды. Реализация взаимосвязей процесса профилизации образовательной среды основывается на определенных закономерностях.

В толковом словаре русского языка (под ред. Д.Н. Ушакова) [2] под закономерностью понимается соответствие с законом, последовательное проявление действия какого-либо закона.

Анализ научно-педагогической литературы (И.Я. Лернер, В.В. Краевский, И.П. Подласый, Н.Н. Палтышев, Б.С. Гершунский и др.)  свидетельствует о том, что понятие «закономерности педагогического процесса» трактуется как объективно существующие, повторяющиеся, устойчивые, существенные связи между явлениями, отдельными сторонами педагогического процесса.

3акономерности педагогического процесса могут обусловливаться социальными условиями (характер воспитания и обучения в конкретных исторических условиях определяется потребностями общества, экономики, национально-культурными особенностями); природой человека (формирование личности ребенка протекает в прямой зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей); сущностью воспитательного процесса (процессы воспитания, обучения, образования и развития личности неотделимы друг от друга; взаимосвязь соц. группы и личности в учебно-воспитательном процессе; взаимосвязь задач, содержания, методов и форм воспитания).

Так, специфика дидактических закономерностей, по И.Я. Лернеру [3], состоит в том, что она отражает «устойчивые зависимости между всеми тремя элементами обучения – деятельностью преподавания, деятельностью учения и объектом усвоения, т.е. содержанием образования».

И.Я. Лернер делит сформулированные закономерности процесса обучения на два вида:

а) «присущие всякому обучению, где бы и когда бы оно не возникало»;

б) закономерности, проявляющиеся не всегда, а в зависимости «от характера деятельности обучающего и обучающихся и средств, следовательно, в зависимости от вида содержания образования и метода, которым они пользуются».

Принимая во внимание основные характеристики понятий «закономерность» и «закономерность педагогического процесса», к закономерностям реализации процесса профилизации образовательной среды следует относить: закономерности реализации цели профилизации образовательной среды, ее структуры, содержания, методов, форм и средств, управления, самоопределения личности в процессе профилизации образовательной среды.

Рассмотрим основные характеристики выявленных закономерностей:

Закономерность цели профилизации образовательной среды: цель профилизации образовательной среды обусловлена уровнем, темпом и качеством развития общества; потребностями и возможностями личности обучающегося; уровнем и качеством развития педагогической теории и практики и заключается в создании выбора возможностей для реализации индивидуальных образовательных программ, содержание которых удовлетворяет интересы, склонности и способности обучающихся с учетом их образовательных и профессиональных потребностей, соответствующих потребностям рынка труда в компетентных кадрах.

Закономерность структуры профилизации образовательной среды: структура профилизации образовательной среды закономерно интегрирует процессы обучения, образования, развития, а также процессы воспитания и самовоспитания, процессы педагогического руководства и самодеятельности обучающихся.

Закономерность содержания профилизации образовательной среды: содержание профилизации образовательной среды обусловлено целью обучения, общественными потребностями, темпами социального и научно-технического прогресса, личностными возможностями обучающихся, качеством развития теории и практики профилизации образовательной среды, материально-техническими возможностями образовательных учреждений.

Закономерность методов профилизации образовательной среды: выбор методов профилизации образовательной среды обусловлен целью, структурой, организацией, содержанием профилизации образовательной среды, личностными возможностями и потребностями обучающихся.

Закономерность форм и средств профилизации образовательной среды: формы и средства профилизации образовательной среды закономерно обусловлены ее задачами и содержанием в конкретной ситуации

Закономерность управления профилизации образовательной среды: качество управления процессом профилизации образовательной среды зависит от качества обратных связей в системе профилизации образовательной среды на горизонтальном и вертикальном уровнях, качества мониторинга результативности профилизации образовательной среды, обоснованности корректирующих воздействий; заключается в поэтапном переходе от внешнего управления к рефлексивной самореализации.

Закономерность самоопределения личности в процессе профилизации образовательной среды: самоопределение личности в процессе профилизации образовательной среды взаимообусловлено сочетанием педагогического сопровождения и развития инициативы и самостоятельности обучающихся. Сочетание прямых и параллельных педагогических действий предполагает актуализацию педагогом воспитательного, развивающего потенциала группы, коллектива, личности, превращения их в субъектов воспитания.

Таким образом, выделенные закономерности образуют интеграционную основу качественных характеристик процесса профилизации образовательной среды.


Библиографический список
  1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября2008 г. № 1662-р) [Текст] – 194 с. // Официальный сайт Министерства экономического развития Российской Федерации
  2. Толковый словарь русского языка: В 4 т. [Текст] / Под ред. Д.Н. Ушакова. – М.: Гос. ин-т «Сов. энцикл.»; ОГИЗ; Гос. изд-во иностр. и нац. слов, 1935-1940.
  3. Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности [Текст] / И.Я. Лернер. – М.: Знание, 1980. – 96 с.


Все статьи автора «Каргина Елена Михайловна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: