Качество образования основано на качественных характеристиках образовательной среды. Образовательная среда составляет диалектическое единство своих пространственно-предметных и социальных компонентов, тесно связанных между собой и взаимообусловленных. Качество образовательной среды определяется как качеством пространственно-предметного содержания данной среды, так и качеством социальных отношений в данной среде, а также качеством связей между пространственно-предметным и социальным компонентами этой среды (А.И. Наймушин).
Основываясь на положениях Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, одним из основных приоритетов социальной и экономической политики РФ в области развития человеческого потенциала является структурная и технологическая модернизация образования и других отраслей социальной сферы, обеспечивающая доступность качественных социальных услуг для населения [1, с.20].
В условиях изменяющегося рынка труда возникает потребность в повышении качества образования и его важнейшей составляющей – подготовки молодежи к социально-профессиональному самоопределению.
Повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина признано стратегической целью государственной политики в области образования [1, с.42].
Анализ научной психолого-педагогической литературы свидетельствует о том, что реализация данных приоритетных задач повышения доступности качественного образования, определенных в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, возможна в условиях профилизации образовательной среды, предусматривающей усиление практической и профессионально-ориентированной направленности образования при сохранении основ его фундаментальности.
Качественные характеристики профилизации образовательной среды раскрывают совокупность концептуально-обоснованных предпосылок рассматриваемого процесса, процесс его моделирования, внедрение, условия и программу профилизации образовательной среды.
Интеграционная основа качественных характеристик процесса профилизации образовательной среды проявляется в его результативности, сущность которой характеризуется следующими показателями:
1. Разработана система дифференциации типов и видов образовательных учреждений, потоков, профилей, предпрофилей на основе личностной и профессиональной ориентированности участников образовательного процесса;
2. Разработана и реализована программа мониторинга профессионального самоопределения обучающихся профильных образовательных учреждений на основе разработанной модели профилизации образовательной среды;
3. Разработана система критериев и показателей результативности процесса профилизации образовательной среды, взаимодействия участников образовательного процесса, личностных показателей;
4. Разработана и реализована модель самореализации участников образовательного процесса;
5. Определена структура профильного образовательного процесса;
6. Разработана и реализована модель управления и менеджмента образовательного процесса в условиях профилизации образовательной среды;
7. Определено содержание профильного образовательного процесса;
8. Выявлены инновационные основы развития профильного образовательного процесса на уровне образовательного учреждения, взаимодействия участников образовательного процесса, личностного развития.
Данные показатели взаимосвязаны со свойствами и закономерностями профилизации образовательной среды. Реализация взаимосвязей процесса профилизации образовательной среды основывается на определенных закономерностях.
В толковом словаре русского языка (под ред. Д.Н. Ушакова) [2] под закономерностью понимается соответствие с законом, последовательное проявление действия какого-либо закона.
Анализ научно-педагогической литературы (И.Я. Лернер, В.В. Краевский, И.П. Подласый, Н.Н. Палтышев, Б.С. Гершунский и др.) свидетельствует о том, что понятие «закономерности педагогического процесса» трактуется как объективно существующие, повторяющиеся, устойчивые, существенные связи между явлениями, отдельными сторонами педагогического процесса.
3акономерности педагогического процесса могут обусловливаться социальными условиями (характер воспитания и обучения в конкретных исторических условиях определяется потребностями общества, экономики, национально-культурными особенностями); природой человека (формирование личности ребенка протекает в прямой зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей); сущностью воспитательного процесса (процессы воспитания, обучения, образования и развития личности неотделимы друг от друга; взаимосвязь соц. группы и личности в учебно-воспитательном процессе; взаимосвязь задач, содержания, методов и форм воспитания).
Так, специфика дидактических закономерностей, по И.Я. Лернеру [3], состоит в том, что она отражает «устойчивые зависимости между всеми тремя элементами обучения – деятельностью преподавания, деятельностью учения и объектом усвоения, т.е. содержанием образования».
И.Я. Лернер делит сформулированные закономерности процесса обучения на два вида:
а) «присущие всякому обучению, где бы и когда бы оно не возникало»;
б) закономерности, проявляющиеся не всегда, а в зависимости «от характера деятельности обучающего и обучающихся и средств, следовательно, в зависимости от вида содержания образования и метода, которым они пользуются».
Принимая во внимание основные характеристики понятий «закономерность» и «закономерность педагогического процесса», к закономерностям реализации процесса профилизации образовательной среды следует относить: закономерности реализации цели профилизации образовательной среды, ее структуры, содержания, методов, форм и средств, управления, самоопределения личности в процессе профилизации образовательной среды.
Рассмотрим основные характеристики выявленных закономерностей:
Закономерность цели профилизации образовательной среды: цель профилизации образовательной среды обусловлена уровнем, темпом и качеством развития общества; потребностями и возможностями личности обучающегося; уровнем и качеством развития педагогической теории и практики и заключается в создании выбора возможностей для реализации индивидуальных образовательных программ, содержание которых удовлетворяет интересы, склонности и способности обучающихся с учетом их образовательных и профессиональных потребностей, соответствующих потребностям рынка труда в компетентных кадрах.
Закономерность структуры профилизации образовательной среды: структура профилизации образовательной среды закономерно интегрирует процессы обучения, образования, развития, а также процессы воспитания и самовоспитания, процессы педагогического руководства и самодеятельности обучающихся.
Закономерность содержания профилизации образовательной среды: содержание профилизации образовательной среды обусловлено целью обучения, общественными потребностями, темпами социального и научно-технического прогресса, личностными возможностями обучающихся, качеством развития теории и практики профилизации образовательной среды, материально-техническими возможностями образовательных учреждений.
Закономерность методов профилизации образовательной среды: выбор методов профилизации образовательной среды обусловлен целью, структурой, организацией, содержанием профилизации образовательной среды, личностными возможностями и потребностями обучающихся.
Закономерность форм и средств профилизации образовательной среды: формы и средства профилизации образовательной среды закономерно обусловлены ее задачами и содержанием в конкретной ситуации
Закономерность управления профилизации образовательной среды: качество управления процессом профилизации образовательной среды зависит от качества обратных связей в системе профилизации образовательной среды на горизонтальном и вертикальном уровнях, качества мониторинга результативности профилизации образовательной среды, обоснованности корректирующих воздействий; заключается в поэтапном переходе от внешнего управления к рефлексивной самореализации.
Закономерность самоопределения личности в процессе профилизации образовательной среды: самоопределение личности в процессе профилизации образовательной среды взаимообусловлено сочетанием педагогического сопровождения и развития инициативы и самостоятельности обучающихся. Сочетание прямых и параллельных педагогических действий предполагает актуализацию педагогом воспитательного, развивающего потенциала группы, коллектива, личности, превращения их в субъектов воспитания.
Таким образом, выделенные закономерности образуют интеграционную основу качественных характеристик процесса профилизации образовательной среды.
Библиографический список
- Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября2008 г. № 1662-р) [Текст] – 194 с. // Официальный сайт Министерства экономического развития Российской Федерации
- Толковый словарь русского языка: В 4 т. [Текст] / Под ред. Д.Н. Ушакова. – М.: Гос. ин-т «Сов. энцикл.»; ОГИЗ; Гос. изд-во иностр. и нац. слов, 1935-1940.
- Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности [Текст] / И.Я. Лернер. – М.: Знание, 1980. – 96 с.