Анализ закономерностей и качественных характеристик процесса профилизации образовательной среды [1] позволяет выделить следующие свойства исследуемого процесса: непрерывность, преемственность, мобильность, открытость, интегративность, вариативность, системность профилизации образовательной среды.
Непрерывность профилизации образовательной среды: процесс целенаправленного получения знаний, социокультурного опыта на протяжении жизни человека с использованием всех имеющихся ступеней профильной образовательной среды, деятельность которых создает предпосылки для перехода на качественно новый уровень развития.
Преемственность профилизации образовательной среды: социально-педагогические предпосылки и условия, обеспечивающие постепенный переход от дошкольного к общему и профессиональному профильному образованию, способствующие повышению качества общекультурных, профессиональных и специальных компетенций и продолжению образования.
Мобильность профилизации образовательной среды: возможность процесса профилизации образовательной среды удовлетворять потребности участников профильного образовательного процесса по их перемещению как по вертикали (с одной ступени профилизации образовательной среды на другую), так и по горизонтали (в рамках одного уровня профилизации образовательной среды).
Открытость профилизации образовательной среды: предоставление личности в системе профилизации образовательной среды возможности развития и обучения в индивидуальном темпе для получения необходимых компетенций по выбранному профилю.
Интеграция профилизации образовательной среды: обеспечение для субъектов процесса профилизации образовательной среды через учебные задачи на каждом этапе обучения различных видов социальной деятельности, социальных практик, социальных ролей, возможности самоопределения личности, приобретения ею социальных компетенций.
Вариативность профилизации образовательной среды: построение структуры и содержания профилизации образовательной среды с учетом интересов личности, региональных и национальных особенностей, возможностей субъектной основы профильного образовательного учреждения.
Системность профилизации образовательной среды: направленность профилизации образовательной среды на повышение качества практической направленности и деятельностного компонента в структуре и содержании профильного образования.
Сущность и влияние данных свойств на реализацию процесса профилизации образовательной среды раскрываются по следующей схеме: цель, структура, содержание, результат. Рассмотрим сущность и влияние данных свойств на примере свойства преемственности профилизации образовательной среды.
Преемственность профилизации образовательной среды рассматривается в качестве социально-педагогических предпосылок и условий, обеспечивающих постепенный переход от дошкольного к общему и профессиональному профильному образованию, способствующих повышению качества общекультурных, профессиональных и специальных компетенций и продолжению образования.
Структура преемственности профилизации образовательной среды реализуется по следующей схеме:
детский сад → школа → учреждения начального и среднего профессионального образования → ВУЗ → послевузовское дополнительное образование → производство
Свойство преемственности профилизации образовательной среды реализуется на следующих уровнях (А.П. Сманцер):
1) содержательный – овладение четырьмя элементами содержания образования: системой знаний, практическими и интеллектуальными умениями и навыками, компонентами творческой деятельности и эмоционально-ценностным отношением к окружающей среде;
2) учебно-операциональный – формы, методы и способы организации учебной деятельности школьников и студентов на каждой ступени обучения;
3) мотивационный – развитие у школьников и студентов потребности в получении образования, познавательного интереса, профессиональной направленности [2, с.20].
Результатом реализации данного свойства на всех обозначенных уровнях является инновационная профильная образовательная среды, функционирование которой направлено на целенаправленное формирования социокультурных, общепрофессиональных и специальных компетенций на протяжении жизни человека с использованием всех имеющихся ступеней профильной образовательной среды, создающих предпосылки для перехода на качественно новый уровень развития.
Аналогично раскрываются другие свойства профилизации образовательной среды.
Анализируя качественные характеристики процесса профилизации образовательной среды в целом, можно сделать следующие выводы:
– качественные характеристики профилизации образовательной среды раскрывают совокупность концептуально-обоснованных предпосылок рассматриваемого процесса, процесс его моделирования, внедрение, условия и программу профилизации образовательной среды;
– интеграционная основа качественных характеристик процесса профилизации образовательной среды проявляется в его результативности, сущность которой характеризуется следующими показателями: разработана система дифференциации типов и видов образовательных учреждений, потоков, профилей, предпрофилей на основе личностной и профессиональной ориентированности участников образовательного процесса; разработана и реализована программа мониторинга профессионального самоопределения обучающихся профильных образовательных учреждений на основе разработанной модели профилизации образовательной среды; разработана система критериев и показателей результативности процесса профилизации образовательной среды, взаимодействия участников образовательного процесса, личностных показателей; разработана и реализована модель самореализации участников образовательного процесса; определена структура профильного образовательного процесса; разработана и реализована модель управления и менеджмента образовательного процесса в условиях профилизации образовательной среды; определено содержание профильного образовательного процесса; выявлены инновационные основы развития профильного образовательного процесса на уровне образовательного учреждения, взаимодействия участников образовательного процесса, личностного развития;
– к закономерностям реализации процесса профилизации образовательной среды относятся: закономерности реализации цели профилизации образовательной среды, ее структуры, содержания, методов, форм и средств, управления, самоопределения личности в процессе профилизации образовательной среды;
– анализ закономерностей и качественных характеристик процесса профилизации образовательной среды позволяет выделить следующие свойства исследуемого процесса: непрерывность, преемственность, мобильность, открытость, интегративность, вариативность, системность профилизации образовательной среды.
Библиографический список
- Каргина Е.М. Профилизация образовательной среды: концепция и модель формирования: монография. ПГУАС, Пенза, 2011. – 148 с.
- Сманцер А.П. Преемственность обучения в системе «средняя школа – вуз» [Текст] / А.П. Сманцер // Педагогика высшей и средней специальной школы. – Минск «Университетское». – 1989. – №3. – С.18