Человек в течение всей своей жизни, как правило, окружен музыкой и песней. Начиная от колыбельной матери до военного марша, от свадебных хороводов до любовных серенад и от грустных тональных мелодий и песен до народных хороводов – все это имело и имеет для всех нас очень яркое, светлое и необходимое, как воздух и вода, как хлеб насущный, моральное и судьбоносное значение.
Музыка является необходимой основой в формировании морального облика человека, в духовном развитии и становлении личности. В этом плане, от исторически созданных народным творчеством напевов до произведений искусств современных композиторов – все они служат для нравственного становления личности, для борьбы с безнравственными поступками человека. По нашему мнению, музыка служила и послужит для нравственного воспитания людей через музыкальное восприятие.
Музыкальное воспитание, на наш взгляд должно начинаться с изучения музыкального наследия. Истоки Восточной и Среднеазиатской музыкальной культуры своими корнями уходят в глубокую древность, к эпохе формирования Авесты (конец II тысячелетия до н.э.) – выдающегося памятника мировоззрения древних народов востока. К этому же периоду восходит и традиция эстетического освоения мира, имевшая на своём долгом пути развития ярчайшие взлёты художественного откровения.
Для доисламской эпохи характерно распространение на Востоке и Средней Азии многих видов музыкальных инструментов, среди которых, ведущее место занимали сурна (сурнай), кошкак и барбад. Далее происходит процесс дифференциации культовой (религиозной) и светской музыки, возникали новые жанровые формы, разнообразились музыкальные инструменты, позволившие шире перейти к групповому музыкальному исполнению ансамблевых произведений.
Именно в доисламской эпохе сформировалась плеяда великолепных музыкантов и певцов, теоретиков музыки и пения: Саркаш, Балшод, Накиса,
Ромтик, Фитна, Навогар, Саркаб, Робуст, особенно выдающийся среди них – Барбад.
Созданный великим математиком Абу Абдулла Мухаммад ибн Мусо Хоразмий (аль-Хорезми) произведение «трактат о музыке», не дошло до наших времен. Вместе с тем, посвященное музыке произведение гениального ученого Средней Азии Аль-Фараби «Большая книга о музыке» пролил свет в историю культуры нашего народа. Указанное произведение Аль-Фараби была издана лишь в 1935г. Р. Д. Эрланжени – французким писателем на его языке.
В приведенной выше книге Аль-Фараби кроме указания на воспитательную роль музыки широко, освящены данные о строении, принципах накопления рубаба, ная, танбура, уда, ногора и других музыкальных инструментов, игравшим значительную роль в развитии музыкального искусства Средней Азии и Востока. По мнению Аль-Фараби музыкальная культура – есть составляющее нравственного воспитания человека. По мнению Аль-Фараби, музыкальное воспитание направляет человека в мир прекрасного, расширяет его художественные возможности, обостряет мыслительные качества.
Другим выдающимся ученым является Авиценна (Абу Али Ибн Сино). Он является не столько знаменитым и общепризнанным врачом, сколько и музыковедом. Авиценна, в своем выдающемся философском произведении «Аш-Шифо» не только пишет о законах медицины, но и посвящает эту книгу для обеспечения людей моральной пищей через науку, посредством знаний и т.д.
В книге представляется познания в том числе и музыкальные, как средство избавления от незнания. Авиценна издает свое произведение «Нашот», «Шифо», «Донишнома», что в переводе означает «Избавление», «Книга мудрости», «Освобождение». Как представляется в книге «Аш-Шифо», музыка является средством эстетического влияния, а также избавления от моральных недугов, она меняет душевное состояние человека.
По мнению Авиценны, музыкальное искусство формирует человеколюбие, правдивость, уважение, дружба и т.д. Это можно подтвердить следующими его цитатами: «Звуки являются одним из необходимых для жизни человека и животных явлениями. Они не только служат в борьбе за существование, для
самосохранения животных, но как сигнал взаимопомощи. Подражательное звуковое воспроизведение повышает настроение и т.д.».
Великий узбекский поэт, мыслитель, общественный деятель Алишер Навои владел безграничным знанием в сфере музыкального искусства. Он всегда покровительствовал талантливым представителям искусства, и полностью посвящал себя воспитанию и развитию молодежи. По мнению Алишера Навои, музыка является одним из основных средств формирования и развития человека. Удовлетворение от музыкального искусства является одним из основных средств в становлении человеческой личности. «Нелюбящий музыку поэт, – ещё далек от поэтики и поэзии». Представленные слова широко раскрывают содержание эстетических взглядов поэта. В произведении «Мажолис-ун нафоис», на четвертом заседании представителей искусства и культуры. А. Навои вместе с тем, с позиции критики относится к корыстолюбивым музыкальным исполнителям.
Дело выше представленных великих музыкантов была продолжено Абдурауфом Фитратом. Он наряду с освящением истории музыки в Узбекистане приступил к сбору «Шашмаком» и впервые в Узбекистане их перенес в ноты. Он внёс вклад в организацию новой Восточной музыкальной школы, где с 1921 г. был его первым директором.
Он один из первых, который с помощью В. Успенского смог организовать увековечивание гениального музыкального наследия народов Средней Азии, перенеся «Шашмаком» в ноты.
Фитрат, пламенный борец за возрождение узбекского народного творчества, начиная с 1922 г. посвятил ряд своих статей и книг восстановлению и развитию узбекской народной музыки. Он в своей книге «Узбекская народная музыка и её история», выпущенной в 1927 г. на основе научно – обоснованных, данных доказал доисламское происхождение истории музыки Узбекского народа. Таким образом, Абдурауф Фитрат смог внести в узбекское музыкальное наследие большую лепту.
Большую воспитательную миссию может выполнять только народное творчество, народная музыка, народные песни.
Именно такими свойствами обладают классические песни и музыка, исполняемые талантливыми плеядами мастеров искусства Узбекистана – Хожи Абдулазиз Абдурасуловым, Мулла Туйчи Тошмухаммедовым, Домла Халимо Ибодовым, Шорахимом Шоумаровым, Мухиддином Кориёкубовым, Юнусом Ражаби, Комилжон Отаниёзовым, Орифом Алимахсудовым и др.
Следовательно, народный музыкальный фольклор является художественно – эстетическим источником народной мудрости имеющим социально – ценностное воспитательное значение. Он служил и должен служить основой в музыкально – эстетическом воспитании молодёжи.
На наш взгляд, настало время более пристального обращения к музыкальному наследию великих мыслителей Средней Азии и Востока, которые в течении ряда десятилетий не изданы в массовой форме.
Таким образом, восточная музыка отличается своей многогранностью, изящной формой и художественной оформительностью и может служить тончайшим средством формирования положительных личностных качеств, мироощущения, мировосприятия и формирования доброго начала, эмпатических переживаний, альтруистических свойств, эстетических и морально устойчивых качеств и в целом мощным фактором в формировании гармонично развитой личности.
Именно поэтому нами прилагаются выше представленные материалы, чтобы доказать воспитательную действенность классической музыки народов всего мира и в том числе Средней Азии и Востока, в формировании человека, личности нового типа, отвечающим мировым стандартам. Ибо мировое искусство – хранилище духовных ценностей человечества, достижения художественной культуры принадлежат народу. «Эстетическое, и в первую очередь музыкальное воспитание детей, школьников, студентов средствами искусство необходимое и всеобщее доступное условие их всестороннего и гармоничного развития.
Количество просмотров публикации: Please wait