ИНСТРУМЕНТЫ РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ФИРМ

Трифонов Юрий Васильевич
Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского
доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой экономической информатики НОУ ВПО "Нижегородский институт менеджмента и бизнеса"

Аннотация
Приводится классификация методологий разработки и реализации стратегии развития фирм. Рассматривается содержание каждой из выделенных автором четырех групп инструментов и средств разработки стратегии.

Ключевые слова: новые парадигмы стратегического менеджмента., стратегии развития фирм, формирование стратегии


CORPORATE DEVELOPMENT STRATEGY WORKING OUT AND REALIZATION METHODS

Trifonov Youri Vasilyevich
Lobachevsky State University
PhD in Economics, Professor, Economic Informatics Department Chief

Abstract
The article classifies methodological approaches to working out corporate development strategies and their realization. The author divides a wide range of strategy development tools into 4 groups, each of them being attentively examined.

Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Трифонов Ю.В. Инструменты разработки и реализации стратегии развития фирм // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 4. Ч. 1 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2014/04/33160 (дата обращения: 15.03.2024).

Стратегическое развитие фирмы предполагает решения целого ряда проблем. К таким проблемам относятся ставшие уже привычными формулирование миссий и стратегических целей, анализ внешней и внутренней среды, реализация передовых тенденций в инновационном развитии [1-6], проведение взвешенной и грамотной инвестиционной политики [7, 8], учет долгосрочных инновационных и инвестиционных рисков [9], разработка стратегий и стратегических планов [10, 11], мониторинг и контроль исполнения реализации стратегии [12-15], корректировка стратегии в ответ на изменения рыночной среды и т.д. Для решения перечисленных выше проблем применяются различные методологии, инструменты и программные средства. Их можно подразделить на четыре группы. Рассмотрим содержание каждой из этих четырех групп более подробно.

1.  Классические инструменты стратегического менеджмента, базирующие на анализе конкурентной среды.

Сюда входят в первую очередь предложенные Гарвардской школой бизнеса процедуры разработки стратегии, использующие SWOT-анализ и более формализованная и детальная концепция разработки стратегии, представленная И. Ансоффом. Концепция Ансоффа предполагает разбиение процесса разработки стратегии на этапы, причем каждый этап включает подробный набор факторов, которые нужно учитывать. Факторы ранжируются в соответствии с приоритетами, соответствующими весовыми коэффициентами. Концепцию Ансоффа развил Д. Абель, который ввел матрицу «Поле возможных стратегий». Наиболее важным критерием оценки по матрице Абеля является четкое соответствие деятельности фирмы общему направлению развитие отрасли.

В дальнейшем Г. Стейнером был предложен подход, фактически объединяющий SWOT-анализ и концепцию Ансоффа. В рамках этого подхода впервые выделялись основные этапы разработки и реализации стратегии, начиная от постановки стратегических целей и стратегического планирования до разработки среднесрочных и тактических планов.

Следует отметить, что помимо отмеченных подходов к разработке стратегий в рамках классических инструментов стратегического менеджмента, был предложен целый ряд других методов. Отметим, например проект PIMS (Profit Impact of Market Strategy), в рамках которого устанавливались количественные закономерности влияния множества факторов производства и рынка на рентабельность и прибыльность предприятий в долгосрочной перспективе (всего было выделено 37 таких основных факторов).

2. Оригинальная парадигма в стратегическом менеджменте связана с появлением концепций голубого океана, которую предложил У. Чан Ким и Рене Моборн. Суть этой концепции состоит в создании незанятой рыночной ниши, свободной от конкурентов. Разработка стратегии голубого океана предполагает создание принципиально нового растущего спроса и «мягкий» уход от соперничества и жесткой конкуренции на сложившихся рынках (алые океаны). С этой целью аналитикам и менеджерам авторами концепции голубого океана предлагается комплексный набор аналитических инструментов и методов, позволяющих реконструировать границы рынка и выйти из жесткой конкурентной среды. Подобный подход чрезвычайно актуален для инновационных экономик, которые, несомненно, будут доминировать в первой половине 21-го века.

3. Инструменты и методы, позволяющие комбинировать классические подходы к построению моделей стратегического управления развитием фирм, с новыми подходами, базирующимися на использовании концепции голубого океана У. Чан Кима и Рене Моборна.

В [16, 17] мы назвали такой комбинированный подход синтетическим. Основная идея этого подхода состоит в том, что фирма формирует свою стратегию развития в соответствии с условиями текущей и будущей стадии развития рынка. На текущей стадии развития рынка могут быть использованы классические инструменты стратегического менеджмента, направленные на снижение издержек, уменьшение доли рынка конкурентов, увеличение объема продаж в условиях стабилизации рынка, увеличение общего спроса на продукцию и т.д. Очень важно, чтобы на текущей стадии развития рынка фирма в максимальной степени использовала те инструменты и методы, которые обеспечивают краткосрочные конкурентные преимущества. В частности, одним из таких передовых инструментов являются современные информационные технологии, являющиеся составной частью систем управления производством, цепочками поставок, товарно-материальными запасами, коммуникациями как внутри организации, так и с внешней средой. Информационные технологии позволяют организовать сетевое взаимодействие в глобальном масштабе, обеспечить быстрый доступ к источникам информации и знаний, скоординировать и срежиссировать действия работников и менеджеров фирмы, порой территориально разобщенных друг от друга. Современные корпоративные информационные системы класса ERP позволяют существенно повысить производительность труда как в сфере управления, так и непосредственно на производстве. Однако, как отмечается в [18], обладание современными информационными технологиями (пусть даже самыми передовыми) не является источником надежного и долгосрочного лидерства в бизнесе (так как информационные технологии достаточно быстро могут быть скопированы и освоены конкурентами и соперниками). Поэтому можно сказать, что современные информационные технологии относятся в большей степени к обязательным условиям конкурентоспособности фирм.

Одновременно фирма должна проводить работу в стратегических направлениях, связанных с трансформацией рыночных сегментов, становлением и освоением новых рыночных сегментов, что позволяет получить новую рыночную среду, относительно свободную от конкурентов.

Можно отметить два базовых принципа, заложенных в синтетическом подходе. Первый – «в максимальной степени используй те стратегические преимущества, которые сложились в настоящий момент на рынке». И второй принцип – «никогда не останавливайся и непрерывно и своевременно готовься к будущим стратегическим трансформациям рыночного пространства».

4.  Инструменты и методы разработки и реализации стратегии развития фирм, базирующиеся на «знаниевых» концепциях.

В [17] отмечается, что стратегические конкурентные преимущества фирмы связаны не столько с ее багажом знаний, сколько с ее способностями их создавать и обновлять. Кроме того, динамические способности есть главный механизм получения стратегических экономических выгод от знаний как активов. Поэтому стратегическое развитие фирм должно быть направлено на создание, собирание воедино, интеграцию, эксплуатацию и реконфигурацию знаний как нематериальных активов и компетенций. Соответственно, логику стратегических мероприятий  и действий необходимо тесно привязывать к «знаниевым» концепциям фирмы.

Однако практические методики и инструменты разработки и реализации стратегии развития фирм, базирующиеся на «знаниевых» концепциях, в настоящее время находятся в стадии первоначального становления и пока еще далеки от конкретики практических применений.

В заключении отметим, что выбор конкретных инструментов разработки и реализации стратегии развития фирм определяется многими факторами. К ним можно отнести, например горизонт стратегического  видения, размер фирм, используемые управленческие модели и организационные формы управления (консорциумы, стратегические альянсы, виртуальные и сетевые организации, новаторские команды и т.д.), применяемые интеллектуальные ресурсы, удельный вес инноваций в развитии. В зависимости от конкретных особенностей и потребностей фирма должна ориентироваться на выбор того или иного инструмента стратегического менеджмента.

Если рассматривать своеобразной арсенал каждой из выделенной нами четырех групп методом, инструментов и средств, то можно отметить что наиболее разнообразным как по количеству так и по качеству является инструментарий первой группы. Также можно отметить довольно продвинутый и апробированный набор методик, относящихся ко второй группе. Третья группа представляет собой довольно продвинутый в теоретическом и методологическом отношениях инструментарий, хотя практические аспекты применения этого инструментария пока еще далеки от завершения. И, наконец, четвертая группа методов и инструментов находится в настоящее время в начальной стадии становления.


Библиографический список
  1. Трифонова Е.Ю. Методология стратегического управления внешнеэкономической деятельностью предприятий: Дис. .. рд-ра экон. наук. Н.Новгород, 2009. 426с.
  2. Трифонов Ю.В., Малыженков П.В., Ананьев Ф.Ю. Прогнозирование и планирование в экономических системах: Монография / Под ред. Ю.В. Трифонова. – Н.Новгород: Изд-во ННГУ, 2004. – 284 с.
  3. Трифонов Ю.В., Жариков А.В., Ширяева Ю.С. Инновационная деятельность и механизмы ее организации на региональном уровне. // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2012. № 1 – 1. С. 213-216.
  4. Трифонов Ю.В., Рокунова О.В. Государственная поддержка инновационной деятельности предприятий на региональном уровне. //   Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2012. № 4 – 1. С. 300-306.
  5. Трифонов Ю.В., Рокунова О.В. Государственное регулирование инновационного развития предприятий как приоритетное направление модернизации российской экономики // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2011. № 5 – 2. С. 222-227.
  6. Трифонов Ю.В., Соколов Д.Ю. Механизмы стратегического управления инновационной деятельностью на предприятиях.// Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2012. № 2 – 2. С. 261-264.
  7. Косовских Е.А., Трифонов Ю.В. Функциональная модель организационно-экономического механизма управления региональной инвестиционной деятельностью //Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2008. №3. С. 183-185.
  8. Трифонов Ю.В., Скаржевская Т.А. Управление развитием экономики предприятия: Монография / Под ред. Ю.В. Трифонова. – Н.Новгород: Изд-во ННГУ, 2005. – 268 с.
  9. Косовских Е.А., Трифонов Ю.В., Косовских А.А. О механизме снятия внешних рисков регионального инвестиционного процесса. // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. – 2009. №3. С. 190-193.
  10. Трифонов Ю.В., Горбунова М.Л. Выбор стратегии развития предприятия в территориально – отраслевом контексте. // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Экономика и финансы. 2004. №2. С. 160-165.
  11. Левашов Д.Н., Трифонов Ю.В. Проблемы стратегического развития предприятий автомобилестроения Нижегородской области. // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Экономика и финансы. 2004. №2. С. 141-143.
  12. Трифонов Ю.В., Летягина Е.Н., Танчук Р.С. Стратегии и подходы к развитию промышленных предприятий. // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2012. №48(12) с. 99.
  13. Трифонов Ю.В. Модифицированная концепция построения систем управления эффективностью бизнеса. // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. – 2013. № 3-1. С. 289-292.
  14. Трифонов Ю.В., Григорьев О.В. Бюджетное управление: Монография. – Нижний Новгород: Изд-во ННГУ им. Н.И. Лобачевского. 2011. – 364с.
  15. Трифонова Е.Ю. Проблемы иностранного инвестирования в Российской Федерации // Экономический анализ: теория и практика. 2010. №18(183). С. 2-7.
  16. Трифонов Ю.В., Солдатов А.А. Стратегия предприятия на этапе становления нового рыночного пространства // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2013. № 3 – 1. С. 221-225.
  17. Солдатов А.А., Трифонов Ю.В. Синтетический подход к стратегическому управлению развитием предприятия. // Российское предпринимательство. 2012. №5. С. 45-51.
  18. Инновационное развитие: экономика, интеллектуальные ресурсы, управление знаниями. / Под ред. Б.З. Мильнера. – М.: ИНФРА – М. 2010. – 624с.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Trifonov»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация