Принимая во внимание уровень субъектной основы образовательной деятельности и развития системы образования, в качестве одного из значимых факторов, определяющих необходимость профилизации образовательной среды, следует выделить возможность реализации профильной направленности образования на основе интеграции предметных связей, позволяющих обеспечить продуктивное самоопределение будущего специалиста.
Информатизация и высокие темпы обновления технологий во всех сферах человеческой деятельности выявили недостаточность форм и методов профессиональной подготовки специалистов в традиционных учреждениях высшего профессионального образования, их неадекватность современным требованиям, предъявляемым к специалистам. Вузы дают набор теоретических знаний и минимальный комплект практических навыков, которые недостаточно способствуют профессиональному самоопределению будущего специалиста и не позволяют выпускнику сразу включиться в работу на конкретном предприятии или в конкретной организации.
Приобретению глубоких знаний, умений, навыков, которые способствуют продуктивному самоопределению будущего специалиста и могут найти практическое применение в будущей профессиональной деятельности, способствует интеграция предметных связей на двух уровнях: горизонтальные (между учебными дисциплинами одного уровня) и вертикальные (преемственность знаний по одному предмету на разных ступенях) профессионально ориентированные предметные связи между всеми ступенями обучения в профильной образовательной среде.
Интеграция предметных связей в условиях профилизации образовательной среды способствует усвоению учащимися необходимых в будущей профессиональной деятельности знаний, умений и навыков, способствует формированию профессионально-значимых качеств личности будущего специалиста, профессиональной мотивации и профессионального самоопределения будущего специалиста. При этом важную роль играют межпредметные связи, где средствами одного предмета (тесно связанного с профессией) можно стимулировать изучение другого (например, гуманитарного или эстетического цикла при профилирующем техническом образовании). Данный вид предметных связей между учебными дисциплинами одного этапа обучения в условиях профилизации образовательной среды является горизонтальной интеграцией.
В профильной образовательной среде прослеживается также вертикальная интеграция предметных связей в обучении на всех этапах. Знания, предлагаемые учащимся профильного учебного заведения на данном конкретном этапе обучения, тесно связаны со знаниями, умениями и навыками, полученными на предыдущей ступени обучения. Данные вертикальные связи укрепляются профессионально ориентирующим компонентом в каждой учебной дисциплине, доля которого увеличивается по мере перехода учащихся на более высокую ступень обучения, и имеют превалирующее значение при обучении в профильных учреждениях среднего и высшего профессионального образования.
Следовательно, профилизация образовательной среды дает возможность реализации профильной направленности образования на основе интеграции предметных связей, позволяющих обеспечить продуктивное самоопределение будущего специалиста.
Особую значимость в исследуемом процессе приобретает также несоответствие требуемого и реального качества подготовки будущих специалистов в связи с недостаточной разработанностью технологий реализации в этом процессе все возрастающего объема научных знаний.
Как отмечает профессор С.П. Еркович, в конце 1980-х – начале 1990-х годов в нашей стране все отчетливее стали проявляться диспропорции между возрастающим объемом научных знаний, необходимых специалистам для эффективной деятельности в различных сферах социально-экономической жизни, и реальной подготовкой выпускников высшей школы, призванных осуществлять эту деятельность [1]. Резко увеличившиеся потоки учебной информации по специальным знаниям, диктуемые требованиями научно-технической революции, оказались не охваченными учебными программами. При этом обнаружилось, что все попытки расширения содержания программ за счет интенсификации и продления сроков обучения не дали желаемых результатов. Следовательно, возникла потребность в концепции, реализующей технологии, которые отвечают возрастающему объему научных знаний.
На наш взгляд, способом разрешения возникшего противоречия является концепция профилизации образовательной среды, предусматривающая дифференциацию содержания образования и вариативность образовательных программ в соответствии с профессионально-ориентированными интересами, склонностями и способностями учащихся в рамках выбранного профиля.
Профилизация образовательной среды неразрывно взаимосвязана с реализацией интересов и потребностей различных социальных групп общества.
Изменившиеся социально-экономические условия привели к изменению социального заказа в области образования. Возникло противоречие между многообразием склонностей и способностей учащихся и студентов различных социальных групп обществ, целями их образования и единообразием требований образовательного стандарта.
К образовательной деятельности педагогических коллективов учебных заведений предъявляются требования по созданию условий для более осознанного и качественного самоопределения учащихся. Это, по мнению Е.В. Ворониной, невозможно в условиях учреждений, реализующих единообразные образовательные программы [2, с.11].
Мы полагаем, что вариантом эффективной реализации названных факторов является классификация и структурирование требований к содержанию образования различных групп общества по некоторым общим для них признакам, результатом чего является выделения ряда профилей обучения, каждый из которых обладает как рядом единообразных качественных характеристик, так и возможностью для раскрытия индивидуальности каждого учащегося.
В связи с этим повышается актуальность реализации концепции профилизации образовательной среды, предусматривающей дифференциацию и индивидуализацию содержания образования, типов и форм профильного обучения с учетом интересов и потребностей различных социальных групп общества.
При этом важным фактором профилизации образовательной среды является взаимодействие участников педагогического процесса.
С позиций системно-деятельностного и личностно ориентированного подходов профильное обучение – это сотрудничество двух (и более) субъектов: учителя и обучающегося (учителя и обучающихся, обучающихся друг с другом), направленное на достижение системы образовательных целей, которые связаны с удовлетворением потребностей и запросов каждой личности в развитии и подготовке к непрерывному профессиональному образованию.
Обучение – это целостный процесс, в котором сливаются в органическом единстве два неоднозначных процесса – преподавание и учение, призванные «перерасти» в сотворчество; это процесс духовно-нравственных, умственных, эмоциональных и физических взаимодействий, необходимых для реализации образовательных задач, в частности – создания «авторских произведений» образовательной системы профильной подготовки. Преподавание и обучение в названной системе – это диалог о выборе траекторий профилизации, согласованность действий, общение и взаимопонимание, взаимоуважение и взаимопомощь, общая устремленность в будущее [3, с.18].
Т.И. Шамова, Г.Н. Подчалимова, А.Н. Худин, И.В. Ильина, С.Н. Белова рассматривают в качестве одного из звеньев технологической «цепочки» профилизации образовательного пространства полисубъектное, диалогическое взаимодействие на творческой договорной основе. Полисубъектное взаимодействие приобретает особую важность в процессе разработки и реализации стратегической программы профилизации образовательной среды.
Авторы отмечают, что главная функция педагога – лидерство, основанное на совместной деятельности, направленной к тому, чтобы достичь общую образовательную цель.
Образование будущего специалиста, обучающегося в образовательных учреждениях, входящих в структуру профильной образовательной среды, происходит в русле идей С.Т. Шацкого, по мнению которого главная функция преподавателя – «быть организатором и в то же время исследователем детской жизни, в которой социальный момент имеет преимущественное значение» [4, с.304].
Выбрав высшее учебное заведение, студент осознает свои цели и работает в плане их реализации вместе с преподавателем. В.И. Казаренков, Т.Б. Казаренкова подчеркивают, что «педагогическое взаимодействие продуктивно, если педагог, используя свой личный потенциал и профессионализм, организует целенаправленную совместную со студентами творческую жизнедеятельность, а учащиеся становятся реальными субъектами всех ее видов и форм» [5, с.67].
Исполнение воспитателем, учителем, преподавателем роли «лидера» (Т.И. Шамова, Г.Н. Подчалимова, А.Н. Худин, И.В. Ильина, С.Н. Белова), «организатора» и «исследователя» (С.Т. Шацкий, В.И. Казаренков, Т.Б. Казаренкова) в условиях профилизации актуализирует необходимость решения задачи подготовки, повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров для учреждений профильной образовательной среды.
Таким образом, для реализации данной задачи необходима разработка модели структуры и содержания подготовки специалистов для учреждений профильной образовательной среды на основе современных подходов к организации педагогического образования, что должно включать опережающий анализ модели стандартов высшего педагогического образования.
Библиографический список
- Еркович, С.П. Целостная система многоступенчатого образования [Текст] / С.П. Еркович // Высшее образование в России. – 2003. – №3. – С.35-43.
- Воронина, Е.В. Профильное обучение: модели организации, управленческое и методическое сопровождение [Текст] / Е.В. Воронина. – М.: «5 за знания», 2006. – 256 с. – («Методическая библиотека»).
- Шамова, Т.И. Управление профильным обучением на основе личностно ориентированного подхода [Текст] / Т.И. Шамова, А.Н. Худин и др. / М.: Центр «Педагогический поиск», 2006. – 160 с.
- Шацкий, С.Т. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. [Текст] / С.Т. Шацкий / Под ред. Н.П. Кузина и др. – М.: Педагогика, 1980. – Т.1. – 304 с.; Т.2. – 414 с.
- Казаренков, В.И. Высшая школа: социально-педагогическое взаимодействие [Текст] / В.И. Казаренков, Т.Б. Казаренкова // Педагогика. – 2000. – №5. – С. 64-69.