ВОЗМОЖНОСТЬ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФИЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ ИНТЕГРАЦИИ ПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ

Каргина Елена Михайловна
Пензенский государственный университет архитектуры и строительства
кандидат педагогических наук, доцент кафедры "Иностранные языки"

Аннотация
В статье анализируется возможность реализации профильной направленности образования на основе интеграции предметных связей. Рассматривается несоответствие требуемого и реального качества подготовки будущих специалистов в связи с недостаточной разработанностью технологий реализации в этом процессе все возрастающего объема научных знаний. Дается анализ взаимосвязи профилизации образовательной среды с реализацией интересов и потребностей различных социальных групп общества.

Ключевые слова: интеграция предметных связей, качество подготовки будущих специалистов, образовательная среда, профилизация


POSSIBILITY OF REALIZATION OF THE PROFILE ORIENTATION OF EDUCATION ON THE BASIS OF INTEGRATION OF SUBJECT RELATIONS

Kargina Elena Mikhaelovna
Penza State University of Architecture and Construction
PhD in Pedagogical Science, Assistant Professor of the Foreign Languages Department

Abstract
In the article possibility of realization of the profile orientation of education on the basis of integration of subject relations is analyzed. Discrepancy of demanded and real quality of training of future specialist in connection with an insufficient readiness of technologies of realization in this process of escalating volume of scientific knowledge is considered. The analysis of interrelation of the educational environment profilisation with realization of interests and requirements of various social groups of society is given.

Keywords: educational environment, integration of subject relations, profilisation, quality of training of future specialist


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Каргина Е.М. Возможность реализации профильной направленности образования на основе интеграции предметных связей // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 3 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2014/03/32342 (дата обращения: 24.09.2024).

Принимая во внимание уровень субъектной основы образовательной деятельности и развития системы образования, в качестве одного из значимых факторов, определяющих необходимость профилизации образовательной среды, следует выделить возможность реализации профильной направленности образования на основе интеграции предметных связей, позволяющих обеспечить продуктивное самоопределение будущего специалиста.

Информатизация и высокие темпы обновления технологий во всех сферах человеческой деятельности выявили недостаточность форм и методов профессиональной подготовки специалистов в традиционных учреждениях высшего профессионального образования, их неадекватность современным требованиям, предъявляемым к специалистам. Вузы дают набор теоретических знаний и минимальный комплект практических навыков, которые недостаточно способствуют профессиональному самоопределению будущего специалиста и не позволяют выпускнику сразу включиться в работу на конкретном предприятии или в конкретной организации.

Приобретению глубоких знаний, умений, навыков, которые способствуют продуктивному самоопределению будущего специалиста и могут найти практическое применение в будущей профессиональной деятельности, способствует интеграция предметных связей на двух уровнях: горизонтальные (между учебными дис­ци­плинами одного уровня) и вертикальные (преемственность зна­ний по одному предмету на разных ступенях) профессионально ориен­ти­рованные предметные связи между всеми ступенями обучения в профильной образовательной среде.

Интеграция предметных связей в условиях профилизации образовательной среды способствует усвоению учащимися необходимых в будущей профессиональной деятельности знаний, умений и навыков, способствует формированию профессионально-значимых качеств личности будущего специалиста, профессиональной мотивации и профессионального самоопределения будущего специалиста. При этом важную роль играют межпредметные связи, где средствами одного предмета (тесно связанного с профессией) можно стимулировать изучение другого (например, гуманитарного или эстетического цикла при профилирующем техническом образо­вании). Данный вид предметных связей между учебными дисциплинами одного этапа обучения в условиях профилизации образовательной среды является горизонтальной интеграцией.

В профильной образовательной среде прослеживается также вертикальная интеграция предметных связей в обучении на всех этапах. Знания, предлагаемые учащимся профильного учебного заведения на данном конкретном этапе обуче­ния, тесно связаны со знаниями, умениями и навыками, получен­ными на предыдущей ступени обучения. Данные вертикальные связи укрепляются профессионально ориентирующим компонентом в каждой учебной дисциплине, доля которого увели­чивается по мере перехода учащихся на более высокую ступень обучения, и имеют превалирующее значение при обучении в профильных учреждениях среднего и высшего профессионального образования.

Следовательно, профилизация образовательной среды дает возможность реализации профильной направленности образования на основе интеграции предметных связей, позволяющих обеспечить продуктивное самоопределение будущего специалиста.

Особую значимость в исследуемом процессе приобретает также несоответствие требуемого и реального качества подготовки будущих специалистов в связи с недостаточной разработанностью технологий реализации в этом процессе все возрастающего объема научных знаний.

Как отмечает профессор С.П. Еркович, в конце 1980-х – начале 1990-х годов в нашей стране все отчетливее стали проявляться диспропорции между возрастающим объемом научных знаний, необходимых специалистам для эффективной деятельности в различных сферах социально-экономической жизни, и реальной подготовкой выпускников высшей школы, призванных осуществлять эту деятельность [1]. Резко увеличившиеся потоки учебной информации по специальным знаниям, диктуемые требованиями научно-технической революции, оказались не охваченными учебными программами. При этом обнаружилось, что все попытки расширения содержания программ за счет интенсификации и продления сроков обучения не дали желаемых результатов. Следовательно, возникла потребность в концепции, реализующей технологии, которые отвечают возрастающему объему научных знаний.

На наш взгляд, способом разрешения возникшего противоречия является концепция профилизации образовательной среды, предусматривающая дифференциацию содержания образования и вариативность образовательных программ в соответствии с профессионально-ориентированными интересами, склонностями и способностями учащихся в рамках выбранного профиля.

Профилизация образовательной среды неразрывно взаимосвязана с реализацией интересов и потребностей различных социальных групп общества.

Изменившиеся социально-экономические условия привели к изменению социального заказа в области образования. Возникло противоречие между многообразием склонностей и способностей учащихся и студентов различных социальных групп обществ, целями их образования и единообразием требований образовательного стандарта.

К образовательной деятельности педагогических коллективов учебных заведений предъявляются требования по созданию условий для более осознанного и качественного самоопределения учащихся. Это, по мнению Е.В. Ворониной, невозможно в условиях учреждений, реализующих единообразные образовательные программы [2, с.11].

Мы полагаем, что вариантом эффективной реализации названных факторов является классификация и структурирование требований к содержанию образования различных групп общества по некоторым общим для них признакам, результатом чего является выделения ряда профилей обучения, каждый из которых обладает как рядом единообразных качественных характеристик, так и возможностью для раскрытия индивидуальности каждого учащегося.

В связи с этим повышается актуальность реализации концепции профилизации образовательной среды, предусматривающей дифференциацию и индивидуализацию содержания образования, типов и форм профильного обучения с учетом интересов и потребностей различных социальных групп общества.

При этом важным фактором профилизации образовательной среды является взаимодействие участников педагогического процесса. 

С позиций системно-деятельностного и личностно ориентированного подходов профильное обучение – это сотрудничество двух (и более) субъектов: учителя и обучающегося (учителя и обучающихся, обучающихся друг с другом), направленное на достижение системы образовательных целей, которые связаны с удовлетворением потребностей и запросов каждой личности в развитии и подготовке к непрерывному профессиональному образованию.

Обучение – это целостный процесс, в котором сливаются в органическом единстве два неоднозначных процесса – преподавание и учение, призванные «перерасти» в сотворчество; это процесс духовно-нравственных, умственных, эмоциональных и физических взаимодействий, необходимых для реализации образовательных задач, в частности – создания «авторских произведений» образовательной системы профильной подготовки. Преподавание и обучение в названной системе – это диалог о выборе траекторий профилизации, согласованность действий, общение и взаимопонимание, взаимоуважение и взаимопомощь, общая устремленность в будущее [3, с.18].

Т.И. Шамова, Г.Н. Подчалимова, А.Н. Худин, И.В. Ильина, С.Н. Белова рассматривают в качестве одного из звеньев технологической «цепочки» профилизации образовательного пространства полисубъектное, диалогическое взаимодействие на творческой договорной основе. Полисубъектное взаимодействие приобретает особую важность в процессе разработки и реализации стратегической программы профилизации образовательной среды.

Авторы отмечают, что главная функция педагога – лидерство, основанное на совместной деятельности, направленной к тому, чтобы достичь общую образовательную цель.

Образование будущего специалиста, обучающегося в образовательных учреждениях, входящих в структуру профильной образовательной среды, происходит в русле идей С.Т. Шацкого, по мнению которого главная функция преподавателя – «быть организатором и в то же время исследователем детской жизни, в которой социальный момент имеет преимущественное значение» [4, с.304].

Выбрав высшее учебное заведение, студент осознает свои цели и работает в плане их реализации вместе с преподавателем. В.И. Казаренков, Т.Б. Казаренкова подчеркивают, что «педагогическое взаимодействие продуктивно, если педагог, используя свой личный потенциал и профессионализм, организует целенаправленную со­вмест­ную со студентами творческую жизнедеятельность, а учащиеся становятся реальными субъектами всех ее видов и форм» [5, с.67].

Исполнение воспитателем, учителем, преподавателем роли «лидера» (Т.И. Шамова, Г.Н. Подчалимова, А.Н. Худин, И.В. Ильина, С.Н. Белова), «организатора» и «исследователя» (С.Т. Шацкий, В.И. Казаренков, Т.Б. Казаренкова) в условиях профилизации актуализирует необходимость решения задачи подготовки, повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров для учреждений профильной образовательной среды.

Таким образом, для реализации данной задачи необходима разработка модели структуры и содержания подготовки специалистов для учреждений профильной образовательной среды на основе современных подходов к организации педагогического образования, что должно включать опережающий анализ модели стандартов высшего педагогического образования.


Библиографический список
  1. Еркович, С.П. Целостная система многоступенчатого образования [Текст] / С.П. Еркович // Высшее образование в России. – 2003. –  №3. – С.35-43.
  2. Воронина, Е.В. Профильное обучение: модели организации, управленческое и методическое сопровождение [Текст] / Е.В. Воронина. – М.: «5 за знания», 2006. – 256 с. – («Методическая библиотека»).
  3. Шамова, Т.И. Управление профильным обучением на основе личностно ориентированного подхода [Текст] /  Т.И. Шамова, А.Н. Худин и др. / М.: Центр «Педагогический поиск», 2006. – 160 с.
  4. Шацкий, С.Т. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. [Текст] /  С.Т. Шацкий / Под ред. Н.П. Кузина и др. – М.: Педагогика, 1980. – Т.1. – 304 с.; Т.2. –  414 с.
  5. Казаренков, В.И. Высшая школа: социально-педагогическое взаимодействие [Текст] / В.И. Казаренков, Т.Б. Казаренкова // Педагогика. – 2000. – №5. – С. 64-69.


Все статьи автора «Каргина Елена Михайловна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: