По своей сущности предпринимательство представляет собой процесс содержащий действенные инструменты и сформированные на них механизмы по внедрению инноваций.
В научной литературе[2,5,6,8] процесс предпринимательства имеет множество пониманий, самое популярное отмечается в монографии Пахотин С.К., Рыбакова О.И., Шлафман А.И. «Обеспечение устойчивости развития добывающих предпринимательских структур в условиях кризиса поглощений» и состоит в том, что «…предприниматель в ходе своей хозяйственной деятельности, связанной с внедрением и продвижением инновационных решений, преодолевает негативное воздействие множества строго ограниченного набора риск-факторов, свойственных отраслевым или региональным особенностям ведения бизнеса.» [7, с. 56] Таким образом, предпринимательство в своем базовом понимании представляет собой совокупность методов и методических подходов к ведению хозяйственной деятельности на выделенном рынке или заданной локации в условиях риска.
Переход от предпринимательской деятельности к предпринимательским инновациям следует начать с раскрытием содержания категории предпринимательской активности.
Корабельников В.М. и Шлафман А.И. определяют предпринимательскую активность как: «…структурированную по запланированным этапам хозяйственную деятельность по отбору, обоснованию выбора и определению направлений развития инноваций, локализованную в рамках ограниченного набора региональных, демографических, исторических и других условий, определяющих замкнутый набор риск факторов, сопровождающий процесс инновирования на предприятии или в отрасли» [6, с. 125]
Проблемы и основанные на их решения трансформируются в процедуры внедрения инноваций, которые разделяются по их сущности и содержанию. Фундаментальные различия основаны на различиях в прикладном значении организационных, продуктовых и технологических инноваций.
Предпринимательская активность выделяет важные и необходимые условия, а так же определяет границы исполнения для процедур внедрения и развития инноваций, предпринимательский характер которых определяется сочетанием организационных и технологических решений, востребованных рынком на ограниченном промежутке времени.
Структурно предпринимательские инновации имеют общие свойства, которые соотносятся с деятельностью предпринимательской структуры. «Инновации продиктованы отраслевыми особенностями рынка, который имеет четкие границы и внутренние условия функционирования экономических субъектов» – отмечается в монографии Копыл Д.Н., Шлафман А.И «Вертикальная интеграция участников инвестиционно-строительных проектов» [4, с. 125]
Прирост инновационной активности накладывается на базовые условия развития бизнеса. Так если предпринимательство было основано на реализации частной инновации, рост инновационной активности предпринимательской структуры представляет собой процесс интеграции, реорганизации, дифференциации и диверсификации базовой инновации.
Таким образом, в деятельности предпринимательской структуры мы можем выделить базовую инновацию, приобретенную инновацию и развитую инновацию, источники которых имеют различные корни.
Базовая инновация определяет направление предпринимательской деятельности. Приобретенная – представляет собой инновацию, которая привлечена предприятием для повышения интенсивности основной деятельности или формирования новых видов деятельности сопутствующих базовым. Развитые инновации формируются по принципу расширения и рационализации множества видов деятельности хозяйствующего субъекта.
«Многие региональные особенности развития ограничивают территории и функции предпринимательской инновации» – отмечается в монографии Баснукаев М.Ш., Шлафман А.И «Редевелопмент индустриальных территорий» [1, с. 53], однако на сегодняшний день ключевой проблемой на пути развития инновационной активности представляется культурное наследие предпринимателей, которое диктует выполнение негласных истин, где лучшее –враг хорошего. А значит, пока торговля ресурсами будет приносить государству и частному сектору достаточно средств для удовлетворения необходимых потребностей гражданского населения, предпринимательские инновации развиваться не будут.
Библиографический список
- Баснукаев М.Ш., Шлафман А.И Редевелопмент индустриальных территорий СПб.: Культ-информ-пресс, 2013. -134 с.
- Голованова Е.Н. Параметрическая модель управления человеческим капиталом инновационного предприятия // Предпринимательство № 5, 2013 – с. 34-39
- Исламутдинов В.Ф. Институты стимулирования инновационного поведения экономических субъектов: сущность и классификация //Проблемы теории и практики управления №1, 2014 – с.78-87
- Копыл Д.Н., Шлафман А.И. Вертикальная интеграция участников инвестиционно-строительных проектов СПб: ИЦ Интермедия, 2013 – 200с.
- Морозова Е.Я. Социально-экономические факторы спроса на услуги культуры // Диалог культур и цивилизаций в глобальном мире/ VII Международные Лихачевские научные чтения 24-25 мая 2007г. – СПб: Изд-во СПбГУП, 2007.-с.105-106.
- Корабельников В.М. и Шлафман А.И. Современные концепции построения интеграционных процессов предприятий.// Вестник ИНЖЭКОНА Серия Экономика №5 (32), 2009. 123-128 с.
- Пахотин С.К., Рыбакова О.И., Шлафман А.И. Обеспечение устойчивости развития добывающих предпринимательских структур в условиях поглощений -Чита: ЧитГУ, 2009.-196 с.
- Хольнова Е.Г. Российская практика государственного регулирования устойчивости банка// Журнал «Мир экономики и права» № 10. СПб.: ООО»Изд-во» «Лема». 2013. – с. 47-61