Способность предприятия конкурировать с остальными участниками рынка зависит от ряда факторов, требующих серьезной оценки и учета. К таким факторам можно отнести: конкурентоспособность продукции предприятия на внешнем и внутреннем рынках; номенклатура выпускаемой продукции; ёмкость рынка; свобода доступа на рынок; конкурентные позиции предприятий, давно работающих на данном рынке; однородность рынка; конкурентоспособность отрасли; возможность внедрения новейших технологий; конкурентоспособность региона и страны в целом [1…5].
Можно выделить ряд принципов, соблюдение которых позволит приобрести предприятию конкурентные преимущества:
- общая цель предприятия и каждого работника в отдельности, направленная на постоянное совершенствование качества продукции и производственных процессов;
- ориентация на потребителя;
- создание благоприятной творческой атмосферы в коллективе предприятия;
- увеличение производительности за счет грамотного управления коллективом, основанном на разработке системы мотивации и развития творческого потенциала работников;
- демонстрация важности общих ценностей предприятия;
- твердость в принятии решений;
- контроль наиболее важных проблем и умение делегировать полномочия.
Каждое предприятие сталкивается с определёнными проблемами и задачами, решение которых требует использования различных управленческих методик и технологий. Анализ таких задач дает возможность выявить ключевые характеристики конкурентоспособности предприятия, отражающие его состояние на рынке.
Первостепенной задачей любого предприятия является обеспечение платежеспособности. Задача решается путем реализации произведенной продукции, проведением маркетинговых мероприятий; анализа рынка, ассортимента предлагаемой продукции, ценовой политики, методов продвижения товара. После достижения платёжеспособности возникает задача достижения (или повышения) прибыльности деятельности. На этом этапе маркетинговые решения дополняют экономическими решениями (анализ затрат, анализ себестоимости и ценообразования) и организационно-технологическими (анализ эффективности производства, технологичности и т.п.).
После решения основных задач возникают задачи следующего уровня. Особенно следует обратить внимание на стратегию развития предприятия, с позиции формирования долгосрочных целей и задач.
Отправной точкой для этого может служить SWOT-анализ, один из наиболее известных видов анализа в маркетинге.
Целью SWOT-анализа является формулирование основных направлений развития предприятия через систематизацию имеющейся информации о сильных и слабых сторонах фирмы, а также о потенциальных возможностях и угрозах.
Процесс проведения SWOT-анализа можно представить в виде диаграмм, определяющих последовательность действий, а также необходимые ресурсы (рис. 1, 2)
Рис. 1 – Диаграмма верхнего уровня процесса «SWOT-анализ»
Рис. 2 – Обобщающая диаграмма процесса «SWOT-анализ»
Проведем SWOT-анализ предприятия по производству кирпича керамического на ООО «Стройтранссервис».
Сравнивая предприятие ООО «Стройтранссервис» с его конкурентами, можно выделить его сильные и слабые стороны, возможности и угрозы, указанные в табл. 1.
Таблица 1 - Матрица SWOT-анализа
Сильные стороны |
Слабые стороны |
- Хорошая репутация у клиентов
- Система скидок
|
- Устаревшее оборудование
- Слабая система контроля - Недостаточная рекламная политика - Слабое финансовое положение - Отсутствие новых видов продукции (новейших разработок) |
Угрозы |
Возможности |
- Внеплановый выход из строя оборудования
- Банкротство - Высокая конкуренция - Снижение репутации |
- Расширение рынка
- Повышение квалификации персонала - Расширение производственной линии |
Проведенный SWOT-анализ позволяет сформулировать основные проблемы, которые представлены в табл. 2.
Таблица 2 – Формулирование проблемного поля в рамках SWOT-матрицы
Сильные стороны |
Слабые стороны |
||||||||
Хорошая репутация у клиентов |
Система скидок |
Устаревшее оборудование |
Слабая система контроля |
Слабая рекламная политика |
Слабое финансовое положение |
Отсутствие новых видов продукции (новейших разработок) |
|||
Угрозы |
Внеплановый выход из строя оборудования | Плановая проверка оборудования и устранение технических неполадок | |||||||
Банкротство | Внедрение прогрессивной финансовой политики, привлечение новых потребителей с помощью выгодных для них условий | Увеличение объемов выпуска продукции, контроль над затратами, привлечение дополнительных финансовых средств | |||||||
Высокая конкуренция | Дальнейшее повышение качества, исходя из требований потребителей | Создание на предприятии «Службы качеств» | Размещение информации о продукции и предприятии в СМИ | Расширение ассортимента выпускаемой продукции | |||||
Снижение репутации | Улучшение качества, внедрение современных технологий | ||||||||
Возможности
|
Расширение рынка | Освоение новых рынков сбыта | |||||||
Повышение квалификации персонала | Обучение персонала статистическим методам контроля и управления качеством |
||||||||
Расширение производственной линии | Приобретение современного оборудования | Расширение ассортимента выпускаемой продукции |
Исходя из полученных результатов, наиболее целесообразным направлением деятельности является усиление системы контроля качества, действующей на предприятии.
Система контроля качества продукции представляет собой совокупность взаимосвязанных объектов и субъектов контроля, используемых видов, методов и средств оценки качества изделий и профилактики брака на различных этапах жизненного цикла продукции и уровнях управления качеством. Повышение эффективности системы контроля позволит осуществлять своевременное и целенаправленное воздействие на уровень качества выпускаемой продукции, предупреждать всевозможные недостатки и сбои в работе, обеспечивать их оперативное выявление и ликвидацию с наименьшими затратами ресурсов.
Именно в процессе контроля осуществляется сопоставление фактически достигнутых результатов функционирования системы с запланированными. Предпочтение следует отдавать современным методам контроля качества продукции, позволяющим при минимальных затратах достичь высокой стабильности показателей качества.
Библиографический список
- Портер М. Конкурентная стратегия. Методика анализа отрасли и конкурентов / пер. с англ. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2007.- 453 с.
- Рубин Ю.Б. Теория и практика предпринимательской конкуренции: учеб. 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Маркет ДС, 2007.- 480 с.
- Качалина Л. Н. Конкурентоспособный менеджмент. – М.: Эксмо, 2006. – 460 с.
- Чурсин А. А. Управление конкурентоспособностью организации. ФГУП «НТЦ “Информтехника”», 2006.-372 с.
- Голубков Е.П. Основы маркетинга – М.: Финпресс, доп. издание №3, 2006. – 688 с.