Цветоассоциативное тестирование получило широкое распространение как при исследовании психофизиологических состояний людей, системы отношений как в учебной [1], так и в трудовой деятельности [2].
В основе любого цветоассоциативного эксперимента теста лежат идеи, разработанные А. М. Эткиндом, Е. Ф. Бажиным, А. М. Парачевым. Исследователи исходят из предположения о том, что существенные характеристики невербальных компонентов отношений к эмоционально значимым объектам и явлениям, а также и к самому себе отражаются в цветовых ассоциациях к ним [3]. Цветовая сенсорика тесно связана с эмоциональной жизнью человека [4], что подтверждено результатами многих экспериментально-психологических исследованиях. Эта связь давно используется в ряде психодиагностических методов, в том числе в цветовом тесте отношений (ЦТО) [5]. При этом в качестве стимульного материала применяется набор восьмицветный ряд из цветового теста Макса Люшера [6].
Цветовой тест отношений представляет собой проективную психодиагностическую проективную методику, интерпретация результатов которой традиционно опирается на качественный их анализ.
Целью настоящего исследование состояла в получении в экспериментальном исследовании нормированных интерпретационных коэффициентов цветового теста отношений и разработки методики расчета и применения полученных коэффициентов для количественной совокупной оценки отношения групп людей к эмоционально значимым объектам и явлениям.
В исследовании участвовало 238 студентов (мужчины и женщины) очной и вечерней (очно-заочной) форм обучения Сибирского государственного индустриального университета в возрасте от 19 до 37 лет из 16-ти академических групп. В контрольном эксперименте участвовало 48 студентов из 3-х групп пятого курса.
В ходе психологического эксперимента осуществлялось параллельное проведение социометрического опроса и цветоассоциативного исследования. Каждому студенту предлагалось выбрать и отметить в выданном списке несколько сокурсников, исходя из условия положительного отношения к ним в совместной деятельности. Количество выборов строго ограничивалось числом партнеров, равным половине численности исходной группы.
Затем студентам предлагалось поставить в соответствие каждому члену группы определенный цвет восьмицветной раскладки Люшера. Идентификация цветовых стимулов Люшера по атласу цветов [7] приводится в табл. 1.
Цвет
|
Условное обозначение
|
Номер страницы
|
Номер столбца
|
Номер строки
|
Синий |
«1»
|
13.2
|
2
|
6
|
Зеленый |
«2»
|
10.0
|
8
|
2
|
Красный (оранжевый) |
«3»
|
3.5
|
2
|
2
|
Желтый |
«4»
|
4.9
|
4
|
2
|
Фиолетовый (малиновый) |
«5»
|
1.0
|
8
|
2
|
Коричневый |
«6»
|
19.0
|
2
|
2
|
Черный |
«7»
|
0.0
|
2
|
0
|
Серый |
«0»
|
0.0
|
12
|
2
|
Каждый опрашиваемый студент должен был выбрать цвет для своего сокурсника, исходя из эмоционального отношения к нему. Опрос включал и «цветовую самооценку», то есть идентификацию себя с определенным цветом из раскладки Люшера. Названия цвета вносились опрашиваемыми в соответствующую графу опросного листа. Студенты предупреждались о конфиденциальности результатов опроса.
Для каждой группы рассчитывались социометрические индексы, а также получены социометрическая и цветоассоциативная матрицы. После накопления данных выявлялось соответствие частоты выборов партнера и идентификация ее с цветовым стимулом. Проводилась дифференциация результатов по «цвету самооценки». Получена высокая корреляция результатов цветоассоциативного эксперимента с результатами социометрии (r = 0,761; p < 0,001).
При контрольном эксперименте студентам трех групп пятого курса предлагалось по опроснику с 10-ти бальной шкалой оценить свое отношение к ряду учебных дисциплин и видов занятий, проводимых профилирующей кафедрой. Затем было предложено вновь оценить свое отношение к указанным видам учебной деятельности, ассоциируя его с определенным цветом теста Люшера. Обработка результатов, полученных двумя методами, показала их высокую сходимость (r = 0,704; p < 0,001).
Ниже приводится методика расчета весовых коэффициентов цветоассоциативного теста и применения этих коэффициентов для оценки совокупного отношения группы людей к эмоционально значимым объектам.
1. На основе сопоставления социометрической и цветоассоциативной матриц определяется частота выборов испытуемыми того или иного цвета из набора Люшера, ассоциирующего с положительным Pi(+) или отрицательным Pi(-) отношением к оцениваемому объекту.
где – число позитивных ассоциаций с i-тым цветовым стимулом при общем числе «положительных выборов» из восьмицветной раскладки Люшера, равным ;
– число негативных ассоциаций с i-тым цветовым стимулом при общем числе «отрицательных выборов» из восьмицветной раскладки Люшера, равном ;
– соответственно вероятности позитивных и негативных ассоциаций при выборе i-того цвета.
Проверка достоверности различий частот осуществлялась с помощью t – критерия Стьюдента по формуле:
где и – средние частоты позитивных и негативных ассоциаций с i-тым цветом в выборках;
и – дисперсии выборок по i-тому цветовому стимулу;
n – общее число опрошенных.
2. Относительная частота ассоциаций i-того цвета с оценкой эмоционально значимого объекта (весовой коэффициент i-того цвета) определяется по формуле
Условимся, что
3. Коэффициент цветоэмоциональной рефлексии (Кэр) совокупного отношения членов группы к эмоционально-значимому объекту определяется исходя из полученных весовых коэффициентов.
где – число выборов i-того цвета;
N – общее число зафиксированных цветовых ассоциаций в опрашиваемой группе: ;
M – масштабный коэффициент.
С учетом условий (4) получаем
4. Для повышения удобства пользования и интерпретации результатов осуществляется нормирование весовых коэффициентов. Нормированные весовые коэффициенты получены следующим образом:
При этом предусматривается выполнение условий (4), которые трансформируются в следующую форму:
Тогда
5. При использовании нормированных весовых коэффициентов коэффициент цветоэмоциональной рефлексии (Кэр) определится как
где должны быть соблюдены условия (8).
Формула (10) может применяться при использовании нормированных весовых коэффициентов, полученных для контингента исследуемых, не дифференцируемых по «цвету самооценки» (без учета цветовой самооценки – последняя строка в табл. 2). Значение Кэр находится в интервале
Нормированные весовые коэффициенты с дифференциацией опрошенных по цветовой самооценке приведены в табл. 2. В последней строке указанной таблицы приводятся нормированные коэффициенты, полученные без учета дифференциации респондентов по цветовой самооценке.
Цветовая «самооценка»
|
Обозначение цветового стимула (цветовой ассоциации)
|
||||||||
Обозна-чение цвета |
% от
опро-шенн-ых |
«1»
|
«2»
|
«3»
|
«4»
|
«5»
|
«6»
|
«7»
|
«0»
|
«1»
|
27,74
|
0,623
|
0,119
|
0,257
|
-0,060
|
-0,115
|
-0,160
|
-0,323
|
-0,342
|
«2»
|
15,55
|
0,052
|
0,419
|
0,507
|
0,022
|
-0,114
|
-0,230
|
-0,352
|
-0,304
|
«3»
|
15,24
|
-0,007
|
0,228
|
0,772
|
-0,107
|
-0,036
|
-0,177
|
-0,283
|
-0,390
|
«4»
|
6,10
|
0,150
|
0,235
|
0,303
|
0,311
|
-0,079
|
-0,273
|
-0,366
|
-0,282
|
«5»
|
6,40
|
0,210
|
-0,144
|
0,222
|
-0,220
|
0,567
|
-0,106
|
-0,385
|
-0,144
|
«6»
|
9,76
|
0,072
|
-0,192
|
0,302
|
-0,193
|
0,224
|
0,401
|
-0,331
|
-0,394
|
«7»
|
4,88
|
0,284
|
0,286
|
0,129
|
-0,361
|
-0,056
|
-0,061
|
0,300
|
-0,521
|
«0»
|
12,20
|
0,278
|
0,221
|
0,502
|
-0,209
|
-0,052
|
-0,262
|
-0,312
|
-0,165
|
Не давшие самооценку |
2,13
|
0,058
|
0,312
|
0,672
|
-0,107
|
-0,151
|
-0,222
|
-0,334
|
-0,185
|
Без учета самооценки |
100
|
0,289
|
0,196
|
0,515
|
-0,072
|
-0,033
|
-0,198
|
-0,340
|
-0,357
|
6. С целью унификации представления величины коэффициента цветоэмоциональной рефлексии, рассчитанного по формуле (10), он может быть отцентрирован, т.е. представлен в пределах , где М – масштабный коэффициент, определяющий размерность используемой шкалы. Тогда
При М = 1 величина находится в пределах от –1 до +1.
7. Интерпретация величины :
1) – высшая положительная эмоциональная оценка данного объекта;
2) = –1 – высшая негативная эмоциональная оценка данного объекта;
3) Значение
соответствует нейтральному совокупному отношению группы индивидов к оцениваемому объекту.
С учетом проверки достоверности различий частот положительных и негативных ассоциаций (обычно низкой при выборе цветов «4», «5», «6» – см. обозначения в табл. 1) имеем некоторый разброс, статистическую погрешность (обозначенную как дельта малая) коэффициента рефлексии в зоне «нейтральных отношений».
где
Принимаем граничное значение , что соответствует различиям вероятностей положительных и отрицательных ассоциаций i-того цветового стимула не менее чем в 1,5 раза при достоверности их различий, проверяемых по формуле (2), не менее 0,995 (р<0,005).
4) В интервале значений имеет место совокупное положительное отношение к оцениваемому объекту; при – совокупное отрицательное отношение к оцениваемому объекту.
8. При применении дифференцированных по «цвету самооценки» нормированных весовых коэффициентов (при наличии персональных «цветовых самооценок» опрашиваемых) расчет коэффициента эмоциональной рефлексии выполняется по формуле:
где – признак присутствия среди опрашиваемых индивидов, «идентифицирующих» себя с i-тым цветом («цветовая самооценка» по i-тому стимулу); , если имеет место соответствующая «цветовая самооценка», , при ее отсутствии; j принимает значение в соответствии с общим количеством вариантов S, включая «самооценки» по восьми цветам теста Люшера, а также при отсутствии выраженной идентификации себя с определенным цветом.
9. В случае применения восьмицветной раскладки, проранжированной опрашиваемыми по отношению к оцениваемому эмоционально значимому объекту, коэффициент эмоциональной рефлексии подсчитывается по формуле
где R=1,2 …8 – ранг цветового стимула в восьмицветной раскладке, первой позиции соответствует высший ранг, последней – низший;
– весовой коэффициент стимула, находящегося в n-ной позиции цветового ряда.
Нормированное значение коэффициента определялось по следующей формуле:
10. Пример расчета
Исходные данные: шесть респондентов свое эмоциональное отношение к определенному объекту (или явлению) четко выражено ассоциируют со следующими цветовыми стимулами (таблица 3):
Обозначение цветового стимула (цветовой ассоциации)
|
||||||
№ респондента |
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
Цветовая самоидентификация |
«1»
|
«1»
|
«3»
|
«0»
|
«2»
|
«4»
|
Цветовая ассоциация отношения к объекту |
«3»
|
«1»
|
«2»
|
«3»
|
«2»
|
«6»
|
а) Рассчитаем нормированное значение коэффициента цветоэмоциональной рефлексии Кэр без учета «цветовой самооценки» (цветовой самоидентификации). Расчет выполняется по формуле (10), весовые коэффициенты берем из последней строки табл. 2, масштабный коэффициент M принимаем равным единице (M = 1):
Кэр = (0,289 × 1+ 0,196 × 2 + 0,515 × 2 – 0,198 × 1) / 6 = 0,252
При выполнении дальнейшего расчета согласно формуле (12) получаем центрированное значение коэффициента цветоэмоциональной рефлексии К’эр, находящееся в пределах от –1 до +1.
К’эр = 2 × 1 × ((0,252 + 0,357) / (0,515 + 0,357) – 0,5) = 0,397
Полученное значение К’эр соответствует совокупному положительному эмоциональному отношению членов группы (из 6-ти человек) к оцениваемому объекту или явлению.
Применяя формулу (13), проверяем, не попадает ли полученное значение К’эр в зону «нейтральных отношений»:
K0 = (0,357 / (0,515 + 0,357) – 0,5 = –0,091
По формуле (15) определяем величину возможной погрешности («разброса») δ (дельта малая)
δ = 0,2 / (0,515 + 0,357) = 0,229
Таким образом определено, что зона «нейтральных отношений» находится в интервале от K0 – δ до K0 + δ, то есть составляет интервал (–0,32; +0,138). Рассчитанный коэффициент К’эр = 0,397 находится вне указанного интервала, в зоне положительных значений. Приняв К’эр = +0,138 за начало отсчета позитивных эмоциональных оценок (min его значение), отцентрируем полученный коэффициент К’эр в положительном диапазоне, принимая за верхнюю границу значение коэффициента, равное единице:
К”эр = (0,397 – 0,138) / (1,0 – 0,138) = 0,3
а) Рассчитаем нормированное значение коэффициента цветоэмоциональной рефлексии Кэр с учетом «цветовых самооценок» (цветовой самоидентификации). Расчет выполняется по формуле (10), весовые коэффициенты берем из j–той строки табл. 2:
Кэр = (0,257 × 1+ 0,623 × 1 +0,419 × 1 + 0,228 × 1 + 0,502 × 1 – 0,273 × 1) / 6 = 0,293
Осуществляем центрирование полученного значения по формуле (12). Необходимые для центрирования коэффициенты β(+)max | β(+)max| находим в табл. 2, выбирая их максимальные (по модулю) значения из используемых j-тых строк, соответствующих «цветовой самооценке» респондента.
К’эр = 2 × 1 × ((0,293 + 0,366) / (0,623 + 0,366) – 0,5) = 0,333
Рассчитывая K0 и δ (дельта малая), проверяем, не попадает ли полученное значение К’эр в зону «нейтральных отношений»:
K0 = (0,366 / (0,623 + 0,366) – 0,5 = –0,13
δ = 0,2 / (0,623 + 0,366) = 0,202
Зона нейтральных отношений в этом случае составляет интервал (–0,332; +0,072). Рассчитанный коэффициент К’эр = 0,333 выходит за верхнюю границу указанного интервала и явно характеризует совокупное положительное эмоциональное отношение опрошенных респондентов к оцениваемому объекту или явлению.
После центрирования на положительной оси (приняв за начало отсчета точку К”эр = +0,072, рассчитаем величину коэффициента цветоэмоциональной рефлексии К”эр, отцентрированного в положительном диапазоне при верхней границе, равной единице:
К”эр = (0,333 – 0,072) / (1,0 – 0,072) = 0,281
Полученный коэффициент К”эр характеризует совокупное положительное эмоциональное отношение группы респондентов к оцениваемому объекту и явлению. Приведены два варианта расчета: а) без учета «цветовой самооценки» (самоидентификации) респондентов; б) с учетом «цветовой самооценки» (самоидентификации). Их сравнение показывает близость полученных результатов. По нашему мнению, результаты, полученные с учетом «цветовой самооценки» (самоидентификации) респондентов, более точно характеризуют совокупное эмоциональное отношение группы благодаря большей индивидуализации показателей респондентов.
Считаем возможным применение полученных нормированных коэффициентов (табл. 2) для получения количественных показателей при использовании проективных цветоассоциативных методик на основе восьмицветного набора теста Люшера применительно к оценке отношения к разнообразным эмоционально значимым объектам и явлениям [9].
Предложенная методика легко поддается алгоритмизации и реализации расчетной части на компьютерной технике, позволяющей быстро обрабатывать результаты цветоассоциативного эксперимента для получения коэффициентов цветоэмоциональной рефлексии. Возможно накопление данных, автоматическое уточнение полученных коэффициентов, что повышает надежность интерпретации результатов.
Библиографический список
- Микляева А.В., Румянцева П.В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция. СПб.: Речь, 2004. 248 с.
- Колос И.В. Некоторые аспекты комплексного изучения личности при оценке профессиональной успешности // Проблемы формирования профпригодности специалистов / Под ред. Ю.М. Забродина. М.: Экономика. 1985. С. 129-131.
- Эткинд А.М. Цветовой тест отношений и его применение в исследовании больных неврозами //Социально-психологические исследования в психоневрологии /Под ред. Е.Ф. Бажина. Л.: Научно-исследовательский психоневрологический институт им. В.М. Бехтерева. 1980. С. 110–114.
- Парачев А. М. Цветоассоциативное измерение эмоциональных значений // Материалы VIII Всесоюзного симпозиума по психолингвистике и теории коммуникации. Тезисы докладов. М.: Институт лингвистики АН СССР, 1985. С. 154–155
- Бажин Е.Ф., Эткинд А.М. Цветовой тест отношений. Методические рекомендации. Л.: Научно-исследовательский психоневрологический институт им. В.М. Бехтерева. 1985. 18 с.
- Собчик Л.Н. Метод цветовых выборов. Модифицированный цветовой тест Люшера: методическое руководство. М.: Московский кадровый центр. 1990. 88 с.
- Атлас стандартных образцов цвета АЦ-1000 (образцовая мера). Л.: ВНИИМетрологии им. Д.И. Менделеева. 1984.
- Дружилов С.А. Индивидуальный ресурс человека как условие становления профессионализма : монография. Воронеж: Научная книга, 2010. 260 с.