Модель эффективного стоимостного управления выступает сегодня в стоимостном менеджменте в качестве инструмента успешного управления, позволяя профессиональным управленцам принимать оптимальные решения, а предприятию, фирме работать динамично, стабильно, наращивая темпы роста.
Со времен развития управленческой мысли существовало огромное количество моделей управления, которые формировались в соответствии со временем, в котором появлялись и провозглашались. Так, модель управления в античное время была основана на рациональности и экономии во всём, хотя сама модель не имела тех свойств и особенностей, которые ей присущи в современном мире. В Средневековье главным в управлении был «истинный смысл во всём», «близость к божественному откровению» и следование за ним, данные свойства были отмечены и в экономической жизни, пусть самой рациональной в то время. В период Ренессанса идеи античности возрождались, логика в управлении, в том числе становится на первый план, Становится важным не просто строить модели, но делать их эффективными, в этом уже было заинтересовано общество. Новое время открыло для исследователей новые грани развития управленческой мысли, модели управления обществом сочетались с управлением домохозяйствами, чем был обеспечен бурный рост во всех сферах жизни общества, в том числе и экономической. Время К.Маркса поставило управленческую мысль в зависимость непосредственно от труда человека, от его способностей и потребностей, и, наконец, современный этап развития общества становится интересным тем, что появляются новые модели, способные гарантировать порядок в обществе и в его экономике.
Современные управленческие модели организованы так, чтобы отвечать потребностям современного общества. Заметим, что на первый план выходят сегодня приоритеты тех членов общества, которые становятся собственниками экономических ресурсов, акционеров предприятия. Акционерная форма развития предприятия позволяет сегодня предприятиям развиваться стремительнее, чем ранее, потому интересы акционеров крайне важны сегодня. Вот почему на первый план в моделях управления выходит такое понятие как «стоимость предприятия».
Стоимость — основа количественных соотношений при добровольном обмене товарами между собственниками. Разные экономические школы природу стоимости объясняют по-разному: затратами рабочего времени, балансом спроса и предложения, издержками производства, предельной полезностью.
В различных научных дисциплинах стоимость приобретала всё новые и новые значения. Понятие трансформируется постоянно, и современное его понимание не является абсолютным и окончательным. Изменение экономических предпочтений диктует всё новые возможности трактовок и определений стоимости, в том числе стоимости предприятия как экономического субъекта. Данный факт можно отразить при помощи следующей таблицы 1:
Таблица 1. Развитие понятия «стоимость» в экономической мысли
Этап развития |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Теория науки |
Экономическая теория |
Теория бухгалтерского учета |
Управленческий учет |
Оценка |
Финансовый менеджмент |
Менеджмент |
Понятие стоимости |
Стоимость как мера обмена |
Учетная стоимость |
Справедливая стоимость |
Рыночная стоимость |
Рыночная стоимость |
Акционерная стоимость |
Источник: авторская.
Анализ исследований по теме стоимостного управления и оценки эффективности управления стоимостью на предприятии позволяет говорить о том, что данная проблема изучена на данный момент не в полной мере и даёт возможность для новейших исследований в этой области в перспективе. Этот факт предполагает всестороннее рассмотрение уже имеющихся понятий, показателей и концепций, а также расширение имеющихся теорий с предложением новых терминов и уточнением основных концептуальных понятий. В ходе исследования такая возможность будет реализована.
В то же время, многие отечественные и зарубежные ученые и специалисты уделяют особое пристальное внимание вопросам развития управления стоимости, вопросам создания новой стоимости на предприятии и рассмотрению и апробации различных методик совершенствования стоимостного подхода к управлению.
Теоретические основы управления стоимостью стали предметом трудов ряда зарубежных исследователей и ученых, среди которых можно выделить И. Ансоффа, К. Боумэна, Р. Брейли, С. Дипиаза, П. Друкера, П. Дойля, Т. Коупленда, А. Мертенса, М. Миллера, Ф. Модильяни, Д. О Шоннесси, П. Шеннона, Д. Стрикленда, С. Майерса, А. Томпсона, Д. Фишмена, Д. Фридмана, Ф. Хедоури и других.
Управление стоимостью приобретает новое значение, когда текущая стоимость снижается вслед за снижением в стране процентных ставок по депозитам и иным вложениям. Предприниматели принимают решения вкладываться в долговременную доходность, которая предполагает стратегическое стоимостное управление.
В мировой практике исследования стоимости принимают во внимание несколько подходов к управлению стоимостью. Рассмотрим существующие классические подходы к управлению стоимостью на предприятии, на основе чего составим собственное мнение об управлении стоимостью в целом.
Подход Дамодаран является наиболее фундаментальным из классических известных. В своей концепции автор предлагает оценивать стоимость по четырем способам её создания, воспроизводства, при этом автор неизменно использует метод дисконтирования денежных потоков: в первом случае предполагается увеличивать денежные потоки посредством увеличения посленалоговых доходов от активов либо за счет сокращения инвестиций в основной и оборотный капитал и высвобождения средств таким образом; второй подход говорит об увеличении ожидаемого темпа роста денежных потоков за счет увеличения реинвестированной прибыли или за счет повышения качества инвестиций; третий способ предлагает увеличение периода ускоренного темпа роста предприятия, фирмы; четвертый подход требует «принимать меры по снижению стоимости капитала за счет уменьшения операционного риска инвестированного капитала, изменения пропорций долгового финансирования капитала или изменения финансовых условий привлечения кредитов». [3]. При помощи своей концепции автор раскладывает управление стоимостью на управление ее факторами за счет формирования объема денежного потока и уровня риска (ставки дисконта), что позволяет эффективно управлять стоимостью. Разбирая данный подход более подробно, можно выходить на следующие факты: на денежный поток влияет темп роста бизнеса, методы управления запасами, издержки, налоговая и кредитная политика, управление задолженностью и иные факторы; на уровень риска и ставку дисконтирования в итоге влияют структура и стоимость капитала. Совокупность рисков и их качество, особенности деятельности предприятия и др.
Вторым известным подходом к управлению стоимостью является подход Коупленда-Мурина-Коллера. Он основан непосредственно на создании стоимости, учитывает этапы её создания: измеряется рыночная стоимость предприятия, затем определяются внешние и внутренние факторы стоимости, после чего оценивают фондовую рыночную стоимость для определения эффекта для акционеров, на последнем этапе определяется качество портфеля и делаются выводы о том, как необходимо его скорректировать с целью наращивания стоимости.
Подход Уолша к управлению стоимостью демонстрирует как на основе факторов роста, активов и прибыли увеличить стоимость предприятия. Баланс этих факторов приводит к эффективности работы, дисбаланс грозит финансовыми потерями и экономической нестабильностью.
Уравнение сбалансированного роста имеет вид:
Численное значение сбалансированного роста = (нераспределенная прибыль / выручка) / (темп роста * оборотные активы / выручка).
Если показатель сбалансированного роста равен единице, то денежный поток нейтрален, если больше единицы – положителен, если менее – отрицателен. Чтобы темп роста был оптимален, денежные потоки предприятия должны находиться в равновесии. [3].
Подход Мордашова также демонстрирует исследователям эффективность принимаемых на уровне стоимости управленческих решений. Инструментальной основой становится в подходе выделение коэффициентов чувствительности факторов стоимости. Исследуя факторную модель стоимости на основе уравнений стоимости (формулы Гордона, к примеру), получаем дифференциалы этой формулы. Если каждый член полученного дифференциала привести к безразмерной форме, то появляется возможность определения изменения стоимости предприятия при изменении фактора на определенную величину.
Стоимость предприятия = денежный поток / ставка капитализации, далее измеряют чувствительность каждого из факторов к общей стоимости, на основании чего и делаются заключительные выводы.
Подход Егерева оценивает влияние финансового и производственного циклов на стоимость предприятия. По предлагаемой методике [1] измеряют уровень воздействия факторов на стоимость, т.е. проводят анализ чувствительности, чтобы в дальнейшем, воздействуя на ключевые факторы, максимизировать стоимость.
Ни один из подходов, по нашему мнению, не лишен дискуссионных моментов, однако, их использование предлагает фундамент той базы, на которой и основано стоимостное управление, стоимостной менеджмент, центральным элементом которой является концепция управления стоимостью.
Концепция управления стоимостью как новейшая методика стоимостного менеджмента и его основа имеет свои этапы и уровни. Рассмотрим, как их определяют ученые и исследователи.
Выделим некоторые этапы управления стоимостью на предприятии, определяемые С.А.Казанцевой.
-
Подготовительный этап (информирование о переходе на систему управления предприятием, ориентированного на стоимость, создание профессиональной команды для работы системы стоимостного менеджмента).
-
Сверка имеющейся документациями с фактическими данными.
-
Определение этапа жизненного цикла предприятия.
-
Расчет рыночной стоимости.
-
Создание варианта развития предприятия, составление прогноза данных.
-
Определение факторов стоимости в соответствии с этапом жизненного цикла.
-
Выявление ключевых факторов стоимости, определение соподчиненности и зависимости друг от друга. Установление целевых нормативов.
-
Расстановка приоритетов, формирование и разработка мероприятий по достижению целевых нормативов факторов, ведущих к максимизации стоимости.
-
Реализация мер, проведение отслеживания работы по исполнению мероприятию и уровню получаемых результатов.
-
Определение степени изменения рыночной стоимости от каждого мероприятия и от комплекса мероприятий в целом.[2].
Выполнение указанных этапов позволяет в модели стоимостного управления достичь эффективности, а само управление назвать «эффективным».
Эффективное стоимостное управление может быть представлено следующей схемой, отраженной на рисунке 1.
Рисунок 1. Составляющие эффективного стоимостного управления.
Источник: авторская.
Важно понимать, что развивая и анализируя в дальнейшем эти составляющие, можно добиться весомых эффектов.
Рассматривая различные подходы, исследуя различные теории, ученые пришли к выводу, что стоимостная концепция сегодня крайне полезна предприятию, в особенности в период кризисных явлений в экономике.
Итак, эффективность деятельности с позиций стоимостного анализа заключается в увеличении стоимости компании. В рамках этого подхода оценивается эффективность по ключевым показателям деятельности, выделенных на основе факторов стоимости. Разработка списка подобных показателей начинается с изучения деятельности компании и анализа чувствительности ее стоимости к изменениям тех или иных показателей. Затем основные факторы стоимости служат для разработки более детальных показателей для различных структурных подразделений компании. Тем самым создается набор показателей, выстроенных на стоимостных принципах. Эти показатели служат элементом управления компанией на стоимостной основе, так как согласуются со стратегическими целями, выделенными на основе факторов стоимости.
Все модели эффективного управления стоимостью, на наш взгляд, можно привести в единую систему, разделив на три группы в зависимости от процессов, при помощи которых происходит управление стоимостью. На рисунке 1 представлены данные группы.
Рисунок 2. Организация процесса управления стоимостью
Источник: авторская.
Реализация инвестиционных проектов предполагает запуск тех проектов, которые позволят увеличивать стоимость за счет модернизации действующего производства, строительства новых производственных мощностей, расширения инфраструктуры, повышения качества продукции, . Важно при выборе данного пути отбирать именно те инвестиционные проекты, которые содержат в себе элементы увеличения стоимости предприятия. Структурная перестройка компании предполагает выбор оптимального метода и ресурсов для проведения реформирования и реструктуризации, данный путь подходит в основном для крупных многопрофильных производств. Достижение компанией прозрачности и открытости предприятия предполагает полное раскрытие любой «неявной» информации о компании для потенциальных акционеров. Собственники и менеджеры зачастую обладают гораздо большей информацией, связанной с предприятием, нежели внешние контрагенты, из-за чего компания не может быть оценена инвесторами должно. Как только справедливое состояние предприятия для инвесторов будет определено, стоимость компании может быть быстро увеличена. Второй и третий путь являются не такими дорогостоящими для компании, нежели путь запуска инвестиционных проектов. С их помощью стоимость может быть увеличена достаточно.
Сегодня модель эффективного стоимостного управления- ключ к успешному развитию предприятия. Основываясь на методиках, связанных с ключевыми параметрами стоимости, возможно достичь практических результатов в любой сере деятельности.
Библиографический список
- Егерев, И.А. Факторы управления стоимостью : выявление и анализ / И.А.Егерев // Вопросы оценки. – 2000. – № 3. – С. 39-48.
- Казанцева, С.А. Управление стоимостью промышленного предприятия : автореф. Дис. … канд. Экон. Наук: 08.00.05 / С.А. Казанцева. – Ижевск, 2010. – 24 с.
- Оценка бизнеса : Учеб. Пособие / под редакцией В.Е.Есипова. Г.А.Маховиковой. – 3-е изд. – Спб.: Питер, 2010. – 512 с.