Проблема выбора метода оценки качества усвоения знаний является важной и значимой при выполнении стандарта образовательной программы. В связи с этим сегодня актуален вопрос о том, как правильнее и справедливее определить это качество. Для формирования успешного и объективного подхода важно, чтобы система контроля знаний обучающихся являлась разноплановой: ориентированной на проверку навыков, знаний и умений а также на выявление творческих способностей учащихся и их целостного личностного и связанного с ним эмоционального отношения к изучаемым предметам.
Следует отметить, что проблемы измерения уровней учебных достижений обсуждаются в трудах многих ученых – В.П. Беспалько, В.Г. Королева, В.П. Симонова, Безух К.Е., Казаковой С.С., Столярова А.Н. и др.
В целом, педагогический тест – это система заданий специфической формы, определенного содержания, возрастающей трудности, позволяющая качественно оценить структуру и измерить уровень знаний, умений и навыков. Чтобы выполнять функцию инструмента измерения, тест должен состоять из достаточного количества тестовых заданий, число которых определяет длину теста. По своей длине тесты могут быть короткими (10-20 заданий), средними и длинными (до 500 и более заданий) [1].
Различают два метода контроля знаний студентов: субъективный и объективный [2].
Субъективный метод контроля означает выявление, измерение и оценку знаний, умений, навыков, исходящую из личных представлений экзаменатора. Этот метод оценки знаний пригоден для итогового контроля, так как не обладает необходимой точностью и воспроизводимостью результатов.
Под объективным контролем подразумевают контроль, который обладает необходимой точностью, воспроизводимостью результатов. Инструментом, который позволяет объективно оценивать качество усвоения, является тест, сочетающий в себе контрольное задание и эталон, по которому можно судить по качеству усвоения.
Тесты можно классифицировать по различным признакам [3]:
* по целям — информационные, диагностические, обучающие, мотивационные, аттестационные;
* по процедуре создания — стандартизованные, не стандартизованные;
* по способу формирования заданий — детерминированные, стохастические, динамические;
* по технологии проведения — бумажные, в том числе бумажные с использованием оптического распознавания, натурные, с использованием специальной аппаратуры, компьютерные;
* по форме заданий — закрытого типа, открытого типа, установление соответствия, упорядочивание последовательности;
* по наличию обратной связи — традиционные и адаптивные
Важно составлять тесты таким образом, чтобы свести к минимуму вероятность их угадывания студентом наугад.
В среднем, многие исследователи полагают, что угадывающий наугад тесты студент пользуется следующим алгоритмом [например, 4]:
* предпочитать более развернутые, более обоснованные ответы, которые учитывают частные случаи, и избегать кратких, менее развернутых. Разработчик теста знаний может этим воспользоваться и сделать верный ответ кратким;
* если ответы образуют последовательность (например, на вопрос о дате Куликовской битвы: (1) 1200 год, (2) 1240 год, (3) 1300 год, (4) 1380 год), респондент будет стремиться дать средний ответ, предполагая, что правда в золотой середине. И ошибется, потому что Куликовская битва была в 1380 году, а автор задания позаботился о том, чтобы поставить верный ответ с краю;
* выбирать более наукообразные ответы, содержащие малоизвестные или иностранные слова;
* выбирать ответы, напоминающие по стилю написания что-то очень знакомое, ассоциирующееся с известной частью предметной области.
Для противодействия угадывания в своих тестах автор использует 6 вариантов правильного ответа, при этом, только один является верным. Таким образом, вероятность «угадать» правильный ответ составляет 1/6. Угадывая данный тест математически только каждый 1 студент из 28 430 288 029 929 700 000 студентов решит тест на 100%.
Именно данную вероятность и призван увеличить описанный ранее алгоритм, используемый студентами при угадывании тестов.
В целом, студентов, полагающихся при тестировании на интуицию можно условно разделить на 3 группы:
* Везучие студенты – при данном тесте ответят на 8 и более правильных ответов из 25; Таких, в среднем, оказывается 7%.
* Средневезучие студенты – при данном тесте ответят на 5 – 7 правильных ответов из 25; Таких, в среднем, оказывается 67%.
* Невезучие студенты – при данном тесте ответят менее чем на 5 правильных ответов из 25; Таких, в среднем, оказывается 26%.
На взгляд автора статьи, тесты, в которых число везучих угадывающих студентов превосходит ¼ являются недостаточно эффективными. Такие тесты следует доработать таким образом, чтобы свести названный процент в рамки нормального распределения вероятности – хотя бы в пределы 10 – 15%.
Важной формой тестирование является компьютерное тестирование, которое, с одной стороны, способно свести к минимуму объемы используемых печатных бланков при тестировании, и, с другой стороны, привнести инновативную компоненту в деятельность вуза.
Необходимость внедрения системы компьютерного тестирования в вузе диктуется введением с 2004г. обязательной процедуры тестирования оценки качества подготовки студентов по дисциплинам федерального компонента при Аттестационной экспертизе вузов Министерством науки и образования РФ [5].
Существует ряд эффективных рекомендаций к составлению компьютерных тестов [6]:
* Все ответы к данному вопросу должны выглядеть правдоподобно, заставляя учащегося анализировать каждый вариант ответа и выявлять в нем неточность или ошибку.
* Там, где это возможно, стоит привести несколько истинных ответов, каждый из которых, являясь верным, в той или иной степени дополняет остальные правильные ответы.
* Правильное утверждение не должно быть полностью созвучно определению, данному в учебнике, чтобы в нем сразу не угадывался правильный ответ. Для этого же допускается приводить заведомо неверные ответы, созвучные приведенным в учебниках определениям.
* Вопросы по каждой теме стоит подбирать таким образом, чтобы они наиболее полно охватывали все разделы курса и позволяли контролировать как усвоение учащимися теоретических знаний, так и навыки применения этих знаний на практике.
* Выбор способа оформления заданий обусловлен как возможностями применяемых тестирующих программ (в случае применения для тестирования компьютерной техники), так и психологическими особенностями учащихся.
* Процесс создания вариантов тестов всегда должен включать опытную стадию, т.е. прежде чем предложить всему потоку, целесообразно дать тест для небольшой группы учащихся. Этот метод в сочетании с разбором ответов наиболее эффективно выявляет все ошибки, допущенные при составлении тестов.
Для анализа эффективности тестирования автор статьи отбирал группы из потоков из успевающих и активных студентов. 94% названных студентов смогли выполнить наиболее сложные задания тестов. Таким образом можно проверять сложность и выполняемость тестов в рамках ограниченного интервала времени.
На взгляд автора, если из успевающих студентов 1/3 и более группы не смогли выполнить сложные задания тестов, то в данных условиях необходимо упрощать тест.
Финансовые и управленческие дисциплины связаны с расчетами. Важно умение студентов правильно и адекватно проводить расчеты. Поэтому важно использовать в тестах элементы задач.
В авторских тестах 16 теоретических вопросов и 9 задач. У задач может иметься несколько математических методов выполнения, однако правильный ответ всегда будет только 1.
Примерно до 12% учащихся могут применять нестандартные метода решения задач, которые теоретически должны решаться стандартными для данных заданий математическими инструментами. Например, бывают студенты, которые вместо методов теории вероятностей и математической статистики для расчета портфеля по Гарри Марковицу решают задачу составлением пропорций и вычислением погрешностей. Математическая логика присутствует у обоих методов, хотя второй – нестандартный.
Тест сглаживает все методы решения – важен сам правильный ответ.
Таким образом, тесты позволяют добиться объективности и унифицированности проверки знаний студентов.
Основные задачи, согласно европейскому соглашению, которые рекомендуется выполнить до 2010 г., включают 5 условий, одним из которых является «развитие сотрудничества в сфере обеспечения качества образования с целью создания сопоставимых критериев и методологий». В этой связи создание методики объективной оценки образовательной деятельности вуза и её подсистемы оценки учебных достижений студентов приобретает исключительное значение [5].
Система тестирования – это универсальный инструмент для определения обученности студентов на всех уровнях образовательного процесса. В современных условиях овладение методикой тестирования и создание баз тестовых заданий по учебным дисциплинам требует больших трудозатрат педагогов. В связи с этим тестирование медленно внедряется в учебный процесс [7].
Можно выделить три уровня: тестирование для проведения оперативного и текущего контроля (темы семинаров, разделы и собственно тестирование по дисциплине); тестирование для проведения рубежного контроля (по дисциплинам любого содержательного или временного модуля, по блокам дисциплин ГСЭ, ЕН, ОПД, СД, по дисциплинам специализации или совокупности дисциплин, выделенных по любому другому основанию); тестирование для проведения итогового контроля (междисциплинарный экзамен, предварительный этап госэкзаменов) результирующее тестирование в конце обучения – проверка уровня готовности специалиста, его соответствие требованиям ГОС. Единая система тестирования позволяет комбинировать тестовые задания разных дисциплин в рамках одного блока или дисциплин одной тематической направленности [7].
Создание тестов на высоком методологическом уровне требует от преподавателя разработки четкой понятийно-терминологической структуры курса, т.е. таблицы проверяемых в тестах понятий и тезисов, структурированных по темам и разделам программы учебной дисциплины.
Такая разработка, наряду с программой, является самостоятельным методическим материалом обеспечения качества преподавания. Кроме того, дает возможность на макроуровне устранять дублирование тем в дисциплинах в образовательных профессиональных программах.
Понятийно-терминологические структуры курсов – тезаурусы – основа для сопоставимости образовательных программ, образовательных уровней при разработке совместных образовательных программ с зарубежными вузами [7].
В системе высшего образования применение тестирования знаний студентов имеет свои предпосылки. Традиционные способы контроля знаний студентов страдают рядом недостатков. Обычная практика проведения зачетов и экзаменов предполагает непосредственное общение преподавателя и студента, что вообще хорошо. Но на этом все плюсы заканчиваются, далее пошли минусы. Во-первых, готовясь к ответу на экзаменационный билет, студенты обычно активно прибегают к шпаргалкам, списыванию из конспектов и книг, обмену информацией друг с другом. Зачеты и экзамены обычно растягиваются на длительное время, что создает благоприятные возможности для указанных действий. Экзаменационные билеты обычно содержат два – три вопроса, поэтому круг проверяемых знаний небольшой. Преподаватель тратит еще время на дополнительные вопросы, чтобы полнее выяснить степень владения студентом учебного материала. Зачеты и экзамены в их традиционной опросной форме настраивают студента на «зубрежку», натаскивание на готовые ответы. Проверка способности студента к анализу связана с дополнительными усилиями преподавателя и дополнительной тратой времени. Объективная оценка результатов зачета или экзамена под силу только весьма опытному преподавателю, а у молодых преподавателей возможны конфликты со студентами при их неудовлетворенности оценкой. Субъективности трудно избежать при классической форме экзамена/зачета [8].
К тестам же нужно готовиться. Зубрежка и «шпаргалки», а также «помощь друзей» здесь не помогут. В обычном билете 2-3 вопроса. И незнающий студент может спросить друга: как и что ответить.
В тестах «друзья» вряд ли смогут помочь, тратя свое ограниченное время на решение, например, уже 25 вопросов, а не 2-3 как при классическом экзамене.
К тому же, при тестовой форме контроля знаний студенты сразу же вовлечены в экзаменационный процесс: имеется возможность рассадить студентов и раздать им всем тесты сразу после официального начала экзамена либо зачета.
В классической форме экзамена студент может за время подготовиться и начать помогать другим. Возможны списывания, шпаргалки, интернет и так далее.
В целом, достоинства тестирования и недостатки классического метода приведены в Таблице 1.
Таблица 1. Достоинства тестового метода контроля знаний и недостатки классического метода при зачетах и экзаменах
№ | Тип проблемы | Классическая форма | Тестовая форма |
1 |
Зубрежка, шпаргалки | Возможность зазубрить тему; имеются студенты с фотографической и аналогичной памятью, которые могут подглянуть в шпаргалку и все запомнить за секунды, не вдаваясь в материал. | Зазубренная тема далеко не всегда гарантирует ответ на вопрос. Важны понимание и глубина знаний. |
2 |
Использование интернета на экзамене | Возможность использовать интернет или иной аналогичный источник для подглядывания ответа на вопрос. | Ограниченность времени теста позволит студенту таким образом ответить всего максимум на пару вопросов и получить адекватную оценку своим знаниям. |
3 |
Неравномерность сложности вопросов по билетам | Апелляции студентов о трудных и простых вопросах, что кому-то достался простой билет, а мне, соответственно, самый сложный в мире. | Тестовая форма позволяет охватить весь материал по предмету в каждом варианте. |
4 |
Разрешение споров о неадекватности оценки | Апелляции студентов о неадекватности выставленных оценок. | Данные апелляции легко разбить исходя из решенного студентом теста. |
5 |
Юридическая сторона | Согласно действующему законодательству, любой студент может сдать экзамен любому другому преподавателю на любую лучшую оценку, потребовать признать ее и даже пойти в суд с исками о возмещениях и признаниях | Железная (и «бетонная») апелляция к написанному рукой студента бланку тестов с его собственными ответами в сравнении с правильными ответами полностью ликвидирует эту проблему. |
6 |
Посещаемость студентов | Любой студент теоретически может не посещать предмет, прийти на экзамен и получить 5, например, скачав правильный ответ на билет с мобильного интернета. | Сложные тесты заставляют студентов ходить на занятия, в том числе, чтобы получить автомат. |
7 |
Тяга студентов к знаниям | Сложно мотивировать всю группу учиться, когда студенты знают, что могут прийти на экзамен, сказать пару слов и получить оценку по предмету. | Сложные тесты не позволяют за пару заученных слов и даже тем получить положительную оценку. |
8 |
Универсальность контроля знаний | Практически невозможно разработать билеты, которые бы универсально оценивали знания каждого студента по всему предмету. | В тестах заложен принцип универсальности – можно спросить по всему курсу каждого студента. |
9 |
Время проверки | Проверка 1 студента занимает минимум 5-7 минут; проверка 1 студента по всему курсу занимает 40-60 минут. | Тест можно проверить за секунды по ключам. |
10 |
Соответствие Госстандарту и Европейской конвенции | Не соответствует [5] | Соответствует [5, 7] |
11 |
Балльно-рейтинговая компонента | Баллы выставляются субъективно преподавателем | Баллы выставляются объективно по результатам тестов |
12 |
Умение решать задачи | В билете можно задать максимум 1 (2) задачу | В тестах задач может быть много |
13 |
Необходимость проверки алгоритма решения задач | Важно проверить то, как студент решал задачу | Важен правильный ответ – количество решенных студентом задач показывает уровень его готовности по предмету. |
14 |
Качество ответа студента | Проблема «вытягивания ответа» и «воды» в ответе с апелляцией студента на правильность и полноту ответа по билету | «Вода», «старые знания», «знакомые слова и темы» не сильно помогут студенту решить тест |
15 |
Использование студентов «забалтывания» и иных психологических приемов | Помогает в повышении оценки по предмету | Может помочь максимум в том, где, когда и как договориться о пересдаче предмета по новому варианту теста |
16 |
Подсушивание части ответа в ответах уже ответивших или отвечающих студентов | Если прозвучит часть ответа на вопрос – студент это с высокой вероятностью услышит и использует при своем ответе. | Проблема практически отсутствует. |
17 |
Выгадывание номера билета по уже вытянутым другими студентами билетам | Огромная проблема – студенты в коридорах спрашивают: у тебя какой был билет? Если билетов, например, 30 и студентов 30, то последний студент может либо уже знать свой билет, либо, в случае повторного использования билетов, уже подслушать правильный ответ под дверью или спросить о нем у сдавшего студента в коридоре | Проблема практически отсутствует; возможно создавать довольно большое количество вариантов теста способно свести эту проблему на нет. |
18 |
Проблема усталости преподавателя | В целом, опытные студенты знают, что при классическом экзамене преподаватель со временем устает. На последних студентах у преподавателей часто открывается «второе дыхание». Соответственно, студенты, идущие сдавать предмет после половины – 2/3 группы, но не самые последние, могут получить 5 «нахаляву», просто поговорив на «заданную тему» или об этом; вероятность успешно и незаметно списать в этот промежуток тоже максимальна. | Преподаватель мало устает – тесты решаются студентами; вмешательство преподавателя в процесс практически не требуется. Проверка занимает мало времени и проходит по заранее подготовленным алгоритмам (например, это может сделать компьютер). |
19 |
Связь с практикой | Студенты часто спрашивают: как заучивание материала по билету может мне помочь? Ведь студент, если материал ему в жизни потом понадобится, студент может заглянуть куда угодно, например, в ту же «Википедию». Тогда возникает вопрос: что же оценивается при экзамене – степень заученности материала. И студенты мало мотивированы действительно глубоко изучать предмет. | В Американской системе тестов студент тихонечко даже может пользоваться интернетом и чем угодно. Единственное – время ограниченно. Именно с таким сталкиваются аналитические сотрудники на работе. К тому же, большинство западных компаний требуют решить серию тестов при приеме на работу – и здесь навыки студентов в решении тестов им пригождаются в жизни. |
20 |
Навыки использования компьютера | В принципе, этого не требуется – достаточно вытянуть билет и ответить на него, например, заучив рукописный конспект лекций. Классическая форма мало способствует привыканию студента работе за компьютером. | Предполагает использование компьютеров. У студента возникает ассоциация: решение практических задач + компьютер. Способствует подготовке студентов к будущей практической деятельности. |
21 |
Возможности «помощи друзей», «срочно отойти по нужде» и там узнать ответы и так далее | Студенты с радостью делятся друг с другом правильными ответами на билеты. | Никто из студентов не согласится ответить, например, на 25 вопросов «за друга» или на большее количество «за друзей». |
22 |
Подготовка ответов «заранее», в том числе, по шпаргалкам | В принципе, можно написать ответ заранее, или даже попросить старшую группу дать все материалы, прийти на экзамен, вытянуть билет, сесть, и тихонечко вытянуть весь правильный ответ на билет и подложить его. | Такая возможность минимальна. |
23 |
Подготовка к дополнительным вопросам заранее | Студенты могут узнать: на какие билеты какие дополнительные вопросы чаще всего из года в год задает тот или иной преподаватель и подготовить на них шаблонные ответы, с учетом всего опыта нареканий преподавателя, повысив, таким образом, свою оценку. | Такая возможность минимальна. |
24 |
Интерес студентов выполнять практические задания и решать задачи | Если в билетах задач не будет – то стремится к минимуму. Студент может научиться «разговаривать» на заданную тему, при этом, не уметь решать задачи – в тестах это можно выявить. | Максимальный. Студенты стремятся нарешать побольше типовых задач, а также поучавствовать в возможности получить «автомат» в случае, если тесты будут достаточно тяжелыми. |
25 |
Общее количество вопросов | 2-3 вопроса в билете + 0-5 дополнительных вопросов. Сложно охватить весь материал темы. | Множество вопросов по всему материалу предмета. |
26 |
Опыт школ | Советская школа. По большей части ориентирована на подготовку кадров в области технических, инженерных, физико-математических и иных точных прикладных наук. Классический билет ввиду специфики наук содержал сложные вопросы, которые нужно было математически доказать и задачу, которую нужно было решить. | Американская школа. Ориентирована на узкую подготовку специалистов по точны наукам и широкую подготовку экономистов, финансистов и менеджеров-управленцев. В принципе, выпускает лучших специалистов экономических направлений в мире. |
27 |
Кто виноват (в восприятии студента)? | Преподаватель, неадекватно выставивший оценку. | Сам студент, заваливший тест по своему незнанию и лени в освоении предмета. |
28 |
Конфликтная компонента в выставлении оценок | Максимальная ввиду субъективности и не всеобъемлющего характера подхода. | Минимальная. |
29 |
Вероятность списать, подсмотреть, угадать правильный ответ. | Максимальная – по мобильному интернету; по заранее подготовленным шаблонам-«рыбам»; по шпаргалкам; по помощи друзей; по «старым знаниям»; по аналогиям. | Если ключи к тестам недоступны, вариантов ответов много и «ошибочные» варианты неочевидно составлены – то минимальная. |
30 |
Требуемый опыт преподавателя, использующего методику | Даже максимальный опыт не дает 100% гарантии адекватности оценивания знаний студента – студент может списать; вычислить билет; воспользоваться интернетом, помощью друзей; заболтать преподавателя, сыграть на усталости, жалости, великодушии, Слабо; от преподавателя также требуется гигантский опыт в разрешении потенциальных конфликтов с учащимися. | Опыт важен при составлении тестов – это можно делать коллегиально. При использовании тестов можно вообще обходиться без преподавателя – по компьютерному тестированию – адекватность метода не будет существенно страдать. |
31 |
Точное планирование временных интервалов экзамена и вызова каждого студента (что важно для работающих) | Практически невозможно. Студенты идут по очереди один за другим. И сказать когда конкретно вызовут, например, Иванову И.И. очень сложно. Такие экзамены могут проводиться буквально с утра до ночи. | С точностью до минуты. Каждый студент знает: сколько времени у него займет экзамен/зачет. Он может отпроситься с работы в заранее установленный интервал времени, сдать экзамен и идти работать дальше. |
32 |
Проблема осуществления прав студентов отлучаться «по срочному» | Часто проблематична. Если студент отлучится – вероятность списывания возрастает. Если его не отпустить – нарушаются его конституционные права на свободу передвижения; теоретически, могут возникнуть правовые последствия. Готовиться к экзамену по билетам проще вне класса. | Проблема отсутствует – студент может отлучаться сколько угодно раз на любое время. Время теста ограничено – его студент и использует. Подглядывание в шпаргалку в «том месте» едва ли позволит прорешать весь тест. Тест писать всегда проще в классе, где созданы все условия. |
33 |
Возможность параллельного опроса студентов | Минимальна. Классический экзамен предполагает, что студенты идут по цепочке – один за другим. | Максимальна – ограничена только количеством вариантов теста. |
34 |
Необходимость преподавателя разговаривать со студентами | Максимальна. От этого зависит качество проведения экзамена. Если групп идет сразу много – то тяжело говорить с десятками студентами в ряд. | Минимальна. Можно вообще не разговаривать со студентами – привести их в компьютерный класс, рассадить и дать тесты. |
35 |
Контроль за поведением «скучающих» студентов в классе | Необходим. Часть студентов выполнят подготовку досрочно и будут сидеть и скучать; если группа большая – возникает необходимость контроля за поведением студентов, чтобы они не разговаривали друг с другом. | Минимален. Студенты не могут скучать на тестовых экзаменах – они могут сдать тест досрочно и идти в любое время. Все студенты заняты одновременно ответом на экзамен. |
36 |
Адекватность времени на подготовку студента к экзамену | Может возникнуть коллизия, когда одним студентам по объективным причинам дается больше времени на подготовку к ответу, чем другим, что нарушает требование экзамена о равенстве возможностей всех учащихся. | Время теста четко задается. Всем студентам предоставляются равные возможности как по времени, так по сложности разных вариантов. |
37 |
Помощь студентам-инвалидам | Преподаватель как правило сам занят и не может оказать помощь студентам-инвалидам, что нарушает Европейскую конвенцию о правах инвалидов, которую подписала и РФ. | Преподаватель свободен в течение экзамена и может уделить студентам с ограниченными возможностями столько времени и внимания, сколько это необходимо. |
При образовательных подходах в рамках тестового метода сами материалы для подготовки к тестам должны быть грамотно оформлены и адекватно представлены студентам. С этим соглашаются многие специалисты, например, Радушинский Дмитрий Александрович [9] и Пушкарева Людмила Васильевна [10].
Для обеспечения доступа всех желающих к материалам теста, а также к материалам по предметам, к датам консультации у преподавателя и к обоснованному рейтингу студентов, Шеметевым А.А. используется облачная платформа [11, 12].
Каждый студент имеет возможность узнать и повлиять на свой рейтинг, а работающие либо тяжело болеющие студенты могут дистанционно загружать материалы и готовиться к итоговому контролю.
В целом, тесты мотивируют студенты учиться. По данным исследований автора, посещаемость занятий с введением тестовой формы увеличилась в 3,4 раза; активность студентов (по количеству научных публикаций и их попыток студентов; участие студентов в конференциях; выполнении студентами различных инициативных практических проектов; участии в деловых играх; общий интерес к материалам) – вырос во много раз (более подробно – в конце статьи).
Студенты активнее ведут научную деятельность, а также активно изучают предмет. Так, только по инновационному менеджменту за осень 2013 года студентами подготовлено 217 инициативных докладов с презентациями (при базисной форме экзамена за аналогичный период выполнялось не более 5 – 8 таких докладов), исследующими различные инновации прошлого и будущего в детальном аспекте.
По инвестиционному менеджменту за аналогичный период предложено 28 инициативных проектов инвестиций, полностью выполненных студентами со всеми расчетами, графиками, таблицами, схемами и презентациями (при базисной форме экзамена за аналогичный период выполнялось не более 1 – 2 таких докладов).
Количество попыток публикаций студентами своих научных работ без соавторства со стороны профессорско-преподавательского состава увеличилось с 1-3 за год при классической форме экзамена (из 5 выборочных групп) до 17 за полугодие (из 5 выборочных групп).
Рост посещаемости студентов составил 3,4 раза. Работающие студенты стали ходить на пары. Даже больные студенты стали стараться посещать все занятия.
Проблема посещаемости студентов – одна из важных проблем современных образовательных технологий. Студенты получили возможность учиться дома, и необходимость посещения лекций сокращается. Автор сталкивался с государственным юридическим вузом, где были группы 5 курса, в которых лекции посещал 1 выбранный из группы студент с диктофоном, который передавал аудиозапись другим студентам и те все конспектировали. Однако преподавателям не всегда было удобно читать лекции одному студенту с диктофоном…..
В авторской практике часто приходят студенты – «конспектеры», которые записывают лекции для того, чтобы выложить их в соцсети и распределить таким образом по всей группе. Причем часть студентов часто отстраненно соотносятся с образовательным процессом. Очевидно, что качество восприятия материала при личном присутствии на лекции преподавателя в разы выше, чем скачанная в группе «в Контакте» лекция.
Относительно сложные тесты по всему материалу с задачами мотивируют студентов приходить на занятия к преподавателю «сложных предметов» для того, чтобы лично усвоить материал и, возможно, заработать баллы на получение оценки «автоматом».
В общем, эффект от внедрения тестов по данным авторских исследований составил:
* По показателю вовлеченности в изучение связанных тем по инновационным проектам: в 36,17 раз;
* По показателю инициативных инвестиционных проектов студентов: в 18,67 раз;
* По показателю инициативных попыток научных публикаций собственных исследований студентов: в 17 раз;
* Рост посещаемости студентов: в 3,4 раза.
Все это достигнуто наряду с очевидной эффективностью самого тестового метода как такового. Важнейшее требование – это адекватно составленные комплексные (относительно сложные) тесты для студентов с большим количеством вариантов. Студенты могут знакомиться с экзаменационными тестами заранее. Примеры тестов можно посмотреть в облачном онлайн журнале автора по ссылкам [11, 12].
Общий эффект от внедрения тестов по совокупности показателей составил: увеличение качества образовательного процесса в 18,8 раза.
Библиографический список
- Олейник Н.М. Тест как инструмент измерения уровня знаний и трудности заданий в современной технологии обучения. – Донецк: Донецкий государственный университет//Учебное пособие по спецкурсу.
- Помякшева Н.Н. Тест, как форма контроля знании студентов 1 – 2 курсов применяемая на дисциплине «математика и информатика»// Педагогические чтения на комиссии гуманитарных социально-экономических дисциплин 2009 – 2010 учебный год. – Самара. – 2009.
- Аванесов В. С. Композиция тестовых заданий. — М., Центр тестирования, 2002.
- Данные проекта Использование тестов в учебном процессе (адрес доступа: testobr.narod.ru).
- Евдокимов В.В., Шамурова Ю.Ю., Григоричева Е.А., Празднов А.С., Михайлов Е.В.,Колесникова А.А., Беседина Н.А., Девальд И.В., Иванова Е.Л. Система компьютерного тестирования как инновационная форма обучения. – Челябинск. – 2012.
- Спихина И.Н., Миронова Е.Ю. Использование тестирования на уроках русского языка как форма текущего контроля знаний учащихся. – Владимир: Владимирский институт повышения квалификации работников образования// Учебные материалы для работников образования. – 2011.
- Артамонова М.В., Киринюк А.А., Назарова И.Б., Тягунова Т.Н. Культура компьютерного тестирования// Методические рекомендации по введению системы тестирования учебных достижений студентов в вузе. – М.: ВШЭ. 2006.
- Ковалев А.П., Крючкова Е.В. Тестирование – инструмент контроля знаний и активизации учебного процесса//ВЕСТНИК МГТУ СТАНКИН. – №2 (2009). – С. 46 – 50.
- Радушинский Д.А. Устное выступление на научно-методической конференции Методика преподавания экономических дисциплин. – СПб: Государственная полярная академия. – 2014.
- Пушкарева Л.В. Устное выступление на научно-методической конференции Методика преподавания экономических дисциплин. – СПб: Государственная полярная академия. – 2014.
- Шеметев А.А. Пример онлайн журнала для студентов экономических специальностей: электронный ресурс. Адрес доступа: http://tinyurl.com/pmf6f8p
- Шеметев А.А. Пример заполненного онлайн журнала для студентов экономических специальностей: электронный ресурс. Адрес доступа: https://docs.google.com/spreadsheet/ccc?key=0AjWMqnl1lCTedFN1THoxUlN0MGFuUVNOSTRiQUVIdlE&usp=sharing#gid=0
- И. А. Максимцев, А. Е. Карлик, Е. А. Горин Привлечение иностранных инвестиций в инновационное развитие (шанхайский опыт)// Экономика и управление. – 2007. – №6. – С. 114-118.
- Тарасевич А.Л. Устойчивость коммерческих банков, экономические и социальные последствия их банкротства: Дис. … канд. экон. наук: 08.00.10: СПб., 2000 251 c.
- Тарасевич Л.С., Курманбаева Б.Ж. Финансирование инновационной деятельности: мировой опыт и российская практика//Вестник кыргызско-российского славянского университета. – 2008. – №9. – С. 181 – 184.
- Ангеловская А.А. Анализ формирования денежных потоков по МСФО и российским стандартам//Международный бухгалтерский учет. – 2013. – №3. – С.47-51.
- Очередько В.П., Басангова К.М. Оценка состояния республики Калмыкия с позиций обеспечения экономической безопасности//Вестник санкт-петербургского университета МВД России. – 2006. – №2. – С. 151 – 157.