Промышленный дизайн изучает технические, социально-культурные и эстетические вопросы формирования стройной предметной среды, организованной средствами промышленного производства для обеспечения оптимальных условий работы, быта и отдыха людей.
Работа дизайнера связана с проектированием окружающих человека предметов: от станков, вещей, инструментов, сложного технологического оснащения до комплексного оборудования промышленных предприятий. В результате активной творческой деятельности дизайнеров производство нужных людям изделий и товаров возросло многократно, а сами предметы приобрели абсолютно другой вид.
Промышленный дизайн – это художественное проектирование, сориентированное на массовый выпуск изделий.
Смысл дизайна – превращение нужного и полезного в прекрасное. Вещь должна выглядеть дороже, чем стоит. «Некрасивое не продается» — считают в мире бизнеса. Визуальная составляющая среды обитания является одним из приоритетных объектов дизайнерского творчества, т. к. более 80% всей информации в процессе жизнедеятельности человек получает благодаря зрительному восприятию.
В 1969 году ИКСИД, конгресс Международного совета дизайнерских организаций, обозначил «дизайн» как творческую деятельность, цель которой — определение формы и смысла предметов, производимых промышленностью [1, с. 13]. И это относится не только к внешнему виду, но и к функциональным и конструктивным особенностям этих предметов, технологии их изготовления, соответствию эргономическим требованиям, к удобству и безопасности их использования.
Методы и технологии дизайнерского проектирования опираются на позиции перестройки функционально нужного в эстетически совершенное.
Промышленный дизайн содержит в себе элементы маркетинга, искусства, и технологии. Дизайн оказывает огромное воздействие на технологическую и конструктивную сторону процесса создания изделия.
Многолетний опыт показывает, что проектирование изделия лишь тогда дает реально высокие результаты, когда дизайнер, конструктор и технолог работают в близком творческом контакте, причем каждый из них с пониманием относится к задаче другого.
Настоящему дизайнеру необходимо стать частью исследовательской группы, создавая безопасную среду обитания, улучшая эргономику, приспосабливая имеющиеся материалы и разрабатывая совершенно новые.
Технический дизайнер соединяет технологию, конструктивное решение и художественное оформление. В своей работе дизайнер употребляет весь багаж проектных средств: от технического конструирования до композиционного формообразования, от функционального анализа до организационных, концептуальных моделей предметной среды. Тем не менее все эти средства подчинены обнаружению общекультурного, художественно-образного постижения дизайнером всего комплекса вопросов предметного мира и мира коммуникации.
В условиях современного производства человек часто работает на пределе психофизиологических возможностей, что приводит к авариям и несчастным случаям.
Эргономика изучает функциональный потенциал человека в трудовых процессах, находит закономерности формирования оптимальных условий жизнедеятельности и высокой производительности труда.
Требования эргономики показывают, что глубокий учет человеческих факторов является неотъемлемой частью всего процесса художественного конструирования промышленных изделий, в результате чего обеспечиваются удобство пользования предметами, максимальное соответствие условиям эксплуатации и оптимизации условий человеческой жизни [1, с. 62].
Роль человеческого фактора тем весомее, чем сложнее технически объект проектирования.
В наше время значительное внимание уделяется эргодизайну, дисциплине, образовавшейся на стыке дизайна и эргономики. Эргодизайн связывает в единое целое научные эргономические разработки «человеческого фактора» с дизайнерскими проектными исследованиями.
Во всех предметах находят единые стилистические закономерности, общие соотношения материала, формы и технологии. Таким образом, дизайн отвечает за единство предметного мира.
Для успешного развития дизайна нужен определенный уровень развития, экономические условия, высокие технологии, развитая промышленность, высокое благосостояние людей.
Есть традиционно дизайн-ориентированные государства – Германия, США, Италия, Япония. Торговля и производство в них являются беспрерывными заказчиками дизайна. Существуют страны, в которых дизайн буквально пронзает все виды деятельности. Среди них – Италия, Финляндия, Швеция, Норвегия, Япония. Значительную роль в развитии массового производства в этих странах играет коммерческий дизайн (стайлинг) – особый тип формально-эстетической модернизации, при которой изменению подвергается внешний вид изделия, не связанный со сменой функции и не касающийся значительного улучшения его технических или эксплуатационных качеств. Стайлинг придает изделию модный, современный, понятный потребителю, коммерчески выгодный вид и форму. Он тесно сплетен с конкретными характерными чертами образа жизни и с модой.
Важная роль в продвижении товара придается фирменному стилю. Он включает в себя основные элементы: товарный знак, логотип, шрифт, цвет, а также все многообразие визуальной информации: от упаковки, документации, рекламы до элементов визуальной коммуникации, транспортных средствах, зданиях и пр.Неотъемлемым элементом в создании фирменного стиля является промышленная графика, которая включает плакаты, печатные издания, информационные знаки, знаки безопасности, пиктограммы, указатели, рекламу — все изобразительные решения, тиражируемые типографским или иным техническим способом.
Промышленная графика – вид графического дизайна в области разработки и сбыта промышленной продукции (торговые знаки, ярлыки, издательские марки, рекламные издания, каталоги, проспекты, буклеты и т. д.) и в сфере управления производством (деловые бумаги, фирменные бланки, конверты и т. д.). Промышленная графика тесно связана с торгово-промышленной рекламой.
Следовательно, промышленный дизайн рассматривает и анализирует:
- соответствие изделия техническим возможностям и функциям;
- соответствие изделия строению человеческого тела, эргономическим запросам;
- рентабельность изготовления;
- новую форму и цвет изделия;
- удобство в работе, безопасность.
Актуальность работы современного дизайнера заключается в стимулировании перемен в конструировании, формообразовании, технологии изготовления, поскольку любая новая разработка должна заключать в себе инновационное решение.
С учетом потребностей современного производства, в созданный курс «Промышленный дизайн» включены следующие разделы: общие понятия, история развития дизайна, стили в дизайне, этапы дизайн-проектирования, промышленная графика, функциональные, конструктивные технологические основы дизайнерских решений, эргономика.
Широкое внедрение новых технологий, web-ресурсов, материалов и мультимедийных информационных продуктов породило потребность в высококвалифицированных специалистах междисциплинарного профиля, обладающих фундаментальным образованием в области дизайна, материаловедения, машиностроения, технологии обработки, автоматизации технологических процессов изготовления, а также в сфере компьютерных технологий для решения профессиональных творческих задач.
Библиографический список
- Дизайн. Иллюстрированный словарь справочник / Г. Б. Минервин, В. Т. Шимко, А. В. Ефимов и др.: Под общей редакцией Г. Б. Минервина и В. Т. Шимко. – М.: «Архитектура-С», 2004, 288 с. ISBN 5-9647-0021-7