РОЛЬ ПРОМЫШЛЕННОГО ДИЗАЙНА В СОВРЕМЕННОМ ПРОИЗВОДСТВЕ

Бутузова Галина Николаевна1, Иванов Алексей Юрьевич2
1Владимирский государственный университет имени А. Г. и Н. Г. Столетовых, доцент
2Владимирский государственный университет имени А. Г. и Н. Г. Столетовых, старший преподаватель

Аннотация
Данная статья посвящена значению промышленного дизайна в производстве. Раскрывается влияние дизайна на разработку изделий и описываются основные направления деятельности технического дизайнера в современном мире. Рассказывается о развитии эргодизайна и формировании стайлинга в разных странах.

Ключевые слова: композиция, промышленная графика, промышленный дизайн, стайлинг, техника художественного проектирования, эргономика


THE ROLE OF INDUSTRIAL DESIGN IN THE MODERN WORKPLACE

Butuzova Galina Nikolaevna1, Ivanov Alexey Yurevich2
1Vladimir State University named after A. G. and N. G. Stoletovykh, docent
2Vladimir State University named after A. G. and N. G. Stoletovykh, senior lecturer

Abstract
This article is devoted to value of industrial design in production. Influence of design on development of products reveals and the main activities of the technical designer in the modern world are described. It is told about development ergodizayna and styling formation in the different countries.

Keywords: art design technology, composition, ergonomics, industrial design, industrial graphics, styling


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Бутузова Г.Н., Иванов А.Ю. Роль промышленного дизайна в современном производстве // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2014/01/30639 (дата обращения: 03.12.2024).

Промышленный дизайн изучает технические, социально-культурные и эстети­ческие вопросы формирования стройной предметной среды, организованной средствами промышленного производства для обеспечения оптимальных условий работы, быта и отдыха людей. 

Работа дизайнера связана с проектированием окружающих человека предметов: от станков, вещей, инструментов, сложного технологического оснащения до комплексного оборудования промышленных предприятий. В результате активной творческой деятельности дизайнеров производство нужных людям изделий и товаров возросло многократно, а сами предметы  приобрели абсолютно другой вид.

Промышленный дизайн – это художественное проектирование, сориентированное на массовый выпуск изделий.

Смысл дизайна – превращение нужного и полезного в прекрасное. Вещь должна выглядеть дороже, чем стоит. «Некрасивое не продается» — считают в мире бизнеса. Визуальная составляющая среды обитания является одним из приоритетных объектов дизайнерского творчества, т. к. более 80% всей информации в процессе жизнедеятельности человек получает благодаря зрительному восприятию.

В 1969 году ИКСИД, конгресс Международного совета дизайнерских организаций, обозначил «дизайн» как творческую деятельность, цель которой — определение формы и смысла предметов, производимых промышленностью [1, с. 13]. И это относится не только к внешнему виду, но и к функциональным и конструктивным особенностям этих предме­тов, технологии их изготовления, соответствию эргономическим требованиям, к удобству и безопасности их использования.

Методы и технологии дизайнерского проектирования опираются на позиции перестройки функционально нужного в эстетически совершенное. 

Промышленный дизайн содержит в себе элементы маркетинга, искусства, и технологии. Дизайн оказывает огромное воздействие на технологическую и конструктивную сторону процесса создания изделия.

Многолетний опыт показывает, что проектирование изделия лишь тогда дает реально высокие результаты, когда дизайнер, конструктор и технолог работают в близком творческом кон­такте, причем каждый из них с пониманием относится к задаче друго­го.

Настоящему дизайнеру необходимо стать частью исследовательской группы, создавая безопасную среду обитания, улучшая эргономику, приспосабливая имеющиеся материалы и разрабатывая совершенно новые.

Технический дизайнер соединяет технологию, конструктивное решение и художественное оформление. В своей работе дизайнер употребляет весь багаж проектных средств: от техничес­кого конструирования до композиционного формо­образования, от функционального анализа до организационных, концептуальных моделей предметной среды. Тем не менее все эти средства подчинены обнаружению общекультурного, худо­жественно-образного постижения дизайнером всего комплекса вопросов предметного мира и мира коммуникации.

В условиях современного производства человек часто работает на пределе психофизиологических возможностей, что приводит к авариям и несчастным случаям.

Эргономика изучает функциональный потенциал человека в трудовых процессах, находит закономерности формирования оптимальных условий  жизнедеятельности и высокой производительности труда.

Требования эргономики показывают, что глубокий учет человеческих факторов является неотъемлемой частью всего процесса художественного конструирования промышленных изделий, в результате чего обеспечиваются удобство пользования предметами, максимальное соответствие условиям эксплуатации и оптимизации условий человеческой жизни [1, с. 62].

Роль человеческого фактора тем весомее, чем сложнее технически объект проектирования.

В наше время значительное внимание уделяется эргодизайну, дисциплине, образовавшейся на стыке дизайна и эргономики. Эргодизайн связывает в единое целое научные эргономические разработки «человеческого фактора» с дизайнерскими проектными исследованиями.

Во всех пред­метах находят единые стилистические закономерности, об­щие соотношения материала, формы и технологии. Таким образом, дизайн отвечает за единство предметного мира.

Для успешного развития дизайна нужен определенный уровень развития, экономические условия, высокие технологии, развитая промышленность, высокое благосостояние людей.

Есть традиционно дизайн-ориентированные государства – Германия, США, Италия, Япония. Торговля и производство в них являются беспрерывными заказчиками дизайна. Существуют страны, в которых дизайн буквально пронзает все виды деятельности. Среди них – Италия, Финляндия, Швеция, Норвегия, Япония. Значительную роль в развитии массового производства в этих странах играет коммерческий дизайн (стайлинг) – особый тип формально-эстетической модернизации, при которой изменению подвергается внешний вид изделия, не связанный со сменой функции и не касающийся значительного улучшения его технических или эксплуатационных качеств. Стайлинг придает изделию модный, современный, понятный потребителю, коммерчески выгодный вид и форму. Он тесно сплетен с конкретными характерными чертами образа жизни и с модой.

Важная роль в продвижении товара придается фирменному стилю. Он включает в себя основные элементы: товарный знак, логотип, шрифт, цвет, а также все многообразие визуальной информации: от упаковки, документации, рекламы до элементов визуальной коммуникации, транспортных средствах, зданиях и пр.Неотъемлемым элементом в создании фирменного стиля является промышленная графика, которая включает плакаты, печатные издания, информационные знаки, знаки безопасности, пиктограммы, указатели, рекламу — все изобразительные решения, тиражируемые типографским или иным техническим способом.

Промышленная графика – вид графического дизайна в области разработки и сбыта промышленной продукции (торговые знаки, ярлыки, издательские марки, рекламные издания, каталоги, проспекты, буклеты и т. д.) и в сфере управления производством (деловые бумаги, фирменные бланки, конверты и т. д.). Промышленная графика тесно связана с торгово-промышленной рекламой.

Следовательно, промышленный дизайн рассматривает и анализирует:

  • соответствие изделия техническим возможностям и функциям;
  • соответствие изделия строению человеческого тела, эргономическим запросам;
  • рентабельность изготовления;
  • новую форму и цвет изделия;
  • удобство в работе, безопасность.

Актуальность работы современного дизайнера заключается в стимулировании перемен в конструировании, формообразовании, технологии изготовления, поскольку любая новая разработка должна заключать в себе инновационное решение.

С учетом потребностей современного производства, в созданный курс «Промышленный дизайн» включены следующие разделы: общие понятия, история развития дизайна, стили в дизайне, этапы дизайн-проектирования, промышленная графика, функциональные, конструктивные технологические основы дизайнерских решений, эргономика.

Широкое внедрение новых технологий, web-ресурсов, материалов и мультимедийных информационных продуктов породило потребность в высококвалифицированных специалистах междисциплинарного профиля, обладающих фундаментальным образованием в области дизайна, материаловедения, машиностроения, технологии обработки, автоматизации технологических процессов изготовления, а также в сфере компьютерных технологий для решения профессиональных творческих задач.


Библиографический список
  1. Дизайн. Иллюстрированный словарь справочник / Г. Б. Минервин, В. Т. Шимко, А. В. Ефимов и др.: Под общей редакцией Г. Б. Минервина и В. Т. Шимко. – М.: «Архитектура-С», 2004, 288 с. ISBN 5-9647-0021-7


Все статьи автора «alexejji»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: