КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ

Наговицын Роман Сергеевич
Глазовский государственный педагогический институт им. В. Г. Короленко
К.пед.наук, доцент, заведующий кафедрой

Аннотация
В качестве теоретико-методологической основы формирования физической культуры личности будущих педагогов выступает культурологический подход. Выбор методологического подхода определен стремлением раскрыть сущность процесса совершенствования с разных позиций и образованием единой концептуальной системы многоуровневого характера, являющийся основой развития личности студента вуза в педагогическом пространстве.

Ключевые слова: Культурологический подход, методологическая основа, формирование физической культуры личности будущих педагогов


CULTURAL APPROACH TO THE FORMATION OF PHYSICAL CULTURE PERSONALITY OF THE FUTURE TEACHERS

Nagovitsyn Roman Sergeevich
The Glazov Korolenko State Pedagogical Institute
kandidat of pedagogical sciences, associate professor, the head of the Department

Abstract
As a theoretical and methodological basis for the formation of physical culture personality future educators advocate cultural studies approach. Choice methodological approach defined desire to reveal the essence of the process of improving from different positions and form a single conceptual system of multilevel character, which is the basis of development of the individual student in the university pedagogical space.

Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Наговицын Р.С. Культурологический подход к формированию физической культуры личности будущих педагогов // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2014/01/30612 (дата обращения: 15.03.2024).

В современных условиях модернизации российского образования актуализируется поиск объективных методологических оснований. В качестве методологической основы формирования физической культуры личности будущих педагогов выступает культурологический подход, основанный на теоретическом синтезе взаимодополняющих подходов: системного, личностно-ориентированного, деятельностного, компетентностного и инновационного подходов, объединённых в единую методологическую систему, и соответствующий современному целеполаганию – развитию личности обучающегося. Теоретико-методологической базой формирования физической культуры личности обучающихся во взаимосвязи с методологическими подходами, которые обеспечивающие целостность процесса, выступают также и принципы, которые отражают как содержание, так и особенности подходов.

Обобщая подходы к педагогическому проектированию, повышение уровня физической культуры личности будущего специалиста мы рассматриваем как системный поэтапный процесс. Выявленные изменения приоритета в ценностях и целях профессиональной подготовки актуализировали сопоставить и отобрать основной методологический подход к ее реализации, обеспечивающий взаимосвязь ее компонентов и целостность процесса: культурологический подход с опорой на научные идеи системного, личностно-ориентированного, деятельностного, компетентностного и инновационного подходов.

Выбор подходов к формированию физической культуры личности будущих педагогов в образовательном пространстве вуза обусловлен стремлением раскрыть сущность данного процесса с разных позиций, всесторонне, что способствует достижению интегративного результата – развитию личности обучающегося.

Культурологический подход к формированию физической культуры личности, имеющий своим основанием аксиологию (З. Е. Равкин [8] и М. А. Захарищева) даёт возможность рассматривать физическую культуру личности как общечеловеческую ценность, являющейся содержательной основой развития личности и общества, а формирование физической культуры как культурологический процесс (А. Г. Асмолов, И. М. Быховская [5], М. Я. Виленский [6], В. М. Выдрин, М. С. Каган, Л. И. Лубышева, Г. М. Соловьев и др.). При его выявлении в качестве методологического основания мы исходили из того, что освоение культурных ценностей человеком происходит в процессе образования и воспитания, отражающего тенденции развития общества. При этом человек является субъектом, творцом культуры. (В. C. Библер, Е. В. Бондаревская [4], С. В. Кульневич [4], И. Я. Лернер, Э. С. Маркарян и др.). Избрание культурологического подхода концептуальной основой позволило выявить общие закономерности, факторы и условия, создающие благоприятную среду для формирования физической культуры обучающихся в высшей школе. В контексте культурологического подхода анализируется понятие «физическая культура» как неотъемлемая составная часть целостной культуры личности и общества, а также как сущность педагогического процесса в аспекте условия формирования физической культуры личности. В ракурсе данного подхода определены основные противоречия ее формирования и развития; выявлены и обоснованы культурно-исторические предпосылки исследования проблемы физической культуры. [9].  С помощью данного подхода в исследовании раскрыто центровое содержание физической культуры личности, выявление ее содержательных аспектов, взаимообусловленности в формировании человека ее средствами в тесной связи с другими видами культур. Определено, что единство функционального, ценностного и деятельностного аспектов содержания физической культуры способствует пониманию ее интегративной, человекотворческой, духовно-физической сущности. [3]. В этом аспекте формирование физической культуры личности является сферой не только развития двигательных качеств, умений и навыков человека, но и социокультурного и личностного становления и развития. [7].

Культурологический подход к построению и развитию профессиональной  подготовки будущих педагогов, рассматриваемый в исследовании с философских позиций физической культуры, понимает его как сферу духовного становления, определяющего раскрытие сущностных сил специалиста, его профессионально–личностное развитие и саморазвитие, способности к инновационной деятельности и формированию «прогрессирующей» личности в изменяющемся мире. Результатом такого педагогического образования является «физкультурно-сформированный будущий педагог». Понятие «физкультурно-сформированный будущий педагог» или «педагог с высоким уровнем сформированности физической культуры личности» несет определенное категориальное направление и применим для характеристики любой из исторически конкретных образовательных систем. Это понятие продуктивно и при определении индивидуальных характеристик будущего педагога, так как образовательная система полноценно функционирует лишь при наличии соответствующего ей профессионала. Именно под этими характеристиками вводится эта дефиниция [9, с. 14]. В нашем понимании это специалист, в котором гармонично соединяются профессионализм, интеллигентность, социальная зрелость, творческое начало и высокий уровень сформированности физической культуры личности. Это показатель культуры, успешность качественной профессиональной подготовки которого зависит от становления физической культуры личности как важной части общей и профессиональной культуры. Его личное мотивационно-ценностное отношение, мировоззрение, способность оценивать, оптимальный уровень психического и физического развития, глубина научных познаний в области физической культуры, способность к созиданию, творческая активность и самостоятельность составляют главные качества. Однако такая характеристика была бы неполной, если бы не учитывалась потребность в физкультурной деятельности, которая в системе ценностных ориентаций такого типа педагога должна играть ведущую роль.

В рамках культурологического подхода, выступающего в нашем исследовании как методологическое основание формирования физической культуры личности и опирающегося на весь культурный опыт человечества, приобретает актуальность гуманистическая стратегия развития материальной и духовной культуры. В этом аспекте физическая культура определяет гуманистический вектор развития культуры общества. Физкультурная деятельность, рассматриваемая через призму данного методологического подхода, определяется со стороны человеческой значимости и ценности только тогда, когда становится фактором истинно культурного развития личности, гармонизации телесного и духовного, устойчивого приобщения его к физической культуре.

Культурологический подход предполагает принцип культуросообразности, на основе которого содержание образования рассматривается как педагогически адаптированный социальный опыт прошлого и настоящего, равнозначный по структуре культуре. Цель образования составляет формирование культуры личности обучающегося, в качестве результата рассматривается формирование индивида, усвоившего определенные культурные ценности; овладевшего навыками самосовершенствования и способами деятельности, необходимыми в различных сферах жизни; умеющего самостоятельно принимать ответственные решения.

Данный принцип, выявленный в нашем исследовании, выявляет использование в воспитании, образовании и обучении, направленных на формирование физической культуры личности будущего педагога культуры того пространства, для развития которой создано учебное заведение – культуры региона, народа, нации, общества, страны. Принцип реализуется через  понимание педагогического про­цесса как культурно-исторической ценности и максимальное использование семейной и региональной материальной и ду­ховной культуры, через обеспечение единства национального, ин­тернационального, межнационального и интерсоциального начал в воспитании, образовании, обучении; формирование творческих способностей и установок учащихся на потребле­ние, сохранение и создание новых культурных ценностей. [2. с. 623]

Принцип культуросообразности также определяет, что всесторонне развитая личность, включая ее психо-физическое развитие с помощью оптимальных физических нагрузок, реализуется как цель, как планируемый результат образования и профессиональной подготовки. В современной педагогике принцип культуросообразности рассматривается как смыслообразующее понятие. Это культура применения традиционных образовательных форм, соответствие культурным образцам; а также внедрение инновационных форм, основанных на ситуациях диалога, выбора, рефлексии в процессе усвоения культурных ценностей. Принцип культуросообразности взаимообусловлен принципом природосообразности, так как в процессе вхождения в мир культурных ценностей педагог обязательно учитывает особенности учащихся, их интересы.

В аспекте принципа культуросообразности физическая культура должна рассматриваться как одна из форм оптимальной жизнедеятельности (искусства жизни и существования), выражающаяся в стремлении человека к познанию, созиданию себя и мира, к самовыражению и самоактуализации. Она формирует важную область незаменимого и специфического первичного жизненного опыта и основ мировосприятия человеком реальной действительности через развитие его телесности, телесного мышления. Это создает предпосылки для улучшения качества жизни людей посредством воспитания, в котором достигается субстанциальная синергия тела, духа, сознания и самосознания личности, благодаря которой эти начала развиваются в процессе всей жизнедеятельности, а не просто растрачивается генетический потенциал человека. Сущность физической культуры интегрируется на основе синергии ценностного и деятельностного компонентов как наиболее важных условий рефлексии физической культуры в самосознании личности. [10].

В ракурсе концептуального принципа следует отметить культуросообразную составляющую формирования физической культуры личности, связанной с репродуктивной функцией. Так, учитывая то, что одной из основных особенностей культуры является воспроизводство человека во всей целостности и всесторонности своего социального существования, необходимо помнить о самой главной общественной роли человека, основанной на готовности не к условиям производства неорганического тела цивилизации, а к воспроизводству человека в двух составляющих:

- в биологическом плане, а именно рождение человека, не имеющего отклонений морфофункциональных и физических показателях от нормативного и оптимального развития;

- в духовном плане, как человека одухотворенной, нравственной, свободно действующей телесности. [1].

Физическая культура предполагает формирование не только оптимального и полноценного тела человека, способного к определенным общественным функциям[11], но и  готовности его к деятельности с в любой сфере, нуждающегося в знаниях о формировании гармоничной личности, в том числе и передаче своего социокультурного опыта, что в конечном счете является сутью деятельности культурного человека, в сфере физической активности подрастающего поколения. [1].

Таким образом, культурологический подход, образует единую методологическую систему многоуровневого характера, которая послужила основой развития личности студента вуза в педагогическом пространстве. Выбор методологического подхода определен стремлением раскрыть сущность процесса совершенствования с разных позиций, что в свою очередь способствует достижению интегративного результата – формированию физической культуры личности обучающегося.


Библиографический список
  1. Баранов В. А. Физическая культура: ценностно гуманистическая основа качества жизни современного общества.: Автореф. … дисс. докт.филос.наук. – М., 2010. – 44 с.
  2. Безрукова В. С. Основы духовной культуры: Энциклопедический словарь педагога: Екатеринбург, 2000 – 937 с.
  3. Бобыкина И. А. Концепция формирования культуры лингвосамообразования при обучении иностранному языку в высшей школе: Автореф. … дис. д-ра пед.наук. – Нижний Новгород, 2012. – 39 с.
  4. Бондаревская, Е.В., Кульневич, С.В.  Педагогика: личность  в гуманистических теориях и системах воспитания: Учеб. пособие  для студ. сред. и  высш. пед. учеб. заведений, слушателей  ИПК и ФПК/ Е.В. Бондаревская , С.В. Кульневич  – Ростов-н/ Д.: Учитель, 1999.–560 с.
  5. Быховская И.М. Человеческая телесность в социокультурном измерении: традиции и современность : Моногр. / Быховская И.М.; ГЦОЛИФК. – М., 1993. – 179 с.
  6. Виленский М.Я. Методологические основы и коцептуальные предпосылки процесса формирования физической культуры личности / Виленский М. Я., Петьков В. А. – М.: РАЕН., 2002. – 56 с.
  7. Пуни А. Ц. Проблема личности в психологии спорта. – М., 1980. – 28 с.
  8. Равкин З. И. Актуальные проблемы методологии истории образования / З. И. Равкин. – М., 1994. – 128 с.
  9. Филимонюк Л.А. Формирование проектной культуры педагога в процессе профессиональной подготовки: Автореф. … дисс.докт.пед.наук. – Махачкала, 2008. – 48 с.
  10. Ken Green Understanding Physical Education. - India: Replica Press Pvt., 2008. – 289 p.
  11. Laura Azzarito Students’ construction of the body in physical education // A Dissertation Submitted to the Graduate Faculty of the Louisiana State University and Agricultural and Mechanical College in partial fulfillment of the Requirements for the degree of Doctor of Philosophy in the Department in Kinesiology. – B. S., Universita’ di ScienzeMotorie di Torino,Italy, M. S.,UniversityofMaryland,College Park. – 2004. – 204 p.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Romanagovitsin»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация