В настоящее время деятельностный подход в обучении иностранным языкам позволяет выделить говорение на иностранном языке как определенный вид деятельности. В педагогике иноязычная речетворческая деятельность считается системообразующей характеристикой многоаспектного феномена языковой подготовки как в школе, так и в вузе [1].
Речевое взаимодействие рассматривается как прием, направленный на обеспечение общения обучаемых друг с другом. Это предполагает не только говорение, но и комплексный подход к развитию умений взаимодействия.
Для успешного обучения устному взаимодействию необходимо сформировать потребность говорить на иностранном языке, а это значит, что в центре внимания преподавателя должен быть субъект говорения с его индивидуальными особенностями. При этом необходимо включить в учебный процесс здоровьесберегающие технологии – ненасильственное обучение, проблемное обучение, диалоговое обучение и т.д. [2]
Следует отметить, что деятельностная сущность при обучении устной иноязычной речи реализуется при создании положительного условия для активного и свободного развития личности в деятельности. В общем виде эти условия сводятся к следующему:
- обучаемые получают возможность свободного выражения своих мыслей и чувств в процессе общения;
- самовыражение личности становится важнее демонстрации языковых знаний;
- поощряются пусть противоречивые, парадоксальные, даже «неправильные» суждения, но свидетельствующие о самостоятельности обучаемых, об их активной позиции;
- участники общения чувствуют себя в безопасности от критики за ошибки;
- использование языкового материала подчиняется задаче индивидуального речевого замысла;
- языковой материал соответствует речемыслительным способностям говорящего;
- учебной нормой считаются отдельные нарушения языковых правил и случайные ошибки.
Здесь также необходимо отметить, что речевые ошибки в условиях речевого устного взаимодействия не только возможны, но и нормальны.
Подход к ошибкам должен основываться на следующих позициях:
- речевая ошибка является нормальным явлением процесса обучения;
- исправляются ошибки, а не обучаемые;
- не исправляются ошибки, допущенные в момент речевого общения;
- исправление ошибки должно носить характер повторения правильных форм за преподавателем.
Разговорная грамматика допускает определенные отклонения от грамматики письменной речи. В ней наблюдаются эллиптические конструкции, односоставные предложения без подлежащего, неоконченные фразы и оговорки. Особенности разговорной грамматики важно учитывать в условиях обучения иноязычной устной речи.
Необходимым условием успешного обучения устной иноязычной речи является контроль со стороны преподавателя, так как именно он информирует обучаемого о качестве языковой подготовки.
Одними из главных функций контроля знаний являются обучающая и стимулирующая функции контроля. Положительная оценка работы обучаемых стимулирует их на более высокие результаты в процессе обучения.
Критериями оценок при устном речевом взаимодействии являются:
- логическая последовательность общения;
- использование соответствующего лексического материала;
- содержательность высказываний участников общения;
- эмоциональный характер высказывания мыслей и реплик участников общения.
При обучении устному взаимодействию необходимо вовлекать обучаемых в решение широкого круга задач, успешное завершение которых доставляет удовлетворение и повышает их уверенность в себе. С методической точки зрения, это весьма существенно, поскольку заставляет организовывать процесс обучения как деятельность, состоящую из решения задач общения.
Таким образом, речевая направленность процесса обучения предполагает использование различных ситуаций, ролевое и имитационное общение. Следовательно, эти виды деятельности реализуются в виде общения, которое организуется в соответствии с разработанным сюжетом, распределенными ролями и межролевыми отношениями.
Отметим, что речевая направленность процесса обучения заключается не столько в том, что преследуется речевая практическая цель, сколько в том, что путь к этой цели есть самое практическое использование иностранного языка.
В результате изучения и анализа теоретического исследования было установлено, что повышение качества речевой деятельности происходит успешнее и эффективнее, если будет уделяться больше внимания упражнениям на развитие навыков устной иноязычной речи, в частности использование речевых ситуаций, диалогов и обсуждение той или иной темы.
С целью уточнения процесса применения и выяснения эффективности использования выше указанных упражнений была проведена методическая работа на основе учебно-методического пособия по английскому языку “Basic English Course” издательства Казанского государственного университета культуры и искусств.
Рассмотрим второй модуль (Module 2 «Travelling»). Задачей обучения данного модуля явилось формирование навыков устной иноязычной речи по образцу и формирование способности к высказыванию своего мнения по теме «Travelling».
Данный модуль содержит современную лексику, связанную с туризмом и расширяющую кругозор и знание студентов не только факультета Экономики, Менеджмента и Туризма, но и базовых курсов для обучающихся на других специальностях. Успешное освоение слов и выражений по теме «Travelling» и в последствии их комбинирование дает студентам возможность осуществлять речевую деятельность на иностранном языке в сфере туризма.
В данном модуле большая роль отводится упражнениям «Speak for Yourself». В данных упражнениях студенты должны прокомментировать свой выбор и высказать свое мнение: I. What facilities would you expect a very expensive hotel to provide their guests? Make a list and compare your ideas with a partner. II. You’re planning a holiday. Which three things are most important for you? Which things are least important for you? Compare your ideas. Одним из преимуществ данного вида упражнений является взаимодействие студентов при высказывании своего мнения. В рамках этого модуля используются речевые коммуникативные ситуации в форме диалога, в котором происходит ролевое общение между клиентом (guest) и сотрудником гостиницы (receptionist) – студентам предлагаются ситуативные диалоги “At the hotel”. При выполнении данного упражнения главным является обучение репетированию.
Также студентам предоставляется возможность самостоятельно составить диалог по теме «Travelling» с помощью тематической лексики, что в свою очередь формирует навыки устной иноязычной речи.
Таким образом, мы пришли к заключению, что при овладении иноязычной устной речи главным является формирование навыков речевой деятельности. При этом эффективной опорой является тематический словарь и смысловые фразы для формирования подхода к построению коммуникативных и исчерпывающих ситуацию высказываний.
Из всего выше сказанного следует отметить, что факторами успешности обучения устной иноязычной речи являются: мотивация к говорению на иностранном языке; ситуативность; благоприятные условия для речевого взаимодействия.
Библиографический список
- Валеева Р.З. Формирование иноязычной речетворческой деятельности как компетентности будущих специалистов в системе заочного обучения вуза: автореф. дис… канд. пед. наук. Казань, 2011. Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat http://www.dissercat.com/content/formirovanie-inoyazychnoi-rechetvorcheskoi-deyatelnosti-kak-kompetentnosti-budushchikh-spets#ixzz2RDXCxqh2
- Кириллова А.И. Возможности формирования ценности здорового образа жизни на уроках иностранного языка // Гуманитарные научные исследования. – Апрель 2013. – № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2013/04/2788