Меры по снижению наркозависимости на региональном уровне зависят от многих местных факторов, таких, как близость или удаленность от государственных границ, от транзитных путей наркотрафика, наличие или отсутствие посевных площадей наркосодержащих растений, развитие химической промышленности и подпольных химических лабораторий по производству наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров. К мерам этого направления относятся усилия по охране и укреплению границ, выявление мест производства наркотических средств и психотропных веществ и пресечение этой незаконной деятельности, обнаружение площадей незаконного произрастания наркосодержащих растений с последующим уничтожением и рекультивацией земель, выявление и пресечение путей перемещения наркотиков, противодействие преступным организациям, вовлеченным в незаконный оборот наркотиков и теневую экономику.
Наркоситуацию в Республике Башкортостан предопределяет её географическое местоположение, наличие общих границ с Республикой Татарстан, Удмуртской республикой, Оренбургской, Свердловской и Челябинскими областями, Пермским краем, а также близкое расположение практически открытой российско-казахстанской границы, через которую происходит транспортировка наркотических средств. Значительное воздействие на наркоситуацию оказывают миграционные потоки из государств Средне-Азиатского и Северо-Кавказского регионов, а также наличие на территории республики устойчиво организованных этнических диаспор, таких как: узбекская, таджикская, азербайджанская и цыганская [1, с.24].
Общая оценка наркоситуации в республике складывается из характеристики социально-экономического и демографического состояния региона, уровня наркотизма, медицинской, силовой и профилактической составляющей противодействия наркоэкспансии. Одной из проблем в организации противодействия нарокоэкспансии является проблема комплексного воздействия на наркоситуацию вообще, и в условиях административно-территориального образования, в частности. Опыт свидетельствует о том, что наиболее эффективно решение данной проблемы на региональном уровне.
Предупреждение возникновения и распространения наркомании в Башкортостане началось в 90-х годах прошлого века с последовательного объявления и проведения в республике в соответствии с Указами Президента Башкортостана: Года ребёнка (1999 г.), Года молодёжи (2000 г.), Года матери (2001 г.).
Своевременно депутатами Государственного Собрания-Курултая был принят Закон Республики Башкортостан «О профилактике алкоголизма, наркомании и токсикомании в Республике Башкортостан», вступивший в силу 31 июля 2005 года. Он определил конкретные задачи и полномочия государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, организаций, средств массовой информации, негосударственных организаций в этой сфере. Отдельными положениями Закона закреплены задачи органов образования, здравоохранения, физкультуры, соцзащиты, культуры, комиссий по делам несовершеннолетних, средств массовой информации по предупреждению распространения алкоголизма, наркомании, токсикомании.
Одним из перспективных направлений в организации антинаркотической работы является системный анализ развития наркоситуации в регионе. В республике этому направлению придается большое значение. Постановлением Правительства утверждено Положение о полномасштабном мониторинге наркотической ситуации в республике. Информационный фонд мониторинга создается и пополняется Управлением наркоконтроля по РБ. Результаты мониторинга дали возможность выявить причинно-следственные связи между результатами влияния различных факторов, воздействующих на наркоситуацию, и уровнем наркотизации населения не только в целом по республике, но и по городам и районам. В конечном итоге результаты мониторинга позволяют обеспечить органы государственной власти и управления республики и иные структуры, участвующие в антинаркотической деятельности, достоверной информацией, адекватно отражающей состояние и динамику развития наркотической ситуации в регионе с целью эффективного и целенаправленного противодействия наркоагрессии [2].
Можно констатировать, что предпринимаемые комплексные меры руководством республики, правоохранительными и иными государственными органами, общественными организациями и религиозными конфессиями по противодействию наркоэкспансии, оказывают существенное позитивное воздействие на наркоситуацию в регионе и свидетельствует о правильности антинаркотической политики, реализуемой в соответствии с целевыми правительственными программами.
На основе принятого в 2005 году Закона РБ «О профилактике алкоголизма, наркомании, токсикомании в РБ» разработана действующая Программа по противодействию злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту в РБ (далее – Программа).
Для обеспечения реализации мероприятий Программы Управлением ФСКН РОССИИ по РБ приняты планы совместной работы с Министерством образования РБ, Министерством по физической культуре, спорту и туризму РБ, Министерством здравоохранения РБ, Министерством внутренних дел по РБ, Государственным комитетом РБ по молодежной политике, Военным комиссариатом РБ, Главным управлением Федеральной службы исполнения наказаний по РБ. С Центральным духовным управлением мусульман России, Духовным управлением мусульман РБ и Уфимским епархиальным управлением заключены соглашения о сотрудничестве в области профилактики наркомании.
Активно участвует в этом плане Министерство образования РБ, которое организовало научно-методическое обеспечение антинаркотической деятельности в своей системе и соответствующую переподготовку педагогов. Ведомство организовывает массовые мероприятия антинаркотического характера, апробируют программу по антинаркотическому воспитанию учащихся, практикует в вузах социологические исследования, создало при Совете ректоров Координационный совет по профилактике наркомании, алкоголизма и табакокурения в студенческой среде. Министерство культуры и национальной политики РБ организовало конкурсы и ряд фестивалей по антинаркотической тематике. Созданы и продолжают создаваться документальные и художественные фильмы антинаркотического содержания.
Источники оперативно-розыскной информации о событиях, процессах, фактах и лицах, представляющих оперативный интерес в связи с необходимостью организации борьбы с наркобизнесом, в свою очередь, бывают разового действия или постоянного [3].
Однако, несмотря на применяемые меры до настоящего времени, в Республике Башкортостан сохраняется довольно высокий уровень наркотизации. Такое положение требует усиления противодействия в первую очередь на региональном уровне. Коренного перелома в создавшейся обстановке можно добиться лишь применением системно-комплексного подхода, усилив при этом как силовую, правоприменительную его составляющую, так и профилактическую, предупредительную работу общесоциального и медицинского характера. Добиться успеха можно только в том случае, если будут объединены усилия органов государственной власти, правоохранительных структур, органов местного самоуправления, общественных и неправительственных организаций.
Библиографический список
- Гаврикова А.В. Наркоситуация: территориально-структурные особенности, тенденции, регулирование. Пермь, 2012. С. 24.
- Пресс-служба Управления ФСКН России по РБ Мониторинг наркотической ситуации в Республике Башкортостан по итогам 2012 года от 26.06.2012.
- Вопросы ведомственного и межведомственного взаимодействия в сфере противодействия наркопреступности Р.В. Ибрагимова Системный профилактический подход к проблеме наркотической безопасности в Республике Башкортостан. Уфа, 2011. 177 с.