Начало XXI века характеризуется экономическим кризисом для экономик всего мира. Сложившаяся ситуация заставляет бизнес-сообщество задуматься над поиском механизмов, способствующих выживанию и развитию современных предприятий, организаций и учреждений. Важнейшим ресурсом на данном этапе становятся люди – «человеческий капитал», а инвестиции в него – это стимул непрерывного образования на протяжении всей жизни.
В современной теории и практике управления выделяется новое направление – образовательный менеджмент. Этот феномен распространяется не только на образовательную сферу, но и на производственную. Образовательный менеджмент – это управление организацией посредством образования, создания такой образовательной среды, которая способствовала бы эффективному
компетентностному росту персонала, его творческому развитию, активированию интеллектуального потенциала сотрудников, получению актуальных и своевременных знаний.
В современных организациях требуется всё больше внимания уделять вопросам образовательного менеджмент, а это значит, необходимо рассмотреть возможность введения новой должности – образовательный менеджер.
Так кто же такой «образовательный менеджер»? Каковы его роли, направления деятельности? Какими компетенциями он должен обладать и какими методами их можно формировать?
Образовательный менеджер – это и руководитель, для которого важна эмоциональная атмосфера в коллективе, учёт интересов разных
групп, предотвращение конфликтов; это и аналитик; предприниматель, со своей способностью рисковать, находиться на пике инноваций; супервайзер, владеющий современными методами и приёмами контроля; это и лицо, принимающее решение, хорошо знающее этапы и методы принятия решения; менеджер знаний; это управляющий, способный стратегически мыслить и воплощать стратегии на практике; член организации, живущий по её законам, знающий её особенности, объединяющий и координирующий работу других.
Для того, чтобы осуществить все эти роли, образовательный менеджер должен обладать способностями к следующим видам деятельности: научно-исследовательской, научно-педагогической, проектной, управленческой и организаторской. При этом такой специалист должен обладать соответствующими индивидуально-личностными качествами и профессиональной компетентностью,
которая может быть представлена как совокупность социально-педагогической, организационно-управленческой, научно-исследовательской, межкультурной и рефлексивно-креативной компетенций. [1, с.332]
Характеристика компетенции связана со способом её формирования. Невозможно сформировать компетенцию без включения в процесс
деятельности. В этом смысле тренинговая технология образования является эффективной, так как способствует развитию необходимых индивидуально-личностных качеств, способностей применять знания, умения и навыки на практике, для решения жизненно важных задач.
В рамках тренинга могут быть решены различные задачи: отработка профессиональных навыков и умений, формирование рабочей
позиции, анализ системы мотивации персонала в организации, диагностика коллектива, подбор необходимого персонала для осуществления проекта или на конкретную должность, решение конфликтной ситуации, формирование навыков целеполагания, планирования или тайм-менеджмента и др.. Подбор тренинга зависит от той задачи, которую ставит руководство перед коллективом, рабочей группой.
Использование тренингов в педагогической деятельности позволяет мне избежать излишней теоретизированности, усилить практическую составляющую в подготовке магистров в области образовательного менеджмента, активизировать студентов, развивать их творческий инновационный потенциал.
В рамках проекта «Темпус» с 2011 года в СмолГУ осуществляется подготовка магистров по направлению 050100 Педагогическое образование по программе «Образовательный менеджмент».
Дисциплина «Образовательный менеджмент и организационная культура» изучается магистрантами в 1-3 семестрах и рассчитана на 6 зачётных единиц, 84 аудиторных часа (12 часов – лекции, 72 – семинарские и практические занятия). Цель освоения данной дисциплины заключается в формировании у студентов профессиональных компетенций, необходимых для квалифицированной деятельности в области обучения и развития персонала различных организаций, а так же в выполнении управленческих функций в сфере образования.
В рамках ФГОС ВПО по направлению подготовки 050100 указаны следующие профессиональные компетенции, которыми, на мой взгляд, должен обладать, образовательный менеджер:
- способность осуществлять профессиональное и личностное самообразование, проектировать дальнейший образовательный маршрут и профессиональную карьеру (ОПК-2);
- способность применять современные методики и технологии организации и реализации образовательного процесса на различных образовательных ступенях в различных образовательных учреждениях и организациях разного типа (ПК-1);
- готовность использовать современные технологии диагностики и оценки качества образовательного процесса (ПК-2);
- способность формировать образовательную среду и использовать свои способности в реализации задач инновационной образовательной политики (ПК-3);
- способность анализировать результаты научных исследований и применять их при решении конкретных образовательных и исследовательских задач (ПК-5);
- готовность использовать индивидуальные креативные способности для оригинального решения исследовательских задач (ПК-6);
- готовность самостоятельно осуществлять научное исследование с использованием современных методов науки (ПК-7);
- готовность к систематизации, обобщению и распространению методического опыта (отечественного и зарубежного) в профессиональной области (ПК-9);
- готовность изучать состояние и потенциал управляемой системы и её макро- и микроокружения путем использования комплекса методов стратегического и оперативного анализа (ПК-10);
- готовность исследовать, проектировать, организовывать и оценивать реализацию управленческого процесса с использованием инновационных технологий менеджмента, соответствующих общим и специфическим закономерностям развития управляемой
системы (ПК-11);
- готовность организовывать командную работу для решения задач развития образовательного учреждения, реализации опытно-экспериментальной работы (ПК-12);
- готовность к осуществлению педагогического проектирования образовательной среды, образовательных программ и индивидуальных образовательных маршрутов (ПК-14).
При организации практических занятий были проведены тренинги по следующим темам: «Целеполагание», «Коммуникативная компетентность», «Лидерство и руководство», «Мотивирование персонала», «Управление временем и самоменеджмент», «Командообразование и работа в команде», «Психология управления» и др.
Для подготовки специалистов в рамках данной образовательной программы тренинги имеют особое значение, они являются и методом обучения, и предметом обучения, так как образовательный менеджер должен владеть технологией проведения тренингов в любом профессиональном коллективе.
В связи с этим, магистрантам было предложено разработать (эта часть является домашним заданием) и провести управленческий тренинг в соответствии с рассмотренными на семинаре требованиями к организации и проведению тренингов. В качестве контрольной была выбрана группа студентов 5 курса специальности «Менеджмент организации». Тренинги проводились в рамках дисциплины
по выбору для данной специальности «Образовательный менеджмент», что позволило приблизить ситуацию к реальной действительности.
Таким образом, ценность описанного опыта заключается во взаимопроникновении и пересечении методов и предметов обучения студентов разных специальностей, в практикоориентированном подборе учебного материала в соответствии с образовательным запросом и использовании тренинговой технологии для формирования компетентности образовательных менеджеров.
Библиографический список
- Образовательный менеджмент: учебное пособие для магистратуры по направлению «Педагогика» / Иванов Е.В., Певзнер М.Н., Петряков П.А., Федотова Г.А., Шерайзина Р.М., Ширан А.Г./ сост. и общ. ред. Иванова Е.В., Певзнера М.Н. – Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2010.