Современный российский рынок программного обеспечения перегружен разнообразными программными средствами для автоматизации всех процедур диагностики уровня знаний. Эти продукты часто дублируют друг друга, но встречаются и действительно уникальные и интересные решения, для адекватного анализа которых необходимо использовать унифицированный комплекс показателей классификация.
В данной статье предложен один из вариантов системы признаков для классификации система компьютерной диагностики знаний различных категорий испытуемых. Система включает следующий комплекс признаков [1, 2]:
- Комплексность. Характеризуется набором базовых процедур, которые реализованы в системе. К базовым процедурам можно отнести: подготовку тестовых материалов, планирование сеансов тестирования, проведение тестов, мониторинг процесса тестирования, анализ первичных и вторичных протоколов тестирования. Соответственно с этим критерием системы компьютерного тестирования можно разделить на: комплексные, которые поддерживают основные процедуры компьютерной диагностики; плезиокомплексные (или почти комплексные), которые поддерживают основные ключевые процедуры компьютерного тестирования, но отсутствует один из этапов; не комплексные, такие системы поддерживают, как правило, только две процедуры компьютерного тестирования: подготовку тестовых материалов и проведение сеансов тестирования.
- Независимость диагностических модулей. Характеризуется особенностями реализации программных моделей диагностической системы. В соответствии с этим признаком можно выделить следующие типы: зависимые, которые могут быть частью подсистемой комплексной автоматизированной системы управления учебным процессом образовательного учреждения и независимые, которые являются самостоятельными системами.
- Архитектура сеанса тестирования. Характеризуется комплексом поддерживаемых технических режимов проведения сеансов тестирования. В соответствии с данным основанием системы компьютерного тестирования классифицируются на: локально-ориентированные системы компьютерного тестирования, которые ориентированы на индивидуальное тестирование с формированием и анализом первичных протоколов тестирования испытуемых в пункте тестирования; ориентированные на сетевое тестирование, которые характеризуются наличием в архитектуре системы – специализированного сервера тестирования, который реализует все основные функции, в пункте тестирования устанавливаются программы-клиенты, взаимодействующие с этим сервером; web-ориентированные системы компьютерного тестирования, предназначенные для организации тестирования через глобальную сеть Internet, такие системы могут быть реализованы в форме нативных приложений или с помощью облачных технологий; бланочные системы компьютерного тестирования, которые не рассматриваются для проведения сеансов тестирования с помощью компьютера, а предназначены лишь для подготовки диагностических материалов для организации различных форм бланочного тестирования и последующего анализа его результатов; плезиоуниверсальные системы компьютерного тестирования предназначенные для поддержки нескольких различных режимов компьютерного тестирования; универсальные мультиплатформенные системы компьютерного тестирования в которых реализованы любые режимы проведения сеанса тестирования.
- Формат выходных тестовых материалов. Данный признак классификация зависит от архитектуры сеанса тестирования, но разница в том, что акценты делаются не на технологическое основание организации сеанса тестирования, а на формат тестового пакета, который, безусловно, зависит от способа проведения сеанса тестирования. По данному основанию компьютерные системы тестирования можно разделить на: системы с дигитальными системозависимыми выходными тестами, которые можно «проигрывать» только в инструментальном пространстве системы компьютерного тестирования, как правило, через специальную подсистему тестирования, которая инсталлируется на компьютер испытуемого; системы компьютерного тестирования с дигитальными автономными выходными тестовыми пакетами, которые можно применять за переделами пространства системы компьютерного тестирования, где они были созданы, как правило, тест компилируется в исполняемый файл или конвертируется в документ, с которым можно работать, используя прикладные программы общего назначения; системы компьютерного тестирования с бумажными выходными тестовыми материалами, которые предназначены для использования в процессе подготовки диагностических материалов для бланочного тестирования; универсальные системы компьютерные тестирования, поддерживающие широкий спектр форматов выходных тестовых пакетов.
- Назначение системы компьютерного тестирования. По типу тестовых материалов, рассмотренных в целевом аспекте, системы компьютерного тестирования можно разделить на: контролирующие системы, предназначенные для создания диагностических материалов для проверки уровня знаний, удовлетворяющие соответствующим требованиям; обучающие системы, которые позволяют раскрыть обучающий потенциал компьютерных тестов; системы для генерации и создания психологических тестов; универсальные системы компьютерного тестирования, поддерживающие несколько типов тестов.
- Основная структурная единица. Характеризуется ключевыми принципами, которые лежат в основе построения базы данных системы компьютерного тестирования. Можно выделить два типа таких систем: компьютерные системы тестирования, предназначенные для создания заданий в тестовой форме (такие системы имеют богатую палитру средств ранжирования, группировки, фильтрации, поиска, сортировки и позволяют собирать тестовые пакеты на основе заданий, хранящихся в базе заданий в тестовой форме, как в контексте выделенных тематических единиц, так и интегрированные); системы компьютерного тестирования, ориентированные на тест (такие системы не содержат базы заданий в тестовой форме, а задания существуют только в рамках тестовых пакетов).
- Надежность взаимодействия пользователя и системы компьютерного тестирования. Характеризуется процедурной и системной надежностью процедуры компьютерного тестирования. Процедурная надежность здесь понимается в контексте достоверности результатов тестирования. На процедурную надежность оказывают влияние: возможность использования других программных продуктов и электронных материалов пользователем во время проведения сеанса компьютерного тестирования, режим и способ выбора теста и испытуемого при инициализации сеанса тестирования и т.п. Системная надежность зависит от наличия возможности возобновления сеанса компьютерного тестирования без потерь после мягкого сбоя в системе (потеря оперативной памяти). В соответствии с этим основанием системы компьютерного тестирования классифицируются на: системы без защиты процедуры тестирования (в таких системах отсутствуют любые механизмы обеспечения процедурной и системной надёжности); системы со средним уровнем защиты процедуры тестирования (обладают средствами обеспечения процедурной или системной надёжности процедуры тестирования); системы с максимальным уровнем защиты процедуры тестирования (в таких системах реализованы механизмы обеспечения процедурной и системной надёжности процедуры тестирования).
- Максимальное количество элементов ответов заданий в тестовой форме. Зависит от максимально допустимой величины вариантов ответов, которые система позволяет создавать в заданиях в тестовой форме. В соответствии с данным основанием системы компьютерного тестирования можно поделить на: системы компьютерного тестирования с ограниченным числом вариантов ответов (в таких системах максимально допустимая величина вариантов ответов равна четырем или пяти); системы компьютерного тестирования с условно ограниченным количеством элементов вариантов ответа (такие системы поддерживают ограниченное количество вариантов ответов, но максимально допустимое значение очень большое, например, сто или тысяча); системы компьютерного тестирования с неограниченным количеством вариантов ответов.
- Поливариантность тестовых заданий. Задается возможностью создавать для каждого задания теста некоторого множества допустимых заданий в тестовой форме (например, фасета) и во время сеанса тестирования система каждый раз делает выборку из элементов этого множества и визуализирует для решения испытуемому. В соответствии с этим системы компьютерного тестирования можно классифицировать на те, которые поддерживают поливариантность и те, которые не поддерживают.
Библиографический список
- Никифоров,О.Ю. Анализ подсистемы тестирования СДО MOODLE // Информационные технологии в науке и образовании: Материалы Международной научно-практической интернет-конференции. –Шахты: Изд-во ЮРГУЭС, 2008. – 238 с.
- Голубев, О. В. Электронный учебно-методический комплекс в СДО Moodle (на примере курса «Математика и информатика»)/О. В. Голубев, О. Ю. Никифоров//IV Международная научно-практическая конференция «Современные информационные технологии и ИТ-образование» 14-15 дек. 2009 г.). -М.: -С. 267-273.