ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТНОГО ПОТЕНЦИАЛА В НОВОЙ ТЕХНИЧЕСКОЙ И ИНФОРМАЦИОННОЙ РЕАЛЬНОСТИ

Дружилов Сергей Александрович
Научно-исследовательский институт комплексных проблем гигиены и профессиональных заболеваний СО РАМН
кандидат психологических наук, доцент, ведущий научный сотрудник отдела Экологии человека

Аннотация
Человек создал «вторую природу» – техническую и информационную реальность, которая детерминирует формирование личности. Персональная картина мира человека содержит образную и понятийную составляющие. Доминирование образной составляющей является следствием манипулятивного способа представления информации. В современном мире человек становится объектом информационного давления. Конструктивным подходом к построению новой реальности представляется возвращение к переосмысленной идее ноосферы.

Ключевые слова: индивидуальный ресурс человека, информационная среда, искусственная реальность, картина мира человека, личностный потенциал, преобразование сознания, техносфера


PROBLEMS OF THE DEVELOPMENT OF PERSONAL POTENTIAL IN THE NEW OF TECHNICAL AND INFORMATION REALITY

Druzhilov Sergei Aleksandrovich
Research Institute for Complex Problems of Hygiene and Occupational Diseases SB RAMS
PhD of Psychological Sciences, Assistant Professor, leading scientific worker of the Department of Human Ecology

Abstract
Mankind has created a "second nature" – the technical and informational reality that determines the formation of personality. Personal picture of the world of the human has figurative and conceptual components. Dominance figurative component is a consequence of the manipulative ways of presenting information. In today's world, man becomes the object of information pressure. A constructive approach to creating a new reality is a return to reconsideration the idea of the noosphere.

Keywords: artificial reality, individual resource of the man, informational environment, personal potential, picture of the world of man, technosphere, transformation of consciousness


Рубрика: 19.00.00 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Дружилов С.А. Проблемы развития личностного потенциала в новой технической и информационной реальности // Современные научные исследования и инновации. 2013. № 6 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2013/06/25188 (дата обращения: 28.03.2024).

Формирование личностного потенциала (в том числе и индивидуального ресурса профессионального развития [1]), как и развитие человека как личности и как субъекта жизни и деятельности (в том числе профессиональной [2]) не может рассматриваться вне конкретного исторического и социально-экономического контекста. Возникновение новой реальности влечет за собой и новые условия формирования и развития личности.

Человек создает «вторую природу», искусственную, техническую и технологическую реальность (техносферу). В горизонте внешнего мира (по Ю. Хабермасу – одного из трех «основных миров», наряду с социальным и внутренним миром) [3] техническая, информационно насыщенная, реальность уже воспринимается как нечто сущее, влияющее на жизнь и деятельность человека.

Б. И. Кудрин выдвинул идею философско-технических оснований третьей картины мира и новой науки о закономерностях развития техники – технетики. Техника, являющаяся творением человеческого разума, по мере ее усложнения и распространения, наделяется определенной «самостоятельность» и способностью к «саморазвитию», изменяя жизнь человека, но вместе с тем все более настойчиво предъявляющая свои требования к нему [4]. Приверженцы технетики отмечают, что техническая реальность уже в значительной степени обеспечивает не потребности человека, а свои собственные; при этом та ее часть, которая «работает на себя», нарастает и интеллектуализируется гораздо более высокими темпами, чем та, которая «работает на человека» [5]. Специалисты по проблемам глобализации приходят к выводу, что хотим мы или нет, но «мы живем в этой новой реальности, которая поддается познанию хуже, чем привычный и поэтому комфортный “старый мир”, – в который, как обычно, уже нет и никогда не будет возврата» [6, с. 15].

На рубеже 90-х годов XX века резко усиливающееся влияние информации на жизнь человека привело к необходимости выделения еще одной стороны «второй природы» – информационной. То, что сейчас XXI век называют «информационным», отражает реальные тенденции, проявляющиеся в планетарном масштабе. Информационная среда, как часть новой реальности, является одним из важнейших атрибутов и факторов развития как социума в целом, так и каждого отдельного человека. В этом смысле информационная среда становится ресурсом формирования и развития личности.

Под информационной средой, в общем случае, понимается совокупность информационных условий существования человека – наличие информационных ресурсов, характеризующихся их распространенностью, доступностью, качеством, развитостью информационной инфраструктуры.

Информация важна для человека при как выполнении им профессиональной деятельности, так и в его жизнедеятельности в целом. С точки зрения информационного подхода, деятельность специалиста и жизнедеятельность любого человека вообще имеет сходные черты и черпает ресурсы из сходных источников. В широком аспекте, информационная среда оказывает влияние на генезис человечества в целом.

Профессиональная деятельность в современных условиях осуществляется на основе имеющейся у специалиста информации об объекте деятельности, способах деятельности, возможных их последствиях и т.д., того, что называют внутренней, концептуальной моделью деятельности (КМД), формируемой в голове специалиста в процессе профессионального обучения и уточняющейся в дальнейшей. КМД предстает как психическое образование, включающее в себя образную и понятийную составляющие, находящиеся во взаимном соответствии [7]. Для обеспечения деятельности специалист получает необходимую ему информацию, организованную в виде некоторой информационной модели (по терминологии инженерных психологов).

Если поступающая (в процессе деятельности) информация недостаточна, или «зашумлена» помехами, либо ее интенсивность превышает «пропускную способность» человека, либо она плохо организована (известный в инженерной психологии феномен «разбегания стрелок» приборов в кабине пилота), не согласуется с образной и понятийной составляющей КМД, то деятельность имеет негативные последствия. Проявляться они могут в срыве деятельности, аварийности, возникновении негативных состояний человека, профессиональных деформациях личности [8] и др.

Ранее нами было показано, что в условиях новой технической и информационно насыщенной реальности многие концепции инженерной психологии, изначально разработанные для человеко-машинных систем (СЧМ) могут быть распространены на неоператорские виды деятельности [9]. Это относится и к концептуальной модели деятельности, которая может быть свойства которой быть распространены на индивидуальную психическую модель мира человека (ММЧ), называемой также его картиной мира.

Не только в профессиональном труде, но и в жизни вообще человек повседневно связан с информацией: получает ее, перерабатывает, использует при принятии жизненных решений. На основе информации у человека формируется картина мира, определяющая отношение человека как субъекта жизни к действительности. Можно предположить, что в персональной картине мира (ММЧ), как и в КМД [7], есть два «раздела»: образный и понятийный.

Во многом картина мира формируется глобальными СМИ с использованием информационных технологий. При этом упор делается на образную составляющую (следуя крылатому выражению А. Кончаловского, «картинка сильнее слова») – тогда информационные технологии минуют фильтр сознания и воздействуют непосредственно на чувства. Такой «перекос» в подаче информации ослабляет значимость второй сигнальной системы человека. В результате понятийная и образная составляющие в картине мира слабо коррелируют друг с другом, что является признаком плохо организованного сознания и следствием манипулятивного способа представления информации.

Информация всегда сопровождала технологические процессы, направленные на преобразование окружающей среды. Под технологией традиционно понимается совокупность методов обработки, изменения состояния, свойств сырья или полуфабриката. Возникший в последние годы термин «информационные технологии» наталкивает на аналогии, согласно которым в качестве объекта воздействия в ряде случаев выступает сознание человека. Приметой нашего времени стало изменение направленности информационных технологий на более прибыльный бизнес – преобразование человеческого сознания (как индивидуального, так и коллективного).

Фактором первичного формирования личности, ее мировоззрения, жизненных установок, сознания является семья, школа, ближайшее окружение. Но изменением сознания человека занимается (в том числе целенаправленно!) более широкий круг заинтересованных в этом субъектов. Стратегия современного маркетинга (в отличие от классического, по Ф. Котлеру) направлена не на приспособление товара к потребителям, а на приспособление потребителей к уже изменившемуся товару, формирование новых потребностей.

Средства массовой информации (СМИ), подбирая сообщаемые факты и включая в определенном наборе в «повестку дня» то, что и как, по их мнению, нужно освещать, могут оказывать сильнейшее воздействие на аудиторию. Телережиссеры с гордостью заявляют о том, что они не просто передают ежевечерние новости, они их делают.

Следует признать, что человечество создало слишком сложный, – для восприятия отдельным человеком, его индивидуальным интеллектом, – мир. В этом мире, не осознавая его базовые закономерности, «обычный» человек не в состоянии предвидеть последствия своих усилий и направление своего развития. В результате, как отмечает М. Г. Делягин, индивидуальное сознание, инстинктивно защищаясь от всего слишком нового и сложного и сберегая силы для решения повседневных проблем, старается не замечать качественных усложнений и повышения многообразия своей среды обитания, либо отгородиться от него, погружаясь в некоторый виртуальный мир [6].

В результате получило широкое распространение явление ухода человека от реальности. Сбылись предсказания польского футуролога Станислава Лема (Stanisław Lem, 1921-2006 гг.) ,высказанные более тридцати лет назад: в современном мире люди оказались в ситуации информационного давления, массовой фальсификации информации [10]. СМИ стали реальной силой: это уже не «четвертая», а «первая» власть. Изобилие информации, в которой человеку трудно самостоятельно разобраться, заставляет его безоговорочно «отдаться» в объятия различных комментаторов и ведущих. С другой стороны, те, кто искал возможность вытеснить свои внутренние проблемы или восполнить недостаток внутреннего содержания впечатлениями внешнего мира, могут реализовать это. Можно сказать, что телезрители «сами обманываться рады». По мнению французского психолога Сержа Московичи (Serge Moscovici), уже сформировался особый тип человека – «человек публики» [11]. Он, в отличие от «человека толпы», не участвует в уличных акциях, он тихо и мирно сидит в своей комнате перед экраном телевизора, поглощая жвачку – винегрет из телесериалов, «аншлагов» и «фабрик звезд» и «танцев со звездами».

Лавинообразное производство информации вызвало новые проблемы. Работа людей квалифицированного умственного труда связана с поиском, обработкой, использованием информации. При удвоении ее объема каждые 7–10 лет все труднее находить нужные сведения, – даже с использованием ресурсов глобальной информационной сети. В результате сугубо научную статью, опубликованную в научном журнале определенной направленности, читают в среднем 1,3 человека, не считая тех, кто работал над ней. В то же время пятая часть НИР дублирует друг друга. Считается, что работу стоимостью до 50 тыс. долларов рентабельней провести заново, чем искать необходимую информацию.

Для того, чтобы «удержаться на плаву» в информационном потоке, человеку необходимо распознавание качества информации, полное непринятие несущественной, рекламной, второразрядной, попросту лишней информации.

Не новость, что система образования помогает контролировать восприятие реальности людьми и влияет на формирование системы ценностей. Начавшиеся глобальные по своим последствиям изменения в образовании (переход от знаниевой парадигмы – к компетентностной) ведут к изменению восприятия мира не только отдельной личностью, но и обществом. Отказ от комплексного подхода в обучении в пользу «натаскивания» на отдельных примерах приводит к утрате человеком навыков самостоятельного мышления.

Представшая взору картина не радует. Можно уповать на идеи экзистенциалистов об ответственности личности за то, кто она и чем она станет. Действительно, перед каждым человеком стоит задача наполнить свою жизнь смыслом – при всей абсурдности мира. Но изменение культуры (в широком ее понимании) общества в реальности начала XXI века, приводит к изменению ценностей, смысла, понятия жизненного успеха и средств его достижения [12].

Конструктивным подходом к целенаправленному построению обновленной реальности могло бы стать возвращение (в переосмысленном формате) к идее ноосферы как рукотворной сферы разума, науки, предложенной французскими мыслителями  и Эдуардом Леруа (Le Roy, Edouard) и Пьером Тейяром де Шарденом (Pierre Teilhard de Chardin) в 1927 г. и развитой нашим соотечественником В.И. Вернадским.


Библиографический список
  1. Дружилов С.А. Индивидуальные ресурсы профессионального развития человека // Человек и образование. 2006. № 6. С. 56–60.
  2. Дружилов С.А. Индивидуальный ресурс профессионального развития как необходимое условие становления профессионализма человека // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2010. № 5. С. 145–148.
  3. Хабермас Ю. Демократия, разум, нравственность. М.: Наука, 1992. 176 с.
  4. Кудрин Б.И. Введение в технетику. 2-е изд., переработ. и доп. Томск: Изд-во Томск. гос. ун-та, 1993. 552 с.
  5. Гнатюк В.И. Закон оптимального построения техноценозов. Выпуск 29. Ценологические исследования. М.: Изд-во ТГУ – Центр системных исследований, 2005. 384 с.
  6. Делягин М.Г. Драйв человечества. Глобализация и мировой кризис. М.: Вече, 2008. 528 с.
  7. Дружилов С.А. Освоение студентами модели профессии и профессиональной деятельности как необходимое условие профессионализации // Образовательные технологии и общество (Educational Technology & Society). 2010. Т. 13. № 4. С. 299–318.
  8. Дружилов С.А. Профессиональные деформации как индикаторы дезаптации и душевного неблагополучия человека // Сибирский педагогический журнал. 2010. № 6. С. 171–178.
  9. Дружилов С.А. Применение концепций инженерной психологии к профессиям, традиционно не считающихся операторскими // Психологическая наука и образование http://www.pryedu.ru. 2011. № 1. С. 170–180.
  10. Лем С. Молох : [сб.: пер с пол.]. М.: АСТ: Транзиткнига, 2005. 781 с.
  11. Московичи С. Век толп. Исторический трактат по психологии масс / Пер с франц. М.: Академический проект, 2011. 396 с.
  12. Дружилов С.А. Нравственные аспекты успеха человека в обществе // Ценности и смыслы. 2009. № 1. С. 90–102.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Дружилов Сергей Александрович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация