За 2012г. произошло
снижение числа субъектов малого предпринимательства (без учета микропредприятий).
На 1 января 2013г зарегестрировано 238,1 тыс. против 242,7 тысяч годом ранее. Среднесписочная
численность занятых сократилась на 3%. [13]
Произошло и снижение объема оборота малых предприятий по данным
Госкомстата РФ за год также на 3%, без учета индекса потребительских цен. Статистические данные представлены в
таблице 1. За 5 лет число малых предприятий сократилось на 18,7%. Если
учитывать индекс потребительских цен, то никакого роста оборота малых
предприятий нет в природе, а есть незначительное окращение.
Таблица 1
Показатели деятельности малых
предприятий (без микропредприятий) на конец года [13]
Показатель |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
Число предприятий, тыс. |
282,7 |
227,8 |
226,8 |
242,7 |
238,1 |
Среднесписочная численность, тыс. человек |
6217,1 |
5727,1 |
6470,2 |
6557,6 |
6362,4 |
Среднесписочная численность на 1 предприятие |
21,99 |
25,1 |
28,5 |
27,0 |
26,7 |
Оборот малых предприятий, млрд. рублей |
10093,5 |
8805,9 |
13324,6 |
15584,8 |
15116,3 |
Инвестиции в основной капитал, млрд. рублей |
317,4 |
252,8 |
321,3 |
282,0 |
364,5 |
Основная проблема малого предпринимательства, прежде всего, занятого
в промышленности – нехватка финансовых средств, что особенно явно
продемонстрировал в период экономического кризиса и стагнации. Сфера малого
предпринимательства в данный трудный период оказалась не в состоянии
существенно облегчить экономические и социальные издержки для граждан и
государства. Громкое провозглашение политики модернизации отечественной экономики
как национального приоритета подтверждает тот факт, что малые инновационные
предприятия еще не стали полноценным сегментом национальной инновационной
системы и в целом мало способствуют развитию страны на принципах «экономики
инноваций». [3, c. 37]
Развитие субъектов малого предпринимательства определяется дуальной
природой инновационных процессов, включающих в себя, с одной стороны,
имитационные инновации, с другой – комплементарные инновационные элементы.
Первый тип инноваций указывал в своих работах еще Й. Шумпетер, который писал,
что новаторам и предпринимателям постоянно угрожают имитаторы, жаждущие
выпустить аналогичные продукты. [5; 12, c.
119] Очевидно, что имитаторов больше. Государство в своей политики поддержки
малого предпринимательства должна, прежде всего, поддерживать именно малые
инновационные предприятия. К сожалению, в России сложился периферийный
капитализм основанный на обычаях и традициях, можно говорить о тенденции
замкнутого круга, что периферийная экономика не в состоянии выбраться из рамок
постоянного истощения. [14, c. 294-297]
В кризисный период ставки по кредитам резко выросли. Если в начале
2008г. они составляли 13%, то к концу года достигли 20%, а в 2009г. – 27%, оказавшись
на уровне 2002 года. [6, c.19-20]
Данная тенденция стала изменяться в лучшую сторону только к концу 2009г.,
согласно данным Общероссийской
общественной организации «Опора России», в ноябре 2009 года для 15%
предпринимателей привлечь заемные средства стало чуть проще (в январе 2009 года
аналогичная доля составляла лишь 8%). Количество предпринимателей, для которых
привлечь финансовые средства было сложно либо невозможно, сократилось (56% в
ноябре против 75% в январе 2009 года), но ситуация все равно остается сложной. В
2012г. предприниматели отмечали, чем дольше срок кредита, тем сложнее его
получить. 44% опрошенных считают, что получить долгосрочные кредиты (более 3
лет) сложно или невозможно [11, с. 29] Немаловажны
дальнейшие шаги для создания законодательной среды для развития малого бизнеса
Мы считаем не верным отказ в новом ФЗ о предпринимательстве от дифференциации
малых предприятий по сферам деятельности.
Брялина Г.И. утверждает, что
результативность программ поддержки малого бизнеса на региональном уровне в
последние годы оказалась на низком уровне. [2, с. 93] Недостаточно применяется
субсидирование как фактор развития малого бизнеса в регионах страны.
Малоразвита кооперация малого и среднего бизнеса с крупными предприятиями.
Увеличивается и налоговая нагрузка на бизнес, в 2012г. она была больше,
чем в 2010г.[10, с. 220] Все это крайне негативно ударило по индивидуальным
предпринимателям
В условиях нестабильности мировой и отечественной экономики малые
предприятия являются оптимальной формой производства в условиях повышенного риска.
Кроме этого, очевидно, что одна из составляющих функций малого бизнеса –
вовлечение в производство материальных и финансовых сбережений населения и
генерирование новых рабочих мест. [1, c. 59] Пока все, что довольно хорошо разработано в теории, ни как
не может найти реализацию на практике.
Крупный бизнес при содействии чиновников выдавливает малый бизнес из
привлекательных сегментов рынка, особенно из сферы услуг. Хандриков утверждает,
что в Санкт-Петербурге «Матвиенко «зачистила» весь мелкорозничный бизнес» [15,
с. 195] Очевидно, что лобби крупного бизнеса доминирует в отечественной
экономике. Доминирует принцип сиюминутного обогащения в России и тип
предпринимателей относящихся к спекулянтам. [8, c. 125; 4, с. 269-270; ]
По данным различных социологических опросов россияне лучше всего
относятся к представителям малого предпринимательства. [7] В данной ситуации
государству нужно задуматься как улучшить имидж предпринимателей. Ведь
предпринимательской деятельностью год от года хочет заниматься все меньше
экономически активного населения. Мечты половины россиян устремились к
чиновничьей карьере. Что и не удивительно?! Уровень административного давления
на малый бизнес только увеличивается. Сейчас нельзя решить не одной
существенной проблемы без участия чиновника. [15, с. 204] Зачем, что-то
создавать, лучше что-то регулировать, контролировать и перераспределять.
Еще в 2001г. С.А. Иванов писал, что «приходиться констатировать, что
в настоящее время колоссальный потенциал малого бизнеса не использован в России.
Это обстоятельство не просто досадно, оно чрезвычайно опасно и для российской
экономики и политической стабильности в стране» [9, c. 4] На дворе уже 2013г., а
высказывание профессора все еще актуально, особенно про угрозу политической
стабильности, ведь в последних огромных протестных митингах (2011-13гг.)
выступал, прежде всего, средний класс России, который на данный момент времени
не способен в массе своей самореализовываться в малом предпринимательстве. По
данным опубликованным Опорой России в 2012г. более 50% опрошенных считают, что
открытие нового дела сопряжено со значительными трудностями или невозможно. [11, c. 18] Как действующая
власть будет менять данную тенденцию совершенно не ясно. Пока больше слов, чем
дела. Зачастую само сообщество мелких предпринимателей повторяет государству:
не надо помощи, главное не мешайте работать.
В данной ситуации, подводя итог анализа можно констатировать, что перспективы
малого бизнеса в Российской Федерации туманны, а его потенциал практически не
используется.
Библиографический список
- Афанасьев В. Малый бизнес: проблемы становления // Российский экономический журнал, 1993 № 2 С. 59-66
- Брялина Г.И. Механизмы поддержки развития малого бизнеса в России // Инженерный вестник Дона, 2011 Т. 15 № 1 С. 89-93
- Бухвальд Е., Виленский А. Услуги в системе государственной поддержки малого и среднего предпринимательства // Вестник института экономики РАН, 2012 № 4 С. 36-50
- Гурьянов П.А. Классификация предпринимателей по стадиям развития // Современные аспекты экономики, 2008 № 3 С. 269-271
- Гурьянов П.А. О предпринимательстве // Современные научные исследования и инновации. – Июль, 2011 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2011/07/1453
- Гурьянов П.А. Совершенствование механизма взаимодействия предприятий малого промышленного бизнеса и государства. Автореф. дис. … канд. экон. наук. – СПб., 2011
- Гурьянов П.А. Социальный образ предпринимателя в России. // Современные научные исследования и инновации. – Август, 2011 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2011/08/1632
- Гурьянов П.А. Что такое предпринимательство и кто такой предприниматель // Современные аспекты экономики, 2007 № 9 С. 124-127
- Иванов С.А. Государственная поддержка малого предпринимательства в условиях нестабильности внешней среды. Автореф. дис. … докт. экон. наук – СПб., 2001
- Майорова Л.Н. Исследование основных проблем развития малого и среднего предпринимательства // Теория и практика общественного развития, 2013 № 3 С. 219-222
- Предпринимательский климат в России: индекс опоры 2012г.
- Плосконосова В.П., Романенко Е.В. Деловая среда развития предпринимательства и формирование источников предпринимательской ренты // Вестник СибАДИ, 2012 № 1 С. 116-120
- Сайдуллаев Ф.С Динамика развития малого предпринимательства в регионах России в 2012г.– М., 2013 – 33 с.
- Тертышный С.А. Институционально-экономическая природа теневой экономики и ее роль в условиях глобализации // Современные аспекты экономики, 2009 № 11 С.286-309
- Хандриков И. Записки предпринимателя-идеалиста 1976-2011гг [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.nisse.ru/business/article/article_1812.html?effort=1