Проблема жизни и смерти человека на протяжении многих веков находится в поле научных исследований философов, психологов, правоведов, врачей, демографов и других ученых. Актуальный ракурс исследования в данном поле связан с поиском причин объясняющих добровольный уход человека из жизни и выработкой мер, направленных на их нейтрализацию.
Проблема суицида характерна не только для России, она носит глобальные масштабы, руководитель Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Г.Г. Онищенко отмечает: «…К 2020 году суицид выйдет на второе место в мире как причина смерти, уступив первенство лишь сердечно-сосудистым болезням… Каждый день добровольно уходят из жизни почти три тысячи человек. Значит, каждый год по причине суицидов теряется примерно один миллион человек, т.е. 1,5% всех смертельных случаев…Масштабы проблемы еще более значительны, поскольку число попыток самоубийств существенно больше, чем число завершенных суицидов. Попытки превышают число самоубийств в 10-20 раз. В некоторых группах населения в 40 раз.…За последние 50 лет количество самоубийств в мире выросло приблизительно на 60 процентов. Особенно среди подростков, молодых людей…» [1].
Анализируя причины суицидального поведения, исследователи не готовы назвать какой-либо один, доминирующий фактор риска, в силу многоаспектности суицидального поведения, с одной стороны, как психологического феномена, а с другой, как социального явления. Так, например, Н.И. Трошина к факторам риска отклоняющегося поведения относит: чрезмерную коммерциализацию, культ силы и успеха любой ценой, безудержную рекламу, переориентацию в жизненных ценностях значительной части населения, распространенность печатной, кино- и видеопродукции, пропагандирующей насилие и жестокость, неприятие действенных мер по предупреждению, профилактике различных видов девиантного поведения и др. [2, с. 95].
В информационном обществе, в условиях развития интерактивного пространства и информационно-коммуникационных технологий, которые с каждым днем становятся более доступными населению, возрастает влияние еще одного фактора риска – киберпространства.
В январе-апреле, 2013 г. нами проведено исследование, целью которого стало изучение информации, способной выступить в качестве катализатора саморазрушающего поведения, в популярной среди подрастающего поколения социальной сети «Одноклассники». Для ее реализации были сформированы поисковые запросы для Интернет-ресурса: «суицид» и «подростковый суицид». В «Одноклассниках» анализу подверглись группы, содержащие в своем названии слово «суицид».
В процессе исследования таких групп выявилось 61, из них 8 групп – закрытые, 53 – открытые. Установлено, что группы сформированы в основном в период с октября 2012 г. по март 2013 г.. Количество групп посвященных суициду подвижно. Если в начале марта их насчитывалось 54, к концу месяца уже 61, а в первой декаде апреля сократилось до 58. Создателями таких групп являются молодые люди в возрасте от 10 до 24 лет, причем с преобладанием несовершеннолетних женского пола. Как правило, создателями групп являются жители городов, вместе с тем, необходимо отметить, что 2/3 основателей сообществ, пожелав остаться неизвестными, все-таки не указали свое местоположение. По половому составу объединения практически однородны. Возраст участников в основном не превышает 30 лет. Имена некоторых участников повторяются в нескольких группах (один человек может являться членом до 5 групп). От общего количества всех групп лишь пятая часть пользуется популярностью, численность которых приближается или превышает порог в 200 человек.
Анализ содержания коммуникативного взаимодействия участников открытых групп показывает: 8 групп посвящены музыкальным группам DepressiveSuicidalBlackMetalи Suicide Silence, тематика текстов которых связана с такими лексическими единицами, как «тоска», «апатия», «депрессия», «отчаяние», «самоубийство», «ненависть», «безумие», «сумасшествие»; в 2-х группах участники делятся стихами, посвященными суициду, несчастной любви и непониманию окружающих; в оставшихся 43 группах происходит обмен мнениями, советами относительно ухода из жизни.
В большинстве названий групп присутствуют слова неодобрения суицидального поведения: «против», «скажи нет», «отдел борьбы», «это бред», «opponent» и др.. В разделе «О группе» преобладают лозунги типа: «Люди, если вы против суицида, добро пожаловать в нашу группу», «Давайте бороться с суицидом, чтобы из-за какой-то ерунды мы не умирали!!!». Многие задаются целью помочь, поддержать: «Здесь вы можете написать о своей грусти, печали или одиночестве, но только не убивать себя», «В этой группе мы выслушиваем проблемы, советуем, консультируем, помогаем! Рассказываем как же хорошо жить, дышать воздухом, просто быть живым!» и пр. Однако, есть и другие призывы: «Добавляем фото или картинки суицида и позитива, кто же выиграет», «Кто ищет партнера для суицида… сюда».
Наиболее популярными темами для обсуждения являются: несчастная любовь и нежелание жить: «Что делать, если ничего уже не держит?», «Как помочь людям в такой ситуации, когда не хочется жить!», «Кому нужна помощь или совет, а может и поддержка – обращайтесь! Рада буду помочь!», «Суицид – это страшный грех!». Очень часто участники групп пишут о том, что им не хочется жить, потерян смысл, например, «…мне, всего лишь, будет в конце марта 16 лет. И несмотря на то, что я такая маленькая, я задумываюсь о смерти и о членовредительстве лет с 12-13 и по сей день. Я не вижу в жизни ничего хорошего, никакого позитива…». Некоторые участники просят, чтобы их отговорили от непоправимого поступка. К сожалению, имеют место быть и обращения противоположного содержания, встречаются вопросы о том, как легче распрощаться с жизнью: «Я не хочу жить, посоветуйте как можно быстро и не мучительно уйти на тот свет?!!».
В роли экспертов, желающих помочь, зачастую выступают сами участники групп, без специального образования, в том числе и несовершеннолетние. Например, Марина, 24 года: «Могу помочь избавиться от суицидных мыслей (только, если действительно есть такое желание)… Я не психолог, чтобы кидать заумные речи. Я просто знаю людей. Знаю ситуации. Знаю, как найти выход. Для каждого человека найду способ помочь»; Настя, 10 лет: «Всем, кому нужна помощь и поддержка, пишите в личку, помогу как смогу, подскажу как наполнить жизнь смыслом!!! (возраст не важен!!!)».
Группы, позиционирующие себя в качестве противников самоубийства, ценителей жизни и оптимистов, тем не менее, пестрят многочисленными фотографиями, иллюстрациями, изображающими суицидальные попытки: вскрытые вены; человек, выходящий из окна; предсмертные записки и т.п.
При анализе Интернет-материалов бросаются в глаза смелые заявления молодых людей о сиюминутном самоубийстве, однако по статистике, только в 10% суицидальное поведение подростков имеет целью именно свести счеты с жизнью, а в 90% случаев они стремятся привлечь к себе внимание.
Вероятность, что свои намерения отчаявшийся подросток осуществил или осуществит с легкой подачи виртуальных «друзей», всегда остается. Поэтому не случайно при проведении следственных мероприятий правоохранительными органами проводятся криминалистический осмотр изъятых системных блоков, сотовых телефонов погибших, истребуются данные Интернет-провайдера о том, с какими сайтами производилось соединение с компьютера погибших. Бесконтрольный доступ в Интернет несовершеннолетних не безопасен: дети и подростки, попадая в сеть, наблюдают удобную для себя философию, находят оправдания своим поступкам, пытаясь найти утешение среди «мудрых и опытных единомышленников», сталкиваются с немой преградой, осуждением или непониманием, что влечет глубокие личностные переживания, внутриличностные и межличностные конфликты, деструктивным способом разрешения которых может стать суицид.
Проведенное нами исследование показывает, что в качестве первичных превентивных мер суицидального поведения должны стать не ограничения доступа в сеть Интернет, а альтернативы в реальности, способные содействовать развитию и реализации коммуникативных компетенций, в режиме диалога и полилога, особенно с несовершеннолетними. Социальная Интернет-сеть выступает вторичным фактором риска суицидального поведения в конфликтной ситуации с участием потенциального пользователя сети Интернет, которая возникла в реальном пространстве и времени.
Библиографический список
- Линия смерти: интервью руководителя Роспотребнадзора Г.Г. Онищенко // Российская газета. 2013. №6032 (15 марта).
- Трошина Н.И. Главные факторы распространения девиантного поведения в современной России // Отклоняющееся поведение человека в современном мире: проблемы и решения : Материалы международной научно-практической конференции. Владимир, 2010.